Деятельность социального работника по профилактике дезадаптации подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 17:26, дипломная работа

Описание работы

Проблемы подростков всегда актуальны, но никогда не стояли так остро, как в настоящее время в условиях нестабильной социальной и политической ситуации, экономического кризиса, ослабления роли семьи, изменении морально-нравственных норм, резкого различия в материальных условиях жизни, продолжающейся поляризации слоев населения. С каждым годом, согласно данным статистики, увеличивается число материально необеспеченных семей, детей оставшихся без попечения родителей, педагогически запущенных детей, новорожденных с различными патологиями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА С ПОДРОСТКАМИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…6
Теоретические подходы к пониманию дезадаптации подростков………..6
Виды дезадаптации в подростковом возрасте………………….…………12
Особенности проявления дезадаптационных расстройств у подростков, воспитывающихся вне семьи…………………………………………...….19
Деятельность социального работника по профилактике дезадаптации подростков……………………………………………………..…………….27
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕЗАДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ……………………………………….………34
2.1. Комплексная диагностика особенностей дезадаптивного развития подростков………………………………………………………………………..34
2.2. Исследование социально-психологических особенностей подростков имеющих тенденцию к дезадаптивному поведению……………………….…38
2.3. Методические рекомендации социальному работнику по профилактике дезадаптации подростков………………………………………………...……...43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...52
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

ВКР. Подыбайло В.Ю..doc

— 421.00 Кб (Скачать файл)

Поэтому представление  о множественности вариантов  нормы не только станет широко распространенным, но также интернализируется агентами социализации, когда тоталитарное представление о едином образце нормы отойдет в прошлое, тогда можно будет говорить о ликвидации достаточно существенной предпосылки детской и подростковой дезадаптации. Разумеется, если внутренняя структура личности ребенка деформирована неправильными ожиданиями и действиями взрослых, если ребенка вынудили стать дезадаптантом, тогда для нормализации его структурных и поведенческих элементов необходимы специальные профессиональные усилия.

  Еще одной из причин дезадаптации детей и подростков может служить объективно ограниченный объем умственных задатков и интеллектуальных предпосылок ребенка. В достаточно жестком российском социуме, где даже обладающие полноценным интеллектом и сильными волевыми качествами индивиды с трудом завоевывают себе место в жизни, современный гуманистический подход к личности, уважение к ней независимо от уровня интеллекта или особенностей характера пока не нашли себе применения.

Данные примеры  указывают на существование различных  типов социальной дезадаптации детей, которые, в частности, получили определение как патологическая и непатологическая ее формы. Непатологическая дезадаптация протекает в социально нормальных условиях, не является глубокой и длительной и поддается коррекции. Патологическая является реакцией на серьезное расстройство условий жизнедеятельности и корректируется значительно хуже.

Г.Н. Деменева выделяет дезадаптации, носящие 
устойчивый, хронический характер, и дезадаптации, имеющие 
временный характер. Временную дезадаптацию могут вызвать 
психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами. [11] Можно даже сделать вывод, что каждый взрослеющий ребенок переживает последовательное чередование периодов адаптации и дезадаптации.

Как показывают исследования, социологи и психологи достаточно активно обсуждают и изучают социально-психологическое содержание дезадаптации. В настоящее время все более активно разворачивается исследование причин социологического смысла социальной дезадаптации детей и подростков. Источник ее видится в социальной депривации, переживаемой детьми и подростками. Депривация - объективная характеристика и субъективное переживание обделенности, лишения чего-либо, причем переживаться она может не на основе действительного недостатка, а на основе относительной ущемленности, сравнения с другими.

 Таким образом, говоря о дезадаптации с точки зрения самих подростков, мы констатируем, что дети и подростки в силу каких-то неблагоприятных воздействий утратили способность осуществлять нормальные для возраста виды деятельности, устойчиво прибегают к асоциальным или даже антисоциальным   формам   поведения.   Таких   подростков   официально,   в научных текстах и нормативных документах, называют дезадаптированными, с ними проводят реабилитационную работу, чтобы восстановить их адаптивные свойства.

С другой стороны, причиной морально не одобряемого поведения и противоправных поступков подростков в значительной мере является такая деформация самого общества, при которой обычные детские и подростковые занятия становятся недоступны юным индивидам соответствующего общества. Трансформация собственного поведения, при обретении навыков асоциального и антисоциального поведения - бродяжничества, попрошайничества, проституции, воровства и т. д. необходимы им для выживания. Таким образом, мы можем говорить, что для многих дезадаптированных подростков их объективно асоциальное, неодобряемое или преступное поведение является как раз формой кризисной адаптации к условиям социума с деформированными социально - экономическими и морально-психологическими основами.

Продолжительная дезадаптация детей и подростков ведет за собой их неадекватную социализацию, которая выражается в конфликте с моральными, поведенческими и юридическими нормами общества.

1.2. Виды дезадаптации в подростковом возрасте

Доктор психологических  наук Беличева С.А. выделяет в зависимости  от природы и характера дезадаптации патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию подростков, которые могут быть представлены как отдельно, так и в сложном сочетании. [6]

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. В свою очередь, патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставания в умственном развитии, дефекты анализаторов, в основе которых - серьезные органические повреждения).

Среди форм патогенной дезадаптации отдельно выделяются проблемы олигофрении, социальной адаптации умственно  отсталых детей. При адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания они в состоянии усваивать  определенные социальные программы, получать несложные профессии, трудиться и в меру своих возможностей быть полезными членами общества. Однако умственная неполноценность этих детей, безусловно, затрудняет их социальную адаптацию и требует особых реабилитационных социально-педагогических условий.

Выделяют также так  называемую психогенную дезадаптацию (фобии, навязчивые дурные привычки и т.д.), которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией.

В решении этой проблемы важное значение отводится превентивным мерам, в качестве которых выступают меры медико-педагогического, оздоровительно-реабилитационного характера, которые должны осуществляться как в общеобразовательных учебно-воспитательных учреждениях, так и в специальных лечебно-воспитательных реабилитационных учреждениях.

Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями подростка, которые обусловливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных психолого-педагогических коррекционных программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также могут делиться на устойчивые и временные.

К устойчивым формам психосоциальной  дезадаптации можно отнести акцентуации  характера, определяющиеся как крайнее  проявление нормы, за которыми начинаются психопатические проявления. Акцентуации выражаются в заметном специфическом своеобразии характера ребенка, подростка (акцентуации по гипертимному, сензитивному, шизоидному, эпилептоидному и другим типам), требуют индивидуально-педагогического подхода в семье, школе, и в отдельных случаях могут быть также показаны психотерапевтические и психокоррекционные программы.

К устойчивым формам психосоциальной  дезадаптации, требующим специальных  психолого-педагогических коррекционных  программ можно отнести также  различные неблагоприятные и  индивидуально-психологические особенности эмоционально-волевой, мотивационно-познавательной сферы, включая такие дефекты, как снижение эмпатийности, индифферентность интересов, низкая познавательная активность, резкий контраст в сфере познавательной активности и мотивации вербального (логического) и невербального (образного)! интеллекта, дефекты волевой сферы (безволие, податливость чужому влиянию, импульсивность, расторможенность, неоправданное упрямство и т.д.).

К временным неустойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно прежде всего отнести психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития, подростка.

К временным формам психосоциальной  дезадаптации относятся также различные  проявления неравномерного психического развития, которые могут выражаться в парциальной задержке либо опережении развития отдельных познавательных процессов, опережающего либо отстающего психосексуального развития и т.д. Такого рода проявления также требуют тонкой диагностики и специальных развивающих и коррекционных программ.

Временную психосоциальную  дезадаптацию могут вызвать отдельные  психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами (конфликт с родителями, товарищами, учителями, неконтролируемое эмоциональное  состояние, вызванное первой юношеской влюбленностью, переживание супружеских разладов в родительских отношениях и т.д.). Все эти состояния требуют тактичного, понимающего отношения педагогов и психологической поддержки со стороны практических психологов.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

По сути дела, при социальной дезадаптации речь идет о нарушении  процесса социального развития, социализации индивида, когда имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации. При этом нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми десоциализирующими влияниями, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального, антиобщественного поведения, взглядов, установок, так и косвенными десоциализирующими влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации, которыми для учащегося, в частности, являются семья, школа.

Выделяют две стадии социальной дезадаптации.

Стадия школьной социальной дезадаптации представлена педагогически  запущенными учащимися. Как на уровне содержательной, так и функциональной сторон социализации, основные деформации связаны со школьным учебно-воспитательным процессом, отношением к учебной деятельности, учителям, нормам школьной жизни и школьного распорядка. Педагогическая запущенность характеризуется хроническим отставанием по ряду предметов школьной программы, сопротивлением педагогическим воздействиям, дерзостью с учителями, негативным отношением к учебе, социальной дезадаптацией и различными асоциальными проявлениями (сквернословие, курение, хулиганские поступки, пропуски уроков, конфликтные отношения с учителями, одноклассниками).

Вместе с тем, несмотря на отставание в учебе, значительная часть педагогически запущенных учащихся отличается трудолюбием, имеет  достаточно четкие профессиональные намерения, владеет различными трудовыми навыками, стремится к получению рабочей профессии, к экономической самостоятельности, что может послужить опорой в их перевоспитании. Преодоление трудновоспитуемости педагогически запушенных учащихся предполагает налаживание с ними педагогами и воспитателями доверительных отношений, контроль и помощь в учебной деятельности; авансирование доверием в школе со стороны учителей и одноклассников; организацию досуга, расширение сферы интересов; опору на лучшие качества характера; формирование профессиональных планов и жизненных устремлений; привитие навыков самоанализа" самовоспитания; помощь в оздоровлении условий семейного воспитания.

Социально запущенные учащиеся не только плохо учатся, имеют хроническое  отставание по предметам учебной  программы и оказывают сопротивление  педагогическим воздействиям, но, в отличие от педагогически запущенных, профессионально не ориентированы, у них не сформированы полезные навыки и умения, сужена сфера интересов.

Они характеризуются  глубоким отчуждением от семьи и  школы, их формирование и социальное развитие идет в основном пол влиянием асоциальных, криминогенных подростковых групп, усвоение групповых норм и ценностей которых приводит к деформации сознания, ценностных ориентаций и социальных установок несовершеннолетних. Для социально запущенных подростков характерны различные серьезные социальные отклонения (бродяжничество, наркомания, пьянство, алкоголизм, правонарушения, аморальное поведение и т.д.).

В отношениях такого рода трудновоспитуемых подростков необходимы специальные меры социальной поддержки  и ресоциализации, которые должны осуществляться специальными превентивными службами и ресоциализирующими центрами. В случае, когда специальные воспитательно-профилактические воздействия оказываются недостаточными, подростков с высокой степенью социальной запущенности, регулярно совершающих правонарушения и другие грубые социальные отклонения, для перевоспитания помещают в специальные закрытые учебно-воспитательные учреждения.

Учитывая вышеизложенное, были выделены следующие  признаки, позволившие выявить диагностически значимые показатели уровня социального развития подростков:

1. Наличие положительно  ориентированных жизненных планов  и профессиональных намерений.

2. Степень сознательности  и дисциплинированности по отношению  к учебной деятельности.

3. Уровень развития  полезных знаний, навыков, умений (спортивных, трудовых, технических, творческих и т.д.). Разнообразие и глубина полезных интересов.

4. Адекватное отношение  к педагогическим воздействиям, оказываемым взрослыми.

5. Коллективистские проявления, способность считаться с коллективными интересами, уважать нормы коллективной жизни.

6. Способность критически, в соответствии с нормами морали  и права оценивать поступки  окружающих, друзей, сверстников, одноклассников.

7. Самокритичность, наличие  навыков самоанализа.

8. Внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпатия.

9. Волевые качества. Невосприимчивость  к дурному влиянию. Способность  самостоятельно принимать решения  и преодолевать трудности при  их выполнении.

10. Внешняя культура  поведения (подтянутый внешний вид, аккуратность, культура речи, вежливость).

11. Преодоление и отказ  от дурных привычек и форм  асоциального поведения (употребление  алкоголя, курение, употребление  нецензурных выражений).

Информация о работе Деятельность социального работника по профилактике дезадаптации подростков