Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:40, реферат
Цель исследования заключается в выявлении основных особенностей и тенденций распространения девиантного поведения подростков и социальных технологий его профилактики.
Для достижения поставленной цепи ставятся следующие задачи:
1. Уточнить трактовку понятия «девиантное поведение»;
2. Определить факторы девиантного поведения подростков и эмпирически выявить механизмы их влияния;
4. Рассмотреть теоретические подходы к понятию технологий, их структуре и классификации;
5. Выявить специфику профилактической работы как технологического процесса;
6. Рассмотреть основные направления государственной политики и модели превентивной работы в обществе по профилактике девиантного поведения подростков.
Социологические исследования показали, что в процессе реформ у молодежи нашей страны произошли изменения ценностей. Значительно ослабло уважение к таким ценностям, как «дисциплина», «выполнение долга», «самообладание», «бескорыстие», «самоотверженность». Возросло положительное отношение к ценностям «свобода от авторитетов», «признание личности», «автономия», «самореализация», «личная неприкосновенность»
Таким образом, социологи, криминологи, психологи, ученые других областей знания природу социальных отклонений связывают с самой сущностью общества.
Культурологический подход к анализу девиаций, в основе которого лежит конфликт между нормами господствующей культуры и субкультурой групп, характерен для Селлина, Э. Сатерленда, Миллера, Оулина, Клауорда и других.
Э. Сатерленд выдвинул теорию «дифференцированной связи», объясняющую формирование делинквентной субкультуры за счет избирательного отношения к нормам и ценностям своего окружения (78, С.121). Э. Сатерленд различал факторы, характеризующие социальные процессы, в том числе и социальные конфликты, а также физические и физиологические факторы, такие как время года, наследственные заболевания, физические дефекты, возраст, пол, психопатологические факторы, включая алкоголизм и наркотизм, факторы культуры – типы семей, социальные институты. Он видел противоречия между этими факторами, их действием и делал вывод о существовании «дифференциальной ассоциации», под которой подразумевал принятие личностью одних ценностей и неприятие других. Он считал, что преступности обучаются и способствуют этому, прежде всего, постоянные, повседневные контакты, общение в школе, дома, на улице с носителями девиантных ценностей, а не с безличными институтами и организациями. Частота, количество, продолжительность контактов с девиантами оказывают воздействие на степень усвоения человеком их ценностей, особенно, если это молодой человек, который легче и быстрее усваивает образцы девиантного поведения, ценности, навязываемые другими.
Аналогичные идеям Э. Сатерленда мысли высказывал и Селлин. Он отмечал, что поскольку в обществе существуют группы, нормы которых отличаются от норм остального общества, то и интересы этой группы не соответствуют нормам большинства. Член такой группы, усваивая ее нормы, становится с точки зрения большинства общества нонконформистом.
Миллер развил идеи культурологического
анализа возникновения
Значительный вклад в рассмотрение проблем девиации внесли интеракционисты (Г. Беккер, Д. Китсус, К. Эриксон и другие). Они считают, что определение поступка, поведения как социально вредного, негативного, девиантного относительно и произвольно, зависит и определяется интересами влиятельных, господствующих в обществе социальных групп. Г. Беккер считал, что эти господствующие группы (законодатели, судьи, врачи и так далее) навязывают другим определенные стандарты поведения. Большое значение в оценке девиаций имеет не поведение, а отношение к нему других людей. Именно общество делает человека преступником, клеймя его, когда влиятельные группы как бы ставят клеймо девианта членам менее влиятельных групп. Поэтому и названа была эта теория Г. Беккера и других ученых близких к этим идеям, теорией «наклеивания ярлыков» или теорией стигматизации.
Теория стигматизации
направлена, с одной стороны, против
взглядов, в основе которых лежат
свойства личности, с другой, против
объяснений девиаций как культурных
явлений. Представители этой теории
подметили зависимость
Представители отечественной психологии не отрицают влияния врожденных особенностей организма на свойства личности и стоят на позициях того, что человек становится личностью по мере включения в окружающую жизнь (Выготский Л.С.). Личность формируется при участии и под воздействием других людей, передающих накопленные ими знания и опыт; не путем простого усвоения общественных отношений, а в результате сложного взаимодействия внешних (социальных) и внутренних (психофизических) задатков развития, представляет собой единство индивидуально-значимых и социально-типических черт и качеств (Божович Л.И., 1966; Братусь Б.С., 1988; Зейгарнник Б.В., 1988; Леонтьев А.Н., 1977; Мухина В.С., 1985, 1999; Пирожков В.Ф., 1998; Славина Л.С., 1966 и др.).
Устоявшимися в
В.С. Мухина, рассматривая вопросы
социализации и индивидуализации личности
в обществе, специально подчеркивает,
что предрасположенность к
Большинство как отечественных (Беличева С.А., Буянов М.И., Зейгарник Б.В., Ковалев В.В., Кондратьев М.Ю., Мясищев В.Н., Пирожков В.Ф. и др.), так и зарубежных ученых (Бандура А., Герн А., Гроссман Г., Лангмейер И., Матейчек З. и др.) считают, что внешние воздействия среды влияют на поведение ребенка, преломляясь через внутренние условия (индивидуальные личностные свойства, качества), формирование которых зависит от взаимодействия наследственных предпосылок со всеми условиями окружения. (коповой)
1.2 сущность понят денв……..
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, педагогов, медиков, работников правоохранительных органов. Динамизм общественных процессов, быстрое возникновение и смена кризисных ситуаций, обострение противоречий и конфликтов – все это детерминирует интерес теоретиков и практиков к вопросам изучения девиантного поведения.
Исходным для понимания сути девиантного поведения служит понятие «норма». В.Д. Менделевич подчеркивает, что девиация – это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Девиантность нельзя определить, не опираясь на знание норм. (коповой)
Существуют различные подходы1 к оценке поведенческой нормы и девиации: нормоцентрический, предполагающий оценку деятельности человека с позиции ее соответствия норме — социальной, психологической, этнокультуральной, возрастной, тендерной, профессиональной, феноменологической — и нозоцентрический (психиатрический), рассматривающий поведение с позиций поиска и обнаружения симптомов болезни, психопатологии (Ю.А. Александровский, С.А. Беличева). (шнейдер)
Социальная норма - исторически
сложившаяся в конкретном обществе
мера допустимого поведения
Я.И.Гилинский социальную норму определяет как «исторически сложившиеся в конкретном обществе пределы, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности индивидов, групп, социальных организаций. В отличие от естественных норм протекания физических и биологических процессов, социальные нормы складываются (конструируются) как результат отражения в сознании и поступках людей закономерностей функционирования общества. Поэтому социальная норма может либо соответствовать законам общественного развития (и тогда она является «естественной»), либо отражать их неполно, неадекватно, являясь продуктом искаженного (идеологизированного, религиозного, политизированного) отражения объективных закономерностей. И тогда оказывается анормальной сама социальная «норма», «нормальны» же (функциональны, адаптивны) отклонения от нее». (коповой)
Определение понятия предполагает
выделение существенных признаков
явления. Целесообразно выделить те
специфические особенности
1. Отклоняющееся поведение личности -
это поведение, которое не соответствует
общепринятым или официально установленным
социальным нормам. Иначе говоря, это действия,
не соответствующие существующим законам,
правилам, традициям и социальным установкам.
Определяя девиантное поведение как поведение,
отклоняющееся от норм, следует помнить,
что социальные нормы изменяются. Это,
в свою очередь, придает отклоняющемуся
поведению исторически преходящий характер.
В качестве примера можно привести различное,
в зависимости от эпохи и страны, отношение
к курению. Следовательно, девиантное
поведение - это нарушение не любых, а лишь
наиболее важных для данного общества
в данное время социальных норм.
2. Девиантное поведение и личность, его
проявляющая, вызывают негативную оценку
со стороны других людей. Негативная оценка
может иметь форму общественного осуждения
или социальных санкций, в том числе уголовного
наказания. Прежде всего санкции выполняют
функцию предотвращения нежелательного
поведения. Но, с другой стороны, они могут
приводить к такому негативному явлению,
как стигматизация личности - навешивание
на нее ярлыка. Например, хорошо известны
трудности реадаптации человека, отбывшего
срок наказания и вернувшегося в "нормальную"
жизнь.
Попытки человека начать новую жизнь зачастую
разбиваются о недоверие и отвержение
окружающих людей. Постепенно ярлык девианта
(наркоман, преступник, самоубийца и т.п.)
формирует девиантную идентичность (самоощущение).
Таким образом, дурная репутация усиливает
опасную изоляцию, препятствует позитивным
переменам и вызывает рецидивы девиантного
поведения.
3. Особенностью отклоняющегося поведения
является то, что оно наносит реальный
ущерб самой личности или окружающим людям.
Это может быть дестабилизация существующего
порядка, причинение морального и материального
ущерба, физическое насилие и причинение
боли, ухудшение здоровья. В крайних своих
проявлениях девиантное поведение представляет
непосредственную угрозу для жизни, например
суицидальное поведение, насильственные
преступления, употребление "тяжелых"
наркотиков. Психологическим маркером
ущерба является страдание, переживаемое
самим человеком или окружающими людьми.
Данный признак означает, что отклоняющееся
поведение является разрушительным: в
зависимости от формы - деструктивным
или аутодеструктивным. На наш взгляд,
не удовлетворяют данному признаку и не
являются отклоняющимся поведением такие
близкие социальные явления, как радикализм,
креативность и маргинальность. Несмотря
на то что они также отклоняются от общепринятых
норм, вызывая раздражение консервативно
настроенной части населения, эти феномены
скорее полезны для общества, чем опасны.
Так, радикально настроенные личности
нацелены на коренные преобразования
в обществе, что стимулирует прогрессивные
изменения в нем. Креаторы, отличаясь нестандартностью,
выступают исследователями и первооткрывателями.
Маргиналы противопоставляют себя большинству,
расширяя границы социальных норм. Перечисленные
феномены могут сочетаться. Например,
поведение подростков нередко отражает
все три тенденции. Подросток, экспериментирующий
с пирсингом, татуировкой или даже шрамированием,
не может быть однозначно отнесен к группе
девиантов. Но тот же подросток, употребляющий
героин, демонстрирует явно отклоняющееся
поведение с высоким риском для жизни.
Таким образом, отклоняющееся поведение
деструктивно по своей сути.
4. Рассматриваемое поведение преимущественно
можно охарактеризовать как стойко повторяющееся
(многократное или длительное). Так, если
ребенок семи лет один раз взял без спросу
небольшую сумму денег у родителей на
сладости, без последующих эксцессов,
определение данного поведения как отклоняющегося
будет недостаточно корректным.
Напротив, систематическое осознанное
воровство денег подростком будет являться
одной из форм отклоняющегося поведения.
Другой распространенный пример: эпизодическое
употребление спиртного в ряде случаев
признается вполне допустимым или даже
полезным.
Данное правило имеет исключения. Например,
даже однократная суицидальная попытка
представляет серьезную опасность и может
расцениваться как отклоняющееся поведение
личности.
Для того чтобы поведение можно было квалифицировать
как отклоняющееся, оно должно согласовываться
с общей направленностью личности. При
этом поведение не должно быть следствием
нестандартной ситуации (например, поведение
в рамках посттравматического синдрома),
следствием кризисной ситуации (например,
реакция горя в случае смерти близкого
человека в течение первых месяцев) или
следствием самообороны (например, при
наличии реальной угрозы для жизни).
Особенностью отклоняющегося поведения
является то, что оно рассматривается
в пределах медицинской нормы. Оно не должно
отождествляться с психическими заболеваниями
или патологическими состояниями, хотя
и может сочетаться с последними. В случае
психического расстройства имеет место
патологическое поведение психически
больного человека. Патологическое поведение
отклоняется от медицинских норм, требует
первостепенного медицинского вмешательства
и изучается психиатрией как, например,
девиантное поведение психически больных.
Патологическое поведение подразумевает,
что под воздействием болезненного состояния
способность личности осознавать и контролировать
свои действия существенно снижается.
В то же время при определенных условиях
отклоняющееся поведение может переходить
в патологическое. Например, зависимое
поведение может перерасти в системное
заболевание - алкоголизм, наркоманию.
Таким образом, личность с отклоняющимся
поведением может занимать любое место
на психопатологической оси "здоровье
- предболезнь - болезнь".
Особенностью отклоняющегося поведения
является то, что оно сопровождается различными
проявлениями социальной дезадаптации.
Данное поведение совсем не обязательно
приводит к болезни или смерти, но закономерно
вызывает или усиливает состояние социальной
дезадаптации. Состояние дезадаптации,
в свою очередь, может быть самостоятельной
причиной отклоняющегося поведения личности.
В качестве последнего признака отклоняющегося
поведения можно отметить его выраженное
индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.
Отклоняющееся поведение прежде всего
отражает внешнее бытие личности в социуме.
Оно может быть чрезвычайно разнообразным
"изнутри". Одни и те же виды девиантного
поведения по-разному проявляются у различных
людей в разном возрасте.
Индивидуальные различия людей затрагивают
мотивы поведения, формы проявления, динамику,
частоту и степень выраженности. Например,
форма девиации и степень ее выраженности
являются наиболее очевидными характеристиками
отклоняющегося поведения личности. Они
могут варьировать от вполне безобидных
проявлений до тотального нарушения жизнедеятельности
личности.
Другая важная индивидуальная особенность
касается того, как человек переживает
отклоняющееся поведение - как нежелательное
чуждое для себя, как временно удовлетворяющее
или как обычное и привлекательное. Отношение
личности к отклоняющемуся поведению
(личностная позиция) во многом определяет
его судьбу.
Возрастные и половые различия девиантного
поведения не являются предметом нашего
изучения, хотя и учитываются при рассмотрении
основных тем. Следует заметить, что термин
"отклоняющееся поведение" может
применяться к детям не младше 5 лет, а
в строгом смысле - после 9 лет. Ранее 5 лет
необходимые представления о социальных
нормах в сознании ребенка просто отсутствуют,
а самоконтроль осуществляется с помощью
взрослых. Только к 9- 10 годам можно говорить
о наличии у ребенка способности самостоятельно
следовать социальным нормам. Если же
поведение ребенка младше 5 лет существенно
отклоняется от возрастной нормы, то его
целесообразно рассматривать как одно
из проявлений незрелости, невротических
реакций или нарушений психического развития.
Исходя из всего сказанного выше, можно
дать следующее определение отклоняющегося
(девиантного) поведения - это устойчивое
поведение личности, отклоняющееся от
наиболее важных социальных норм, причиняющее
реальный ущерб обществу или самой личности,
а также сопровождающееся ее социальной
дезадаптацией.
Зманровская
Девиантное поведение (от лат. deviatio - отклонение) определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.(30, С.173)
С.А.Беличева асоциальным, отклоняющимся поведением называет «поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа» (8, С. 112).
В отечественной литературе под девиантным поведением (Гилинский Я.И., Кон И.С., Степанов В.Г., Фролов Ю.И. и др.) понимается:
1. Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, «будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали».
2. Социальное явление,
выраженное в массовых формах
человеческой деятельности, не соответствующих
официально установленным или
фактически сложившимся в
3. Поведение, которое
В первом значении девиантное поведение является преимущественно предметом общей и возрастной психологии, педагогики, психиатрии. Во втором и третьем значении – предметом социологии, социальной психологии, криминологии, пенитенциарной педагогики. Коповой
1.3 виды и формы
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Эту группу составляют следующие типы: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером. Во-вторых, это поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Оно выражается в форме проступков или преступлений. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке — преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном)поведении.
На основании ключевых положений работ отечественных (А.А. Александров, В.В. Королев, В.Н. Кудрявцев, А.Е. Личко, В.Д. Менделевич, И.А. Невский, В.Ф. Пирожков, Г.В. Вфина, В.Г. Степанов и др.) и зарубежных ученых (Вест, Джекинс, Ниссен, Патаки, Робине Фаррингтон и др.) следует признать целесообразность деления девиантного поведения на преступное (криминальное) и аморальное, безнравственное (не несущее за собой уголовной ответственности). Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития, проявляется в разных формах социальной патологии — пьянстве, наркомании, воровстве. Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению преступлений предшествует аморальное поведение. Как ни различны формы девиантного поведения, по утверждению И.С. Кона, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение подростка в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения также и в другой. Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестко, связано с нарушением норм психического здоровья. До некоторой степени совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной субкультуры или группы). Что же касается индивидуально-личностных факторов, то самыми важными, и постоянно присутствующими, по мнению И.С. Кона1, бесспорно, являются локус контроля и уровень самоуважения. шнейдер