Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ по средством художественого творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой использование изобразительной деятельности как средства адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ будет успешной при следующих условиях:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
2. Работа с родителями;
3. Развитие художественной деятельности, как способа успешной адаптации детей к условиям ДОУ.

Файлы: 1 файл

ПРАВКА_АДАПТАЦИЯ_ИЗО (Автосохраненный).docx

— 78.17 Кб (Скачать файл)

 «По рисункам человека  можно определить склад его  личности, понять его отношение  к разным сторонам действительности», - писал А.Л. Венгер [24, с. 45]. Рисунки позволяют оценивать психологическое состояние и уровень умственного развития, диагностировать психические заболевания. Во всем мире рисуночные тесты стали главным инструментом практических психологов. Прежде всего, рисунок может быть индикатором уровня развития ребенка. При нарушениях в умственном развитии наблюдается запаздывание в переходе ребенка от стадии к стадии, «застревание» на ранних стадиях.

Создавая образы, пусть в виде каракуль, головоногов и т.п., ребенок бессознательно передает свои чувства. Конечно, ребенок раннего возраста еще не способен четко выразить в рисунках свои страхи, но, тем не менее, занимаясь рисованием, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы.

Дети очень любят рисовать красками, возможности этой деятельности очень широки. Можно рисовать пальцами, смятой бумагой, поролоном, оттисками различных печатей. Чтобы дать ребенку возможность увидеть быстрый результат, можно печатать изображение краской с помощью пластилиновой печати. Печати просты в изготовлении, ребенок может сделать их быстро и самостоятельно. Например, раскатав из пластилина колбаску и скрутив ее в спираль, можно напечатать изображение розы. Чтобы удобно было пользоваться такой печатью, сверху на спираль прикрепляем ручку-шарик из пластилина. Печать цветка обмакиваем в краску и делаем отпечатки. Позвольте ребенку проводить свои эксперименты в этой технике.

Зачастую рисование красками является новым видом деятельности для ребенка младшего дошкольного возраста, т.к. большинство родителей не любят, когда ребенок пачкается сам, и пачкает все вокруг, поскольку рисование довольно грязное занятие. Придя в детский сад, ребенок открывает для себя новые горизонты. Как мы уже говорили ранее, дети любят рисовать. Даже непоседливый ребенок, который не может усидеть на одном месте 2 минуты, может спокойно заниматься рисованием 10-15 минут.

Дети, имеющие сложности в адаптации, страхи особенно нуждаются в игре-занятиях с песком. Игра с песком помогает ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.

Было обнаружено, что негативные эмоции, конфликты и страхи находили своё выражение в песочных картинках в символическом виде. Но постепенно в процессе совместного создания песочных картин все негативные тенденции ослабевали и исчезали. Отношения у детей становились ровными и гуманными.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Сам материал – соленое тесто благотворно влияет на организм ребенка. Разминая тесто в руках, снимается напряжение, ребенок успокаивается, вместе с осязанием приходят приятные ощущения, положительные эмоции. Даже неусидчивый ребенок занимается с тестом достаточное время, забывая обо всем.

Таким образом, художественная деятельность отвечает психологическим и эмоциональным потребностям ребенка и оказывает на его психическое состояние положительное действие.

Художественная деятельность позволяет людям справиться со многими психологическими проблемами. В том числе и со стрессами. Поскольку ребенок раннего возраста ограничен в способах избавления от стресса, связанного с периодом адаптации, на помощь ему может придти только игра и художественная деятельность. Занимаясь художественной деятельностью, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы, учится ориентироваться в новой для себя ситуации общения с детьми.

На занятиях можно использовать такие виды художественной деятельности, как рисование на бумаге (кисточками, руками), рисование красками на камне, рисование на песке, аппликация, лепка из теста.

1. Рисование на бумаге руками и кисточками.

  1. знакомство с материалами (краски, ручки и бумага);
  2. рисование пальчиковыми красками (вместе с другими детьми) (правила рисования: мыть руки после работы, не пачкать детей и окружающее и т.д.);
  3. простейшие рисунки: линии (дождик, дорожки и т.д.);
  4. рисование рядом с другими детьми (у каждого свои инструменты, чтобы детям не приходилось их делить);
  5. рисование гуашью, кисточками (сначала одной краской) (правила рисования: мыть кисточку, рисовать на листе бумаги и т.д.).

2. Рисование красками на камне.

a) совместный поиск природного материала

b) знакомство с материалом) рисование гуашью, кисточками и т.д.

3. Работа с песком.

  1. рисование на песке;
  2. создание из песка фигурок с помощью формочек;
  3. создание из песка горок, ямок и т.д.

4. Аппликация.

  1. знакомство с материалом (бумага цветная, клей, ножницы);
  2. приклеивание готовых деталей;
  3. разрезание бумаги

5. Лепка из теста.

  1. знакомство с материалом (тесто);
  2. простейшие приемы работы с тестом (разминание, катание колбасок, шариков, отщипывание).

 

Продолжительность занятий: от 5 до 15 минут каждый день (начиная с 5 минут, постепенно увеличивая интервал до 15 минут), сначала индивидуально с каждым малышом, позже по подгруппам.

Работа педагога основывается на следующих принципах:

Þ не ограничивать ребенка и не навязывать своего мнения. Педагог является лишь направляющим.

Þ проявлять внимательное и терпеливое отношение к детям, которое проявляется в том, что ребенок чувствует к себе любовь и принятие таким, какой он есть.

Рекомендации для выбора используемого материала. Материал должен быть достаточно прочным, так как малыш, исследуя эти вещи, не всегда использует их по назначению. Например, лучше дать фломастер с толстым стержнем, а вместо хрупких карандашей - цветные шариковые ручки. Не следует одновременно давать слишком много материала, это рассеивает внимание малыша. Он может катать, бросать карандаши, стучать ими, просовывать в какую-нибудь щель, пробовать на вкус и т.д. Бумагу он будет мять, и рвать на мелкие кусочки.

Если интерес малыша иссяк, можно предложить ему материал другого свойства, цвета, величины и т.д. Надо дать возможность малышу опробовать материал так, как пи хочет, пойти навстречу его желаниям (исключая действия, опасные для его здоровья). Психологи советуют взрослым научиться делать что-либо не за ребенка, не для него, а вместе с ним, и доверять ему то, с чем он вполне может справиться сам.

Итак, в содержание изобразительной деятельности входит масса интересных развивающих приемов и техник: лепка рельефная и предметная, лепка с элементами конструирования, лепка из солёного теста (тестопластика) или пластилина, аппликация (бумажная пластика), аппликация с элементами рисования и на основе рисунка, аппликация-заполнение и выкладывание готовых форм, моделирование, рисование пальчиками или ватными палочками, кисточкой с элементами аппликации, отпечатками ладошек, рисование предметное, рисование с элементами аппликации, коллективная композиция и использование самых разных природных и бытовых материалов.

Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка. Занятия изобразительной деятельностью способствуют снятию эмоционального напряжения, развивают творчество и способствуют успешной адаптации детей к условиям ДОУ.

3. Особенности изобразительной деятельности детей раннего возраста

 

Ранний возраст – период, когда зарождаются не только игровые, но и продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, лепка, аппликация, конструирование. Их возникновение также тесно связано с предметной деятельностью. Детские психологи, а также родители отмечают большой интерес ребенка к движениям карандаша, ручки по листу бумаги и самое главное – к возникновению следов на бумаге [35, c. 211].

Изобразительной деятельности ребенка предшествует довольно значительный подготовительный период, в течение которого он знакомится с основными свойствами нужных материалов, приобретает необходимые навыки и умения в использовании карандаша и бумаги. Он получил название доизобразительного этапа.

Наступает момент, когда ребенок иногда случайно или при помощи взрослых проводит карандашом линию на бумаге. Первые штрихи бывают большей частью прерывающимися, конец карандаша то касается бумаги, то проносится по воздуху.

Начав владеть карандашом, дети с удовольствием чертят иногда целыми часами [25, c. 5].

Для того чтобы подражать изобразительным движениям взрослого, ребенку необходимо научиться управлять своими движениями. Ко 2-му году жизни уже возникают возможности регуляции двигательных актов. Однако наличия лишь анатомо-физиологических возможностей регуляции движений недостаточно для возникновения изобразительной деятельности у ребенка. Дети, не имеющие в своем распоряжении принадлежностей для рисования, очень долгое время не проявляют интереса к изобразительной деятельности.

Первые штрихи ребенка еще ничего не выражают, хотя и имеют важное значение для развития изобразительной деятельности. В возрасте от 1 года 8 месяцев до 3 лет под влиянием рассматривания картинок, наблюдения процесса рисования взрослыми и некоторого личного опыта ребенок усваивает, что лист бумаги, исчерченный карандашом, представляет собой «рисунок» или «картину». Чтение собственного рисунка происходит совершенно случайно – несколько линий вызывают по ассоциации образ того или иного предмета. Ребенок делает важное открытие: его рисунок что-то изображает. Причем одно и то же сочетание линий может быть истолковано ребенком по-разному. Например, Е. И. Игнатьев описывает случай, когда мальчик Миша (2 года 6 месяцев) одно и то же сочетание линий первый раз определил как «дядя», на следующий день – как «винтик», а через два дня – как «муха» [9, c. 3].

Узнаванию предметов на рисунках способствует наблюдение за окружающими предметами, рассматривание иллюстраций в книгах. Дети проявляют не только интерес, но и способность видеть в них образы различных предметов, животных. Так, во время игры трехлетний Рома, рассматривая игрушечный экскаватор, воскликнул: «Жираф!» Дети могут выделить существенные признаки предметов, которые отличают их друг от друга и имеют общие свойства.

После того как ребенок научился читать свой рисунок, видеть в нем определенное содержание, у него возникает желание изображать по собственному «замыслу» определенные предметы. Намерение изобразить определенный предмет – начало планирования изобразительной деятельности [25, c. 5].

«...Наконец-то дети стали рисовать по-настоящему... Оба часто заранее сообщают, что они сейчас будут изображать. Очень большое желание нарисовать человека. У Дюки среди множества каракулей иногда (при большом желании) можно различить отдельные элементы, которые имеют отдаленное сходство с руками, ногами и другими необходимыми частями человеческого тела. Во всяком случае, когда он указывает на линии и объясняет, что это глаза, рот и прочее, я ему верю. Часто дети черкают по бумаге ради самого черкания. В этом случае они говорят: «Лисую плосто так» (из дневника В. С. Мухиной) [18, c. 14].

Первый замысел часто бывает у детей крайне неустойчивым. Он изменяется случайными ассоциациями.

Интересно и отношение самого ребенка к своему рисунку. Оно характеризуется тем, что во время рисования, лепки, аппликации ребенок действует как в реальной ситуации. Наклеив, например, силуэт зайчика, мишки или птички, он гладит их рукой, разговаривает, начинает с ними играть.

Развитие рисования в раннем возрасте тесно связано с психическими достижениями ребенка. При одной и той же внешней форме каракулей меняется их значение для ребенка.

В. С. Мухиной (1981) выделены следующие стадии развития значения каракулей:

I стадия – каракули как результат  свободного манипулирования карандашом;

II стадия – каракули как результат  свободного манипулирования карандашом, но при последующих визуальных  ассоциациях с реальными предметами, и называние словом этих ассоциаций (в этом случае графическое  построение приобретает значение  знака);

III стадия – каракули как изначально  планируемый знак реального предмета, не несущий в себе изобразительности (очередность II и III стадии условна);

IV стадия – каракули как специфический  для изобразительной деятельности  знак – графическое построение, отражающее общие черты изображаемого  предмета [18, c. 25].

Важная роль в зарождении изобразительной деятельности ребенка принадлежит взрослому, который не только создает благоприятные условия для своевременного появления ее предпосылок, но и активно воздействует на процесс обогащения сенсорики дошкольника, формирования первых графических образов.

Дальнейшее развитие рисования, лепки, конструирования, аппликации, превращение их в особый вид деятельности – изобразительный – происходит в детском возрасте.

На 3-м году жизни ребенка изобразительная деятельность несет на себе отпечаток специфики данного возрастного периода, доминирующего типа отношений (ориентировка на предметный мир) и ведущего вида деятельности (предметно-орудийной) [19, c. 175].

В чем это выражается?

Первоначальный замысел изображения уже появился, однако ассоциативное видение образа пока еще продолжает доминировать. Открытие, что на листке бумаги под действием самого ребенка может появляться образ какого-то предмета или явления, сильно привлекает малыша. Поиск знакомых предметов в каракулях - один из ведущих побудителей его деятельности на данном этапе. Такой поиск сосуществует с изображением по замыслу.

Информация о работе Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ по средством художественого творчества