Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 12:33, реферат
Реализация регионального компонента в преподавании истории в общРеализация регионального компонента в преподавании истории в общРеализация регионального компонента в преподавании истории в общРеализация регионального компонента в преподавании истории в общРеализация регионального компонента в преподавании истории в общРеализация регионального компонента в преподавании истории в общ
Маринкина Л.Г., методист Центра повышения квалификации педагогических кадров
Реализация регионального компонента в преподавании истории
в общеобразовательных
в 2009/2010 учебном году
В 2009/2010 учебном году продолжается поэтапный переход на государственные образовательные стандарты и Федеральный базисный учебный план 2004 года; на новые стандарты и ФБУП перешли 5, 6, 7, 8-е классы, по образовательному минимуму и ФБУП 1998 г. обучаются только 9 классы.
Предмет «История» в 5 – 9-х классах состоит из двух курсов: «История России» и «Всеобщая история», содержание которых отражено в обязательном минимуме содержания государственных образовательных стандартов. В 5 – 8-х классах эти курсы ведутся последовательно, в классном журнале указывается предмет «История» (в оглавлении, на соответствующих страницах, в сводной ведомости). Четверные и годовые отметки выставляются в классный журнал по предмету «История». По региональному учебному плану (Приказ управления образования администрации Камчатской области «Об утверждении регионального учебного плана образовательных учреждений Камчатского края, реализующих программы общего образования» от 14.08.2007 г. № 630) в 2009/2010 учебном году в 8-м классе выделяется один час на реализацию регионального компонента в образовании по истории и географии Камчатки.
По объективным причинам реализовать единый курс нет возможности, поэтому в образовательных учреждениях Камчатского края должно изучаться два курса «История Камчатки» и «География Камчатки» по 0,5 часа за каждый год обучения.
Учебные часы на изучение истории Камчатки могут быть выделены по усмотрению образовательного учреждения либо в первом, либо во втором полугодии по 1 часу в неделю. В зависимости от этого можно предложить два варианта изучения курсов «История» и «История Камчатки».
I вариант
I полугодие – 3 часа в неделю | |||
I четверть |
история* (всеобщая) |
3 ч | |
II четверть |
история (России) история Камчатки (выставляется итоговая оценка за первое полугодие) |
2 ч 1 ч | |
II полугодие – 2 часа в неделю | |||
III четверть |
история (России) история Камчатки (выставляется итоговая оценка за второе полугодие и год) |
1 ч 1 ч | |
IV четверть |
история (России) |
2 ч |
II вариант
I полугодие – 2 часа в неделю | |||
I четверть |
история (всеобщая) |
2 ч | |
II четверть |
история (всеобщая, России) |
2 ч | |
II полугодие – 3 часа в неделю | |||
III четверть |
история (России) история Камчатки (выставляется итоговая оценка за четверть) |
2 ч 1 ч | |
IV четверть |
История (России) история Камчатки (выставляется итоговая оценка за четверть и год) |
2 ч 1 ч |
Для того, чтобы достигнуть оптимальных результатов, данный курс должен реализовать учитель, который ведет курс истории в восьмом классе.
Костыря А. В., доцент кафедры
истории России и зарубежных стран
КамГУ им. Витуса Беринга
История Камчатки
Учебная программа для 8 - 9-х классов общеобразовательных учреждений.
Пояснительная записка
Программа курса предназначена для 8 – 9-х классов общеобразовательных учреждений Камчатской области. Основной целью курса является формирование представлений о жизни населения Камчатки в контексте исторических условий. К задачам курса относится:
Локальная история предоставляет материал из непосредственного окружения учащихся. Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить, что история — это история людей, что корни человека — в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружба между народами, уважение к старшим поколениям, долг, милосердие. Особенностью предлагаемого курса является обращение к истории повседневности. Содержание курса дает возможность широко использовать активные и интерактивные методы обучения.
Программа обеспечена методическими рекомендациями для учителей и рабочими тетрадями для учащихся, разработанными автором. Преподаватели во время реализации программы могут использовать следующие издания:
Целесообразно первую часть «История Камчатки с древности по XIX век» в объеме 18 часов изучать в 8-м классе, вторую часть «События и судьбы людей в истории XX века на Камчатке» также в объеме 18 часов - в 9-м классе. Курс может быть реализован как элективный в 9-м классе или в форме факультативных и кружковых занятий в 8 – 9-х классах.
Программа.
Часть первая. История Камчатки с древности по XIX век (18 ч)
Раздел I. Заселение и освоение полуострова коренными жителями – 5 ч
Введение (1 ч)
Цели и задачи курса.
Тема 1. Природные ландшафты как естественная среда обитания коренных народов (1 ч)
Характеристика природно-
Основные понятия: археология, культурный слой, природные ландшафты, присваивающий тип хозяйства.
Тема 2. Жизнь и быт коренных народов Камчатки до конца XVII века – 3 ч
Территория расселения, хозяйство и быт ительменов – древнейших жителей Камчатки. Коряки, их появление на полуострове, особенности образа жизни. Верования и обряды, мифы и сказки коренных жителей Камчатки. Общее и особенное в традиционной культуре камчатских народов.
Основные понятия: материальная и духовная культура, присваивающее хозяйство, оседлый и кочевой образы жизни, традиционная культура, миф, обряд, сказка, шаман.
Раздел II. Открытие, освоение и исследование Камчатки русскими в к. XVII-XVIII вв. (6 ч)
Тема 3. Присоединение Камчатки к России (2 ч)
Михаил Стадухин – первооткрыватель Камчатки. Походы русских землепроходцев на Камчатку. Владимир Атласов и его роль в присоединении Камчатки к России. «Скаски» В. Атласова как исторический источник. Взаимоотношения русских с местным населением.
Основные понятия: землепроходцы, острог, скаски, урядни, тойон, ясак.
Тема 4. Камчатские экспедиции и их роль в истории Камчатки (2 ч)
I и II Камчатские экспедиции: цели, маршруты и результаты. Витус Беринг и его судьба. Участники экспедиций и их деятельность. С. П. Крашенинников и Г. В. Стеллер о Камчатке и ее жителях. Влияние экспедиций на жизнь местного населения.
Основные понятия: экспедиция, географические открытия, исследователь.
Тема 5. Деятельность Русской Православной церкви на Камчатке – 1 час.
Миссионерская деятельность православной церкви. Крещение коренного населения и его результаты. Появление школ на полуострове, распространение русского языка.
Основные понятия: миссионеры, епархия.
Тема 6. Камчатка во второй половине XVIII века (1 ч)
Колонизация Камчатки русскими, их занятия. Управление территорией. Камчатка – база для исследований северо-восточной части Тихого океана. Промысловые и государственные экспедиции. Русская Америка. Иностранные экспедиции Д. Кука и Ж. Ф. Лаперуза. Петропавловск в XVIII веке.
Основные понятия: колонизация, административное устройство, административный центр.
Раздел III. Народы Камчатки в XIX веке (7 ч)
Тема 7. Население Камчатки (2 ч)
Переселенческая политика государства. Численность населения, его этнический состав, территориальное размещение. Заселение Командорских островов алеутами, их занятия, образ жизни. Появление эвенов на Камчатке. Эвены как носители самобытной культуры. Соотношение коренного и русского населения Камчатки в XVIII – XIX вв., причины его изменения.
Основные понятия: этнический состав, миграции, динамика населения, ассимиляция, традиционная культура.
Тема 8. Взаимодействие и
взаимопроникновение культур
Заимствования элементов разных культур русскими, ительменами, коряками и эвенами. Причины этих заимствований. Развитие огородничества и животноводства. Распространение на Камчатке русских домов и предметов быта. Изменения в религиозных верованиях коренного населения Камчатки. Состояние образования и здравоохранения.
Основные понятия: присваивающее и производящее хозяйства, хозяйственно-культурный тип.
Тема 9. Административно-
Причины изменений административного статуса территории в течение XIX века. Характеристика деятельности администрации Камчатки. В. С. Завойко – первый губернатор Камчатки. Петропавловск в XIX веке.
Основные понятия: административно-
Тема 10. Героическая оборона Петропавловска во время Крымской войны (2)
Борьба России за влияние в Тихоокеанском регионе. Стратегическое положение Петропавловского порта. Организация обороны порта. Защитники Петропавловска. Перемещение базы военного флота России из Петропавловска в устье Амура. Камчатка – забытая окраина России.
Основные понятия: сферы влияния, десант.
Итоговое обобщение (1 ч)
Часть вторая. События и судьбы людей в истории XX века на Камчатке (18 ч)
Раздел I. Начало века (6 ч)
Тема 1. Камчатка в начале века (2 ч)
Население Камчатки: численность, этнический состав, особенности расселения, хозяйственная деятельность, условия труда и быта. Внешняя политика правительства Российской империи на Дальнем Востоке. События русско-японской войны на Камчатке. Усиление иностранной экономической экспансии. Изменение административного статуса Камчатки.
Основные понятия: очаговое расселение, сферы влияния, экономическая экспансия, рыболовная конвенция.
Тема 2. Петропавловск – областной центр (1 ч)
Деятельность губернаторов В. В. Перфильева и Н. В. Мономахова. Изменение облика города. Жизнь и быт горожан.
Основные понятия: административный центр.
Тема 3. Исследования края в начале века – 1 час.
Деятельность В. И. Иохельсона и В. Г. Богораза в составе Северо-Тихоокеанской экспедиции (1900-1902 гг.). В. Н. Тюшев о Камчатке. Экспедиция Ф. П. Рябушинского (1908-1910 гг.). В. К. Арсеньев на Камчатке. Шведская экспедиция (1920-1922 гг.).
Основные понятия: научная экспедиция.
Тема 4. Установление Советской власти (2 ч)
Февральские события на Камчатке. От февраля к октябрю. Первые Советы. Партизанское движение. Особенности установления Советской власти на Камчатке. Участники событий: сторонники и противники новой власти.
Основные понятия: социальная революция, Советы, гражданская война, террор.
Раздел II. Камчатка Советская
Тема 5. Освоение и развитие Камчатки в 20 - 30-е годы XX века (4 ч)
Политика Советского правительства по освоению края. Акционерное Камчатское общество, его деятельность. Хозяйственное освоение области. Особенности индустриализации и коллективизации на Камчатке. Что дала Советская власть коренным жителям полуострова? Трудовой энтузиазм и политические репрессии. Судьбы людей.
Основные понятия: АКО, отрасль специализации, экстенсивное экономическое развитие, национальная политика, индустриализация, коллективизация, политические репрессии.