Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:40, реферат

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении основных особенностей и тенденций распространения девиантного поведения подростков и социальных технологий его профилактики.
Для достижения поставленной цепи ставятся следующие задачи:
1. Уточнить трактовку понятия «девиантное поведение»;
2. Определить факторы девиантного поведения подростков и эмпирически выявить механизмы их влияния;
4. Рассмотреть теоретические подходы к понятию технологий, их структуре и классификации;
5. Выявить специфику профилактической работы как технологического процесса;
6. Рассмотреть основные направления государственной политики и модели превентивной работы в обществе по профилактике девиантного поведения подростков.

Файлы: 1 файл

Копия сама курсовая.docx

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Отдел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (ОППН) решает следующие  основные задачи:

- организация работы среди детей и молодежи, связанная с профилактикой употребления психоактивных веществ;

- участие в проведении воспитательной работы с детьми социального риска и принятие мер к пресечению правонарушений и иных антиобщественных поступков детей группы социального риска, связанных с употреблением ПАВ;

- выявление родителей и лиц, их заменяющих, злостно не выполняющих обязанности по воспитанию детей, и проведение с ними профилактической работы;

- информирование местных органов власти, общественных организаций, администрации по месту учебы или работы детей и молодежи о правонарушениях, причинах и условиях их совершения, а также о фактах вовлечения несовершеннолетних в преступную или иную антиобщественную деятельность для принятия предусмотренных законом мер.

 

Учреждения социальной защиты населения (территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической  помощи и другие учреждения социального  обслуживания) выполняют следующие  задачи:

- выявление детей «группы риска», склонных к употреблению или употребляющих те или иные психоактивные вещества;

- сбор необходимой информации о каждом ребенке, входящем в категорию детей социального риска;

- разработка индивидуальных программ по профилактике и социальной реабилитации детей «группы риска»;

- отслеживание и контроль всего процесса ресоциализации каждого ребенка индивидуально.

Функции учреждений социальной защиты населения:

-выявление детей и  молодежи, находящихся в социально  опасном положении, а также  семей, в которых дети нуждаются  в социальных услугах; осуществление  их социальной реабилитации, оказание  необходимой помощи в соответствии  с индивидуальными программами  социальной реабилитации;

- предоставление социальных услуг представителям детско-молодежной среды, находящимся в социально опасном положении или в иной трудной жизненной ситуации;

- участие в индивидуальной профилактической работе с детьми и молодежью (в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания), а также оказание содействия в организации оздоровления и отдыха детей группы социального риска.

Учреждения здравоохранения  выполняют следующие функции:

- выявление, учет, обследование и лечение детей и молодежи, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества (при наличии показаний медицинского характера);

- медицинское обследование детей и молодежи, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и подготовка рекомендаций по их устройству с учетом состояния здоровья;

- содействие органам опеки и попечительства в устройстве детей и молодежи;

- оказание специализированной диагностической и лечебно-воспитательной помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в поведении.

Можно выделить три основные службы здравоохранения, участвующие  в профилактическом процессе:

- служба охраны материнства и младенчества (предназначена для всех родителей, в том числе и тех, которые ждут ребенка);

- структурные подразделения по оказанию помощи больным и трудным детям (страдающим физическими, психическими и поведенческими расстройствами, которые не могут приспособиться к нормальной семейной, школьной, профессиональной или социальной жизни);

-служба здравоохранения  школьников (основная служба защиты  здоровья детей, работающая на  базе образовательных учреждений).

Органы администрации  выполняют следующие функции:

- оказание материальной, воспитательной и психологической помощи (поддержки) детям и молодежи;

- контроль за обеспечением надлежащих условий в материальном и морально- нравственном плане в учреждениях временного содержания и детских домах;

- общая координация деятельности различных учреждений и контроль за организацией профилактики употребления психоактивных веществ детьми и молодежью.

Учреждения образования.

Для эффективной деятельности общеобразовательной школы по организации  профилактической работы необходим  комплексный подход к решению  проблемы различными специалистами. На уровне школы - это взаимодействие классного  руководителя, социального педагога, психолога и врача.

Профилактическое направление  работы должно быть приоритетным в  работе с детьми и молодежью, которая  может осуществляться в следующих  формах:

 

- работа с семьей;

- групповая работа с ребенком;

- индивидуальная работа с ребенком.

В целях приоритетного  определения профилактического  направления работы с детьми и  молодежью необходимо осуществлять прогнозирование отклоняющегося от норм поведения учащегося, которое  предполагает определение потенциальных  возможностей развития возможного или  имеющего место девиантного поведения, как у группы детей, так и у конкретного ребенка на основе изучения природы этого поведения, его закономерностей, прошлого и настоящего состояния.

Осуществляя прогнозирование  девиантного поведения школьников, необходимо собрать исчерпывающую информацию: во-первых, об особенностях проявления различных видов девиаций у детей; во-вторых, об объективных и субъективных факторах, которые, с одной стороны, провоцируют девиантные отклонения в поведении учащихся, с другой - уменьшают и нейтрализуют эти проявления. Прогнозирование может быть следующих видов: прогнозирование отклоняющегося поведения учащихся в целом или общее прогнозирование, прогнозирование индивидуальное, в отношении конкретного ученика, прогнозирование групповое, - когда мы имеем дело с групповыми девиациями. Можно также осуществлять прогнозирование отдельных видов девиаций.

Осуществляя прогнозирование  общее, групповое или индивидуальное, необходимо провести подробный анализ факторов, позволяющих прогнозировать те или иные отклонения в поведении  ребенка или группы людей. Как  отмечают большинство исследователей девиантного поведения, большую роль в провоцировании девиантности играют Факторы биопсихогенного характера: эмоциональные «всплески», неустойчивость взглядов, настроения, неспособность к объективным оценкам себя, своего поведения и окружающей действительности, ситуативность мышления. Наличие подобных черт в структуре личности школьника указывает на возможность деформированного развития личности и проявления девиантности в поведении при неблагоприятных внешних и внутренних условиях. Эффективность работы в школе по изучению данной группы факторов будет зависеть от взаимодействия и сотрудничества педагога и психолога. Наличие психических патологий у ребенка выявляют медицинские работники. К прогностическим факторам относят условия семейного воспитания. Семья играет огромную роль в Формировании у ребенка механизмов социальной адаптации. Не существует такого типа воспитания в семье, который однозначно бы вызывал отклонения в поведении ребенка, но семьи детей группы риска имеют некоторые особенности. Родители в этих семьях обычно плохо знают своего ребенка, недостаточно хорошо понимают его чувства и состояния, уделяют детям мало времени и внимания, не умеют управлять поведением ребенка, практически не знают или мало знают его друзей и то, чем он занимается в свободное время. Неблагоприятная семейная обстановка способствует нарушению процесса социализации школьника и приводит к накоплению в нем девиантного потенциала. В изучении семьи ребенка и организации работы с ней

 

также важен комплексный  подход. Только при участии различных  специалистов;

учителей, в первую очередь  классного руководителя, социального  педагога, психолога, школьного врача  — можно достаточно полно изучить  условия семейного воспитания ребенка  и организовать работу с родителями.

Среди факторов, позволяющих  прогнозировать девиантное поведение учеников, важное место занимает положение ребенка в группе. Изучая его положение в группе, необходимо провести анализ всех групп, в которые входит школьник: это и учебный коллектив, и группы по интересам, и группы межличностного общения и т. д. Утрата ребенком комфортного положения в школьном коллективе приводит к тому, что он ищет ту группу, где эта комфортность будет присутствовать. Таким образом, с большей долей вероятности можно прогнозировать, что нарушение отношений ребенка в учебной группе вызывает угрозу отклоняющегося поведения со стороны учащегося.

Приоритет в изучении положения  ребенка в учебной группе принадлежит  педагогам, которые, взаимодействуя с  психологами и социальными педагогами, разрабатывают программы помощи нуждающимся в ней учащимся.

Следующий Фактор, который  неЪбходимо учесть при прогнозировании. - это влияние референтной группы на школьника. Является ли он лидером в этой группе, полностью принимает ее ценности и ориентиры или способен отстоять свои взгляды на вещи и события?

На эти вопросы необходимо ответить специалистам, изучающим влияние  референтной группы на ребенка.

Все вышеназванные факторы  находятся в тесной взаимосвязи. Для конкретного ребенка или  группы детей тот или иной фактор может являться доминирующим.

Трудно говорить о конкретном виде отклонений в поведении молодежи, обычно - это целый «букет» различных  нарушений социально-нравственных и правовых норм общественной жизни  с приоритетной выраженностью одного-двух видов, поэтому осуществляя прогнозирование, необходимо обратить внимание на то, какой  вид отклонений в поведении учащихся или конкретного ученика будет  иметь приоритетную выраженность.

В рамках образовательных  учреждений должны реализовываться  следующие направления работы:

- психолого-педагогическое изучение детей группы социального риска на протяжении всего периода их обучения в школе, выявление нервно-психических и психосоматических нарушений;

- консультации специалистов для детей группы социального риска и их родителей, проводимые на основании данных социально-психологической, психолого-педагогической и медицинской диагностики;

- просветительская деятельность по вопросам обучения и воспитания детей социального риска направленная на повышение уровня, компетентности взаимодействующих с ребенком взрослых;

- профилактическая работа с различными категориями детей социального риска на основе комплексного взаимодействия различных специалистов и т.д.

По нашему мнению вышеизложенная комплексная модель организации 

профилактической работы различных учреждений и специалистов в профилактическом процессе

булед способствовать эффективности решения проблемы организации профилактики употребления детьми и молодежью психоактивных веществ. Ковальчук

 

Методика разработки проф работы

 

В содержании профилактики девиантного поведения детей находят отражение две основные тенденции. Первая из них заключается в том, что в зависимости от тех или иных факторов в различные временные периоды наблюдается рост тех или иных видов девиантного поведения молодых людей. На сегодняшний день, например, на первое место выступают отклонения, вызванные употреблением школьниками наркотиков и других психоактивных веществ (в том числе алкоголя), проституцией.

Вторая тенденция связана  с тем, что у конкретного ребенка  девиация только одного вида практически  не наблюдается. К примеру, употребление алкоголя может сопровождаться другими  видами девиаций (это и хулиганские  действия, курение, пропуски учебных  занятий, различные формы агрессивного поведения и т. д.).

Выделенные тенденции  позволяют говорить о том, что  должен быть единый, как мы называем в своем исследовании, общий профилактический процесс, в ходе которого наряду с  общими задачами необходимо решать задачи специфические, возникающие по мере появления тех или иных проблем  в молодежной среде.

Профилактический процесс  предполагает наличие профилактической программы, в которой находят  отражение задачи общепрофилактической работы:

■ формирование собственной позиции; дети должны чувствовать, что действительно могут сделать правильный для себя выбор, что им доверяют, но ни в коем случае не по принципу «здесь, теперь и сразу»;

■ создание ситуаций, способствующих овладению определенными поведенческими навыками, облегчающими следование здоровому образу жизни;

• формирование рефлексивной позиции молодого человека на основе создания поля его самореализации как личности и индивидуальности, которая будет способствовать тому, что ребенок самостоятельно сможет найти свою социальную нишу, дать оценку своим действиям, поступкам, задуматься о тех последствиях, к которым они приведут, и над тем, как эти последствия смогут повлиять на его судьбу.

Соответственно этим задачам  профилактическая работа включает в  себя три компонента: образовательный, психологический, социальный.

1. Образовательный кошюнент.

Информация о работе Девиантное поведение