Разработка теоретических положений, методических основ и практических рекомендаций относительно усовершенствования механизмов регулир

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

В экономических преобразованиях, происходящих в России, особое место отводится вопросам охраны окружающей естественной среды и рационального природопользования. Ведь от эффективного и расчетливого использования природных ресурсов, обеспечения охраны окружающей среды зависит стабильное функционирование национальной экономики, благосостояние населения, безопасность жизнедеятельности человечества и постепенная реализация модели устойчивого развития. Поэтому использование природных ресурсов и связанная с ним соответствующая нагрузка на окружающую естественную среду являет собой ту сферу деятельности, которая определяет широкий круг социальных, экономических и экологических проблем, решение которых невозможно без активного участия государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 5
1.1. Устойчивое региональное природопользование – объективное требование современного развития 5
1.2. Система показателей устойчивого природопользования 7
ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 10
2.1. Региональная комплексная система индикаторов устойчивого природопользования 10
2.2. Показатели природопользования в аспекте проблемы приграничного сотрудничества в регионах Сибири 12
2.3. Устойчивое развитие субъектов СФО в разрезе энергоэкологических показателей природопользования 17
ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 24
3.1. Пути решения проблем антиустойчивого развития региона в показателях природопользования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Файлы: 1 файл

Mari_kursovaya.docx

— 592.29 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. В экономических преобразованиях, происходящих в России, особое место отводится вопросам охраны окружающей естественной среды и рационального природопользования. Ведь от эффективного и расчетливого использования природных ресурсов, обеспечения охраны окружающей среды зависит стабильное функционирование национальной экономики, благосостояние населения, безопасность жизнедеятельности человечества и постепенная реализация модели устойчивого развития. Поэтому использование природных ресурсов и связанная с ним соответствующая нагрузка на окружающую естественную среду являет собой ту сферу деятельности, которая определяет широкий круг социальных, экономических и экологических проблем, решение которых невозможно без активного участия государства.

Для выработки эффективных стратегий природопользования и формирования адекватного экологического сознания необходима существенная научная почва, в частности интегрирование в единое концептуальное целое достижений естественно-научного, социогуманитарного знания и соответствующих механизмов государственного управления природопользованием. Среди факторов, которые инициируют данные исследования, важное место занимает ухудшение экологической ситуации в мире. Требует усовершенствования не только государственная система управления природопользованием в части отдельных составляющих естественной среды и экономически важными ресурсами, но и экономико-правовое регулирование природопользования. Именно поэтому крайне необходима принципиально новая парадигма такого управления, которая бы отвечала тенденциям мировых процессов - глобализации, регионализации, интеграции, логистизации и тому подобное, а также разработка и внедрение соответствующих государственных стратегий.

Цель и задачи исследования

Целью работы является разработка теоретических положений, методических основ и практических рекомендаций относительно усовершенствования механизмов регулирования природопользования.

Для реализации цели исследования были поставлены и решены такие задачи:

    • определена суть и значение природных ресурсов в модели государственного регулирования природопользования и сущность его регулирования;
    • обнаружены особенности экономико-экологической политики государства в контексте рационального управления природопользованием и проанализировано состояние природопользования в Сибирском федеральном округе;
    • определены аспекты природопользования в контексте государственного регулирования рационального использования природных ресурсов.

Объектом исследования являются процессы регулирования природопользования.

Предметом исследования являются теоретические и практические положения относительно повышения эффективности механизмов регулирования природопользования.

Методы исследования. Методологической основой работы являются фундаментальные положения теории государственного управления и экономической теории, диалектический метод, общенаучные принципы проведения научных исследований.

Теоретической основой исследования стали научные труды отечественных и зарубежных ученых в отрасли государственного регулирования природопользования.

Информационную базу исследования составили законодательные акты, которые регулируют вопрос рационального природопользования, экологическое законодательство России, официальные статистические и информационно-аналитические материалы.

Объем и структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

1.1.  Устойчивое региональное природопользование – объективное требование современного развития

 

Сегодня возникла потребность в разработке принципиально новых государственных механизмов комплексного, экологически взвешенного рационального природопользования. Поэтому важным является ряд вопросов, связанных с разработкой и внедрением современных подходов к решению проблемы рационального природопользования. Особенно актуальной является разработка новых подходов к формированию и реализации концепции рационального природопользования; обоснование инвестиционно-программной концепции экономического природопользования, усовершенствование экономико-правовых принципов охраны окружающей естественной среды и рационального природопользования и внедрение государственной стратегии управления природопользованием.

Исследованию сложных проблем государственного управления природопользованием в контексте общего развития и реформирования экономики в период рыночной трансформации посвящены достаточно многочисленные работы ведущих отечественных и зарубежных ученых, специалистов-практиков. Вместе с тем, проработка опубликованных теоретических концепций, методических и практических рекомендаций, нормативных положений показывает, что большинство из них направлено лишь на рассмотрение отдельных средств государственного управления и регулирования природопользования. В то же время не хватает теоретического обоснования и разработки на этой основе предложений относительно комплексного применения инструментов государственного управления рациональным природопользованием.

Основной смысл перехода к устойчивому природопользованию – это признание главенства естественных (биосферных) законов над законами социально-экономического развития общества и равновозможностного удовлетворения природными ресурсами различных поколений. В федеральном законе РФ «Об охране окружающей природной среды (от 10 января 2002 года № 7 – ФЗ) утверждается, что природа, окружающая среда, природопользование являются основой устойчивого развития. Согласно «Концепции» необходим «переход к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей нынешнего и будущих поколений людей».

Для этого необходимо:

    • обеспечить экологизацию экономической деятельности в пределах емкости региональных экосистем;
    • добиться принципа устойчивости использования природных ресурсов (потребление равно возобновлению или воспроизводству)

Для этого потребуется:

    • создать региональную систему показателей устойчивого природопользования и использовать ее в системе административного управления;
    • организовать доступ к информационным ресурсам получаемых в системах краевой отчетности и при выполнении мероприятий по программам администрации для содержательного наполнения этой системы;
    • научно обосновать хозяйственную емкость экосистем, определяющую допустимые пределы антропогенного воздействия;
    • создать основы перехода к устойчивому природопользованию (в информационной, правовой, экономической, образовательной, воспитательной, просветительской деятельности);
    • реструктурировать экономику на устойчивое природопользование и обеспечить его.

Администрация региона должна быть гарантом перехода на устойчивое природопользование и, в целом, на устойчивое развитие, целью которого должно быть сохранение и увеличение численности населения края и повышение его физического и духовного здоровья.

Устойчивое природопользование:

    • является одной из триад устойчивого развития (экономика, социум, природа);
    • обеспечивает равновозможностное использование природных ресурсов нынешнего и будущих поколений;
    • выделяет приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций природных систем по отношению к прямому использованию их ресурсов;
    • определяет приоритет экологической безопасности при принятии политических и экономических решений;
    • позволяет предотвратить негативные экологические последствия в результате антропогенных процессов;
    • усиливает влияние административных методов и экономических стимулов для предотвращения загрязнения и деградации окружающей среды;
    • позволяет отказаться от проектов с непредсказуемыми последствиями их воздействия на окружающую природную среду;
    • увеличивает открытость информации о состоянии окружающей среды.

Главной задачей устойчивого природопользования является достижение неистощительного использования возобновляемых и воспроизводства минерально-сырьевой базы для невозобновляемых природных ресурсов при рациональном их освоении, а также сохранение и восстановление ландшафтного и биологического разнообразия, способного поддержать саморегуляцию природных систем и возможность компенсации последствий антропогенной нагрузки.

Следует помнить, что природопользование является основой существования и развития человеческой общины, а устойчивое природопользование – основой нашего будущего. Реализация устойчивого природопользования возможна только в триаде устойчивого развития (общество, экономика, природа).

 

1.2. Система показателей устойчивого природопользования

 

СССР и Россией подписано и ратифицировано более 50 международных соглашений, которые являются важнейшим элементом при устойчивом развитии мира в целом. Они касаются защиты озонового слоя, атмосферы, окружающей среды, животного мира, климата; о трансграничном переносе атмосферных загрязнений, вод и т.д.

Из 137 статей Конституции Российской Федерации более десяти имеют экологические компоненты. Хотя термин «устойчивое развитие» в тексте Конституции отсутствует, однако в преамбуле к ней ощущается влияние идеи устойчивого развития.

В пункте V «Концепции» изложены начальное понимание основ принятия решений и показателей устойчивого развития. Здесь же указана возможность их использования при решении региональных проблем перехода к устойчивому развитию.

Начальным этапом в организации (создании) устойчивого природопользования должно быть создание системы показателей характеризующей уровень потребления, характер использования, состояние (количество и качество), охрану и защиту, возобновление и воспроизводство (минерально-сырьевой базы) природных ресурсов.

Для управления переходом к безопасному, а затем и к устойчивому развитию и оценки эффективности использования средств и принимаемых решений необходимо установить «целевые ориентиры» и показатели устойчивого природопользования с обеспечением процедуры контроля за их достижением (соблюдением). Целевыми и лимитирующими должны быть удельные показатели потребления природных ресурсов и производства отходов на душу населения и единицу валового регионального продукта.

Создание системы показателей устойчивого регионального природопользования методологически может быть основано на системе показателей устойчивого управления лесами, утвержденной приказом Федеральной службы лесного хозяйства от 05.02.1998 № 21. Формирование совокупности показателей должно учитывать системы отчетности, законодательные акты Российской Федерации по природопользованию, опыт создания мировых показателей устойчивого развития, обобщенных ООН, и базироваться на современных знаниях об устойчивом развитии.

Система показателей устойчивого природопользования состояит из критериев и индикаторов. Критерии – главные направления практической деятельности для достижения цели государственной политики при формировании основных принципов, требований, механизмов реализации гармоничного развития общества. Критерии оцениваются по совокупности характеризующих их индикаторов, которые являются их количественными и качественными характеристиками. Устойчивость развития оценивается значениями показателей в определенных пределах. Информационно наполненная система показателей даёт возможность оценить направление изменений в управлении природопользованием.

Природопользование имеет следующие стадии: использование ресурса, его охрана и защита, возобновление ресурса, либо воспроизводство минерально-сырьевой базы и, наконец, замещение ресурса. Именно эти стадии должны отражать показатели устойчивого природопользования, именно они являются основными направлениями государственной политики в области природопользования согласно «Экологической доктрины Российской Федерации» (Распоряжение правительства Российской Федерации от 31.08.2002 № 1225 – р).

Мониторинг состояния и использования природных ресурсов по системе критериев и индикаторов показывает тенденции в изменении их характеристик и индуцирует управленческие решения, которые должны основываться на институциональных, правовых и экономических механизмах и обуславливать переход к безопасному, а затем и к устойчивому развитию, остающемуся в пределах региональной экоемкости, отвечающей интересам народонаселения края и национальным интересам России.

Разработаны показатели для минеральных, земельных, водных, биологических ресурсов и атмосферного воздуха, а также отходов производства и потребления.

Процедура выбора показателей включает следующие этапы:

Концептуальное понимание общей системы и функционирования природопользования.

Определение репрезентативных показателей для каждого природного ресурса и выбор комплексных показателей.

Выбор базовых ориентиров и количественное определение их удовлетворения.

Реализация последнего потребует совместной работы исполнителей, представителей администрации и проведения PR акций по устойчивому природопользованию.

Региональные показатели устойчивого регионального природопользования в будущем должны будут соответствовать показателям устойчивого природопользования в России. Но если общероссийские показатели будут носить усредненный характер, то региональные, связанные с определенной административной единицей, будут конкретизированы природно-климатическими условиями, наличием и распределением природных ресурсов, существующей системой территориального распределения населения и экономики, межрегиональными взаимодействиями. Устойчивость регионального и федерального природопользования должна представлять единое целое. Следует отметить, что именно в регионах начинается и глубоко проявляется интегральная взаимосвязь административно-территориальной общины, экономики региона и использования существующих природных ресурсов.

Информация о работе Разработка теоретических положений, методических основ и практических рекомендаций относительно усовершенствования механизмов регулир