Родословные предания и легенды бурят

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:15, научная работа

Описание работы

Установившихся терминов для обозначения племени у бурят нет, каждое племя и род имеет свои термины. Так, у эхиритов и булагатов под словом якан - «кость» подразумевается племя; хонгодоровцы под словом ряжан понимают «род», под словом яhан - «племя и род»; у хоринцев слово эсэгэ - «отец» означает «племя». Например, хорьдой эсэгэ - «отец хорьдойский»; роды же, вышедшие из Халхи и Джунгарии, вовсе не имеют слова для обозначения племени, так как со времени переселения на Селенгу, Ангару и Лену они не имели -племенных объединений, жили маленькими родами.

Содержание работы

ПЛЕМЕНА И РОДЫ БУРЯТ
БУЛАГАТ И ЭХИРИТ
БУХА НОЕН
МОЛОНТОЙ
РАЗДЕЛ 1. БУЛАГАТСКИЕ РОДЫ
ОБЩЕПЛЕМЕННЫЕ ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ

Файлы: 1 файл

Baldaev-Predanija-buryat.doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

Записано со слов Ефрема Биляновича Гергесова из улуса Хоготский  бывшей Молькинской инородной управы Балаганского уезда Иркутской губернии в 1912 году.

 

Обогон

 

Тоглок имел семерых  сыновей и одну дочь Долойхан. Она  пасла девять красных телят своего отца. Однажды пасла она своих  телят в степи. Была весна. Она  увидела на нерастаявшем бугре снега (хонгорок) цветок подснежника (ургуй), взяла его и съела. Она сделалась беременной от этого и родила сына. Отец и братья стали допрашивать ее, от кого она забеременела. Она сказала, что в степи съела подснежник и с тех пор почувствовала себя тяжелой.

Братья раскопали то место, где рос подснежник. Там они нашли кость человека. Увидев кость человека, родители и братья Долойхан сказали, что суженый человек (хубита хуу-ниин) умер, превратился в подснежник, поэтому она забеременела.

Записано со слов Антона Адушеева, шамана, из Кахинского булука Бо-ханского аймака Иркутской области в июне 1947 года.

 

Хогой

 

Хогой был сыном  Обогона. У Обогона не было отца. Родился он от девушки, дочери Тоглока. У Хогоя были братья  Онгой и Онхотой. Хогой был старшим. Отец их умер тогда, когда они были малы. Онгой и Онхотой воспитывались старшим братом, и потому они слушались его, как родного отца.

Перед разделом с братьями Хогой принес березку с тремя  развилинами, позвал братьев и предложил  взяться каждому за развилину. Развилины  Онгоя и Онхотоя отломились, а развилина   со   стволом   осталась   Хогою.

Жили они в долине реки Осы, в устье реки Кахи. Вокруг никого не было. Хогой остался на месте, Онгой уехал в устье  реки Осы, затем часть онгоевцев  переправилась через Ангару и  поселилась в долине Унги. Онхотой занял долину реки Улея. Хогой поселился в устье реки Кахи, впадающей в Осу. Потомки его   потом   расселились   по   Куде   и   Мольке.

Записано со слов Михаила  Шулунова в Улан-Удэ 12 августа 1955 года.

 

Обогон

 

Обогон рожден был  незамужней девушкой. Она увлеклась одним воином, который прибыл из Монголии с отрядом. Родители, узнав про беременность своей дочери, стали допытываться, от кого она забеременела. Она не выдала своего возлюбленного.

Один раз, когда она  пасла овец своих родителей, наступило Бремя родов. Она родила мальчика, завернула его в свое летнее кожаное пальто (терлик) и оставила в степи среди благоухающих трав, а сама ушла к своему возлюбленному в Монголию. Там она разыскала своего возлюбленного, они поженились и стали жить хорошо. Муж ее служил в войсках Энхэ Амаглан хана,   она  стала    искусной   ткачихой   шелка.

Буряты говорят, что  она ткет шелк и страшно скучает  и плачет о своей родине. Если буряты увидят белые пятна на шелке, то говорят, что они появились от слез девушки, скучающей о родине.

Мальчика нашли и  воспитали, дали ему имя Обогон (Ургын узуурhаа олдоhон Обогон). Он вырос и стал хорошим охотником,   добывал  много  дичи  и   кормил  свою  семью.

Предки Обогона жили по реке Куде, в местности Бухэ нуга и будутэ уш--hэн у гор Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн.

Бухэ нуга - красивая долина реки Куды, Будуун уш—hэн - толстые большие ивняки, растущие по берегам реки Куды, Удэгэ  Бэлеэн - небольшая гора,  Ухэр Манхай - тоже небольшая скалистая   горка.

Хогой жил со своими сородичами по реке Куде, а потом переехал из долины реки Куды в устье речки Кахи (Xahaa), то есть на то место, где сейчас расположено русское село Лузгиново. В устье речки Кахи жили буряты хогоева рода. На месте теперешнего села Осы находилась слобода иркутского    Вознесенского монастыря. В слободе жили всякие воры и разбойники. Они грабили и убивали бурят. Тогда сын Хордона - Мухэшэ взял и переселился на теперешнее место и образовал улусы Шилха и Шабарта. Братья Мухэшэ поселились в устье реки Кахи, а потом русские вытеснили их из долины реки Осы и образовали села Лузгино, Сергеево, Янгуты и Ключи. Буряты же частично переселились в долину реки Кахи и образовали улусы Усть-Каха (Xahaa узуур), Сункуевский, Мольтинский, частично переселились в Мольку и там образовали несколько улусов, частично перекочевали на северный берег Байкала и образовали улусы Харасата и Долон Мухта. Абирал поселился в Кударе и зажил хорошо: ловил рыбу в Байкале и Селенге и охотился на зверей. Ловить рыбу и охотиться он научился еще мальчиком, живя на старой родине. У него было два сына, звали   их   Бальжа   и   Бараан.

Записано  со  слов Николая  Уладаева  27  февраля   1945  года.

 

Борой

 

Обогон со своими сыновьями жил  в местности Бухэ нуга, булаг уш--hэн, около улуса Борой. Он часто   устраивал тайлган своему покровителю Заян саган тэнгэри. На месте теперешнего улуса Булусы Хогой потерял своего родного сына Бороя. Он был сильно пьян, не мог его найти. Так и уехал домой один. На другой день Борой сидел на месте тайлгана и играл камнями, приносил кобылки в жертву Заян саган тэнгэри. Его подобрал некто Агжан. Он усыновил Бороя, вырастил, женил и поселил его у реки Мурина. Хогой так и не приехал за сыном. От потомков Бороя образовался улус Борой, который проживает с прочими бурятами по реке Мурину. К бороевцам местные буряты относятся презрительно и говорят: «Пришедший в долину Куды, ушедший из долины Осы»- Худайн голи оруули, Оhойн голи зайбури. Потомков Бороя теперь больше 50 дворов, живут они в улусах Базай, Хандат,   Алужин.

Записано со слов 47-летнего Алексея  Нюгаева IV ашаабагатского рода из улуса Боройский Эхирит-Булагатского аймака Иркутской области 25 мая 1937 года

 

 

ХОГОЕВ   РОД

 

Буряты хогоева рода живут в своей массе в долине реки Кахи, притоку реки Осы, с правой стороны, и в Мольке, в долине реки Ангары, ниже города Балаганска, на правом берегу. Когда-то они жили в долине реки Анги. Хогой и его братья Онхотой и Онгой прежде жили на реке Куде (Будуун уш--пэн. Бухэ нуга), а потом они разбрелись по разным местам. Один сын Хогоя живет в Боройском улусе абаганатского рода. Другой сын Хогоя - Ургэдэй из долины Унги переселился в долину реки Лены, в Балтайский улус. Про него говорят, что он, живя в долине реки Унги, испугался дальности дров и жирного мяса (Унгын тулээн уридэмни хурэбэ, уухэтэй мяханиин зурхэндэм хурэбэ), переехал на реку Лену и поселился в Балтае среди чужеродцев-никылеевцев.

Записано со слов Ильи Халтанова хогоевского рода из улуса  Собачкина в 1947 году.   

                                                                                         

О хогоевом   роде

(эрхидеев,    холтубаев и  бараев    роды    племени   булагат)

По словам Хазагара Баданова, Хогой Обогонов жил в  долине реки Куды. Там население  увеличилось, а потому решено было разъехаться. Хогой жил сначала на берегу реки Ангары, ниже Иркутска, в местности, где теперь село Суховское (Суухайн Таляан). Там жилось ему плохо: нападали соседние буряты -шошолокцы. Пользуясь тем, что хогоевцы не имели шаманского происхождения, они отбирали у них скот и имущество. Хогоевцы переехали оттуда в долину реки Иды. Здесь жили готольцы, тоже пришедшие из бассейна Куды Они стали нападать на хогоевцев, угонять их скот и табуны. Один раз на хогоевцев напали цэгэнуты, пришедшие с Лены. Хогоевцы испугались многочисленных и сильных цэгэнутов, переехали в долину реки Осы, поселились в устье речки Кахи. Здесь на них стали нападать русские, жившие в Осинской монастырской слободе. Тогда они переехали в устье Обусы и поселились там.

Хогой, Онхотой и  Онгой ездили на место нахождения своего материнского последа в долину реки Куды, расположенную между горами Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн, которая еще называется Бухэ ехэ нуга, будуун ехэ уш--hэн, и устраивали там большой тайлган своим предкам - Буха ноен бабаю и Будан хатан ибии. На них стали нападать местные кудинские буряты, боясь того, что приезжие сородичи отнимут их счастье, даруемое им предками. Один раз напали кудинцы на хогоевцев, отняли у них жертвенное мясо (даланга), священное для бурят шаманистов, и избили их, приговаривая: «Не ездите сюда больше, не заманивайте наше счастье». Хогой с трудом отбился от них и уехал. В эту суматоху он потерял младшего сына Бороя. Кудинцы его подобрали, усыновили, вырастили, потом женили и отвели ему место для жилья в долине реки Мурина. От потомков Бороя образовался Боройский улус, который из-за своей малочисленности входил в ашаабагатский род и подчинялся Абаганатской инородной управе бывшего Иркутского уезда Иркутской губернии. Еще раньше входил в ведомство Кудинской степной думы.

Записано со  слов шамана    Антона    Адушеева    из  улуса    Нижняя Каха 29   июня   1947   года.

 

Улус Нижне-Кахинский  Кахинского булука

 

Родословная: Хоогой, Хулши, Ергоон, Елой, Залбаг, Габхай, Биртагар, Турлак, его  дети - Алдар (шаман) и Адууши, сын его Андрей, сыновья Андрея - Антон и Олоособ, Антон (шаман), его дети - Мирон и Тоня, ее сын Вячеслав. Дети Олоособа: Роза и Таахаан. Сын шамана Алдара - Табинай (шаман), сын его Тангаасхан.

Записано со слов шамана Антона Адушеева из улуса Нижняя Каха 29 июня 1947 года.

 

*   *  *

 

Родословная: Обогон, Хоогой, Ониhон, Билдан, Буурал, Онгорхой, Тахаанай, Тархай, его дети - Аяанай, Шаргал, Шархай, Маришка и   Бубай.

Хогоев род относится  к племени булагат. Он населяет бывшую Молькинскую волость Балаганского уезда. Хогоев род считается аборигеном данной местности. Родственными им являются роды   онгоев   и   онхотоев.

Онхотоев род населяет Улейский булук Боханского аймака Иркутской   области.

Записано со слов 67-летнего  Аяна Таханоева, неграмотного, 19 января 1936 года.

 

Хогоев род в долине реки Куды

 

Родословная: Обогон, Хоогой, Ильгээн, Байдай, Бороонхи, __бэй,   Павел.

Хогой прежде жил за Байкалом. Там  стали его притеснять монголы, тогда  он переехал в долину реки Куды (Худайн гол). Дорогой он потерял одного сына. Была ночь, было темно. Он прекратил поиски и поехал дальше. Мальчик заблудился и пристал к рогатому скоту Аатовского улуса. Он со скотом пришел в улус. Аатовские буряты пожалели сироту и приютили. Живя там, он работал и пас скот. Когда вырос, то его женили на одной девушке.

Жил он в долине реки Куды, недалеко от улуса Аата, потом переехал  на   реку  Мурин.

В 1941 году хогоевцев там было около 50   дворов,   259 душ.

Административно они подчинялись  Абаганатской инородной управе. Род  как административную единицу они не составляли и   подчинялись   старосте   абаганатского   рода.

Записано со слов 50-летнего Павла  Обонова из улуса Алужанский 9 января 1947 года.

 

  • *  *

 

Оногон (Буласа), Шатуул, Ангааш, Шатууд, Тоhото, Гульжаахай, Гэруул, Бадаа, Монхо, Хомжо, hахидхай, Бардаахан, Балхай,  Петр,  Надя   (44   года).

Тугалак, Сагаан, Абагай (Абаганат), Буубэй, Монголдой, Бахай, Баазай, Боршо, Холхо, Башиидай, Отор, Илья, Василий, Борхоон,   Дабаа.

Дурлай, Бахар, Баха, Хонхолой, Михаил, hаабал, Буузай, Бороон.

Из поколения Оногона произошел  улус Буласа.

Шатууд   получил  в   1766  году   кортик.

Тоhото Гульжахай была замужем за бурятом Заяхаем из алагуева рода. Он имел 1000 голов скота. Она сама нашла себе жениха, никто не хотел ехать со свадьбой провожать ее. Она спела так:

Ардайн  Ардайн  хээртэн                  На  ардайское поле

Аршам саhан  оробо,                  Глубокий   снег   выпал,

Амитан зоноор яахамниб,          Зачем  мне люди  

                                                        (провожатые) -

Заяахайтан  мордуужамби.         С  Заяханом  поеду.

Хуурэйн, хуурэйн хээртэн          На  хурейнское  поле

Хуржэг саhан  оробо,                 Толстый снег выпал,

Хуун  зоноор   яахамниб,        Зачем  мне провожатые -

Хубуун   Заяахайтаяа   мордуужам.   Со своим  Заяханом  уеду.

После этого все родственники поехали  с нею к жениху.

Записано со слов 72-летнего Бальхая  Бардаханова абаганатского рода из улуса Алужанский бывшей Кудинской степной думы 7 января  1940 года.

 

*   * *

Хонхолой и Михаил уехали в Забайкалье, живут около села Хонхолой   Бичурского   аймака   БМАССР.

Записано со слов 75-летнего Дабагшана  Дабаева  абаганатского рода, ИЗ улуса Алужан 8 января 1940 года.

 

Хогоев род

 

Родословная: Обогон, Хоогой, Хорхоон, Хултубай, Хордоон,. Мух--шэ, Араhалан; hээтээн, Забаан, Хосоок,. Хорёон, Хондороон.

Записано со слов X. Хосокова хогоева рода из улуса Шанатский Осинского аймака 10 июня 1947 года.

 

Хогоев род

 

Родословная: Обогон, Хорхоон, Хултубай, Хордоон, Мух--шэ,  Арhалан, Алхан, Мирхансха, Илаатак, Лухаа, Феня.

Записано со слов Ярбушхи Алтаева  из улуса Шанатский Осинского  аймака 19 июня 1947 года.

 

Хогоев род

 

Родословная: Обогон, Хорхоон, Хултуубай, Хордоон, Мух--шэ, Арhалан, hэтэн, Забаан, Эмэгээн, Хара-хубуун, Хаптаанай, Ира.

Записано  со слов Хара-хубуна  Забанова из  улуса  Шабартуйский  Осинского аймака 12 июня 1947 года.

 

 

Хогоев  род, улус Хоготский бывшей Молькинской  инородной   управы

 

Родословная: Обогон, Хоогой, Мамы, Убэh--н (Таабай), Манжиги, hартан, Булуу, Бэлээшхи, Гэргэн, Гэргээс, Биляанха, Ефрем,   его   дети - Полина   и   Лука.

Записано со слов 43-летнего  Ефрема Биляновича  Гергесова в 1930

Информация о работе Родословные предания и легенды бурят