Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 17:26, дипломная работа
Проблемы подростков всегда актуальны, но никогда не стояли так остро, как в настоящее время в условиях нестабильной социальной и политической ситуации, экономического кризиса, ослабления роли семьи, изменении морально-нравственных норм, резкого различия в материальных условиях жизни, продолжающейся поляризации слоев населения. С каждым годом, согласно данным статистики, увеличивается число материально необеспеченных семей, детей оставшихся без попечения родителей, педагогически запущенных детей, новорожденных с различными патологиями.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА С ПОДРОСТКАМИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…6
Теоретические подходы к пониманию дезадаптации подростков………..6
Виды дезадаптации в подростковом возрасте………………….…………12
Особенности проявления дезадаптационных расстройств у подростков, воспитывающихся вне семьи…………………………………………...….19
Деятельность социального работника по профилактике дезадаптации подростков……………………………………………………..…………….27
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕЗАДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ……………………………………….………34
2.1. Комплексная диагностика особенностей дезадаптивного развития подростков………………………………………………………………………..34
2.2. Исследование социально-психологических особенностей подростков имеющих тенденцию к дезадаптивному поведению……………………….…38
2.3. Методические рекомендации социальному работнику по профилактике дезадаптации подростков………………………………………………...……...43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...52
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методы воздействия на волевую сферу предполагают:
Доминирующее влияние на формирование волевой сферы оказывают методы требования (прямые и косвенные) и упражнения.
Требование – совет. Это аппеляция к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий.
Требования всегда вызывают
какую-либо реакцию и в связи
с этим могут быть либо позитивными,
либо негативными. К негативным косвенным
требованиям относятся
В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, самоконтроль, рефлексию и др. Саморегуляция осуществляется в соответствии с известной формулой С.Л.Рубинштейна.
Методы воздействия на сферу саморегуляция направлены на формирование у подростка навыков психических и физических саморегуляция, развития навыков анализа жизненных ситуаций.
Соревнование – модификация метода воспитывающих ситуаций. Оно способствует формированию качеств конкурентоспособной личности, но на основе честной борьбы.
Таким образом, среди множества методов воспитательного воздействия на подростка с дезадаптивным поведением нельзя с уверенностью назвать лучшим, наиболее эффективным тот или иной. Чем глубже социальный работник понимает причины появления такого поведения, чем лучше знает специфику самих методов и условия их применения, тем правильнее он строит педагогическую стратегию коррекции и профилактики дезадаптивного поведения. На практике всегда стоит задача не просто использовать один из методов, а выбрать оптимальную в каждом конкретном случае их совокупность.
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕЗАДАПТИВНОО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
2.1. Комплексная
диагностика особенностей
В круг задач психологической диагностики - главной составляющей комплексного подхода к решению проблемы раннего выявления дезадаптационных состояний у подростков - входит уточнение специфики социально-психологической дезадаптации, определение структуры отклонений в психическом развитии, изучение индивидуальных особенностей личности подростков.
Адекватным средством для их решения является психологический скрининг. Главная цель скрининга (от английского screening - отбор, отвес, сортировка), как известно, заключается в том, чтобы быстрыми и экономичными средствами осуществлять отбор определенной выборки в соответствии с заданными критериями, в данном случае - подростков группы риска, нуждающихся в углубленной и дифференцированной оценке характера, степени и прогноза дальнейшего развития имеющихся отклонений.
Реализация указанной цели в связи с недостаточной разработанностью вопросов методического обеспечения скрининговых исследований предусматривает использование набора психодиагностических методик, хорошо зарекомендовавших себя в практике исследования личностных свойств учащихся подросткового возраста. Их применение позволяет с учетом различных критериев ранней диагностики нарушений нервно-психического здоровья выявлять наличие отклонений в значимых сферах личностного функционирования.
Значимость личностно ориентированного подхода к изучению индивидуальности в контексте решаемых задач определяется, в первую очередь, тем, что действие факторов (биологических, социальных), вызывающих нарушения адаптации, расстройства психосоциального развития независимо от их природы проявляется в виде индивидуально-типичных черт личности. Кроме того, знание особенностей личностного склада дезадаптированных подростков, полученное с помощью психодиагностического метода, составляет основу разработки и реализации индивидуализированных коррекционно-реабилитационных программ медико-психологических и психолого-педагогических воздействий.
Описание методик исследования.
1. Тест "Исследование тревожности" (опросник Спилбергера)
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий "веер" ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.
Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.
Шкала ситуативной тревожности (СТ).
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
2. Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку).
Инструкция. Предлагаем вам описание различных психических состоянии. Если это состояние очень подходит вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень (то есть, если это состояние бывает, но изредка), то ставится 1 балл, если совсем не подходит - 0 баллов.
3. Шкала цветового диапазона настроений предложенная А.Н. Лутошкиным.
Цель исследования: диагностика настроения как эмоционального состояния личности.
Материал и оборудование: шкала цветового диапазона настроений, набор из 8 цветов, предложенный А.Н.Лутошкиным, в который входят: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, черный и белый цвета. Комплект цветов составляют из цветной бумаги в виде квадратов размером 3х3 см.
Процедура исследования: исследование проводят по методике цветописи как с одним испытуемым, так и с группой до 16-20 человек. В случае группового инструктирования каждый участник должен быть обеспечен набором цветов, из которого нужно выбрать тот, что соответствует его настроению.
Для определения эмоционального состояния с помощью цвета испытуемым предъявляется шкала цветового диапазона настроений и объясняется принцип ее использования.
Шкала цветового диапазона настроений:
красный оранжевый желтый зеленый голубой фиолетовый черный белый |
– восторженное – радостное – приятное – спокойное, уравновешенное – грустное – тревожное – крайне неудовлетворенное – трудно сказать |
Инструкция испытуемому: "Посмотрите на шкалу цветового диапазона настроений. Ориентируясь на обозначения цветов этой шкалы, выберите из своего цветового набора тот цвет, который соответствует Вашему настроению сегодня".
Диагностика настроений может быть одноразовой, и тогда достаточно однодневного исследования. Но может быть поставлена задача исследовать динамику настроений в период некоторого отрезка времени, и тогда исследования повторяются каждый день в течение недели, месяца или более.
Таким образом,
своевременное выявление с
Согласно цели выпускной квалификационной работы было проведено исследование индивидуально-психологических особенностей подростков. В исследовании приняли участие подростки УСО ХМАО-Югры Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Аистёнок» в количестве 20 человек. Возраст испытуемых – 14 - 16 лет. Группа подростков обследовалась с учетом индивидуально-личностных особенностей, поэтому обследование проходило как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Время проведения исследования: с 28 марта по 30 апреля 2011года.
Для диагностики были использованы следующие методики:
1. Тест "Исследование тревожности" (опросник Ч. Д. Спилбергера).
2. Самооценка психических состояний по Г. Айзенку.
3. Шкала цветового
диапазона настроений
Результаты исследования приведены в таблице ( приложение №1).
Выявление уровня ситуативной и личностной тревожности.
Тревожность – это постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.
Личностная тревожность – это тревожность как свойство личности, как ее устойчивая характеристика. Ситуативная тревожность – тревожность, возникающая непосредственно перед эмоциогенной ситуацией или в течении нее.
С целью определения уровня тревожности личности была использована методика разработанная Ч.Д. Спилбергером и адаптирована Ю.Л.Ханиным.
Результаты исследования представлены в таблице №1.
Таблица №1.
Процентное соотношение данных по ситуативной и личностной тревожности
Оценка тревожности |
Уровень в % | ||
Высокий |
Средний |
Низкий | |
Личностная |
60 |
30 |
10 |
Ситуативная |
50 |
30 |
20 |
Из полученных данных (Таблица №1) видно, что у большинства испытуемых высокий уровень личностной тревожности (60%). Эти подростки склонны воспринимать угрозу в очень широком диапазоне ситуаций, каждая из которых будет обладать стрессовым воздействием на подростка и вызывать у него выраженную тревогу.
У 30% испытуемых выявлен средний уровень личностной тревожности, а у 10% - низкий. Это говорит о том, что такие подростки не воспринимают каждую жизненную ситуацию как угрожающую для себя, их не пугают возможные трудности.
У половины, из числа испытуемых (50%), выявлен высокий уровень ситуативной тревожности. Для таких подростков характерны субъективные переживания, при попадании в стрессовую ситуацию. Они могут испытывать эмоциональное напряжение, беспокойство, озабоченность.
У 30% подростков выявлен средний уровень ситуативной тревожности, а у 20% - низкий. Для этих подростков характерно спокойствие в стрессовых ситуациях, а так же чувство защищенности и внутреннего удовлетворения. Эти испытуемые дали положительные ответы на вопрос № 1 – я спокоен и на вопрос № 10 - Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения.
Таким образом, можно отметить, что у большинства испытуемых подростков наблюдается высокий уровень как личностной, так и ситуативной тревожности.
Информация о работе Деятельность социального работника по профилактике дезадаптации подростков