Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Поскольку данная проблема актуальна, темой данной курсовой работы является «Аппликация из бумаги на занятиях с детьми среднего дошкольного возраста».
Предмет - процесс осуществления эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста на занятиях по аппликации.
Объект - эстетическое воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством аппликации.
Цель исследования состоит в том, чтобы определить наиболее эффективные пути и методы эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством аппликации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы обучения детей среднего дошкольного возраста аппликации из бумаги

1.1 Сущность эстетического воспитания

1.2 Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания

1.3 Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

Файлы: 1 файл

Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

 

2.Приобщать детей к деятельности  в области искусства, воспитывая  у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.

 

3.Формировать основы эстетического  вкуса детей и способность

 

самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

 

4.Развивать художественно-творческие  способности детей.

 

Основная  задача эстетического воспитания состоит  в формировании творческого отношения  к действительности. Развитие эстетического  восприятия, эстетических и художественных способностей, эстетической и художественной деятельности опирается на современное развитие сенсорных систем, деятельность различных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и точность дифференцировок.

 

Решение задач  эстетического воспитания тесно  связано с формированием у  детей таких качеств, как инициативность, умение предвидеть определенные результаты, стремиться к ним, умение мечтать.

 

1. 3. Аппликация  из бумаги как средство эстетического  воспитания 

 

детей среднего дошкольного возраста

 

 

Согласно  общепринятому определению, аппликация (от лат. applicatio - прикладывание), способ создания орнаментов, изображений путём нашивания, наклеивания на ткань, бумагу и т. п. разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т. п.) другого цвета или выделки, а также орнамент, изображение, созданные по такому способу, придающему им особую рельефность.

 

Увлечение аппликацией помогает развить  наблюдательность, предполагает разные знания. Ведь для того, чтобы сделать, например, птичку или животное в  технике аппликации необходимо знать  их форму, повадки и манеру двигаться, иначе собака не будет похожа на собаку, а воробей на воробья. Если этого не сделать, то, скорее всего, работа не даст желаемого результата станет чисто техническим повторением движений педагога. Кроме того, необходимо видеть и чувствовать объект, который вы хотите сделать.

 

В системе по эстетическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста большое место должно быть отведено аппликации. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Посредством аппликации у ребенка происходит формирование любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.

 

Аппликация - это вид изобразительной  деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Аппликация - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста.

 

Аппликация - это специфическое  образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного  воспитания детей.

 

Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вырезать, а затем наклеить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

 

Для умственного развития детей  имеет большое значение постепенное  расширение запаса знаний на основе представлений  о разнообразии форм пространственного  расположения предметов окружающего  мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

 

При организации восприятия предметов  и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.

 

Занимаясь аппликацией, дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.

 

Различают следующие виды аппликации в детском саду:

 

1. По содержанию:

 

-предметная;

 

-сюжетная;

 

- декоративная.

 

2. По количеству используемых  цветов:

 

- силуэтная (монохромная);

 

- цветная (полихромная).

 

3. По форме:

 

- геометрическая;

 

- не геометрическая.

 

4. По способу изготовления деталей:

 

- резанная;

 

- рваная.

 

5. По количеству деталей:

 

- целая силуэтная;

 

- раздробленная на части;

 

- мозаика.

 

6. По способу крепления деталей:

 

- однослойная;

 

- многослойная.

 

Обучение аппликации без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение - невозможно.

 

Способность анализа развивается  от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов  и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

 

На занятиях по аппликации развивается  речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

 

Структура занятия по аппликации представляет собой:

 

-Вводная часть. Необходимо вызвать интерес детей к процессу, используя загадки, стихи, художественные слова. Именно в водной части происходит мотивация детей.

 

- Основная часть (практическая). Именно в практической части  занятия происходит развитие  восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени; развитие основных свойств внимания, увеличение объема памяти; развитие наглядных форм мышления и формирования логического мышления; формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии); развитие творческих способностей ребенка, воображения, гибкого, нестандартного мышления; развитие речи, пополнение, уточнение и активизация словарного запаса; развитие мелкой моторики руки, подготовка руки к письму; развитие коммуникативных способностей и навыков контроля поведения; формирование положительной самооценки, уверенности в себе.

 

- Заключительная часть. Происходит  сравнение работ, похвала.

 

Как указывают психологи, для осуществления  разных видов деятельности, умственного  развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.

 

Аппликация тесно связана с  сенсорным воспитанием.

 

Формирование представлений о  предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.

 

Развитию сенсорного восприятия способствует операции по обработки бумаги:

 

- сгибание;

 

-резанье;

 

- разрывание и обрывание;

 

- наклеивание.

 

Таким образом, аппликация содействует  сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного  мышления.

 

Для того чтобы создать аппликацию ребенку необходимо произвести разметку. Различают следующие виды разметки на бумаги:

 

- на глаз;

 

- по трафарету;

 

- по шаблону;

 

- на просвет;

 

- через копировальную бумагу;

 

- сгибанием.

 

Значение занятий аппликацией  для нравственного воспитания заключается  также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

 

Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

 

Для создания аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества - желание получить результат, создать определенное изображение.

 

Дошкольники овладевают многими практическими  навыками, которые позднее будут  нужны для выполнения самых разнообразных  работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными.

 

Освоение трудовых умений и навыков  связано с развитием таких  волевых качеств личности, как  внимание, упорство, выдержка. У детей  воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.

 

Основное значение изобразительной  деятельности заключается в том, что она является средством эстетического  воспитания.

 

В процессе аппликации создаются благоприятные  условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

 

Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.

 

Для эстетического воспитания детей  и для развития их изобразительных  способностей большое значение имеет  знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

 

Главная задача в эстетическом развитии посредством аппликации - это пробуждение  у детей эмоционального отношения  к природе. Эмоциональное отношение  к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.

 

Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый  источник эстетических впечатлений  и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.

 

Любовь к родной природе воспитывается  с раннего возраста. «Именно в  это время необходимо прививать  детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней».

 

Эстетические чувства тесно  связаны с нравственными. Любовь к Родине - это сложное моральное  чувство, которое органически соединено  с эстетическими чувствами, вызываемыми  общением с природой.

 

В работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми среднего дошкольного возраста воспитатель должен хорошо знать особенности этого возраста.

 

У детей этого возраста наблюдается  большое стремление к самостоятельности, независимости. Они все хотят  увидеть, все открыть сами.

 

Воспитание - это организация деятельности ребенка, в которой важную роль играет организация отношений. Что же значит организовать деятельность ребенка? Понятие  деятельности - сложное понятие: всякая деятельность побуждается потребностью, имеет мотив (более или менее осознанную побудительную причину) и цель - то, ради чего совершается действие.

 

Таким образом, организовывая деятельность ребенка, т.е. воспитывая его, нужно  дать ему опору в соответствующей  потребности, побудить к нужной мотивации  и привлечь к определенной цели. Потребности, мотивы и цели - основа наших отношений и наших чувств.

 

Только организовав потребности, мотивы и цели деятельности своего ребенка соответственной той  задаче, какую вы ставите в воспитании, можно воспитать желаемое качество его личности. А организовать возможно опять же лишь в деятельности.

 

В работе по эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не только направленность интересов, но и  особенности этого восприятия (эстетического): воспринимая явление окружающей действительности, человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами.

 

Эстетическое восприятие - это способность  создавать или воспроизводить и  эмоционально окрашивать целостные  образы под влиянием реальных предметов и художественных произведений.

 

Содержание и богатство чувств, выраженных посредством аппликации, находятся в прямой зависимости  от характера восприятия. В соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности, обусловленные  запасом представлений и объемом жизненного опыта детей.

 

Дети среднего дошкольного возраста , как правило, не могут верно оценивать  картину виденного в целом. У  них еще отсутствует способность  объединять, синтезировать отдельные  восприятия в общие впечатления.

 

Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного  влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому  воспитатель должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.

Информация о работе Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста