Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:15, научная работа
Установившихся терминов для обозначения племени у бурят нет, каждое племя и род имеет свои термины. Так, у эхиритов и булагатов под словом якан - «кость» подразумевается племя; хонгодоровцы под словом ряжан понимают «род», под словом яhан - «племя и род»; у хоринцев слово эсэгэ - «отец» означает «племя». Например, хорьдой эсэгэ - «отец хорьдойский»; роды же, вышедшие из Халхи и Джунгарии, вовсе не имеют слова для обозначения племени, так как со времени переселения на Селенгу, Ангару и Лену они не имели -племенных объединений, жили маленькими родами.
ПЛЕМЕНА И РОДЫ БУРЯТ
БУЛАГАТ И ЭХИРИТ
БУХА НОЕН
МОЛОНТОЙ
РАЗДЕЛ 1. БУЛАГАТСКИЕ РОДЫ
ОБЩЕПЛЕМЕННЫЕ ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ
году.
Хогоев род Балаганского района
Бэлээшхэ |
Хоогой Мамы Убэh--н (Таабай) Манжиги hартан Булуу | |
Гэргэн Гэргээсэн Биляанха Лука |
Ефрем
|
Шалуун Хурнэг (Михаил) Федор Вова Таня |
Филипп |
Ольга Ара |
На Мольку пришли братья Шандуй и Мамы, поселились в местности Алтани хэр, в долине Осы, а оттуда переехали в Халюута, или Тоболхон. Там было соленое озеро. Русские хотели добывать из него соль. Буряты боялись русских и решили как-нибудь испортить озеро. С этой целью они бросили туда мертвую собаку. С тех пор соль исчезла.
Записано со слов Михаила Шулунова хогоевского рода в городе Улан-Удэ 12 августа 1955 года.
Онгоев род, Верхняя Каха и Улан-Нур
Онгой (жена - Муудай, шаманка), hарги, Сагаан, hоршхон, Хонхо, Тэрамхэ, Билдагар, Бороонхо, Дуурэн, Мархай, Махуут, Николай, Иннокентий, Маруся, Доржо, Валерий (8 лет).
Онгоев род Кахи сначала жил в Обусе, а потом переехал в Каху. Мать Онгоя звали Муудай. Она была из Барги.
Хогоев род, улус Каха
Хогой, Елой, Залбаг, Габхай, Биртагар, Турлак, Адуша, Андрей, Антон (шаман), Тоня, Вячеслав (6 лет).
Записано со слов 60-летнего Лособа Адушеева 29 июня 1947 года.
ЭРХИДЕЕВСКИЙ РОД
Шаманский род галбантан
В улусе Баруни-айл I ирхидеева рода был шаманский род галбантан. Сын Галбана - Унагай был женат на девушке Дулан, происходящей из харанутского рода. Этот род имел шаманский утха от своего тэнгэрина Хара балай тэнгэри, относящегося к восточным злым и коварным тэнгэринам.
Дулан девушкой была непосвященной шаманкой, по выходе замуж она получила через положенные обряды свои девять посвящений. Шаманка Дулан, по рассказам стариков, имела все регалии шаманского достоинства, как-то: майхабши, морин сорьби, хэсэ, тойбор и оргой. Она умерла в глубокой старости, была похоронена на самой высокой сопке долины реки Осы-Забын Ундэр. Во время столыпинского землеустройства на сопке Забын Ундэр была поставлена вышка с флагом, оттуда проведены параллели и обозначены окружающие высокие пункты и от них начаты земельные операции.
От шаманки Дулан пошел
Матаганский улус устраивал предкам шаманской фамилии общественный тайлган, называемый «цэрэгэйн тайлган»- «тайл-ган столбам шаманским». В каждом улусе имеются столбы (цэ-рэги), поставленные на месте остановки шаманского похоронного кортежа. Для каждого шамана ставились три столба: один - в честь самого шамана, другой - для хранения жертвы и приношений верующих, третий - для привязи коня самого умершего шамана, а также проезжающих духов. На том месте, где устраивался цэрэгэйн тайлган, были поставлены столбы всем шаманам рода талбан.
Тайлган устраивался в честь восточных злых духов, от которых происходила бабушка эрхидеева рода - Дулан. В жертву приносили пороза, а не лошадь, как на обыкновенных тайлганах. Кололи пороза по бурятскому обычаю, свежевали так же, как и жертвенных животных, то есть снимали шкуру, разрезали по суставам, не юмая костей, кровь не проливали на землю, ее собирали в посудчну и варили, начинив ее кишки. Мясо сразу же съедали. Причем мясо не давали женщинам и детям, считая их нечистыми. Женщины и дети лакомились и кушали молочные продукты и располагались отдельно от мужчин. Вечером молодежь устраивала пляски и танцы, подростки - игры, старики и пожилые люди пили молочную водку, затем уезжали домой и там продолжали свое пиршество.
Шаманка Дулан называется бабушкой I эрхидеева рода - Ирхидэйн тодэй или просто Дулан тодэй. Ей приносят в жертву овцу и молочную водку при болезнях женщин и девушек.
Записано со слов Хушхи Хумжэнова I эрхидеевского рода из улуса Баруни-айл Осинского аймака Иркутской области в 1947 году
Улус Нижне-Наймагутский эрхидеева рода
Буха ноен, Булгат, Булган хара, Тугалак, его дочь Толехон, ее сын Обогон, Хоогой, Тэбшэхэн, Ирхидей, Ойдной, Орсо Ошхи, Дунхэн, Ялтуу, Гулаашхи, Бадан, его дети - Хасхай, Хатин и Хазагар, сын Хазагара - Василий, сын Василия - Бальжа.
Дунхэн, Амагай, Мантак, Имхээшхэ, его дети-Илья, Михаил, Николай, Митрофан, Иван, Матвей и Александр.
Мантак и Имхэшхэ служили тайшами Идинской степной думы. Мантак-с 1850 года по 1857 год, Имхэшхэ-с 1875 года по 1876 год. Нижне-Наймагутский улус находится здесь издавна. Из него выделились улусы Матаган, Батаевский, Протасовский, Баруниайл и прочие.
Записано со слов Василия Хазагарова II эрхидеева рода из улуса Нижне-Наймагутский Осинского аймака Иркутской области 25 июня 1947 года.
Улус Матаганский I эрхидеева рода
Обогон, сыновья его - Хоогой, Онхотой, Онгой.
Хоогой, Обоошо, Улдээ, Ирхидей (Уряандай), hагнай, Этигэл, сыновья его - Иван, Баатай и Бальмай, Хазагар, сыновья Хазагара - Абагай (шаман), Хонтхооб, Алдар, Сайхар, Зоймок и дочь Табхай.
Зоймок, сыновья его Золто и Золхой, сыновья Золхоя - Зодой и Василий, сын Зодоя Павел.
Сайхар, его сын Шаранхай (шаман), сыновья его-Гавриил и Шаранги. Сыновья Гавриила - Иван, Сергей, Илья и Терентий. Шаранги, его сын Алексей.
Алдар, сын его Мээрэн, сыновья - Александр и Осип, сын Осипа - Сергей и дочь София.
Хонтхооб - Шагдуй, Шарай, сыновья его - Шараап и Шантан, сын Шараапа - Шада, сын Шантана - Григорий.
Абагай (шаман), его дочери - Ногоон, Молhоон и Хуурхак. Нэгоон - моя бабушка по отцу.
Записано со слов 72-летнего Якши Ялбаева I эрхидеевского рода из улуса Матаган Осинского аймака 23 февраля 1936 года.
Улус Батаевский
Обогон, Хоогой, Обоошо, Улдээ, Ирхидэй, Баалай, Баатай, Найрхан, Даахи, сыновья его – hалбай, Сергей и Дамба. hалбай бездетный. Сергей, его дети - сын Семен и дочь Таньюр. Они были «зээ» Бажигая Зутанова. Таньюр - мать моей жены - Степаниды.
Дети Семена: сын Терентий (пал в бою смертью храбрых), дочь Аграфена. У Аграфены - дочь Моня.
Дамба, его дети: Даншаа, Алексей, Иринсей и Андрей, дочери Шатаба и... Первые три брата бездетные. У Андрея - сын Иван, дочери Елена и Дарья. Елена - вторая жена моего тестя, Егора Бажигеева. У Ивана - сын Афоня.
Улус Протасовский
Бартасоб, hалабай, сыновья его - Хундаан, Антон, Филипп, Гээбээн и Илья.
Антон, сыновья его - Петруха и Кузьма и две дочери (одна в Укыре замужем, другая - в Заглике). У Петрухи - сын Григорий.
Филипп, его сыновья - Агап, Родион и Александр и дочери Орина и Ульяна (обе замужем в Хохорске).
Гээбээн, его сын Василий и две дочери (Анна замужем в Хохорске, вторая - в Орлоке).
Записано со слов 69-легнего Семена Сергеева Дахина из улуса Батаеdский 15 июня 1916 года.
Улус Матаганский I эрхидеева рода
Родословная: Обогон, Хоогой, Обошо, Улдээ, Ирхидэй, Гал бан, Унагай (жена его - Тулгаан Теедэй, шаманка), Тэжэгээ, Суусали, Убай, Таар, Иван, Николай, Генга (13 лет).
Ирхидей входил в племя булагат. Он является давнишним заселыциком местности. Ирхидеев род многочислен. Потомки Ихидея живут в долине рек Осы и Обусы, в улусах: Матаган, Бартасов, Халхайта, дубун, Паружский, Шибирский, Олусский.
Записано со слов 69-летнего Евгения Шарапова из улуса Барунайлский 12 февраля 1936 года.
Эрхидеев род, Батаевский улус
Родословная: Обогон, Хоогой, Обошо, Улдээ, Ирхэдэй, Баатай, Найрхэн, Даахи, Дамба, Ондрёо, Иван, Афоня.
Записано со слов Евграфа и Ивана Петровых из улуса Халхайтадубунский Осинского аймака Иркутской области в феврале 1932 года.
Эрхидеев род, улус Нижне-Наймагутский
Родословная: Буха ноен, Булаган хара, Булагат, Тугалак {тульби талаhаа олдоhон), Толёхан (дочь), Обогон (Ургы узууpahaa олдоhон), Онхотой, Баарай, Ирхидэй, Ойдной, Орсо, Ошхи, Дунхэн, Ялтуу, Булашха, Хазагар, Василий, Бальжа.
Хогой жил сначала в долине реки Куды. Оттуда он переехал на берег Ангары, ниже Иркутска. Потом переехал в долину реки Иды. Здесь жил Готол. Они стали враждовать. На Хогоя напали сэгэнуты (зуун гари сэгэнут). Он испугался и уехал в долину реки Осы, поселился в устье реки Кахи, а затем переехал на то место, где теперь находится Нижне-Наймагутский улус.
Хогой, Онхотой и Онгой ездили в Куду, на место своего материнского последа - Бухэ нуга. На них напали кудинские буряты. Перепуганный Хогой оставил там своего сына. Для совершения особого обряда приведения в чувство (хурилга) он сохранил двенадцатиперстную кишку жертвенного животного. Дорогой братья поделили далангу.
Записано со слов 60-летнего Хазагара Балданова из улуса Нижне-Наймагутский Бильчирского булука Осинского аймака Иркутской области 17 июня 1947 года.
Эрхидеев род, Нижне-Наймагутский улус
Родословная: Булаган хара, Тугалак, Толехон (дочь), Абаган (Обогон), Хогой, Тэбшэхэн, Ирхидэй, Ашхи (Ошхи), Дэлэгэн, Энхээ, Уягнай, Ниасай, Ирэнсэй, Иринэй, Кирилл, Кеша.
Записано со слов 63-летнего Иринса Ивановича Никорова из улуса Нижнe-Наймагутский Осинского аймака Иркутской области в 1935 году.
ХОЛТУБАЕВСКИЙ РОД
Холтубаев род
Буряты холтубаева рода относятся к племени булагат. Родоначальник рода - Холтубай был сыном Эрхидэя. Эрхидэй с сыновьями жил сначала в долине реки Куды, около гор Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн. Люди размножились и решили расселиться по разным местам. Буряты родов готол и шаралдай поселились в долине реки Иды: Шаралдай занял верховье, а Готол - низовье. Эрхидэй с сыновьями поселился на устье речки Кахи в долине реки Осы. Место было богато травой. Река Оса была почти запружена рыбой. Лес находился недалеко.
Место, где поселились буряты, занял Вознесенский монастырь под заимку. Туда приехали монахи, завели скот, распахали пашни. В скором времени туда наехало много разного сброда, ко торый работал на заимке в качестве батраков. Они стали грабить и обижать бурят. Буряты боялись этих воров и грабителей. Это место стало запретным (хорюур). Поэтому оно стало называться Хорюурта или Хоригто. Заимка монастыря была ликвидирована, на этом месте остались жить русские люди, которые образовали село Осу, или по-бурятски Хоригто.
От грабежа и обид онгоев и хогоев роды частично откочевали, поселились в необжитом месте, ниже Балаганского острога, и образовали улусы Мслькинского инородческого ведомства. Часть онгоева рода переехала реку Ангару и поселилась в долине peки Унги, часть же - осталась в долине Осы и образовала улусы Онгой I и Онгой II. Онхотой занял долину речки Улей, образовал улусы Ехэ Ялга, Таряата, Заимхын айл, Булага айл, Тагай, Хонсойтон, Бульжухай, Улеэзур. Они создали в Улейской инородной: управе два рода: I онхотоев и II онхотоев. Потомки Онгоя образовали I, II, III и IV онгоевы роды, вошедшие в Бильчирскую инородную управу. Потомки Хогоя тоже образовали два рода: 1 хогоев (кахинский) род, который входил в Кахинскую инородную управу и II хогоев род, входивший в Молькинскую инородную управу. Потомки же Холтубая создали улусы Гуртуй, Дахан (Красноярский), Шабарта, Бильчир, Шана и образовали два рода: I холтубаев и II холтубаев, которые входили в Бильчирскую инородную управу, часть же бурят холтубаева рода переселилась в Нельхай и образовала III холтубаев род, входивший в Нель-хайскую инородную управу. Некоторая часть их перешла в долину реки Алари и жила в улусе Хига (Большая Аларь). В 1897 году буряты III холтубаева рода были переведены из Идинской степной думы в Аларскую. Буряты улуса Хига пытались остаться в ведении Удинской степной думы, но тайша Аларской степной думы не согласился.
Танха бухэ
Танха бухэ происходил из холтубаева рода, жил в Шанатском улусе бывшей Бильчирской инородной управы. Он славился как: борец и стрелок. У него был конь, звал он его Карий - Хара Залмай. Конь хорошо бегал, всегда выходил победителем в конских состязаниях.
Танха бухэ много раз участвовал в зэгэтэ аба и всегда побеждал в состязаниях. На облаве, созванной в местности Бодрёо, на реке Зиме, он получил звание «бухэ»; на зэгэтэ аба, созванном в. местности Абалак, у устья реки Уды, он получил звание «мэргэн».
У него была невеста, прекрасная Анна, дочь Ошхия из эрхи-деева рода. Она была первой красавицей во всей долине реки Осы. К ней приезжали молодые люди и сватали ее, но она отказывала им. Анна любила своего жениха Танха бухэ.
Бурят Хохорского улуса готолова рода
Адак Хайдаров высватал за своего сына
Абая дочь Забия Ханданова, живущего в
одном улусе с красавицей Анной. Со
свадебным поездом дочерк Забия – hайхан
поехала Анна со своим женихом Танхы бухэ.
Жених hайхан - Абай Адаков был богат. На свадьбу наехало с обеих сторон много гостей. На свадебном пиру водка лилась, а мясо горкой ставилось (архин урдажа байба, мяханиин обоотой байба).
Во время свадебного пира были устроены состязания борцов и скачки. Танха бухэ боролся с борцом Хохорского улуса готолова рода Бодоем Бушухаевым. Танха бухэ вышел победителем. Были устроены конские скачки. Победителем вышел карий Залмай - конь Танхы. Анна составила хвалебную песню про своего жениха и спела ее.