Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:40, реферат
Цель исследования заключается в выявлении основных особенностей и тенденций распространения девиантного поведения подростков и социальных технологий его профилактики.
Для достижения поставленной цепи ставятся следующие задачи:
1. Уточнить трактовку понятия «девиантное поведение»;
2. Определить факторы девиантного поведения подростков и эмпирически выявить механизмы их влияния;
4. Рассмотреть теоретические подходы к понятию технологий, их структуре и классификации;
5. Выявить специфику профилактической работы как технологического процесса;
6. Рассмотреть основные направления государственной политики и модели превентивной работы в обществе по профилактике девиантного поведения подростков.
Информационное направление профилактики девиантного поведения популярно в наши дни. Молодым людям довольно много рассказывают о вреде наркотиков, о механизме
действия их на организм человека, о последствиях употребления различных психоактивных веществ, о вреде пьянства и алкоголизма, о последствиях необдуманных противоправных действий, о вреде проституции для здоровья женщины или мужчины Следующее направление профилактики - пропаганда здорового образа жизни и реализация различных программ по укреплению здоровья. В этих целях поощряется развитие альтернативных привычек (занятие спортом, активный досуг без табака и алкоголя, режим труда и питания и т. пЛ, которые могут стать хорошим подспорьем в работе. Реализация данного направления доказала свою эффективность на практике.
Следующее направление личносгпно-
Существуют различные программы в рамках этого направления. Их общая цель - научить человека управлять собой и объективно оценивать свои действия и поступки, развить веру человека в свои силы и возможности достигнуть социально значимых результатов в жизни.
Каждое из вышерассмотренных
направлений имеет как
Профилактика возможных или прогнозируемых отклонений в поведении ребенка, находящегося под влиянием действия факторов риска, должна строиться на основе диагностики личности молодого человека, его взаимоотношений с ближайшим окружением, положения ребенка в различных институтах воспитания и изучения негативных воздействий, под влиянием которых он находится вследствие разных причин.
В ходе организации профилактической
работы в детской среде, на наш
взгляд, обоснованными и
Вариативно-субъективный подход
к профилактическому процессу заключается
в необходимости сочетания
основных тенденций, преобладающих
в среде молодежи в данный временной
промежуток, половых и возрастных
особенностей детей, уровня их общего
психического и физического развития,
наличия определенных психических
состояний у конкретного
Вариативно-субъективный подход предполагает субъективность включения в процесс профилактики всех его участников, учет интересов, потребностей и желаний детей, опору на их лучшие положительные качества, создание условий, позволяющих школьникам реализовать свои потребности в общении, самоактуализации, саморазвитии, самовыражении.
Реализация вариативно-
Для того, чтобы реализовать на практике вариативно-субъектный подход к профилактическому процессу, необходимо хорошо знать ситуацию, складывающуюся в детской среде. Оценить эту ситуацию возможно, используя процедуру социально- педагогического мониторинга.
Мониторинг - это информационно-
выбран объект исследования, соблюдены общие правила и требования к проведению мониторинга.
Методика социально-
Проблемно-орентированный подход предполагает выявление и анализ основных проблем, имеющих в данной конкретной детской среде, и их решение в ходе профилактического процесса. Данный подход основывается на учете возрастных особенностей тех или иных отклонений в поведении у детей и их половой специфики. Необходимо также иметь в виду, что условия, в которых протекает жизнедеятельность каждого ребенка, специфичны, как уникален и своеобразен сам ребенок, поэтому сходные факторы могут оказывать различное воздействие на разных детей, как и ответная реакция на данное воздействие может иметь сугубо индивидуальный характер. Таким образом, проблемно-ориентированный подход к профилактике девиантного поведения мы рассматриваем как сочетание общего и специфического, т. е. процесс изучения и анализа существующих проблем, наиболее выраженных в данной детской группе или детской среде, который дополняется диагностикой конкретной личности ребенка и изучением его индивидуальных проявлений в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Проблемно-ориентированный подход, его практическая реализация означают изучение предпочтительных для детей видов деятельности, занятий, которые не будут вызывать негативных реакций со стороны ребенка, и в то же время это организация профилактической работы с детьми.
2.2 Основные направления гос политики
Масштабы распространения девиантности в стране диктуют необходимость принятия соответствующих мер. Прежде всего речь идет о таких, которые способствовали бы ограничению или даже ликвидации причин, факторов, распространненых ранее.
Вследствии этого , целью государственной политики в интересах детей определено:преодоление нарастания негативных тенденций и стабилизации положения детей, формирование позитивных изменений отношения государства и общества к детям и те самым, создание реальных препосылок дальнейшей положительной динамики процессосв жизнедеятельности дертей. Внимание государства к проблеме вызазилось в разработке моножества законов, прнятии нормативно-правовых актов, прямо или косвенно обеспечивающих воздействие на факторы девиации.
Главным нормативным актом, регулирующим деятельность по профилактике девиации несоверношеннолетних, является Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несоверношеннолетних» от 24.06. 1999 года. Соц работа
Отмечается, что в соответсвии с ним в стране складывается вся система профилактики, обеспечивается принятие специальных программ, вносятся изменения в уже существующие доукементы.
В целях повышения эффективности реализации государственной политики в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направленной на сокращение числа правонарушений несовершеннолетних, создание условий для социальной, психолого-педагогической, медицинской помощи и реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, администрация города Нижнего Новгорода разработала и утвердила в 2010 году «Целевую комплексную программу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории города Нижнего Новгорода на 2011 – 2013 гг. «Вместе – ради детей!»
Задачи Программы
Оптимизация межведомственной системы оперативного сбора, аккумуляции и учета информации о несовершеннолетних, склонных к совершению или совершивших правонарушения и преступления.
Развитие системы услуг,
оказываемых
Развитие технологий и
методик социализации, реабилитации
социального сопровождения
Повышение правовой грамотности несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и их родителей, эффективности индивидуальной профилактической работы.
Оптимизация системы методического обеспечения специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. НИЖЕГОРОДС прав
Взаимодействие различных социальных институтов, учреждений и ведомств в процессе профилактики употребления психоактивных веществ детьми и молодежью позволяет на основе совместного изучения ребенка оказать комплексную помощь в решении возникающих проблем, создать оптимальные условия для нормального развития личности ребенка и формирования его индивидуальности.
Основные условия
- координирующая роль того или иного образовательного учреждения в ходе профилактической работы с детьми и молодежью;
- взаимонеобходимый обмен информацией с субъектами профилактического процесса, позволяющий оценивать результаты воспитательной работы и обеспечить оптимальные условия ее организации;
- разработка инвариантных и вариативных программ профилактики. Инвариантные программы реализуются всеми институтами воспитания, вариативность определяется теми заданиями, которые решает тот или иной социальный институт.
При организации профилактического процесса необходимо взаимодействие следующих социальных институтов:
- органов внутренних дел;
- органов государственного и муниципального управления;
- общественных и политических организаций;
- образовательных учреждений;
- органов социальной защиты;
- религиозных организаций;
- органов здравоохранения.
Органы внутренних дел.
В предлагаемой модели важным направлением деятельности органов внутренних дел является реализация аспекта профилактики и взаимодействие с другими службами. Основной предмет взаимодействия - сбор полной и объективной информации о детях, проявляющих девиантное поведение с целью выбора адекватных мер реагирования.
Комиссия по делам несовершеннолетних.
Главные задачи комиссии:
- организация работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и т. д.;
- обеспечение и охрана прав неблагополучных детей;
- координация усилий государственных органов и общественных организаций по указанным вопросам;
- рассмотрение дел о правонарушениях, связанных с употреблением детьми и молодежью психоактивных веществ;
-осуществление контроля за условиями содержания и проведения воспитательной работы с детьми в учебновоспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях.
В связи с вышеобозначенными задачами комиссия по делам несовершеннолетних занимается реализацией следующих функций:
- координация деятельности органов и учреждений народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, внутренних дел, других
предприятий, учреждений, организаций в районе, городе, а также педагогов- организаторов по проведению профилактической работы с детьми по месту жительства;
- осуществление контроля за детьми: оставшимися без родителей; имеющими родителей или лиц, их опекающих, которые не обеспечивают надлежащих условий для воспитания детей; оставившими школу, а также за другими несовершеннолетними, которые нуждаются в государственной и общественной помощи;
- осуществление контроля за условиями содержания и воспитания детей и организацией процесса профилактики употребления ПАВ в лечебно-воспитательных учреждениях, школах-интернатах, детских домах и профессионально-технических заведениях, за организацией культурного досуга детей, склонных или имевших опыт употребления ПАВ, по месту жительства, а также за воспитательной работой с детьми социального риска в общеобразовательных школах, иных учебных заведениях, культурно-просветительных учреждения и спортивных организациях;
- осуществление контроля за соблюдением администрацией предприятий, учреждений и др. режима и условий работы, установленных для несовершеннолетних, созданием необходимых материально-бытовых условий и условий для повышения их общеобразовательного, культурного и профессионального уровня;
- наблюдение за поведением детей, склонных к употреблению ПАВ и подвергнутых мерам воспитательного или административного воздействия, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, условно осужденных и досрочно освобожденных от отбывания наказания, за поведением детей социального риска, возвратившихся из специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений, а также учет детей группы социального риска (в случае необходимости принимаются меры к их трудоустройству или направлению в учебные заведения).