Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 17:26, дипломная работа
Проблемы подростков всегда актуальны, но никогда не стояли так остро, как в настоящее время в условиях нестабильной социальной и политической ситуации, экономического кризиса, ослабления роли семьи, изменении морально-нравственных норм, резкого различия в материальных условиях жизни, продолжающейся поляризации слоев населения. С каждым годом, согласно данным статистики, увеличивается число материально необеспеченных семей, детей оставшихся без попечения родителей, педагогически запущенных детей, новорожденных с различными патологиями.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА С ПОДРОСТКАМИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…6
Теоретические подходы к пониманию дезадаптации подростков………..6
Виды дезадаптации в подростковом возрасте………………….…………12
Особенности проявления дезадаптационных расстройств у подростков, воспитывающихся вне семьи…………………………………………...….19
Деятельность социального работника по профилактике дезадаптации подростков……………………………………………………..…………….27
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕЗАДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ……………………………………….………34
2.1. Комплексная диагностика особенностей дезадаптивного развития подростков………………………………………………………………………..34
2.2. Исследование социально-психологических особенностей подростков имеющих тенденцию к дезадаптивному поведению……………………….…38
2.3. Методические рекомендации социальному работнику по профилактике дезадаптации подростков………………………………………………...……...43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...52
ПРИЛОЖЕНИЕ
Поэтому представление о множественности вариантов нормы не только станет широко распространенным, но также интернализируется агентами социализации, когда тоталитарное представление о едином образце нормы отойдет в прошлое, тогда можно будет говорить о ликвидации достаточно существенной предпосылки детской и подростковой дезадаптации. Разумеется, если внутренняя структура личности ребенка деформирована неправильными ожиданиями и действиями взрослых, если ребенка вынудили стать дезадаптантом, тогда для нормализации его структурных и поведенческих элементов необходимы специальные профессиональные усилия.
Еще одной из причин дезадаптации детей и подростков может служить объективно ограниченный объем умственных задатков и интеллектуальных предпосылок ребенка. В достаточно жестком российском социуме, где даже обладающие полноценным интеллектом и сильными волевыми качествами индивиды с трудом завоевывают себе место в жизни, современный гуманистический подход к личности, уважение к ней независимо от уровня интеллекта или особенностей характера пока не нашли себе применения.
Данные примеры указывают на существование различных типов социальной дезадаптации детей, которые, в частности, получили определение как патологическая и непатологическая ее формы. Непатологическая дезадаптация протекает в социально нормальных условиях, не является глубокой и длительной и поддается коррекции. Патологическая является реакцией на серьезное расстройство условий жизнедеятельности и корректируется значительно хуже.
Г.Н. Деменева выделяет дезадаптации, носящие
устойчивый, хронический
характер, и дезадаптации, имеющие
временный характер. Временную дезадаптацию
могут вызвать
психические состояния, спровоц
Как показывают исследования, социологи и психологи достаточно активно обсуждают и изучают социально-психологическое содержание дезадаптации. В настоящее время все более активно разворачивается исследование причин социологического смысла социальной дезадаптации детей и подростков. Источник ее видится в социальной депривации, переживаемой детьми и подростками. Депривация - объективная характеристика и субъективное переживание обделенности, лишения чего-либо, причем переживаться она может не на основе действительного недостатка, а на основе относительной ущемленности, сравнения с другими.
Таким образом, говоря о дезадаптации с точки зрения самих подростков, мы констатируем, что дети и подростки в силу каких-то неблагоприятных воздействий утратили способность осуществлять нормальные для возраста виды деятельности, устойчиво прибегают к асоциальным или даже антисоциальным формам поведения. Таких подростков официально, в научных текстах и нормативных документах, называют дезадаптированными, с ними проводят реабилитационную работу, чтобы восстановить их адаптивные свойства.
С другой стороны, причиной морально не одобряемого поведения и противоправных поступков подростков в значительной мере является такая деформация самого общества, при которой обычные детские и подростковые занятия становятся недоступны юным индивидам соответствующего общества. Трансформация собственного поведения, при обретении навыков асоциального и антисоциального поведения - бродяжничества, попрошайничества, проституции, воровства и т. д. необходимы им для выживания. Таким образом, мы можем говорить, что для многих дезадаптированных подростков их объективно асоциальное, неодобряемое или преступное поведение является как раз формой кризисной адаптации к условиям социума с деформированными социально - экономическими и морально-психологическими основами.
Продолжительная дезадаптация детей и подростков ведет за собой их неадекватную социализацию, которая выражается в конфликте с моральными, поведенческими и юридическими нормами общества.
1.2. Виды дезадаптации в подростковом возрасте
Доктор психологических
наук Беличева С.А. выделяет в зависимости
от природы и характера
Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. В свою очередь, патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставания в умственном развитии, дефекты анализаторов, в основе которых - серьезные органические повреждения).
Среди форм патогенной дезадаптации отдельно выделяются проблемы олигофрении, социальной адаптации умственно отсталых детей. При адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания они в состоянии усваивать определенные социальные программы, получать несложные профессии, трудиться и в меру своих возможностей быть полезными членами общества. Однако умственная неполноценность этих детей, безусловно, затрудняет их социальную адаптацию и требует особых реабилитационных социально-педагогических условий.
Выделяют также так называемую психогенную дезадаптацию (фобии, навязчивые дурные привычки и т.д.), которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией.
В решении этой проблемы
важное значение отводится превентивным мерам, в качестве которых
выступают меры медико-педагогического,
оздоровительно-
Психосоциальная дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями подростка, которые обусловливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных психолого-педагогических коррекционных программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также могут делиться на устойчивые и временные.
К устойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно отнести акцентуации характера, определяющиеся как крайнее проявление нормы, за которыми начинаются психопатические проявления. Акцентуации выражаются в заметном специфическом своеобразии характера ребенка, подростка (акцентуации по гипертимному, сензитивному, шизоидному, эпилептоидному и другим типам), требуют индивидуально-педагогического подхода в семье, школе, и в отдельных случаях могут быть также показаны психотерапевтические и психокоррекционные программы.
К устойчивым формам психосоциальной дезадаптации, требующим специальных психолого-педагогических коррекционных программ можно отнести также различные неблагоприятные и индивидуально-психологические особенности эмоционально-волевой, мотивационно-познавательной сферы, включая такие дефекты, как снижение эмпатийности, индифферентность интересов, низкая познавательная активность, резкий контраст в сфере познавательной активности и мотивации вербального (логического) и невербального (образного)! интеллекта, дефекты волевой сферы (безволие, податливость чужому влиянию, импульсивность, расторможенность, неоправданное упрямство и т.д.).
К временным неустойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно прежде всего отнести психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития, подростка.
К временным формам психосоциальной дезадаптации относятся также различные проявления неравномерного психического развития, которые могут выражаться в парциальной задержке либо опережении развития отдельных познавательных процессов, опережающего либо отстающего психосексуального развития и т.д. Такого рода проявления также требуют тонкой диагностики и специальных развивающих и коррекционных программ.
Временную психосоциальную дезадаптацию могут вызвать отдельные психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами (конфликт с родителями, товарищами, учителями, неконтролируемое эмоциональное состояние, вызванное первой юношеской влюбленностью, переживание супружеских разладов в родительских отношениях и т.д.). Все эти состояния требуют тактичного, понимающего отношения педагогов и психологической поддержки со стороны практических психологов.
Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.
По сути дела, при социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида, когда имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации. При этом нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми десоциализирующими влияниями, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального, антиобщественного поведения, взглядов, установок, так и косвенными десоциализирующими влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации, которыми для учащегося, в частности, являются семья, школа.
Выделяют две стадии социальной дезадаптации.
Стадия школьной социальной дезадаптации представлена педагогически запущенными учащимися. Как на уровне содержательной, так и функциональной сторон социализации, основные деформации связаны со школьным учебно-воспитательным процессом, отношением к учебной деятельности, учителям, нормам школьной жизни и школьного распорядка. Педагогическая запущенность характеризуется хроническим отставанием по ряду предметов школьной программы, сопротивлением педагогическим воздействиям, дерзостью с учителями, негативным отношением к учебе, социальной дезадаптацией и различными асоциальными проявлениями (сквернословие, курение, хулиганские поступки, пропуски уроков, конфликтные отношения с учителями, одноклассниками).
Вместе с тем, несмотря на отставание в учебе, значительная часть педагогически запущенных учащихся отличается трудолюбием, имеет достаточно четкие профессиональные намерения, владеет различными трудовыми навыками, стремится к получению рабочей профессии, к экономической самостоятельности, что может послужить опорой в их перевоспитании. Преодоление трудновоспитуемости педагогически запушенных учащихся предполагает налаживание с ними педагогами и воспитателями доверительных отношений, контроль и помощь в учебной деятельности; авансирование доверием в школе со стороны учителей и одноклассников; организацию досуга, расширение сферы интересов; опору на лучшие качества характера; формирование профессиональных планов и жизненных устремлений; привитие навыков самоанализа" самовоспитания; помощь в оздоровлении условий семейного воспитания.
Социально запущенные учащиеся
не только плохо учатся, имеют хроническое
отставание по предметам учебной
программы и оказывают
Они характеризуются глубоким отчуждением от семьи и школы, их формирование и социальное развитие идет в основном пол влиянием асоциальных, криминогенных подростковых групп, усвоение групповых норм и ценностей которых приводит к деформации сознания, ценностных ориентаций и социальных установок несовершеннолетних. Для социально запущенных подростков характерны различные серьезные социальные отклонения (бродяжничество, наркомания, пьянство, алкоголизм, правонарушения, аморальное поведение и т.д.).
В отношениях такого рода трудновоспитуемых подростков необходимы специальные меры социальной поддержки и ресоциализации, которые должны осуществляться специальными превентивными службами и ресоциализирующими центрами. В случае, когда специальные воспитательно-профилактические воздействия оказываются недостаточными, подростков с высокой степенью социальной запущенности, регулярно совершающих правонарушения и другие грубые социальные отклонения, для перевоспитания помещают в специальные закрытые учебно-воспитательные учреждения.
Учитывая вышеизложенное, были выделены следующие признаки, позволившие выявить диагностически значимые показатели уровня социального развития подростков:
1. Наличие положительно
ориентированных жизненных
2. Степень сознательности
и дисциплинированности по
3. Уровень развития полезных знаний, навыков, умений (спортивных, трудовых, технических, творческих и т.д.). Разнообразие и глубина полезных интересов.
4. Адекватное отношение к педагогическим воздействиям, оказываемым взрослыми.
5. Коллективистские проявления, способность считаться с коллективными интересами, уважать нормы коллективной жизни.
6. Способность критически,
в соответствии с нормами
7. Самокритичность, наличие навыков самоанализа.
8. Внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпатия.
9. Волевые качества. Невосприимчивость
к дурному влиянию.
10. Внешняя культура поведения (подтянутый внешний вид, аккуратность, культура речи, вежливость).
11. Преодоление и отказ
от дурных привычек и форм
асоциального поведения (
Информация о работе Деятельность социального работника по профилактике дезадаптации подростков