Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:40, реферат

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении основных особенностей и тенденций распространения девиантного поведения подростков и социальных технологий его профилактики.
Для достижения поставленной цепи ставятся следующие задачи:
1. Уточнить трактовку понятия «девиантное поведение»;
2. Определить факторы девиантного поведения подростков и эмпирически выявить механизмы их влияния;
4. Рассмотреть теоретические подходы к понятию технологий, их структуре и классификации;
5. Выявить специфику профилактической работы как технологического процесса;
6. Рассмотреть основные направления государственной политики и модели превентивной работы в обществе по профилактике девиантного поведения подростков.

Файлы: 1 файл

Копия сама курсовая.docx

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Информационное направление  профилактики девиантного поведения популярно в наши дни. Молодым людям довольно много рассказывают о вреде наркотиков, о механизме

действия их на организм человека, о последствиях употребления различных психоактивных веществ, о вреде пьянства и алкоголизма, о последствиях необдуманных противоправных действий, о вреде проституции для здоровья женщины или мужчины Следующее направление профилактики - пропаганда здорового образа жизни и реализация различных программ по укреплению здоровья. В этих целях поощряется развитие альтернативных привычек (занятие спортом, активный досуг без табака и алкоголя, режим труда и питания и т. пЛ, которые могут стать хорошим подспорьем в работе. Реализация данного направления доказала свою эффективность на практике.

Следующее направление личносгпно-ориентшовашое - нацелено на формирование (в ходе различных по Форме занятий) навыков самостоятельного принятия решений, умения решать возникающие проблемные ситуации, навыки решения проблем общения и умений вести себя в стрессовой ситуации, противостоять давлению группы и разрешать конфликтные ситуации.

Существуют различные  программы в рамках этого направления. Их общая цель - научить человека управлять собой и объективно оценивать свои действия и поступки, развить веру человека в свои силы и возможности достигнуть социально  значимых результатов в жизни.

Каждое из вышерассмотренных  направлений имеет как преимущества, так и недостатки. Важно уметь  использовать эти направления профилактики адекватно и в комплексе.

Профилактика возможных  или прогнозируемых отклонений в  поведении ребенка, находящегося под  влиянием действия факторов риска, должна строиться на основе диагностики  личности молодого человека, его взаимоотношений  с ближайшим окружением, положения  ребенка в различных институтах воспитания и изучения негативных воздействий, под влиянием которых он находится  вследствие разных причин.

В ходе организации профилактической работы в детской среде, на наш  взгляд, обоснованными и взаимодополняющими являются два подхода -eapi/amt/еяо- с][&ъещшвный и лтоблемяо-ошеятироваянь/й

Вариативно-субъективный подход к профилактическому процессу заключается  в необходимости сочетания вариативных  составляющих профилактики, зависящих  от

основных тенденций, преобладающих  в среде молодежи в данный временной  промежуток, половых и возрастных особенностей детей, уровня их общего психического и физического развития, наличия определенных психических  состояний у конкретного ученика, особенностей среды жизнедеятельности  ребенка с инвариантом, в качестве которого мы рассматриваем развитие экзистенциальной сферы учащихся в  аспекте формирования у них рефлексивной позиции. Под Формированием рефлексивной позиции учащихся мы понимаем развитие осознанной, устойчивой системы их отношений к какой- либо значимой для них проблеме, способность адекватно оценивать себя, действия и поступки, свои действия и других людей.

Вариативно-субъективный подход предполагает субъективность включения  в процесс профилактики всех его  участников, учет интересов, потребностей и желаний детей, опору на их лучшие положительные качества, создание условий, позволяющих школьникам реализовать  свои потребности в общении, самоактуализации, саморазвитии, самовыражении.

Реализация вариативно-субъектного  подхода к профилактике в детской  среде основывается на следующих  принципах: персонификации профилактической работы - процесс профилактики ориентируется  на конкретную личность ребенка с  ее потребностями, интересами, ценностными  ориентациями, чувствами и настроениями; мотивации - предполагает наличие у  ребенка внутреннего побуждения к профилактической деятельности; обоснованного  выбора - создание ситуаций выбора в  ходе профилактического процесса, требующих  от ребенка обязательного предпочтения того или иного действия, поступка, решения; позитивной самореализации ребенка  в детской группе - создание в  ходе профилактической работы поля самореализации для каждого ребенка адекватной самооценки - оценка ребенком себя, своих  действий и поступков должна соответствовать  оценкам ближайшего окружения; рефлексивной позиции - анализ ребенком особенностей своих действий и поступков, действий и поступков других людей на основе сложившейся у него системы ценностей  и нравственных ориентиров; интеграции действий различных институтов воспитания в данном процессе; сочетания общей  профилактики девиантного поведения детей с профилактикой конкретных видов отклонений в поведении детей; опосредованного воздействия профилактических мероприятий.

Для того, чтобы реализовать на практике вариативно-субъектный подход к профилактическому процессу, необходимо хорошо знать ситуацию, складывающуюся в детской среде. Оценить эту ситуацию возможно, используя процедуру социально- педагогического мониторинга.

Мониторинг - это информационно-аналитическая  система, позволяющая осуществить  диагностику текущего состояния  объекта и диагностическое наблюдение за его изменением в ходе деятельности и корректирующих воздействий. Любая  информационно-аналитическая система  будет иметь высокую эффективность, если в ней воспроизведены существенные характеристики исследуемого предмета, правильно

выбран объект исследования, соблюдены общие правила и  требования к проведению мониторинга.

Методика социально-педагогического  мониторинга - это система диагностических  средств, методов и технологий их применения, предназначенная для  проведения многоуровневого анализа  комплексной информации о состоянии  исследуемого предмета и объекта. В  качестве основного средства мониторинга  можно использовать набор анкет  для различного контингента опрашиваемых.

Проблемно-орентированный подход предполагает выявление и анализ основных проблем, имеющих в данной конкретной детской среде, и их решение в ходе профилактического процесса. Данный подход основывается на учете возрастных особенностей тех или иных отклонений в поведении у детей и их половой специфики. Необходимо также иметь в виду, что условия, в которых протекает жизнедеятельность каждого ребенка, специфичны, как уникален и своеобразен сам ребенок, поэтому сходные факторы могут оказывать различное воздействие на разных детей, как и ответная реакция на данное воздействие может иметь сугубо индивидуальный характер. Таким образом, проблемно-ориентированный подход к профилактике девиантного поведения мы рассматриваем как сочетание общего и специфического, т. е. процесс изучения и анализа существующих проблем, наиболее выраженных в данной детской группе или детской среде, который дополняется диагностикой конкретной личности ребенка и изучением его индивидуальных проявлений в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Проблемно-ориентированный подход, его практическая реализация означают изучение предпочтительных для детей видов деятельности, занятий, которые не будут вызывать негативных реакций со стороны ребенка, и в то же время это организация профилактической работы с детьми.

 

 

2.2 Основные направления  гос политики

Масштабы распространения  девиантности в стране диктуют необходимость принятия соответствующих мер. Прежде всего речь идет о таких, которые способствовали бы ограничению или даже ликвидации причин, факторов, распространненых ранее.

Вследствии этого , целью государственной политики в интересах детей определено:преодоление нарастания негативных тенденций и стабилизации положения детей, формирование позитивных изменений отношения государства и общества к детям и те самым, создание реальных препосылок дальнейшей положительной динамики процессосв жизнедеятельности дертей. Внимание государства к проблеме вызазилось в разработке моножества законов, прнятии нормативно-правовых актов, прямо или косвенно обеспечивающих воздействие на факторы девиации.

Главным нормативным актом, регулирующим деятельность по профилактике девиации несоверношеннолетних, является Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несоверношеннолетних» от 24.06. 1999 года. Соц работа

Отмечается, что в соответсвии с ним в стране складывается вся система профилактики, обеспечивается принятие специальных программ, вносятся изменения в уже существующие доукементы.

В целях повышения эффективности  реализации государственной политики в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направленной на сокращение числа правонарушений несовершеннолетних, создание условий  для социальной, психолого-педагогической, медицинской помощи и реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в  сложной жизненной ситуации, администрация  города Нижнего Новгорода разработала  и утвердила в 2010 году «Целевую комплексную  программу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории города Нижнего Новгорода  на 2011 – 2013 гг. «Вместе – ради детей!»

 

 

Задачи  Программы 

Оптимизация межведомственной системы оперативного сбора, аккумуляции  и учета информации о несовершеннолетних, склонных к совершению или совершивших  правонарушения и преступления.

 

Развитие системы услуг, оказываемых несовершеннолетним, находящихся  в социально опасном положении.

 

Развитие технологий и  методик социализации, реабилитации социального сопровождения несовершеннолетних, находящихся в социально опасном  положении, в том числе с использованием потенциала общественного сектора.

 

Повышение правовой грамотности  несовершеннолетних, находящихся в  социально опасном положении  и их родителей, эффективности индивидуальной профилактической работы.

 

Оптимизация системы методического  обеспечения специалистов органов  и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. НИЖЕГОРОДС прав

Взаимодействие различных  социальных институтов, учреждений и  ведомств в процессе профилактики употребления психоактивных веществ детьми и молодежью позволяет на основе совместного изучения ребенка оказать комплексную помощь в решении возникающих проблем, создать оптимальные условия для нормального развития личности ребенка и формирования его индивидуальности.

Основные условия эффективности  взаимодействия различных социальных институтов воспитания:

- координирующая роль того или иного образовательного учреждения в ходе профилактической работы с детьми и молодежью;

- взаимонеобходимый обмен информацией с субъектами профилактического процесса, позволяющий оценивать результаты воспитательной работы и обеспечить оптимальные условия ее организации;

- разработка инвариантных и вариативных программ профилактики. Инвариантные программы реализуются всеми институтами воспитания, вариативность определяется теми заданиями, которые решает тот или иной социальный институт.

При организации профилактического  процесса необходимо взаимодействие следующих  социальных институтов:

- органов внутренних дел;

- органов государственного и муниципального управления;

- общественных и политических организаций;

- образовательных учреждений;

- органов социальной защиты;

- религиозных организаций;

- органов здравоохранения.

Органы внутренних дел.

В предлагаемой модели важным направлением деятельности органов  внутренних дел является реализация аспекта профилактики и взаимодействие с другими службами. Основной предмет  взаимодействия - сбор полной и объективной  информации о детях, проявляющих  девиантное поведение с целью выбора адекватных мер реагирования.

Комиссия по делам  несовершеннолетних.

Главные задачи комиссии:

- организация работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и т. д.;

- обеспечение и охрана прав неблагополучных детей;

- координация усилий государственных органов и общественных организаций по указанным вопросам;

- рассмотрение дел о правонарушениях, связанных с употреблением детьми и молодежью психоактивных веществ;

-осуществление контроля за условиями содержания и проведения воспитательной работы с детьми в учебновоспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях.

В связи с вышеобозначенными задачами комиссия по делам несовершеннолетних занимается реализацией следующих функций:

- координация деятельности органов и учреждений народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, внутренних дел, других

предприятий, учреждений, организаций  в районе, городе, а также педагогов- организаторов по проведению профилактической работы с детьми по месту жительства;

- осуществление контроля за детьми: оставшимися без родителей; имеющими родителей или лиц, их опекающих, которые не обеспечивают надлежащих условий для воспитания детей; оставившими школу, а также за другими несовершеннолетними, которые нуждаются в государственной и общественной помощи;

- осуществление контроля за условиями содержания и воспитания детей и организацией процесса профилактики употребления ПАВ в лечебно-воспитательных учреждениях, школах-интернатах, детских домах и профессионально-технических заведениях, за организацией культурного досуга детей, склонных или имевших опыт употребления ПАВ, по месту жительства, а также за воспитательной работой с детьми социального риска в общеобразовательных школах, иных учебных заведениях, культурно-просветительных учреждения и спортивных организациях;

- осуществление контроля за соблюдением администрацией предприятий, учреждений и др. режима и условий работы, установленных для несовершеннолетних, созданием необходимых материально-бытовых условий и условий для повышения их общеобразовательного, культурного и профессионального уровня;

- наблюдение за поведением детей, склонных к употреблению ПАВ и подвергнутых мерам воспитательного или административного воздействия, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, условно осужденных и досрочно освобожденных от отбывания наказания, за поведением детей социального риска, возвратившихся из специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений, а также учет детей группы социального риска (в случае необходимости принимаются меры к их трудоустройству или направлению в учебные заведения).

Информация о работе Девиантное поведение