Разработка теоретических положений, методических основ и практических рекомендаций относительно усовершенствования механизмов регулир
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 18:13, курсовая работа
Описание работы
В экономических преобразованиях, происходящих в России, особое место отводится вопросам охраны окружающей естественной среды и рационального природопользования. Ведь от эффективного и расчетливого использования природных ресурсов, обеспечения охраны окружающей среды зависит стабильное функционирование национальной экономики, благосостояние населения, безопасность жизнедеятельности человечества и постепенная реализация модели устойчивого развития. Поэтому использование природных ресурсов и связанная с ним соответствующая нагрузка на окружающую естественную среду являет собой ту сферу деятельности, которая определяет широкий круг социальных, экономических и экологических проблем, решение которых невозможно без активного участия государства.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 5 1.1. Устойчивое региональное природопользование – объективное требование современного развития 5 1.2. Система показателей устойчивого природопользования 7 ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 10 2.1. Региональная комплексная система индикаторов устойчивого природопользования 10 2.2. Показатели природопользования в аспекте проблемы приграничного сотрудничества в регионах Сибири 12 2.3. Устойчивое развитие субъектов СФО в разрезе энергоэкологических показателей природопользования 17 ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 24 3.1. Пути решения проблем антиустойчивого развития региона в показателях природопользования 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Актуальность темы. В экономических преобразованиях,
происходящих в России, особое место отводится
вопросам охраны окружающей естественной
среды и рационального природопользования.
Ведь от эффективного и расчетливого использования
природных ресурсов, обеспечения охраны
окружающей среды зависит стабильное
функционирование национальной экономики,
благосостояние населения, безопасность
жизнедеятельности человечества и постепенная
реализация модели устойчивого развития.
Поэтому использование природных ресурсов
и связанная с ним соответствующая нагрузка
на окружающую естественную среду являет
собой ту сферу деятельности, которая
определяет широкий круг социальных, экономических
и экологических проблем, решение которых
невозможно без активного участия государства.
Для выработки эффективных
стратегий природопользования и формирования
адекватного экологического сознания
необходима существенная научная почва,
в частности интегрирование в единое концептуальное
целое достижений естественно-научного,
социогуманитарного знания и соответствующих
механизмов государственного управления
природопользованием. Среди факторов,
которые инициируют данные исследования,
важное место занимает ухудшение экологической
ситуации в мире. Требует усовершенствования
не только государственная система управления
природопользованием в части отдельных
составляющих естественной среды и экономически
важными ресурсами, но и экономико-правовое
регулирование природопользования. Именно
поэтому крайне необходима принципиально
новая парадигма такого управления, которая
бы отвечала тенденциям мировых процессов
- глобализации, регионализации, интеграции,
логистизации и тому подобное, а также
разработка и внедрение соответствующих
государственных стратегий.
Цель и задачи исследования
Целью работы является разработка теоретических
положений, методических основ и практических
рекомендаций относительно усовершенствования
механизмов регулирования природопользования.
Для реализации цели исследования были поставлены
и решены такие задачи:
определена суть и значение
природных ресурсов в модели государственного
регулирования природопользования и сущность
его регулирования;
обнаружены особенности экономико-экологической
политики государства в контексте рационального
управления природопользованием и проанализировано состояние
природопользования в Сибирском федеральном округе;
определены аспекты природопользования
в контексте государственного регулирования
рационального использования природных ресурсов.
Объектом исследования являются процессы регулирования
природопользования.
Предметом исследования являются теоретические и практические
положения относительно повышения эффективности
механизмов регулирования природопользования.
Методы исследования. Методологической основой
работы являются фундаментальные положения
теории государственного управления и
экономической теории, диалектический
метод, общенаучные принципы проведения
научных исследований.
Теоретической основой
исследования стали научные труды отечественных
и зарубежных ученых в отрасли государственного
регулирования природопользования.
Информационную базу
исследования составили законодательные
акты, которые регулируют вопрос рационального
природопользования, экологическое законодательство
России, официальные статистические и
информационно-аналитические материалы.
Объем и структура
работы. Исследование состоит из введения,
трех глав, заключения и списка использованных
источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1. Устойчивое региональное
природопользование – объективное требование
современного развития
Сегодня возникла потребность
в разработке принципиально новых государственных
механизмов комплексного, экологически
взвешенного рационального природопользования.
Поэтому важным является ряд вопросов,
связанных с разработкой и внедрением
современных подходов к решению проблемы
рационального природопользования. Особенно
актуальной является разработка новых
подходов к формированию и реализации
концепции рационального природопользования;
обоснование инвестиционно-программной
концепции экономического природопользования,
усовершенствование экономико-правовых
принципов охраны окружающей естественной
среды и рационального природопользования
и внедрение государственной стратегии
управления природопользованием.
Исследованию сложных проблем
государственного управления природопользованием
в контексте общего развития и реформирования
экономики в период рыночной трансформации
посвящены достаточно многочисленные
работы ведущих отечественных и зарубежных
ученых, специалистов-практиков. Вместе
с тем, проработка опубликованных теоретических
концепций, методических и практических
рекомендаций, нормативных положений
показывает, что большинство из них направлено
лишь на рассмотрение отдельных средств
государственного управления и регулирования
природопользования. В то же время не хватает
теоретического обоснования и разработки
на этой основе предложений относительно
комплексного применения инструментов
государственного управления рациональным
природопользованием.
Основной смысл перехода к устойчивому
природопользованию – это признание главенства
естественных (биосферных) законов над
законами социально-экономического развития
общества и равновозможностного удовлетворения
природными ресурсами различных поколений.
В федеральном законе РФ «Об охране окружающей
природной среды (от 10 января 2002 года №
7 – ФЗ) утверждается, что природа, окружающая
среда, природопользование являются основой
устойчивого развития. Согласно «Концепции»
необходим «переход к устойчивому развитию,
обеспечивающему сбалансированное решение
социально-экономических задач и проблем
сохранения благоприятной окружающей
среды и природно-ресурсного потенциала
в целях удовлетворения жизненных потребностей
нынешнего и будущих поколений людей».
Для этого необходимо:
обеспечить экологизацию экономической
деятельности в пределах емкости региональных
экосистем;
добиться принципа устойчивости
использования природных ресурсов (потребление
равно возобновлению или воспроизводству)
Для этого потребуется:
создать региональную систему
показателей устойчивого природопользования
и использовать ее в системе административного
управления;
организовать доступ к информационным
ресурсам получаемых в системах краевой
отчетности и при выполнении мероприятий
по программам администрации для содержательного
наполнения этой системы;
научно обосновать хозяйственную
емкость экосистем, определяющую допустимые
пределы антропогенного воздействия;
создать основы перехода к устойчивому
природопользованию (в информационной,
правовой, экономической, образовательной,
воспитательной, просветительской деятельности);
реструктурировать экономику
на устойчивое природопользование и обеспечить
его.
Администрация региона должна
быть гарантом перехода на устойчивое
природопользование и, в целом, на устойчивое
развитие, целью которого должно быть
сохранение и увеличение численности
населения края и повышение его физического
и духовного здоровья.
Устойчивое природопользование:
является одной из триад устойчивого
развития (экономика, социум, природа);
обеспечивает равновозможностное
использование природных ресурсов нынешнего
и будущих поколений;
выделяет приоритетность для
общества жизнеобеспечивающих функций
природных систем по отношению к прямому
использованию их ресурсов;
определяет приоритет экологической
безопасности при принятии политических
и экономических решений;
позволяет предотвратить негативные
экологические последствия в результате
антропогенных процессов;
усиливает влияние административных
методов и экономических стимулов для
предотвращения загрязнения и деградации
окружающей среды;
позволяет отказаться от проектов
с непредсказуемыми последствиями их
воздействия на окружающую природную
среду;
увеличивает открытость информации
о состоянии окружающей среды.
Главной задачей устойчивого
природопользования является достижение
неистощительного использования возобновляемых
и воспроизводства минерально-сырьевой
базы для невозобновляемых природных
ресурсов при рациональном их освоении,
а также сохранение и восстановление ландшафтного
и биологического разнообразия, способного
поддержать саморегуляцию природных систем
и возможность компенсации последствий
антропогенной нагрузки.
Следует помнить, что природопользование
является основой существования и развития
человеческой общины, а устойчивое природопользование
– основой нашего будущего. Реализация
устойчивого природопользования возможна
только в триаде устойчивого развития
(общество, экономика, природа).
1.2. Система показателей
устойчивого природопользования
СССР и Россией подписано и
ратифицировано более 50 международных
соглашений, которые являются важнейшим
элементом при устойчивом развитии мира
в целом. Они касаются защиты озонового
слоя, атмосферы, окружающей среды, животного
мира, климата; о трансграничном переносе
атмосферных загрязнений, вод и т.д.
Из 137 статей Конституции Российской
Федерации более десяти имеют экологические
компоненты. Хотя термин «устойчивое развитие»
в тексте Конституции отсутствует, однако
в преамбуле к ней ощущается влияние идеи
устойчивого развития.
В пункте V «Концепции» изложены
начальное понимание основ принятия решений
и показателей устойчивого развития. Здесь
же указана возможность их использования
при решении региональных проблем перехода
к устойчивому развитию.
Начальным этапом в организации
(создании) устойчивого природопользования
должно быть создание системы показателей
характеризующей уровень потребления,
характер использования, состояние (количество
и качество), охрану и защиту, возобновление
и воспроизводство (минерально-сырьевой
базы) природных ресурсов.
Для управления переходом к
безопасному, а затем и к устойчивому развитию
и оценки эффективности использования
средств и принимаемых решений необходимо
установить «целевые ориентиры» и показатели
устойчивого природопользования с обеспечением
процедуры контроля за их достижением
(соблюдением). Целевыми и лимитирующими
должны быть удельные показатели потребления
природных ресурсов и производства отходов
на душу населения и единицу валового
регионального продукта.
Создание системы показателей
устойчивого регионального природопользования
методологически может быть основано
на системе показателей устойчивого управления
лесами, утвержденной приказом Федеральной
службы лесного хозяйства от 05.02.1998 № 21.
Формирование совокупности показателей
должно учитывать системы отчетности,
законодательные акты Российской Федерации
по природопользованию, опыт создания
мировых показателей устойчивого развития,
обобщенных ООН, и базироваться на современных
знаниях об устойчивом развитии.
Система показателей устойчивого
природопользования состояит из критериев
и индикаторов. Критерии – главные направления
практической деятельности для достижения
цели государственной политики при формировании
основных принципов, требований, механизмов
реализации гармоничного развития общества.
Критерии оцениваются по совокупности
характеризующих их индикаторов, которые
являются их количественными и качественными
характеристиками. Устойчивость развития
оценивается значениями показателей в
определенных пределах. Информационно
наполненная система показателей даёт
возможность оценить направление изменений
в управлении природопользованием.
Природопользование имеет следующие
стадии: использование ресурса, его охрана
и защита, возобновление ресурса, либо
воспроизводство минерально-сырьевой
базы и, наконец, замещение ресурса. Именно
эти стадии должны отражать показатели
устойчивого природопользования, именно
они являются основными направлениями
государственной политики в области природопользования
согласно «Экологической доктрины Российской
Федерации» (Распоряжение правительства
Российской Федерации от 31.08.2002 № 1225 –
р).
Мониторинг состояния и использования
природных ресурсов по системе критериев
и индикаторов показывает тенденции в
изменении их характеристик и индуцирует
управленческие решения, которые должны
основываться на институциональных, правовых
и экономических механизмах и обуславливать
переход к безопасному, а затем и к устойчивому
развитию, остающемуся в пределах региональной
экоемкости, отвечающей интересам народонаселения
края и национальным интересам России.
Разработаны показатели для
минеральных, земельных, водных, биологических
ресурсов и атмосферного воздуха, а также
отходов производства и потребления.
Процедура выбора показателей
включает следующие этапы:
Концептуальное понимание общей
системы и функционирования природопользования.
Определение репрезентативных
показателей для каждого природного ресурса
и выбор комплексных показателей.
Выбор базовых ориентиров и
количественное определение их удовлетворения.
Реализация последнего потребует
совместной работы исполнителей, представителей
администрации и проведения PR акций по
устойчивому природопользованию.
Региональные показатели устойчивого
регионального природопользования в будущем
должны будут соответствовать показателям
устойчивого природопользования в России.
Но если общероссийские показатели будут
носить усредненный характер, то региональные,
связанные с определенной административной
единицей, будут конкретизированы природно-климатическими
условиями, наличием и распределением
природных ресурсов, существующей системой
территориального распределения населения
и экономики, межрегиональными взаимодействиями.
Устойчивость регионального и федерального
природопользования должна представлять
единое целое. Следует отметить, что именно
в регионах начинается и глубоко проявляется
интегральная взаимосвязь административно-территориальной
общины, экономики региона и использования
существующих природных ресурсов.