Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:40, реферат
Цель исследования заключается в выявлении основных особенностей и тенденций распространения девиантного поведения подростков и социальных технологий его профилактики.
Для достижения поставленной цепи ставятся следующие задачи:
1. Уточнить трактовку понятия «девиантное поведение»;
2. Определить факторы девиантного поведения подростков и эмпирически выявить механизмы их влияния;
4. Рассмотреть теоретические подходы к понятию технологий, их структуре и классификации;
5. Выявить специфику профилактической работы как технологического процесса;
6. Рассмотреть основные направления государственной политики и модели превентивной работы в обществе по профилактике девиантного поведения подростков.
Вынужденное употребление. Человека «подсел» на наркотики, употребляет их часто и интенсивно, что обусловливает развитие физиологической и психологической зависимости, а прекращение приема наркотических веществ вызывает физиологический дискомфорт и психологический стресс. Чувство физического и психологического комфорта, облегчение, которое дает доза наркотика, мотивирует продолжение его приема.
Почему молодые люди пробуют наркотики в первый раз? Подавляющее большинство — просто из любопытства, чтобы узнать, что это такое. Другие — как средство протеста и выражения неудовлетворенности традиционными нормами и системой ценностей. У некоторых превалирует желание развлечься и получить чувственное удовольствие. Они ищут ярких ощущений, удовольствия и развлечения. Наркотики для них — своеобразная увертюра перед «хорошим» сексом. Многие молодые люди считают, что «легкие» наркотики делают секс более доступным и приносящим больше наслаждения.
Еще одним побудителем первой пробы наркотика может быть стремление не отставать от друзей или других представителей социальной группы.
Важным мотивом может быть желание избавиться от внутреннего напряжения и беспокойства, уйти таким образом от проблем или, наоборот, обрести способность им противостоять. Опрошенные учащиеся так ответили на вопрос о причинах употребления наркотиков: «Мне нужно было отвлечься от одолевших меня проблем»; «Я чувствовал себя усталым и подавленным, и мне нужно было взбодриться»;
«Мне нужно было бодрствовать всю ночь, чтобы подготовиться к экзаменам». Однако это все тот же путь к наркотической зависимости.
Употребление одурманивающих веществ — лишь одна из форм отклоняющегося поведения. Для таких людей характерны пренебрежение учебой, работой, бродяжничество, мелкие (а потом и крупные) кражи, вандализм, хулиганство. Для подростков одинаково значимо как стремление к веселью, развлечению, так и давление группы сверстников. Но девочки менее самостоятельны в своих решениях и на первых порах абсолютно подчиняемы. Предложения и побуждения, как правило, исходят от мальчиков или старших влиятельных подруг.
Последствия пристрастия к наркотикам у мальчиков и девочек имеют как -общие, так и существенные различия. Общим является нарушение поведения, «выпадение» из социальных норм. Изменяется отношение к миру сверстников и взрослых, отсюда агрессивность, дерзость, непризнание авторитетов. Отход от социальных норм поведения проявляется своеобразным нигилизмом: мы наблюдаем отрицание, все другие люди воспринимаются любителями наркотиков в черном свете. Отрицающая, разлагающая оценка объясняется не только утратой социальных связей, но и обусловливается эмоциональными расстройствами вследствие злоупотребления наркотическими веществами.
Побеги из дома и бродяжничество. Бродяжничество является одной из крайних форм аутсайдерства. Социальные аутсайдеры — это люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достойное место в обществе и оказались в самых низших его слоях. По Р. Мертону, аутсайдерство — это разновидность ретритистского поведения, которое выступает результатом двойного конфликта — неудач в стремлении достичь цели законными средствами и неспособности прибегнуть к незаконным способам вследствие внутреннего запрета. Поэтому индивид дистанцируется от конкурентного порядка, что приводит его к «бегству» от требований общества, пораженчеству, успокоенности, смирению.
У подростков повторяющиеся уходы из дома, иногда многодневное бродяжничество, преимущественно бывают в период от 7 до 16 лет (чаще от 7 до Влет). Начиная с 14—15 лет уходы и бродяжничество проявляются реже, а затем постепенно прекращаются.
Из всех факторов, способствующих уходу подростков из дома, главным является нездоровая семейная обстановка. Как правило, объясняя свой уход, беглецы говорят о конфликтах с родителями, желании независимости, придирчивости и недоброжелательности со стороны взрослых, о конфликтах и ссорах родителей. Существует точка зрения, что уход из дома, вызванный конфликтом, — попытка подростка заявить о себе в условиях семьи, ограничивающей его свободу и развитие личности.
Обычно уходят из дома мальчики и по разным причинам. Девочки чаще убегают из-за трудностей в личной жизни, осложненных плохим взаимопониманием с родителями или другими взрослыми.
Покинувшие дом беглянки упрекают родителей в излишней строгости и чрезмерном контроле за их поведением, в то время как мальчики, напротив, говорят о минимальном контроле и безразличии со стороны родителей. Многие родители беглецов настолько поглощены своими проблемами, что у них почти нет времени для детей; а те, в свою очередь, убеждены, что дома они никому не нужны. В некоторых случаях бегство из дома — кульминация целой серии конфликтов и проблем.
Давление со стороны учителей, трудности и неудачи в школе также способствуют уходу из дома. Дети, которым трудно дается учеба, которые не нравятся учителям, оставлены на второй год, стремятся бросить школу, избавиться от всех связанных с ней неприятностей.
Было сделано много попыток классифицировать уходы из дома по типам и мотивам. Самый простой способ классификации — это разделение на две группы: ушедшие от кого-то или чего-то и ушедшие к кому-то или чему-то. Ушедшие от кого-то или чего-то ме могли терпеть сложившуюся дома ситуацию, одного или обоих родителей. Ушедшие к кому-то или чему-то искали удовольствий, стремились туда, где ожидали полной свободы действий. Некоторые из них с удовольствием воспринимали свое бегство, им очень нравились люди, которых они встречали в новой вольной жизни. Они обычно не возвращались до тех пор, пока их не находили. Результаты одного из исследований показали, что уходившие к кому-то или чему-то девочки очень молоды, импульсивны, самостоятельны в выборе решений, не первый раз убегают. Девочки, уходящие от кого-то или чего-то, были старше, вынужденно подчинялись чужой воле, не так часто убегали излома, и их отсутствие было не столь продолжительным.
Один из исследователей описал три категории уходящих из дома молодых людей. К первому типу относятся подростки, убегающие от напряженности в семье, вызванной различными критическими обстоятельствами (финансовыми, уходом кого-либо из родителей или появлением в семье отчима или мачехи). Другой тип — беглецы от чрезмерного родительского контроля и жестких требований. Третий — убегающие от физического или сексуального насилия.
Существует немало аналогичных типологий, в том числе по реакциям на стрессовые ситуации в семье или школе.
Встречаются беглецы-исследователи. Они сообщали родителям, что покидают их, зачастую оставляя записку, и затем уходили. Если их не задерживали, они обычно возвращались домой по собственной инициативе. Искатели приятного общества в основном имели конфликты с родителями по главному, с их точки зрения, вопросу: о свидании с молодым человеком, по поводу требований рано приходить домой или запрета участвовать в каком-либо важном для них событии. Они тайно покидали дом, чтобы заняться запрещенным для них делом, после чего или незаметно возвращались, или оставались на ночь у друга, а утром звонили родителям и спрашивали разрешения вернуться.
Беглецы-шантажисты имели более серьезные и длительные конфликты с родителями по разным поводам, поэтому они уходили, чтобы заставить родителей принять йх условия.
Беглецы от опасности убегали, чтобы избавиться от угрозы физического или сексуального насилия со стороны родителей или опекунов. Такие подростки часто осложняли себе жизнь употреблением наркотиков и алкоголя. Нередко к уходу из дома их подталкивали избиения или угрозы.
Очутившись на улице, беглецы часто оказываются вовлеченными в околопреступную социальную среду, для поддержания своей жизни им приходится заниматься всевозможными видами сомнительной, часто откровенно незаконной деятельности. Если девочка убежала из дома из-за сексуального насилия, то весьма вероятно, что она займется проституцией или торговлей наркотиками. Она вряд ли станет пользоваться средствами контрацепции, а потому может забеременеть.
Только половина беременностей у несовершеннолетних завершается родами, остальные оканчиваются выкидышами или абортами. Но и материнство в таких условиях — тоже нелегкий выбор. После родов таким матерям недостает
материальной поддержки и помощи. В таких условиях будущее как для матери, так и для ребенка обещает быть безрадостным.
Сексуальные отклонения. Сексопатологи выделяют патологические и непатологические девиации.
Патологические девиации (извращения, перверзии, парафилии) рассматриваются как заболевания. Непатологические (сексуальные отклонения) являются понятием соци- ально-психологическим, включающим в себя отклонения от социальных и моральных норм.
Длительное время к
сексуальным девиациям
Выделение патологических и непатологических форм сексуальных девиаций имеет принципиальное значение прежде всего потому, что оно наряду с мерами медицинского характера предусматривает и коррекционные меры (педагогического, правового и другого воздействия).
Разграничение непатологических и патологических форм сексуальных девиаций представляет большие трудности и во многих отношениях условно. Основными критериями, позволяющими отделить извращения от непатологических сексуальных девиаций, считают следующие:
— доминирование извращенной формы;
— патологическая зависимость от навязчивых сексуальных переживаний;
— ограничение круга эротических реакций;
— выраженность сексуальных фантазий, стимулирующих половую изощренность;
— отсутствие функционального единства между партнерами, обесценивание партнера до уровня сексуального раздражителя;
— промискуитет и анонимность половых актов;
— учащение половых актов с одновременным ослаблением чувства удовлетворенности после них;
— периодичность возникновения сексуальных потребностей;
— склонность к извращениям как стереотип полового поведения.
Еще большие трудности представляет отграничение непатологических форм сексуальных девиаций от нормы полового поведения. Понятие «нормы полового поведения» весьма расплывчато и неоднозначно. Известно, например, что в разные времена общество неодинаково относилось к гомосексуализму, трансвестизму, эксгибиционизму (особенно женскому) и т.п.
То же можно сказать и о возрастном критерии зрелости. Его условность становится особенно очевидной, когда речь идет о половом поведении подростков. Действительно, можно ли считать «отклоняющимися» обычные половые контакты только на том основании, что они совершены не в восемнадцать, а в пятнадцать лет? С точки зрения морали и права этот вопрос решается достаточно просто, хотя и не во всех странах одинаково, а вот с позиции медицины представляет большие трудности и в каждом конкретном случае требует индивидуальной оценки.
Условно выделяют следующие периоды развития сексуальности: 1) парапубертатный (1 — 7 лет); 2) препубертат- ный (7—13 лег); 3) пубертатный (12—18 лет); 4) переходный (18—26 лет); 5) период зрелой сексуальности (26—55 лет); 6) инволюционный (55—70 лет).
Наиболее бурным и неустойчивым из всех перечисленных периодов является пубертатный (подростковый). В это время формируются половое сознание, полоролевое поведение, психосексуальные ориентации.
Становление полового сознания, как известно, проходит несколько стадий: понятийную, романтическую, сексуальную и зрелого полового сознания. В подростковом возрасте половое сознание совершает сложный переход от романтической (платонической) стадии, характеризующейся возвышенностью чувств, к сексуальной с ее навязчивой фиксацией психики на генитальной сфере. Для подростков характерны повышенный интерес к вопросам пола, гиперсексуальность, что нередко толкает их к мастурбации, ранней половой жизни, сексуальному насилию, и в то же время недостаточная дифференцированность и незавершенность
идентификации половых ролей. И.С. Кон пишет, что биологический пол сам по себе еще не делает человека мужчиной или женщиной. Чтобы это произошло, ребенок должен осознать свою половую принадлежность и усвоить соответствующую мужскую или женскую половую роль.
Отсюда типичные для подросткового возраста стремление к экспериментированию, желание попробовать все формы полового общения. Экспериментируя, подросток прежде всего исследует свои половые способности, стремится утвердиться в своей половой роли. В пубертатный период чаще всего формируется здоровая зрелая сексуальность, но этап этот, как никакой другой, богат отклонениями в половом поведении.
Непатологические сексуальные девиации у подростков прежде всего отличаются тем, что они, как правило, ситуационно обусловлены и преходящи.
Современные классификации сексуальных девиаций представляют собой перечень всех многообразных вариантов отклоняющегося сексуального поведения. Это: а) нарушения психосексуальной ориентации по объекту, т.е. замещение нормального объекта (нарциссизм, эксгибиционизм, визионизм, фетишизм, зоофилия, некрофилия); б) нарушения по возрасту объекта (педофилия, эфебофилия, геронтофилия); в) нарушения ориентации по полу объекта (гомосексуализм).
Гипермаскулинное поведение проявляется в утрированной мужественности, независимости, нарочитой грубости, циничности. Такие подростки стесняются ласк и сентиментальности, избегают всего, что касается чисто «женских» дел и интересов. Главная черта такого поведения — пренебрежительное отношение к женщинам и садистские наклонности в отношениях с половым партнером.