Деятельность социального работника по профилактике дезадаптации подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 17:26, дипломная работа

Описание работы

Проблемы подростков всегда актуальны, но никогда не стояли так остро, как в настоящее время в условиях нестабильной социальной и политической ситуации, экономического кризиса, ослабления роли семьи, изменении морально-нравственных норм, резкого различия в материальных условиях жизни, продолжающейся поляризации слоев населения. С каждым годом, согласно данным статистики, увеличивается число материально необеспеченных семей, детей оставшихся без попечения родителей, педагогически запущенных детей, новорожденных с различными патологиями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА С ПОДРОСТКАМИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…6
Теоретические подходы к пониманию дезадаптации подростков………..6
Виды дезадаптации в подростковом возрасте………………….…………12
Особенности проявления дезадаптационных расстройств у подростков, воспитывающихся вне семьи…………………………………………...….19
Деятельность социального работника по профилактике дезадаптации подростков……………………………………………………..…………….27
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕЗАДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ……………………………………….………34
2.1. Комплексная диагностика особенностей дезадаптивного развития подростков………………………………………………………………………..34
2.2. Исследование социально-психологических особенностей подростков имеющих тенденцию к дезадаптивному поведению……………………….…38
2.3. Методические рекомендации социальному работнику по профилактике дезадаптации подростков………………………………………………...……...43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...52
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

ВКР. Подыбайло В.Ю..doc

— 421.00 Кб (Скачать файл)

                Неврозоподобные нарушения резидуально- органического генеза.

Воспитатели домашних групп, родители часто обеспокоены  такими проявлениями у детей, как  тики, энурез (недержание мочи), заикание. В случае органического генеза их следует отнести к неврозоподобным нарушениям. Наряду с этими расстройствами у детей могут отмечаться повышенная отвлекаемость и истощаемость низкая работоспособность, так называемые патологические привычные действия: кусание ногтей, сосание пальцев и др. Эти нарушения нередко сочетаются с психопатоподобными проявлениями. Если у ребенка обнаружен, например, энурез, родители должны знать., что он квалифицируется как болезнь только у детей старше 4 лет, а ранее этого возраста он рассматривается как вариант нормы. Энурез может быть симптомом различных заболеваний (от урологических до эпилепсии), поэтому необходимо проведение дифференциальной диагностики.

Неврозоподобный энурез, преимущественно ночной, характеризуется  монотонностью, регулярностью, усиливается при соматических заболеваниях.

Следует подчеркнуть, что указанные выше нарушения  психического здоровья компенсируются при упорном лечении, особенно если оно сопровождается правильным воспитанием. К концу периода полового созревания органические тики, например, часто могут проходить и без лечения, но упорная терапия, безусловно, ускоряет этот процесс.

Среди различных психогенных  невротических нарушений, наблюдающихся  у детей (нарушения сна, аппетита, повышенная утомляемость, расстройство настроения, страхи, тики и др.), часто встречаются проявления истерических нарушений и депрессивных состояний, на которых следует остановиться особо.

 

Истерические  проявления.

Истеричность - приспособление слабых. Она может наблюдаться  у самых маленьких. Главными чертами  личностного фона выступают эгоцентризм, демонстративность, жажда внимания и потребность вызывать удивление и сочувствие. В характере этих детей обычно присутствуют также такие черты, как внушаемость, инфантильность, несамостоятельность. При склонности к истерическому типу реагирования ребенок обычно использует любую трещинку в отношениях между членами семьи, чтобы добиться своего. С криком: "Хочу"' -он может бросаться на пол, тротуар, колотить ногами, добиваясь своего, т.е. впадает в истерику. Его демонстративное поведение рассчитано на менее стойкого воспитателя. Но воспитателям следует помнить: ребенок никогда и ничего не должен добиваться истериками. У подростков, если они стремятся привлечь к себе внимание, в первую очередь сверстников, могут проявляться такие нарушения поведения, как нежелание учиться и работать, выпивки и т.д.. У них отмечается склонность к вызывающему поведению в общественных местах, ко лжи и фантазированию.

Депрессивные  состояния.

Депрессивные  состояния у детей дошкольного  возраста стерты, обычно они проявляются в соматовегетативных, двигательных расстройствах и различных нарушениях поведения (расстройства сна, аппетита, беспокойство, плаксивость, потливость и др.). Отмечаются депрессивные проявления в психомоторике: страдальческое выражение лица, старческая осанка (ходят, волоча ноги, опустив голову), тихий голос, наблюдаются суточные колебания настроения.

Таким образом, знание учета медико-психологических  особенностей психического онтогенеза является одним их важных аспектов адаптации подростков в социозащитном учреждении и преодоления дезадаптации в их жизни.

 

1.4. Деятельность социального работника по профилактике дезадаптации подростков

Для успешной интеграции подростков в социальную среду необходимо задействовать механизмы профилактики, реабилитации и коррекции.

Профилактика – предполагает запланированное предупреждение какого-то неблагоприятного события, устранение причин, способных вызвать те или иные нежелательные последствия.

Реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности.

Коррекция – это деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей педагогического, психологического, социального плана, который не соответствуют принятым в обществе стандартам.

  Дезадаптивное поведение подростка определяется как кризисное и, зачастую, представляет собой реакцию на проблемную, неразрешимую для него ситуацию. В работе с данной категорией подростков используются:

  • экстренная диагностика эмоционального состояния;
  • выявление причин данной проблемы;
  • обучение навыкам решения возникающих проблем, умениям управлять своими эмоциями;
  • работа над формированием позитивной «Я – концепции».

Особенностью деятельности социального работника с подростком является выбор наиболее оптимального метода воздействия.

Методы коррекционного воздействия социального работника  на подростка:

 В интеллектуальной сфере необходимо формировать у подростка с дезадаптивным поведением объем, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях: моральных идеалах, принципах, нормах поведения. В  смысловых образованиях содержатся нравственное значение общественных явлений и ориентиры поведения, которые выступают основаниями нравственных оценок. Благодаря им, корректируются и организуются поведение и деятельность.

В общих чертах, работы  социального работника, направленной на коррекцию поведения подростка можно сформулировать так:

- проведение социальной диагностики, которая определит типы нарушения поведения подростка;

- овладение и использование системы методов;

- создание атмосферы доверительности отношений социальный  работник  ребенок;

- подключение к процессу коррекции и реабилитации ребенка всех служб ;

-содержание воспитательной и профилактической работы, включая организационные мероприятия.

Методы воспитания – есть способ взаимодействия педагога и подростка, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанника. Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности подростков.

Рассматривая агрессивное  поведение как форму дезадаптивного поведения, и в силу высокой зависимости  психологических трудностей таких подростков от их ближайшего социального окружения и особенно семьи, оказание профессиональной помощи социальными педагогами таким детям приобретает ряд характерных черт:

- сочетание работы  с ребенком одновременно с  изучением его социального окружения  и проведение социально – психологической работы с ключевыми фигурами из значимого ближайшего окружения (если это возможно):  педагогами, друзьями и т.д;

-уменьшение времени,  посвящаемого интерпретации интрапсихологических  механизмов, и усиление моделирования  отношений и способов поведения как наиболее важного средства коррекционной помощи подростку с агрессивным поведением.

         Таким образом,  коррекции дезадаптивного поведения у подростков должна быть  направлена на то, чтобы поставить агрессивное поведение под социальный контроль, включающий в себя:

  1. Замещение, вытеснение наиболее опасных форм агрессивного поведения общественно – полезными или нейтральными (самообслуживание, уборка в комнатах, дежурство по столовой, работа на ферме  и т.п.);
  2. Направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое либо нейтральное русло (участие в общественной жизни,  спортивные соревнования, конкурсы, субботники, педагогический театр).

Профилактическая работа и социальная помощь.

Социально –  психологический аспект деятельности социального работника по коррекции дезадаптивного поведения подростков включает в себя три основных направления:

  • Диагностические методы, которые определяют тип нарушения поведения подростка;
  • Организационные мероприятия и рекомендации по построению работы с дезадаптированными подростками;
  • Содержание воспитательной работы с такими подростками, включая воздействие на окружающую их среду.

    Коррекционная  работа и работа по профилактике  отклоняющегося поведения с подростками  имеет свои особенности . На  начальных этапах не показаны групповые формы, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала  необходимо начинать работу с диагностики. Потом следует психокоррекционная работа, как индивидуальная, так и групповая. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести».

     Особое  место в коррекционной работе  следует уделять формированию  круга интересов подростка на  основе особенностей его характера  и способностей. Необходимо как  можно больше сократить свободное время за счет привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразованием, занятие музыкой, спортом и т.д. При непродуктивной деятельности в период свободного времени неизбежен скорый возврат подростка в асоциальную компанию.

       Развитие  подростка осуществляется в деятельности. Подросток стремится к утверждению  себя, своей позиции как взрослого  среди взрослых. В связи с этим  необходимо обеспечить включение  подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов  взрослых, но в то же время создают возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. Психологический смысл этой действительности для подростка состоит в том, что, участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нем определенное место и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников.

      Методы воздействия на интеллектуальную сферу: для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство подростку нравственной позиции, оценки происходящего.

   Убеждение как  метод в воспитательном процессе  реализуется через различные  формы (отрывки из различных  литературных произведений, исторические  аналогии, библейские притчи, басни  и т.п.).

   Убеждение соответствует самоубеждению – метод самовоспитания, который предполагает, что подростки осознанно, самостоятельно в поисках решения какой – либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.

   В мотивационной сфере целесообразно формировать правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам: бережное отношение к человеку; сочетание личных и общественных интересов; стремление к идеалу.

      Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование – методы, в основе которых лежит формирование осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике распространены такие методы как поощрение и наказание.

    Поощрение – это выражение положительной оценки действиям воспитанника. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах – одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности. Важно не противопоставлять поощряемого подростка другим членам коллектива.

   Наказание – это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные проявления агрессивного поведения, тормозить их.

Виды наказания:

- наложение дополнительных  обязанностей;

- лишение или ограничение  определенных прав;

- выражение морального  порицания;

Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство подростка.

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, отзывчивость, стыд и т.п. Используя методы коррекции агрессивного поведения очень важно помнить, что если общение взрослого с подростком идет плохо, безрадостно, постоянно приносит огорчения, то весь механизм не работает, новые мотивационные образования у подростка не возникают, правильного воспитания личности не происходит.

Методом, оказывающим  влияние на эмоциональную сферу  ребенка, является внушение, которое  может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. Внушать – это, значит, воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний.

В волевой сфере нужно формировать нравственно – волевые устремления в реализации нравственных поступков: мужества, смелости, принципиальности в отстаивании нравственных идеалов. Здесь важно не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их реализует, на что пойдет личность ради достижения цели.

Информация о работе Деятельность социального работника по профилактике дезадаптации подростков