Деятельность социального работника по профилактике дезадаптации подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 17:26, дипломная работа

Описание работы

Проблемы подростков всегда актуальны, но никогда не стояли так остро, как в настоящее время в условиях нестабильной социальной и политической ситуации, экономического кризиса, ослабления роли семьи, изменении морально-нравственных норм, резкого различия в материальных условиях жизни, продолжающейся поляризации слоев населения. С каждым годом, согласно данным статистики, увеличивается число материально необеспеченных семей, детей оставшихся без попечения родителей, педагогически запущенных детей, новорожденных с различными патологиями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА С ПОДРОСТКАМИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…6
Теоретические подходы к пониманию дезадаптации подростков………..6
Виды дезадаптации в подростковом возрасте………………….…………12
Особенности проявления дезадаптационных расстройств у подростков, воспитывающихся вне семьи…………………………………………...….19
Деятельность социального работника по профилактике дезадаптации подростков……………………………………………………..…………….27
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕЗАДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ……………………………………….………34
2.1. Комплексная диагностика особенностей дезадаптивного развития подростков………………………………………………………………………..34
2.2. Исследование социально-психологических особенностей подростков имеющих тенденцию к дезадаптивному поведению……………………….…38
2.3. Методические рекомендации социальному работнику по профилактике дезадаптации подростков………………………………………………...……...43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...52
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

ВКР. Подыбайло В.Ю..doc

— 421.00 Кб (Скачать файл)

Далее ведущий предлагает заменить жестом следующее по порядку  слово- “мой”.Вместо слова “мой”  предлагается показать на себя.

Так последовательно  меняются на жесты все слова, причем слово “треугольный”-в два приема. Сначала вместо слога “тре” все выбрасывают по три пальца вперед, а потом вместо оставшейся части слова “угольный” каждый выпячивает локоть.

Игра “Маски-шоу” (1ч)

Ведущий: Шекспир сказал: “Весь мир- театр. В нем женщины, мужчины – все актеры…И каждый не одну играет роль.” Действительно, очень часто мы можем услышать в свой адрес или в адрес другого человека: “Он так изменился. Не похож сам на себя”. Случается, что человек редко или часто, по желанию или по принуждению надевает на себя маску, т.е. примеривает к себе определенный стиль отношений, характер, манеру общения и т.д. Попрошу вас ответить на два вопроса:

-Был ли в вашей  жизни опыт примеривания маски  к себе и каковы от этого  впечатления, чувства, эмоции?

-Оправдано ли надевание  человеком масок или лучше  и легче всегда оставаться самим собой?

В действительности мы часто  надеваем маски. Но очень важно надеть маску по размеру, не сливаться с  ней полностью, отделять себя от того характера, который примерил. Не стоит  надевать маску, в которой не сможешь  поднять голову. Хотя бы немного, но она должна соответствовать твоему внутреннему “Я”.Очень важно научится пользоваться маской.

Сегодня мы не только будем  примерять маски , но и распознавать их. Это тоже очень важно. Возьмите себе по одной маске, на обратной стороне  которой написано её название. Маску не раскрывайте. После того как я расскажу все правила игры, вам будет дано некоторое время, чтобы надеть маску и вести себя в соответствии с ней. Продумайте свои движения, позы, мимику, речь, характер, манеру общения и т.д. имена остаются те, которые вы выбрали на наши занятия.

Задание для всех

Ведущий: Каждому участнику нужно определить маску другого. По ходу действия можно создать тестовые ситуации для определения – кто есть кто. Предположим, все мы участники конференции “Искусство перевоплощения”. Конференция будет проходить в городе Н. В этот город можно добраться только на автобусе. Первое что нам предстоит, - это ожидание автобуса. Все маски подходят к автобусу по очереди, знакомятся, выясняют, его ли это группа; ждут экскурсовода, которым буду я.

Рассаживание в  автобусе

Ведущий: Там есть удобные места и неудобные места у окна, сзади и т.д. ваше поведение должно соответствовать вашей маске. Помните об этом на протяжении всего действия. На месте прибытия нас ждет размещение в гостинице. Номера двух- и трехместные. Напоминаю что вам предоставляется возможность создавать тестовые ситуации, чтобы распознать маски. Пользуйтесь этим. Наконец пройдёт конференция. На которой будут “расколдованы” маски. Вы можете высказываться по каждой маске. Если название маски совпадает с предложенными вариантами, то будем считать, что маска расколдована. Если нет, то попросим снять маску и назвать себя. Затем каждый из вас вернувшись в себя, может поделиться своими чувствами, пояснить, насколько маска соответствовала его внутреннему “Я”.

Подумайте, можно ли применить  эту роль для общения в жизни, насколько она эффективна?

Действия экскурсовода

1. Перекличка в автобусе.

2.Остановки: по просьбе,  у ларька, туалета. Отдых на  воздухе.

3. Размещение в гостинице:

  • двух-, трехместные;
  • на одного человека нет места, и его нужно подселить в трехместный номер четвертым;
  • путаница с багажом: двое перепутали одинаковые сумки.

 

Маски, предлагаемые для  игры

Золушка

“Новый русский”

“Наивняк”

Подлиза

правдоискатель

душечка

Спасатель

Обиженный судьбой 

“Мечтатель”

“Лох”

толстокожий

Рубаха-парень

интеллигент

Диктатор 

Угрюмый парень

Танк 

Компьютер

Фея (добрый волшебник)


Рефлексия и окончание  занятия.

Ведущий: Прошу поделиться своими впечатлениями об игре. Общее обсуждение с использованием следующих вопросов:

-Что ты чувствовал, когда надел маску?

-Что тебе больше  понравилось в твоей маске,  а что не понравилось? Почему?

-Что ты чувствовал, когда видел другого в маске?  Почему?

-О чём тебе было  трудно говорить и что делать?

ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ

Задачи:

  • развитие межличностного доверия;
  • развитие навыков невербального выражения и восприятия;
  • развитие умения быть “другим”;
  • развитие умения раскрываться;

 

Игра “Унисон” (5мин)

Участники играют в парах. Задача заключается в том, чтобы научиться одновременно выбрасывать одинаковое количество пальцев без предварительного согласования. Парой, достигшей наивысшего взаимопонимания, считается та, которая при демонстрации показала наибольшее число совпадений подряд.

Остальные участники при этом играют роль экспертов, стремящихся определить, нет ли у выступающей пары каких-либо скрытых средств общения, помогающих достичь согласия.

Игра “Комплимент” (10 мин)

Упражнение выполняется  в кругу. Один из участников берет  мячик и бросает его тому, кому хочет. Тот, кто ловит мячик, должен его вернуть обладателю с приятными словами о нем. Каждый участник может кидать мячик стольким людям, скольким захочет. После того как он остановиться, мячик передают следующему сидящему в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока мячик не обойдет весь круг.

Игра “Общий язык” (25 мин)

Группа разбивается  на тройки. Игроки каждой тройки должны договориться между собой, например, о том, где, когда и зачем они  должны встретиться. Но средства общения  у них ограничены: один сидит с завязанными глазами и неподвижен, другой онемел и также неподвижен, третий может двигаться, но лишен права разговаривать и у него завязаны глаза.

Итак, находясь в ситуации ограниченных возможностей общения, каждая тройка должна договориться о встрече за минимальное время. Обсуждение задания строиться вокруг вопроса о том, что способствует, а что препятствует успешному нахождению общего языка.

Можно обсудить вопрос о  том, когда и при каких обстоятельствах  возникает впечатление, что говорят  они как слепой с немым.

Игра “Подарки” (1 ч)

Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, при условии что возможности  дарящего ничем не ограничены. Для  этого игроки запасаются маленькими листочками бумаги в количестве, на единицу меньше числа участников. Затем ведущий объявляет, что начат сбор подарков для игрока Л. Каждый на одном из листков своего набора пишет название, наименование, обозначение, характеристику и количество тех вещей, предметов, объектов и явлений, которые он хочет подарить именно этому игроку. Листки никто не подписывает. Ведущий собирает листки для Л., но не передает адресату до тех пор, пока не будут готовы такие же для всех участников. Затем он раздает “подарочные наборы”. Некоторое время участники игры изучают содержание записок.

Обсуждение итогов выливается в свободный обмен впечатлениями. При этом ведущий интересуется, есть ли у кого-нибудь несколько одинаковых подарков и есть ли у кого-нибудь подарки, оказавшиеся неприятным сюрпризом  или, наоборот, приятно удивившие.

Участники сами делают выводы, высказывают догадки и соображения, связанные с характером подаренного  друг другу. Ведущий лишь резюмирует выводы.

Набор листочков с  написанными на них подарками  является формой выражения отношения  игроков друг другу, сообщения о том, чего, по мнению остальных, не хватает в жизни их товарищей.

Рефлексия и окончание  занятия.

Обсуждение результатов:

-Что нового вы узнали  о себе?

-Как это повлияет  или уже повлияло на вашу  дальнейшую жизнь?

-Что из увиденного  и услышанного вы не хотите применять в своей жизни?

-Что вы хотите и  будете делать?

 


Информация о работе Деятельность социального работника по профилактике дезадаптации подростков