Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:40, реферат

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении основных особенностей и тенденций распространения девиантного поведения подростков и социальных технологий его профилактики.
Для достижения поставленной цепи ставятся следующие задачи:
1. Уточнить трактовку понятия «девиантное поведение»;
2. Определить факторы девиантного поведения подростков и эмпирически выявить механизмы их влияния;
4. Рассмотреть теоретические подходы к понятию технологий, их структуре и классификации;
5. Выявить специфику профилактической работы как технологического процесса;
6. Рассмотреть основные направления государственной политики и модели превентивной работы в обществе по профилактике девиантного поведения подростков.

Файлы: 1 файл

Копия сама курсовая.docx

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Народная мудрость гласит: «Слова убеждают, а пример вдохновляет». «Вдохновленный» примером сквернословия  родителей, ребенок при случае абсолютно  точно воспроизводит все услышанные «соленые» слова и бранные выражения, шокируя добропорядочных взрослых.

Многие школьники приносят из дома бытующие там бранные выражения, вошедшие в привычку у их родителей. Ученики, не знакомые прежде с подобными словами, тоже начинают употреблять их и закреплять в своем сознании и речи. По мере взросления дети становятся осмотрительнее, избирательнее, хитрее. Нецензурные слова произносятся только в компании ровесников, украдкой, при доверительных беседах друг с другом, либо «выскакивают» в ситуациях конфликта.

Совершенно очевидно, что  не все юноши и девушки, произнося  бранные слова, испытывают при этом удовольствие. Почему же они так говорят? Просто они таким способом подчеркивают свою «взрослость» и как бы самоутверждаются. В результате образуется стойкая привычка к сквернословию, засорению языка жаргонными выражениями.

Ответственность за воспитание культуры речи несет прежде всего школа и семья, а также учреждения культуры, средства массовой информации, особенно телевидение. С раннего детства следует формировать у ребенка непримиримое отношение к брани и жаргону. В дошкольных учреждениях, начальных классах школы воспитатели и учителя обязаны самым тщательным образом следить за речью детей, не допуская ни одного случая сквернословия. Если такой случай имел место, необходимо сразу, в присутствии детей дать ему строгую оценку, при этом не акцентируя внимание на самом ребенке. Если с малых лет сквернословие будет встречать резкое, нетерпимое отношение со стороны окружающих, вряд ли оно станет приемлемым, а тем более привычным для молодых людей.

Значительные неиспользованные резервы в этом отношении имеют уроки русского языка и литературы, на которых можно и нужно обогащать словарный запас детей, доносить до них красоту родного языка.

48

Одним из методов профилактики является осуждение сквернословия  на диспутах и собраниях, в выступлениях самодеятельных художественных коллективов. При этом нельзя забывать, что в  подростковом возрасте коллектив сверстников  является для ученика наиболее авторитетным и значимым, а значит, осуждение  коллектива может стать важным поворотным пунктом в сознании подростка. Однако нельзя процесс борьбы за чистоту речи пускать на самотек, ведь психика ребенка весьма ранима. Бесконтрольные действия могут привести к глубокому конфликту внутри классного коллектива, отдалению подростка от него, вовлечению его в уличные компании.

Вступая в борьбу с недостатками в человеке, следует искать союзника в нем самом. Известный советский  психолог CJI. Рубинштейн писал: «Кто хочет исправить недостатки человека, должен искать его достоинства, хотя бы потенциальные, те свойства его, которые могут быть обращены в достоинства при надлежащем направлении заключенных в нем сил».

Граффити. Термин «граффити» происходит от итальянского «graffito» и означает «нацарапанный», «проводить линии», «писать каракули». Первоначально этот термин относился лишь к древним надписям и употреблялся историками и археологами. Сейчас он обозначает всякую неразрешенную надпись, знак, рисунок. Граффити составляют неотъемлемую часть пейзажа современных городов и сел, а также внутренней обстановки общественных зданий. Их можно обнаружить на стенах домов, заборах, в транспорте, в общественных туалетах и даже на памятниках культуры. Они выполняются всевозможными способами — мелом, маркерами, краской, иногда выцарапаны или выбиты. Граффити содержат разнообразные сообщения, ругательства, изречения, рисунки и символы.

Поведение стихийных рисовальщиков  колеблется между допускаемой обществом  самодеятельностью в определенное время и определенных ситуациях (карнавалы, праздники) и вандализмом. Граффити относятся к девиантому поведению. По сравнению с другими разновидностями вандализма (поджоги, осквернение памятников и др.) и насильственными преступлениями граффити представляют собой мелкие, незначительные, относительно безопасные его проявления, но от них недалеко и до других антиобщественных действий.

Городское пространство, насыщенное граффити, отравляет психологическую и экологическую атмосферу. Граффити, как и разбитые стекла, мусор и другие признаки неухоженности, воспринимаются как симптом деградации, вызванной ослаблением механизмов социального контроля, что порождает у людей беспокойство, чувство страха и уязвимости. Некоторые виды граффити, например порча информационных стендов и знаков, особенно предупреждающих, препятствуют функциональному воздействию дизайна.

Настенные рисунки и надписи  представляют собой весьма неоднородное явление — от детских каракулей до политических лозунгов. Встречаются и целые многоцветные картины большого размера, снабженные текстами.

Разнообразны граффити и  в общественных туалетах школ, других учебных заведений. Здесь можно  найти автографы, сексуальные предложения, скабрезные рисунки и тексты, брань, даже юмор и пр. Можно, конечно, считать  это своеобразной свободой самовыражения, но в действительности эго проявление деградации субкультуры.

Не нужно путать «туалетное»  и ему подобное граффити с тем, что исполнено в подобающем месте  и отражает заботы общества или его  слоев.

Граффити влечет порчу  общественного или частного имущества, что само по себе является нарушением социальных запретов. Многие надписи содержат агрессивные сообщения с употреблением слов и символов, которые в большинстве культур являются социальным табу. Тем не менее надписи и рисунки дают возможность человеку относительно безопасно выразить свою асоциальность. При этом отбираются символы, максимально противоположные символам общепринятых ценностей. Так, для субкультуры российских хиппи в годы, когда религия подавлялась, были характерны образы, связанные с христианством. По мере утверждения церкви в качестве официально признанного института все большее распространение получает сатанинская символика. Из этого следует, что значение символа, используемого граффити, не всегда выражает традиционно приписываемые ему установки.

Многие надписи представляют собой обидное или грубое высказывание в адрес конкретных людей, политических, этнических и других социальных групп, их лидеров, субкультур, социальных институтов. Подобные типы граффити содержат мотивы борьбы, соперничества и символического насилия.

 

1.4 причины и динамика  девин 

В исследовании отклоняющегося поведения значительное место отводится  изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей его предупреждения и преодоления. В происхождении отклоняющегося поведения большую роль играют дефекты  правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности  характера, эмоционально-волевой сферы. Первые проявления отклоняющегося поведения иногда наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью развития личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в ней ценностных ориентации. У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых. Шнейдер

Среди причин девиантного поведения многие исследова- I тели выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и, наконец, социальную активность самого человека. Все эти факторы оказывают воздействие в прямой или косвенной форме, однако нет прямой зависимости между их негативными последствиями и характером поведения ребенка. Поэтому Ю.А. Клейберг, Т.Р. Алимханова, А.В. Мись- ко выделяют только три основных фактора: биологический, психологический и социальный.

Биологический выражается в физиологических особенностях подростка, т.е. в неустойчивости жизненно важных систем организма (в первую очередь нервной системы).

Психологический заключается в особенностях темперамента, акцентуации характера, что влечет за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность к «уходам» от трудных ситуаций или полное подчинение им."

Социальный фактор отражает взаимодействие подростка с социумом (семья, школа, другое окружение).

Особенности семьи. Существуют разные точки зрения на то, как и  в какой семье чаще вырастают  дети, склонные к девиации. Л.С. Алексеева различает такие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная и асоциальная. Г.П. Бочкарева выделяет семью с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю. Имеются семьи, в которых нет эмоциональных контактов между ее членами, господствует безразличие к потребностям детей. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи. Там ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.

З.В. Баерунас выделяет варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения:

— отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка;

— высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании (гиперопека);

— предоставление ребенку из эгоистических соображений излишней самостоятельности;

— хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.

Личко отмечает, что в 80-е годы XX века появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям. В результате дети становятся черствыми и жестокими. И наоборот, в некоторых семьях из ребенка делают кумира, неумеренно восхваляя и поощряя его за любые успехи.

Б.Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагополучных семей, способствующих появлению «трудных» детей: с недостатком воспитательных ресурсов, конфликтные, нравственно неблагополучные, педагогически некомпетентные.

Семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные  или неполные семьи, с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи, где подростки тратят много времени и сил на поддержание их материального благополучия. Такие семьи сами по себе не формируют «трудных» детей, случается, в них вырастают нравственно совершенные люди.

Конфликтные семьи. В них  родители не замечают недостатков собственного характера; супруги нетерпимы к манере поведения другого. В таких семьях дети часто держатся оппозиционно, подчас конфликтно-демонстративно. Более старшие протестуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей.

Нравственно неблагополучные  семьи. В них отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинить своей воле другого и т.п.

Педагогически некомпетентные семьи. В них надуманные или устаревшие представления о ребенке заменяют реальную картину его развитая. Случается, что детям предоставляется полная самостоятельность, ведущая к безнадзорности, или культивирующая у ребенка и подростка в более старшем возрасте нравящиеся родителям образцы поведения, не соответствующие возрастному развитию и др.

Б.Н. Алмазов указывает  и на динамику отклоняющегося поведения  подростка, вызванную его социальной дезадаптацией. Она имеет три стадии:

—■ компенсаторно-уступчивую, когда ребенок или подросток стремится снять внутреннее напряжение в связи с неблагоприятными обстоятельствами внешней среды, переориентируется на цели более общего порядка. Так, не имея возможности квалифицированно работать или не обладая

достаточной работоспособностью, подросток демонстрирует уступчивость и услужливость, готовность взять  на себя более тяжелую и скучную, но простую работу;

— конфликтно-демонстративную, возникающую, если предшествующая линия поведения не приносит желаемых результатов;

— внутренней средовой изоляции, когда учащийся перестает считать себя членом группы и начинает ориентироваться на мнения единомышленников.

М. Раттер среди обстоятельств, способствующих появлению «трудных» детей, отмечает конфликты в семье, недостаточную любовь родителей, смерть одного из них, родительскую жестокость или просто непоследовательность в воспитании, нахождение в детском доме и др. Дети нередко усваивают не только положительные, но и отрицательные образцы поведения родителей, порой доводя их до крайностей. Они часто стремятся сопоставить слова родителей с их делами. Так, если старшие в семье призывают к честности, а сами лгут, к сдержанности — а сами вспыльчивы и агрессивны, то ребенку предстоит сделать выбор. В таких условиях он будет протестовать против требований вести себя образцово, если родители сами этого не делают. Способствуют появлению «трудных» детей отсутствие привязанности между членами семьи, эмоциональные и прочие психические расстройства родителей, их асоциальное поведение, жестокость и насилие над детьми, монотонность окружающей среды, нарушенная или отсутствующая связь между членами семьи разных поколений.

Информация о работе Девиантное поведение