Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:40, реферат
Цель исследования заключается в выявлении основных особенностей и тенденций распространения девиантного поведения подростков и социальных технологий его профилактики.
Для достижения поставленной цепи ставятся следующие задачи:
1. Уточнить трактовку понятия «девиантное поведение»;
2. Определить факторы девиантного поведения подростков и эмпирически выявить механизмы их влияния;
4. Рассмотреть теоретические подходы к понятию технологий, их структуре и классификации;
5. Выявить специфику профилактической работы как технологического процесса;
6. Рассмотреть основные направления государственной политики и модели превентивной работы в обществе по профилактике девиантного поведения подростков.
Отдел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (ОППН) решает следующие основные задачи:
- организация работы среди детей и молодежи, связанная с профилактикой употребления психоактивных веществ;
- участие в проведении воспитательной работы с детьми социального риска и принятие мер к пресечению правонарушений и иных антиобщественных поступков детей группы социального риска, связанных с употреблением ПАВ;
- выявление родителей и лиц, их заменяющих, злостно не выполняющих обязанности по воспитанию детей, и проведение с ними профилактической работы;
- информирование местных органов власти, общественных организаций, администрации по месту учебы или работы детей и молодежи о правонарушениях, причинах и условиях их совершения, а также о фактах вовлечения несовершеннолетних в преступную или иную антиобщественную деятельность для принятия предусмотренных законом мер.
Учреждения социальной защиты населения (территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и другие учреждения социального обслуживания) выполняют следующие задачи:
- выявление детей «группы риска», склонных к употреблению или употребляющих те или иные психоактивные вещества;
- сбор необходимой информации о каждом ребенке, входящем в категорию детей социального риска;
- разработка индивидуальных программ по профилактике и социальной реабилитации детей «группы риска»;
- отслеживание и контроль всего процесса ресоциализации каждого ребенка индивидуально.
Функции учреждений социальной защиты населения:
-выявление детей и
молодежи, находящихся в социально
опасном положении, а также
семей, в которых дети
- предоставление социальных услуг представителям детско-молодежной среды, находящимся в социально опасном положении или в иной трудной жизненной ситуации;
- участие в индивидуальной профилактической работе с детьми и молодежью (в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания), а также оказание содействия в организации оздоровления и отдыха детей группы социального риска.
Учреждения здравоохранения выполняют следующие функции:
- выявление, учет, обследование и лечение детей и молодежи, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества (при наличии показаний медицинского характера);
- медицинское обследование детей и молодежи, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и подготовка рекомендаций по их устройству с учетом состояния здоровья;
- содействие органам опеки и попечительства в устройстве детей и молодежи;
- оказание специализированной диагностической и лечебно-воспитательной помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в поведении.
Можно выделить три основные службы здравоохранения, участвующие в профилактическом процессе:
- служба охраны материнства и младенчества (предназначена для всех родителей, в том числе и тех, которые ждут ребенка);
- структурные подразделения по оказанию помощи больным и трудным детям (страдающим физическими, психическими и поведенческими расстройствами, которые не могут приспособиться к нормальной семейной, школьной, профессиональной или социальной жизни);
-служба здравоохранения
школьников (основная служба защиты
здоровья детей, работающая на
базе образовательных
Органы администрации выполняют следующие функции:
- оказание материальной, воспитательной и психологической помощи (поддержки) детям и молодежи;
- контроль за обеспечением надлежащих условий в материальном и морально- нравственном плане в учреждениях временного содержания и детских домах;
- общая координация деятельности различных учреждений и контроль за организацией профилактики употребления психоактивных веществ детьми и молодежью.
Учреждения образования.
Для эффективной деятельности общеобразовательной школы по организации профилактической работы необходим комплексный подход к решению проблемы различными специалистами. На уровне школы - это взаимодействие классного руководителя, социального педагога, психолога и врача.
Профилактическое направление работы должно быть приоритетным в работе с детьми и молодежью, которая может осуществляться в следующих формах:
- работа с семьей;
- групповая работа с ребенком;
- индивидуальная работа с ребенком.
В целях приоритетного определения профилактического направления работы с детьми и молодежью необходимо осуществлять прогнозирование отклоняющегося от норм поведения учащегося, которое предполагает определение потенциальных возможностей развития возможного или имеющего место девиантного поведения, как у группы детей, так и у конкретного ребенка на основе изучения природы этого поведения, его закономерностей, прошлого и настоящего состояния.
Осуществляя прогнозирование девиантного поведения школьников, необходимо собрать исчерпывающую информацию: во-первых, об особенностях проявления различных видов девиаций у детей; во-вторых, об объективных и субъективных факторах, которые, с одной стороны, провоцируют девиантные отклонения в поведении учащихся, с другой - уменьшают и нейтрализуют эти проявления. Прогнозирование может быть следующих видов: прогнозирование отклоняющегося поведения учащихся в целом или общее прогнозирование, прогнозирование индивидуальное, в отношении конкретного ученика, прогнозирование групповое, - когда мы имеем дело с групповыми девиациями. Можно также осуществлять прогнозирование отдельных видов девиаций.
Осуществляя прогнозирование общее, групповое или индивидуальное, необходимо провести подробный анализ факторов, позволяющих прогнозировать те или иные отклонения в поведении ребенка или группы людей. Как отмечают большинство исследователей девиантного поведения, большую роль в провоцировании девиантности играют Факторы биопсихогенного характера: эмоциональные «всплески», неустойчивость взглядов, настроения, неспособность к объективным оценкам себя, своего поведения и окружающей действительности, ситуативность мышления. Наличие подобных черт в структуре личности школьника указывает на возможность деформированного развития личности и проявления девиантности в поведении при неблагоприятных внешних и внутренних условиях. Эффективность работы в школе по изучению данной группы факторов будет зависеть от взаимодействия и сотрудничества педагога и психолога. Наличие психических патологий у ребенка выявляют медицинские работники. К прогностическим факторам относят условия семейного воспитания. Семья играет огромную роль в Формировании у ребенка механизмов социальной адаптации. Не существует такого типа воспитания в семье, который однозначно бы вызывал отклонения в поведении ребенка, но семьи детей группы риска имеют некоторые особенности. Родители в этих семьях обычно плохо знают своего ребенка, недостаточно хорошо понимают его чувства и состояния, уделяют детям мало времени и внимания, не умеют управлять поведением ребенка, практически не знают или мало знают его друзей и то, чем он занимается в свободное время. Неблагоприятная семейная обстановка способствует нарушению процесса социализации школьника и приводит к накоплению в нем девиантного потенциала. В изучении семьи ребенка и организации работы с ней
также важен комплексный подход. Только при участии различных специалистов;
учителей, в первую очередь классного руководителя, социального педагога, психолога, школьного врача — можно достаточно полно изучить условия семейного воспитания ребенка и организовать работу с родителями.
Среди факторов, позволяющих прогнозировать девиантное поведение учеников, важное место занимает положение ребенка в группе. Изучая его положение в группе, необходимо провести анализ всех групп, в которые входит школьник: это и учебный коллектив, и группы по интересам, и группы межличностного общения и т. д. Утрата ребенком комфортного положения в школьном коллективе приводит к тому, что он ищет ту группу, где эта комфортность будет присутствовать. Таким образом, с большей долей вероятности можно прогнозировать, что нарушение отношений ребенка в учебной группе вызывает угрозу отклоняющегося поведения со стороны учащегося.
Приоритет в изучении положения
ребенка в учебной группе принадлежит
педагогам, которые, взаимодействуя с
психологами и социальными
Следующий Фактор, который неЪбходимо учесть при прогнозировании. - это влияние референтной группы на школьника. Является ли он лидером в этой группе, полностью принимает ее ценности и ориентиры или способен отстоять свои взгляды на вещи и события?
На эти вопросы необходимо ответить специалистам, изучающим влияние референтной группы на ребенка.
Все вышеназванные факторы находятся в тесной взаимосвязи. Для конкретного ребенка или группы детей тот или иной фактор может являться доминирующим.
Трудно говорить о конкретном
виде отклонений в поведении молодежи,
обычно - это целый «букет» различных
нарушений социально-
В рамках образовательных учреждений должны реализовываться следующие направления работы:
- психолого-педагогическое изучение детей группы социального риска на протяжении всего периода их обучения в школе, выявление нервно-психических и психосоматических нарушений;
- консультации специалистов для детей группы социального риска и их родителей, проводимые на основании данных социально-психологической, психолого-педагогической и медицинской диагностики;
- просветительская деятельность по вопросам обучения и воспитания детей социального риска направленная на повышение уровня, компетентности взаимодействующих с ребенком взрослых;
- профилактическая работа с различными категориями детей социального риска на основе комплексного взаимодействия различных специалистов и т.д.
По нашему мнению вышеизложенная комплексная модель организации
профилактической работы различных учреждений и специалистов в профилактическом процессе
булед способствовать эффективности решения проблемы организации профилактики употребления детьми и молодежью психоактивных веществ. Ковальчук
Методика разработки проф работы
В содержании профилактики девиантного поведения детей находят отражение две основные тенденции. Первая из них заключается в том, что в зависимости от тех или иных факторов в различные временные периоды наблюдается рост тех или иных видов девиантного поведения молодых людей. На сегодняшний день, например, на первое место выступают отклонения, вызванные употреблением школьниками наркотиков и других психоактивных веществ (в том числе алкоголя), проституцией.
Вторая тенденция связана с тем, что у конкретного ребенка девиация только одного вида практически не наблюдается. К примеру, употребление алкоголя может сопровождаться другими видами девиаций (это и хулиганские действия, курение, пропуски учебных занятий, различные формы агрессивного поведения и т. д.).
Выделенные тенденции позволяют говорить о том, что должен быть единый, как мы называем в своем исследовании, общий профилактический процесс, в ходе которого наряду с общими задачами необходимо решать задачи специфические, возникающие по мере появления тех или иных проблем в молодежной среде.
Профилактический процесс предполагает наличие профилактической программы, в которой находят отражение задачи общепрофилактической работы:
■ формирование собственной позиции; дети должны чувствовать, что действительно могут сделать правильный для себя выбор, что им доверяют, но ни в коем случае не по принципу «здесь, теперь и сразу»;
■ создание ситуаций, способствующих овладению определенными поведенческими навыками, облегчающими следование здоровому образу жизни;
• формирование рефлексивной позиции молодого человека на основе создания поля его самореализации как личности и индивидуальности, которая будет способствовать тому, что ребенок самостоятельно сможет найти свою социальную нишу, дать оценку своим действиям, поступкам, задуматься о тех последствиях, к которым они приведут, и над тем, как эти последствия смогут повлиять на его судьбу.
Соответственно этим задачам профилактическая работа включает в себя три компонента: образовательный, психологический, социальный.
1. Образовательный кошюнент.