Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:40, реферат

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении основных особенностей и тенденций распространения девиантного поведения подростков и социальных технологий его профилактики.
Для достижения поставленной цепи ставятся следующие задачи:
1. Уточнить трактовку понятия «девиантное поведение»;
2. Определить факторы девиантного поведения подростков и эмпирически выявить механизмы их влияния;
4. Рассмотреть теоретические подходы к понятию технологий, их структуре и классификации;
5. Выявить специфику профилактической работы как технологического процесса;
6. Рассмотреть основные направления государственной политики и модели превентивной работы в обществе по профилактике девиантного поведения подростков.

Файлы: 1 файл

Копия сама курсовая.docx

— 168.50 Кб (Скачать файл)

мым изменениям в сознании и поведении учащихся, а приводит к качественным переменам в психике. Поэтому дети подчас лучше понимают друг друга, чем их взрослые воспитатели. Дети далеко не всегда похожи на своих родителей. Решить проблему помогает чтение психологической и педагогической литературы и постоянное наблюдение за школьником. В противном случае возникают трудности в общении с ребенком.

Психическое развитие имеет-свои движущие силы. Саморазвитие происходит как преодоление внутренних противоречий личности. Что это за противоречия? Чаще всего говорят о противоречии между имеющимся уровнем развития потребностей и реальными возможностями их удовлетворения. Указывают также на противоречия между тем, каков ребенок в настоящее время и каким его хотят видеть взрослые; между тем, кто он есть и каким хочет стать; между приобретенными знаниями и возрастными возможностями и др. Воспитателю необходимо выявлять эти противоречия в сознании ребенка и помогать успешному их разрешению. Без этого не может быть развития, отбора и воспитания потребностей ребенка.

Психическое развитие ребенка  идет противоречиво. Это показал  Д.Б. Эльконин на примере усвоения ребенком общественного опыта: его потребностно-мотивационная сфера и операционно-техническая возможности не только взаимодействуют друг с другом, но и вступают в борьбу. В результате то одна, то другая сторона выступает на первый план на том или ином этапе развития.

Для психического развития детей характерно наличие не только эволюционных, спокойных жизненных  периодов, но и возрастных кризисов. При их возникновении ребенок  начинает сопротивляться воспитательным воздействиям взрослых, конфликтовать  с ними, грубо и непослушно себя вести. JI.C. Выготский говорил о кризисах новорожденного, 1 года, 3, 7, 13 и 17 лет. В периоды возрастных кризисов ребенок часто становится трудновоспитуемым. Особенно это заметно в подростковом возрасте, когда подросток требует от взрослого признания его права на относительно большую самостоятельность и независимость (в поведении, планировании времени, организации деятельности).

Если учитывать перечисленные  субъективные причины, то многие трудности  в поведении подростков могут  быть поняты, устранены или значительно  облегчены.

Психологи считают, что ребенок  не является слепой игрушкой в руках биологических и социальных начал. Напротив, ребенок активен. Движущие силы его психического развития, как уже отмечалось, связаны с возникновением и разрешением внутренних противоречий. Однако нельзя снимать со счетов важность социального и биологического факторов для психического развития. К сожалению, в отечественной психологической науке в течение многих лет преуменьшалось значение биологического фактора. Сейчас это положение меняется.

Нарушения поведения и  эмоционально-волевой сферы детей, подростков и молодежи не наследуются. Исключения из этого правила связаны  с редким рядом заболеваний, обусловленных умственной отсталостью. Это, в частности, болезни, вызванные нарушением обмена веществ, ряд пороков, связанных с хромосомными заболеваниями (синдром Дауна).

Как определяют психологические  словари, характер — «это индивидуальное сочетание устойчивых психических  особенностей человека, обусловливающих  типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах». Характер человека формирует как он сам, так и его окружение.

Ученые полагают, что решающее влияние на формирование характера имеют внешние факторы. К ним относится прежде всего воздействие общественных отношений.

В любом обществе существуют слабохарактерные люди, а порой и  с антиобщественной направленностью. Вот почему для формирования характера  требуется специальное целенаправленное воздействие, т.е. воспитание.

О чем нужно помнить  при воспитании характера? О большом влиянии мировоззрения, примера окружающих, сознательного усвоения требований морали и общественных норм поведения.

Внешние обстоятельства, социальная среда и воспитание в конечном счете определяют формирование характера. Но действуют они на человека, преломляясь через особенности его внутреннего мира (накопленный и осмысленный жизненный опыт, сложившиеся свойства личности и др.). Поэтому эффект внешнего воздействия во многом зависит от внутренней позиции человека.

Большое влияние на характер оказывают часто переживаемые человеком психические состояния (радости и душевного подъема или тоски и упадка и др.). Повторяясь,

они нередко закрепляются, становятся чертами характера. Поэтому  человека (школьника) надо ставить в  такие ситуации, в которых он пережил бы соответствующее психическое состояние, а потом закрепил бы его как постоянное свойство личности.

При этом нужно учитывать  возрастные особенности. Так, неудовлетворение потребности подростка быть или  казаться взрослым, отношение к нему, как к ребенку, часто приводит к появлению и закреплению у него упрямства, капризности, грубости, порождает конфликты с воспитателями.

Неблагоприятно влияет на подростка переоценка или недооценка его характерологических качеств. Так, некоторые родители склонны объяснять чрезвычайную капризность (недисциплинированность, невыдержанность) своих детей их нервностью, т. е. известной болезненностью. Это способствует появлению у них чувства вседозволенности. Нередко они прямо заявляют учителям и своим одноклассникам: «Не троньте меня: я — нервный!»

 

 

 

Глава 2

2.1.

Профилактика  девиантно

Чтобы ликвидировать или  предупредить болезнь, необходимо устранить  ее источники и корни. Чтобы преодолеть или предупредить отклоняющееся  поведение, необходимо в первую очередь  нейтрализовать негативное влияние  социальной среды, ограничить отрицательное  воздействие социальных факторов (неблагополучной  семьи, асоциальной группы, противоправного  межличностного общения).

Вместе с тем научные  исследования и педагогический опыт показывают, что радикальные меры (лишение родительских прав, расформирование  асоциальной группы, направление  подростка в учреждения интернатного типа или специальные учебно-воспитательные учреждения для девиантных подростков) не всегда приносят ожидаемый результат, не ликвидируют проблему, а усугубляют ее или на какое-то время приостанавливают, замедляют ее развитие. коповой

Что такое профилактическая работа, какие существуют направления  ее организации и на каких основах  она строится? Как организовать профилактический процесс в учреждениях образования  и разработать профилактическую программу? Это тот круг вопросов, которые появляются, как только возникает  потребность в организации профилактической работы. А такая потребность сегодня  существует на всех уровнях: и государства  в целом, и отдельных регионов, и, конечно же, каждого образовательного учреждения в частности.

Чем должны руководствоваться  специалисты, организующие профилактическую работав детских учебных заведениях:

- во-первых, одним из главных принципов врачей: «Не навреди», - ставшим основополагающим и в педагогической деятельности;

- во-вторых, принципом уважения к личности ребенка, в том числе к его интересам и потребностям;

- в-третьих, принципом оптимальности, который способствует обеспечению благоприятных условий для формирования установки ребенка на самостоятельную жизнь и адаптации его к таковой (при адекватно затраченных усилиях как со стороны взрослых, так и со стороны детей);

- в-четвертых, принципом субъектности: дети должны стать активными субъектами (профилактической работы), для чего необходимо сформировать мотивацию на включение в данную работу.

В общепринятом понимании  профилактика - это предупреждение возникновения процесса, явления  или действия. В психолого-педагогической литературе однозначного и целостного определения понятия профилактики девиантного поведения детей нет.

Что же все-таки представляет собой процесс профилактики, такой  работы, которая направлена на предупреждение появления различных видов девиантного поведения детей, вызванных действием на них факторов риска?

Человек может подвергаться воздействию прямых и косвенных  десоциализирующих влияний со стороны ближайшего окружения. Первые наблюдаются при прямой

демонстрации образцов девиантного поведения; вторые чаще всего обусловлены разнообразными факторами социально-психологического, психолого-педагогического, социально-педагогического характера.

Ю.А. Клейберг отмечает, что раннюю профилактику следует рассматривать не столько с позиций социального контроля, сколько с позиций предупреждения, десоциализации и управления процессом социализации детей, т. е. при нейтрализации как прямых, так и косвенных десоциализирующих влияний

 

Под созданием оптимальных  условий в целях

устранения десоициализируюших влияний мы понимаем обоснование, выбор и реализацию вариативного комплекса мер, которые позволят педагогам, родителям и

специалистам группы поддержки  в данных конкретных условиях получить наилучшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилии как со стороны взрослых, так и со стороны детей.

Создание оптимальных  условий - это целенаправленный подход к процессу профилактической работы на основе комплексного анализа всех объективных и субъективных факторов, влияющих на проявление девиантного поведения, познание закономерностей профилактической работы, что позволяет сознательно,научно

обоснованно выбрать наилучший  для конкретной группы детей или  конкретного ребенка вариант  организации профилактической работы.

В ходе процесса профилактической работы мы должны получить оптимальный  результат, который означает наилучший:

1)для данной конкретной  ситуации, для данной конкретной  группы школьников или кон  конкретного ребенка;

2) на данном этапе, отражающем  общий уровень проявления девиантного поведения у детей;

3)учетом реальных возможностей, знаний, умений и навыков конкретных  педагогов, родителей, специалистов  группы поддержки,организующи профилактическую работу.

Следовательно, оптимальный  результат для каждой группы школьников, для каждого конкретного ребенка  в процессе профилактики девиантного поведения не может быть

одинаковым. Поэтому следует  попользовать разные пути, средства, способы  оптимизации профилактической работы. т. е. разработать некий алгоритм действий, методику оптимизации профилактической работы. Критериями оптимальности могут быть:

1) максимально возможные  результаты при усвоении знаний. Формировании навыков умений, той или иной черты личности, повышении уровня воспитанности и пр.:

2) минимально необходимые затрать времени педагогов и детей на достижение определенных результатов:

3) минимально необходимые  затраты усилий учащихся на достижение определенных результатов за отведенное время;

4) минимальные, по сравнению  с типичными, затраты средств на

определенных результатов  за отведенное время.

Критерии оптимальности  призваны помочь педагогу обосновать свое решение по выбору того или  иного сочетания форм, методов  организации профилактики девиантного поведения школьников.

Обосновав понятие профилактики, остановимся на, основных направлениях организации профилактической работы. В научном аспекте можно условно  выделить три направления, каждое из которых базируется на определенном приоритетном взгляде из причины  девиантного поведения молодых людей.

Средовое направление связывает причины девиантного поведения людей с включенностью их в социальные общности, с влиянием социальной среды, отсюда профилактика девиантного поведения - работа со средой жизнедеятельности ребенка (воспитывающая среда в открытом социуме по месту жительства - С.Т. Шацкий; в детской колонии - A.G. Макаренко; в семье - Л.С. Алексеева, Г.П. Бочкарева, З.В. Баеруная. А.Е. Личко, Б.Н. Алмазов; работа с неформальными подростковомолодежными группами - И.П. Башкатов; комплексный подход к формированию комфортной среды жизнедеятельности ребенка - С .А. Белсчевз; теория социального контроля Ю.А. • ■ ейберга и др.'.

Следующее направление можно  назвать клинико-биологическим, связанным  с ролью генетического  влияния на поведение человека, физических, физиологических,психопатологических, экологических факторов. В этом случае в основе профилактики - реализация комплекса медицинских и психологических мер

Представители этого подхода  в большей степени обращают свое внимание на коррекционную работу.

Личностно -ориентированное направление объясняет возникновение девиантного поведения действием совокупности факторов, имеющих социальную, биологическую, психологическую природу. Представители данного направления рассматривают профилактику как работу с самой личностью, работу по формированию навыков и умений принимать самостоятельно решения, решать различные возникающие проблемные ситуации

На практике в русле  вышеназванных научных направлений  сложились следующие прикладные направления профилактики девиантного поведения молодых людей.

Первое из них можно  назвать запретительным. Оно обычно реазуется через систему социально-нравственных морально-этических мер воздействия на молодежь. Нужно отметить, что этот этап профилактики Соединенные Штаты Америки и многие другие страны Западной Европы прошли в 1950-1970 гг., Россия -- вплоть до 1985 г. Низкая эффективность подобной политики доказана на практике.

Информация о работе Девиантное поведение