Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:40, реферат

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении основных особенностей и тенденций распространения девиантного поведения подростков и социальных технологий его профилактики.
Для достижения поставленной цепи ставятся следующие задачи:
1. Уточнить трактовку понятия «девиантное поведение»;
2. Определить факторы девиантного поведения подростков и эмпирически выявить механизмы их влияния;
4. Рассмотреть теоретические подходы к понятию технологий, их структуре и классификации;
5. Выявить специфику профилактической работы как технологического процесса;
6. Рассмотреть основные направления государственной политики и модели превентивной работы в обществе по профилактике девиантного поведения подростков.

Файлы: 1 файл

Копия сама курсовая.docx

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Покушающиеся на самоубийство часто говорят, что они не чувствуют  близости ни к одному из взрослых. Им часто трудно общаться и с другими  значимыми для них людьми, не к  кому обратиться, когда необходимо с кем-то поговорить, получить эмоциональную поддержку. В одном из исследований были выявлены три общие характерные особенности студентов, помышлявших о самоубийстве. У них были плохие отношения с родителями и со сверстниками, они были убеждены в своей беспомощности и считали себя неспособными повлиять на будущее.

Социальная изоляция делает молодых людей более уязвимыми при утрате объекта любви, что может послужить причиной самоубийства. Потерявшим родителей в детстве подросткам особенно тяжела потеря других членов семьи, друзей или любимых. Депрессия может быть следствием предшествовавших стрессов, потери объекта любви. Она сопровождается печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Могут появиться такие психосоматические симптомы, как потеря аппетита, расстройство сна, усталость, снижение сексуального влечения. Часто депрессию стараются скрыть повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением — правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями.

Риск самоубийства более  высок среди молодых людей, увлекающихся наркотиками или алкоголем. Бывает, что смерть наступает при передозировке  и является непреднамеренной.

Стресс, как уже отмечалось, может стимулировать суицидальные намерения. Стрессовые ситуации могут возникать из-за тяжелой домашней обстановки, трудностей с учебой, конфликтов на сексуальной почве, колебаний при выборе профессии, неудачных попытках найти свое место в обществе. Всему этому сопутствует чувство неуверенности в себе, желание решить личностные проблемы раз и навсегда.

Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях. Девушкам может показаться, что они беременны. Их попытки покончить с собой являются способом наказать себя или своего молодого человека. Чувство вины и стыда из-за внебрачной беременности — сильный мотивационный фактор для совершения самоубийства.

Самоубийство может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые молодые люди страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Для подавляющего большинства совершивших самоубийство подростков были характерны длительные периоды неуравновешенного поведения с проявлением признаков и симптомов психического расстройства, особенно депрессии, и употребления наркотических веществ.

За подростковыми самоубийствами стоят серьезные социальные и психологические проблемы. В психологических экспериментах не раз было показано, что у некоторых людей любая неудача вызывает непроизвольные мысли о смерти.

Влечение к смерти в  таких случаях не что иное, как  попытка избежать жизненных трудностей путем ухода из самой жизни. Для подросткового, юношеского возраста это особенно характерно. Повод, из-за которого человек кончает с собой, может быть совершенно незначительным — что-то вдруг переполняет чашу терпения. Для профилактики юношеских самоубийств необходимо создание такого психологического климата, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким, непризнанным, не-полноценным.

Страхи и навязчивости. Они характерны для детского возраста и пубертатного периода. Чаще всего  это невротическая боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, чрезмерное внимание к своему здоровью. В одних случаях эти страхи кратковременны (10—20 мин), довольно редки и обычно обусловлены какими-либо эмоционально значимыми, ситуациями. Они легко проходят после успокаивающей беседы. В других случаях страхи могут иметь форму коротких приступов, возникающих довольно часто и имеющих относительно длительный период времени (1 — 1,5 мес). Причиной таких приступов бывают затянувшиеся травмирующие психику ребенка ситуации (тяжелая болезнь родных и близких, трудноразрешимый конфликт в школе или в семье и др.). Нередко приступ страха сопровождается неприятными телесными ощущениями («останавливается сердце», «не хватает воздуха», «ком в горле»), двигательной суетливостью, плаксивостью и раздражительностью.

При своевременном выявлении  и принятии адекватных мер страхи постепенно проходят. В противном случае они переходят в затяжное течение (от нескольких месяцев до года и более) и тогда лечебные мероприятия не всегда приносят желаемые результаты.

Страхи появляются в форме  навязчивых состояний и действий. Преобладают страхи перед инфекцией и болезнью, появляется боязнь острых предметов (особенно иголок), закрытых помещений. С возрастом возникает страх перед вызовом к доске или боязнь устных ответов, сопровождающихся неспособностью связно изложить материал при хорошей подготовленности. Нередко тревожно-навязчивое ожидание и страх приводят к неудаче при попытке выполнить даже привычное действие. Так, заикающиеся начинают боятся устной речи.

В школьном возрасте часто  встречаются элементарные навязчивые тики (мигание, наморщивание лба и носа, по-

дергивание плечами, шмыгание носом, хмыкание и т.п.). К навязчивым действиям близко примыкают вредные привычные действия (сосание пальцев, кусание ногтей, выщипывание волос и др.)- У старших детей и подростков навязчивые страхи усложняются, а действия принимают вид болезненных защитных, порой довольно сложных ритуалов. Навязчивый страх заразиться сопровождается частым мытьем рук, страх получить плохую отметку приводит к целому ряду запретов (например, не ходить в кино или не смотреть телевизор по определенным дням, не садиться в автобус или трамвай, у которого в номере имеется определенная цифра). Нередко у подростков появляются ритуалы (на контрольные работы и экзамены ходить в «счастливых» рубашках, носках и др.) и обереги и талисманы (тесьма на шее со «счастливой»‘безделушкой, «счастливый» карандаш или ручка и т.п.). Возможны и навязчивые мысли, навязчивый счет (окон в домах, машин, встреченных на улице мужчин и женщин и др.), повторение одних и тех же слов. Как правило, навязчивости возникают на фоне различных тяжелых для ребенка переживаний, а также у боязливых, тревожных, мнительных детей.

Дисморфобии. Под ними понимают необоснованную убежденность в наличии у себя физических недостатков, неприятных для окружающих. Этот феномен вс i речается преимущественно у девочек.

Нередко они находят дефекты  в своем лице (крупный или тонкий нос, горбинка, слишком полные губы, некрасивая форма ушей, наличие прыщей и угрей и др.). Иногда это недостатки в фигуре (небольшой или слишком высокий рост, полные бедра, узкие плечи, чрезмерная худоба или полнота, тонкие ноги и т.д.).

Мысли о своей воображаемой дефективности занимают центральное  место в переживаниях подростка  и определяют стереотип его поведения. Он часами может рассматривать себя в зеркале, находя все новые и  новые недостатки. Подросток начинает уединяться, чтобы не быть предметом  обсуждений, сторонится компании сверстников. В школе он старается сидеть на задней парте, очень неохотно выходит отвечать к доске, на переменах также стремится уединиться.

Мучительные мысли о своей  некрасивости часто приводят подростка к врачу-косметологу с просьбой устранить физический дефект (укоротить нос, ликвидировать горбинку, «исправить» уши и т.п.). Эти школьники должны быть проконсультированы у психиатра.

Двигательная расторможенность. Она проявляется в неусидчивости, обилии нецеленаправленных движений. Буйная резвость, стремление бегать наперегонки, прыгать, затевать различные подвижные игры сочетаются у таких детей с повышенной отвлекаемостью, неспособностью длительно сконцентрировать внимание. Ребенок не может сосредоточиться на объяснениях учителя, легко отвлекается при выполнении домашних заданий, в результате чего страдает его успеваемость.

Нередко встречаются эмоциональная  неустойчивость, раздражительность, склонность к агрессивным действиям и конфликтам. Такие подростки, как правило, постоянно нарушают дисциплину.

Двигательная расторможенность по мере взросления постепенно сглаживается и может полностью исчезнуть в 15— 16 лет.

Патологическое фантазирование и хобби. Они тесно связаны с возрастной эволюцией воображения. В младшем школьном возрасте это в основном образные фантазии о путешествиях в другие страны, встречах с различными животными и т.п. Их содержание навеяно услышанными сказками, сюжетами прочитанных книг.

В некоторых случаях фантазии бывают садистского, мазохистского или эротического характера. В последнем случае они нередко сопровождаются сексуальным возбуждением, иногда мастурбацией. В пубертатном возрасте наблюдаются фантазии по типу самооговоров и оговоров на почве неосознаваемых влечений. Например, мальчик рассказывает о мнимом участии в ограблении, воровстве, угоне автомашины, принадлежности к различным бандам. У девочек-под- ростков оговоры носят характер ложных обвинений в изнасиловании. Юноши бывают склонны к философическому мудрствованию («философическая интоксикация»), проявляющемуся в поиске философских истин, построении концепций переустройства общества, этико-эстетических взглядов и т.п.

«Философическая интоксикация»  не мешает нормальному усвоению учебного материала и социальной адаптации подростка. В постпубертатном периоде этот феномен, как правило, постепенно исчезает. Однако при длительном существовании, вычурности и нелепости «идей» возможно наличие хронического вялотекущего психического заболевания.

Увлечение (хобби) в подростковом и юношеском возрасте в отдельных случаях приобретает односторонний патологический характер. Оно характеризуется крайней одержимостью или чрезмерно интенсивным характером, необычностью и вычурностью, когда все остальное (учеба, развлечения, встречи с друзьями) отодвигается на задний план. Подросток все свое время уделяет хобби.

Нарушение «пищевого поведения». Чаще это отказ от приема пищи с целью обратить на себя внимание, добиться желаемой цели или реакция на ссору, разлуку с родными и близкими, тяжелые переживания. Причиной ограничения в еде или отказа от пищи бывает желание похудеть, исправить фигуру.

Нарушение «пищевого поведения» начинается с исключения из рациона калорийных продуктов (масла, хлеба, сладкого, углеводных продуктов), отказа от завтрака или ужина. Затем принимают пищу один раз вдень в довольно ограниченном количестве: салат, какие-либо овощи или фрукты, небольшой бутерброд и стакан чуть подслащенного чая. Постепенно пропадает аппетит, наступает истощение и прогрессирующее падение веса тела.

Уговоры и угрозы близких с целью заставить принимать достаточное количество пищи не приносят желаемого результата. Иногда, чтобы избежать ссор с родными, подростки принимают пищу, но вскоре незаметно для окружающих вызывают рвоту или принимают слабительное.

Несмотря на прогрессирующее  истощение, подростки продолжают старательно  учиться в школе, участвуют в  общественной жизни коллектива, помогают родным по хозяйству. Однако постепенно активность и успехи в школе начинают снижаться. У девочек, как правило, нарушается менструальный цикл.

Азартные игры. Ими увлекаются прежде всего подростки, развитие которых можно классифицировать как неблагополучное. В известном смысле само увлечение азартными играми может служить признаком личного неблагополучия, и поэтому оно не должно оставаться без внимания педагогов и родителей. Такое увлечение присуще тем подросткам, которые не могут самоутвердиться в других видах деятельности (учетной, спорте, общении со своими близкими и друзьями). Чаще всего проблема самоутверждения возникает не только из-за отсутствия соответствующих способностей, но и из-за конфликтных отношений с педагогами и одноклассниками или неблагоприятных семейных отношений.

Такие учащиеся испытывают дефицит положительных эмоций, лишены признания ровесников. Склонность к  игре представляет собой своего рода инфантильную реакцию на неуспех  в основной — учебной и общественной — деятельности, способ компенсировать неудачи в других сферах жизни.

Как бороться с азартными  играми? Подобное лечится подобным, клин вышибают клином. Действительно, практика жестких запретов и наказаний за азартные игры неприемлема по многим причинам: подросток в игре стремится достичь самовыражения, получить свободу выбора, удовлетворить потребности в риске и азарте. Поэтому любой запрет будет увеличивать и подогревать азарт и интерес — «запретный плод сладок».

Поэтому профилактика азартных игр заключается прежде всего в улучшении семейных взаимоотношений, совместном проведении досуга родителями и детьми. В этом плане положительное влияние оказывают совместные занятия туризмом, техническим творчеством, искусством, спортом, работа на приусадебном участке, определение внутри семьи тех обязанностей, которые может нести сам ребенок и принимать самостоятельные решения в процессе их выполнения.

Школы, где подростки проводят основное свое время, должны в целях  профилактики азартных игр организовывать внешкольные мероприятия, стараться привлекать к школьной жизни (кружки, факультативы, художественная самодеятельность, спортивные секции) тех подростков, которые по тем или иным причинам тяготеют к азартным играм.

Игра — явление далеко не простое. Сейчас трудно предугадать все возможные, последствия внедрения игровых форм деятельности в учение и труд. Ясно одно: азартным играм следует противопоставить научно обоснованные, организационно оформленные синтетические формы деятельности, органически сочетающие в себе элементы спонтанности и долженствования, желаемого и необходимого.

Сквернословие. Особенно неприятно  слышать брань из уст подростков и молодых людей. Модная прическа, красивая одежда, приятные лица и вдруг, будто водопад грязи из юных уст — скверная, обезображенная речь. Когда и как подростки усваивают бранную лексику? Увы, брань можно услышать на стройплощадке, на улице, в общественном транспорте, даже на телевидении и радио. Сами взрослые не

47

следят за своей речью  и, не заботясь о последствиях сквернословия, «обучают» детей бранным выражениям.

К сожалению, в неблагополучных  семьях — там, где родители ведут аморальный образ жизни, регулярно употребляя спиртное, — подобная лексика прочно вошла в обиход. Нередко приходится слышать от воспитателей детских садов, что у некоторых детей речь засорена настолько, что допускать их к общению с другими детьми просто опасно.

Информация о работе Девиантное поведение