Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:15, научная работа
Установившихся терминов для обозначения племени у бурят нет, каждое племя и род имеет свои термины. Так, у эхиритов и булагатов под словом якан - «кость» подразумевается племя; хонгодоровцы под словом ряжан понимают «род», под словом яhан - «племя и род»; у хоринцев слово эсэгэ - «отец» означает «племя». Например, хорьдой эсэгэ - «отец хорьдойский»; роды же, вышедшие из Халхи и Джунгарии, вовсе не имеют слова для обозначения племени, так как со времени переселения на Селенгу, Ангару и Лену они не имели -племенных объединений, жили маленькими родами.
ПЛЕМЕНА И РОДЫ БУРЯТ
БУЛАГАТ И ЭХИРИТ
БУХА НОЕН
МОЛОНТОЙ
РАЗДЕЛ 1. БУЛАГАТСКИЕ РОДЫ
ОБЩЕПЛЕМЕННЫЕ ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ
Старший сын Шаралдая - Бажи поселился в устье пади Алса (ныне Ново-Воскресенский участок), младший – Баламжи - на месте, где теперь стоит село Тальяны.
Шаралдаевцы говорят, что их место рождения и хранения материнского последа - устье Алсы и Харагуна (Шаралдай хунэй тоонто).
Отсюда они расселились по верхнему течению реки Иды и обжили не занятые до них места.
Первый тайлган шаралдаевцы устроили на горе Харанги. Принесли в жертву быка откормленного. От этого быка и получило это место свое название «Ухэр».
До революции этот тайлган являлся самым большим тайлганом (ехэ тайлга). Сюда съезжался весь нижний шаралдай (доода шаралдай), то есть улусы Укыр, Хадайл, Хоргелок, Хадартуй, Шарауhан, Хуhан-нуга и Хэлтэгэй.
Записано со слов 80-летнего Архинчи Асалханова из улуса Дундайлский Шаралдаевского булука Боханского аймака Иркутской области 29 ноября 1943 года.
Убай мэргэн
(б а т о р ш а р а л д а е в а рода).
Убай мэргэи происходил из улуса Дунда айл II шаралдаева рода, ныне Боханского аймака Иркутской области. Он был силен, меток в стрельбе, статен, высок и красив. На зэгэтэ аба, созванном в местности Нарин, недалеко от теперешнего города Черемхово, он победил Шеэтэй мэргэна. За это ему было присвоено звание силача - бухэ. После этого случая слава о нем распространилась повсюду по Западной Бурятии.
Один раз был созван зэгэтэ аба в долине реки Уды. правого притока реки Ангары, в местности Абалак. Когда прибыли все на место, то, по обычаю, каждый род должен был выставить стрелка. Выставленный стрелок должен во всеуслышание сказать, по какому месту он будет стрелять зверя. После охоты назначенные сборщики добычи определяли по ране, кому принадлежит данный зверь. Убай мэргэн сказал, что он умеет стрелять зверя в правую почку.
Облавщики разошлись по лесу, стрелки заняли свои места, а загонщики уехали с газаршинами вглубь. Там они были расставлены газаршинами на расстояние человеческого голоса. Охотники занимали площадь не менее 20-25 квадратных верст. Охота была удачна для Убая: то и дело на него наскакивали звери, и он без промаха поражал их. Кончилась охота, все облавщики вернулись в свои родовые табора. Вестовые при зажженных факелах зазывали охотников в свои табора, так как они возвращались ночью. Сборщики добычи поразились тому, что вся добыча была ранена в почки и потому принадлежала Убаю, мелочь же принадлежала другим стрелкам. Начальник облавы и его помощники распределяли добычу, и вся она досталась шаралдаеву роду. За это Убая возвели в звание «мэргэна». Его посадили на войлок, подняли на войлоке, по древнему обычаю, носили вокруг табора, пели ему хвалебные песни (магтаал), говорили приветствия.
После ужина молодежь собиралась вокруг облавного огнища (туудэбшиин гал), устраивала игры и пляски. Нередко на плясках пелись песни-состязания (мунгалгайн дуун) и песни-загадки (таабариин дуун).
Парни и девушки разбивались на два лагеря, или род выступал против рода, и состязались. Например, одна сторона про муруевских парней и девушек пела:
Мухар гура алаhамнай Думали, убили гурана -
Модошороhон зубалага ла, Оказался одеревеневшей
Мурын хубууд гэhэмнай Думали, парни муруевские
Зугаабэй зубалгад ла. Оказались тушами без песен. Баргар хандагай алаhамнай Убили огромного лося
Барабэй зубалга ла, Оказался большой падалью,
Баарайн басагад гэhэмнай Думали девушки
Башарбэй зубалгад ла. Оказались тушами.
Парни и девушки муруева рода отвечали противной стороне так:
Мухар гура алаhамнай Что убили гурана,
Манда хоол болоно ло, . Нашей пищей стало;
Мурын хубуу-басагад гэhэнтнай Что сказали
Энэ абайн сулэдэ лэ. Этого пира слава.
Хээри унэгэ алаhамнай
hээлэйн заха болоно ло, Стала воротом шубы;
hэдэгэйн хубуу-басагад гэhэнтнай Что сказали
Энэ нааданай сулэдэ лэ. хэдэгейские -
Убай мэргэн полюбил одну девушку из хогоева рода. Ее звали Бужахан. Она ответила ему взаимностью. Влюбленная парочка дни и ночи проводила вместе. Бужахан была отличным стрелком. На счастье ее, на тодоболе, то есть в ряду стрелков, место ее было всегда около Убай м’ргэна. Они решили связать свои судьбы на всю жизнь.
Среди стрелков был один молодой человек, который был влюблен в Бужахан. Она не любила его, но, несмотря на это, оя ухаживал за ней. Он оказывал ей всякие услуги, желая тем самым привлечь внимание девушки. Она была непреклонна Молодой человек узнал, что Бужахан оказывает внимание Убан мэргэну, заслуженному герою дня. Тогда он впал в хандру, не ел и не пил.
В конце облавы Убай мэргэн взял свою любимую девушку и уехал домой. Влюбленный парень поднял тревогу, уговорил своих сородичей послать погоню и вернуть девушку. Сородичи должны были поддержать предложение влюбленного молодого человека, так как у бурят запрещалось увозить девушку с зэгэтэ аба.
Убай мэргэн со своей Бужахан скакал во весь дух своих лошадей. Они знали, что погоня будет за ними, что хогоев род, подстрекаемый влюбленным молодым человеком, пошлет за ними лучших стрелков своих.
Хогоевцы обнаружили пропажу Бужахан и, зная, с кем она, уехала, решили жестоко наказать виновника и вернуть девушку обратно. В самое короткое время они снарядили десять человек самых лучших стрелков и послали их в погоню.
Беглецы уже достигли хребта, разделяющего водоразделы рек Иды и Осы, поднялись на хребет и тут увидели погоню. Впереди всех ехал влюбленный в Бужахан молодой человек. Убай мэргэн решил испугать погоню. С этой целью он взял свою боевую стрелу (ангир шара hомо) и выстрелил в лиственницу, стоявшую у самой дороги. Стрела вонзилась в лиственницу до середины. Погоня подъехала и увидала стрелу. Один из погонщиков, некто Шабай мэргэн, решил сравниться силой с Убай мэргэном. Он вытащил свою боевую стрелу и выстрелил в лиственницу. Стрела его вонзилась в нее только до свистульки (бухюу). Другие стрелки не стали даже и пробовать. Они поняли значение стрелы Убай мэргэна и объяснили так: если, за мной поедете, то вас постигнет такая же участь, как и лиственницу. Хогоевцы остановились на дороге и решили дело кончить миром. Они приехали в улус Дунда айл, сложили свое оружие на дворе Убай мэргэна и в юрту вошли без юружия. Убай мэргэн со своей женой Бужахан приняли гостей по бурятскому обычаю: посадили их в юрте на почетное место (баруун таладаа), закололи барана, нагнали арза и хорзо, то есть водку двойной и тройной выгонки, созвали всю родню и задали пир.
Когда гости изрядно выпили и покушали, то старший из них - Шабай мэргэн - завел разговор о калыме, (барилга-абалга), назначил за невесту очень большой калым, говоря, что Бужахан была в роде самой лучшей и красивой девушкой. Жених не стал возражать, отдал весь свой скот, лошадей. Шабай мэргэн на этом не остановился: стал требовать оружие жениха - лук с налучником и стрелы с колчаном. Убай мэргэн отдал им все. Хогоевцы уехали очень довольными. Туже лука, чем у Убай мэргэна, не было ни у кого. Оружие отдавать чужим у бурят считается большим преступлением. Вооружение связано, по понятиям бурят, с пулдэ человека, то есть с его жизненной силой. Поэтому девушка, выходя замуж, берет на свадьбу, свой лук с налучником, колчан со стрелами. Стрелы символизируют души будущего потомства невесты. Первым вопросом сородичей жгяиха к турушинам, то есть передовым людям свадебного поезда, был таков: «Что вы привезли с собой?»- «Колчан, полный стрел; меру, полную душ, принесли» (Хэhэнэгээр дуурэн hомо, хэбээр дуурэн hулдэ асараабди!),- отвечают передовые свадебного поезда.
Родственники Убай мэргэна возражали против отдачи оружия хогоевцам, но он не послушался их. С тех пор, говорится в предании, шаралдаев род не выдвинул ни одного хорошего борца и меткого стрелка, род пошел вниз.
Записано со слов 72-летнего Архиyчея Асалханова шаралдаевского рода из улуса Дундайл Боханского аймака Иркутской области в 1935 году.
I и II шаралдаевы роды
Шаралдаев род относится к племени булагат. Шаралдай был сыном Батлая Ботоева. Сына Шаралдая звали Хабанши. У него было два сына: Баламжа и Бахи. Потомки Баламжи образовали I шаралдаев род-улусы Хилтэгэй Маньковск, Ха-дартуй, Хальский, Шарагун, Укыр, Хоргилок, Хадальский и заимки Тума, Хадартуй, Шилэм, Хахартуй, Бураевскую.
От Бажи произошел II шаралдаев род - улусы Нашата, Хонзой, Тодобол, Дундайский, Кяхта, Халунский, выселки Харагунский и Елаевский.
На месте нынешнего улуса Хонзойский первым поселился сын Бахи - Хонзо. Улус по его имени назван Хонзойским. От Хонзоя теперь идет девятое поколение. Хонзой был небольшим, там было всего около 40 дворов. Улус славился издавна своими шаманами. Существует поговорка: «Двадцать шаманов Хонзы» (Хонзойн хорин б--). Так как Хонзой. был самым отдаленным улусом, то считался отсталым. Школа там была открыта в 1905 году, учительницей была Елисеева Маланья Григорьевна. Дети Нашатинского улуса посещали хонзойскую школу.
Около Хоньоя есть озеро, называющееся Хонзойским. Оно глубокое: в некоторых местах достигает 10 саженей. Так говорили топографы Иркутской землеустроительной партии.
Улус Нашатинский находился по реке Иде выше Хонзойского улуса на одну версту. Вследствие землеустройства все земли Нашаты отошли под переселенческие участки, жители его переселились кто куда, а после революции разъехались по городам. Многие живут в Улан-Удэ, Иркутске и Бодайбо, на приисках. В Машатинском улусе тоже было много шаманов. Существует поговорка: «Восемь шаманов Нашаты» (Нашатын найман б--).
Записано со слов 75-летнего Баймы Сухаева, неграмотного, из улуca Хонзойский Дундайского булука Боханского аймака Иркутской области 8 сентября 1935 года. Байма Сухаев - знаток шаманства и бурятской старины.
Улус Дундайлский II шаралдаева рода
Хабанша, сын Шаралдая, жил в улусе Укырском, а потом переехал на то место, где теперь находится русское село Тальяны. На этом месте стали селиться русские. Сыновья Бажи переехали на то место, где теперь расположен улус Кяхта. А оттуда сыновья Бажи расселились кто куда. Бохрен и Бохоен поселились там, где находится улус Хонзой, а Шубухан поселился там, где теперь улус Дундай. Улус Дундай был большим и богатым. Население жило хорошо, бедняков и батраков почти не было. Земли, покосы и пастбища были исключительными. Недорода здесь никогда не знали, так как все пашни были черноземные л суглинистые. Дворов в Дундае было около 110, душ обоего пола - 670. В 1895 году было открыто 2-е Укырское инородческое училище. Училище имело собственное благоустроенное здание. Население хорошо относилось к школе. Население жило зажиточно, но детей не обучало в средних школах.
Родословная улуса Дундайл: Батлай - Шаралдай, Ботой, Бажи, Шубуухан, Босогой, его сыновья - Хулагар, Бэртээ, Ха-даан, сыновья Хулагара - Шоно, Урбагай, Шобхоо, Асалхан, Архинша и дочь Шатак, сын ее Валя.
Записано со слов 72-летнего Архинчи Асалханова из улуса Дундайл Шаралдаева булука Боханского аймака Иркутской области 9 сентября 1935 года.
Улус Тодобол II шаралдаева рода
Улус Тодобол относится к шаралдаеву роду. Он произошел от сына Бажи Шатхана. Он поселился сначала совмест-. но со своими братьями в Кяхте, а потом облюбовал себе хорошев местечко под горой священной - Тодобол.
Шатхан имел двух сыновей: Эдеэра и Бубэя. Они образовали два эсэгэ (ураг) Тобольского улуса - Буубэй ураг и Эдеэр ураг.
Родословная: Шатхан Буубэй, Бушхай, Билтаг, Сергей, дети Сергея - Пинтуус, Шулуун, Михаил и Миша. Шатхан, Эдеэр, Амаржаан (шаман), Бидарайн, Ангай, Илья, Иннокентий, Раевка, дочь Поля.
Потомки Эдеэра не размножались, все имели по одному сыну, а чтобы увеличить свое потомство,- Илья Ангаев выделил своего сына Иннокентия с его матерью, а сам женился на одной красавице-девушке из Нашатинского улуса. Она родила ему пять сыновей и трех дочерей. Теперь Эдеэр ураг увеличился п почти не уступает по числу душ урагу Бубэя.
Записано со слов 69-летнего Шулуна Сергеева II шаралдаевского рода из улуса Тодобол Иркутской области 30 июля 1937 года.
Улус Харагунский II шаралдаева рода
Улус Харагунский произошел от сына Бажи, Баинги. Он имел трех сыновей: Ману, Маншута, Зугахана. От них образовался Харагунский улус. Этот улус был богат. Жители его были трудолюбивы: ежегодно распахивали новые пашни, вырубали вековые лиственницы, расчищали тайгу, драли залог. Пашни, расположенные в тайге, давали хороший урожай ежегодно, недорода не было. Население быстро росло, настроили хорошие дома и амбары, скотные дворы глухие. Некто Елай имел восьмерых сыновей. Семеро братьев переселились и образовали, Елаевский выселок, в шутку названный Елаевым городом. Действительно, он походил на город. Дома в нем расположены по обеим сторонам улицы, число дворов к 1920 году было около 25. Дома были все хорошие, в четыре или пять окон на улицу, крытые тесом и высмоленные. Около них - двухэтажные амбары, глухой крытый двор. Все новое и приятное на вид говорило что население трудится много и получает от природы за труд должное.
Родословная: Бажи, Нистагар, его сыновья - Маншууд. Маалуу и Зугаахан. Сын Маншууда - Энхэ Боохол, Махаалха; Нягал, Яртаабха и Шагтабай. Сын Яртаабхи - Няалдай, Иг-лашка, Степан, Алеха, Алексей и дочь Нюра.