Деятельность социального работника по профилактике дезадаптации подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 17:26, дипломная работа

Описание работы

Проблемы подростков всегда актуальны, но никогда не стояли так остро, как в настоящее время в условиях нестабильной социальной и политической ситуации, экономического кризиса, ослабления роли семьи, изменении морально-нравственных норм, резкого различия в материальных условиях жизни, продолжающейся поляризации слоев населения. С каждым годом, согласно данным статистики, увеличивается число материально необеспеченных семей, детей оставшихся без попечения родителей, педагогически запущенных детей, новорожденных с различными патологиями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА С ПОДРОСТКАМИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…6
Теоретические подходы к пониманию дезадаптации подростков………..6
Виды дезадаптации в подростковом возрасте………………….…………12
Особенности проявления дезадаптационных расстройств у подростков, воспитывающихся вне семьи…………………………………………...….19
Деятельность социального работника по профилактике дезадаптации подростков……………………………………………………..…………….27
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕЗАДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ……………………………………….………34
2.1. Комплексная диагностика особенностей дезадаптивного развития подростков………………………………………………………………………..34
2.2. Исследование социально-психологических особенностей подростков имеющих тенденцию к дезадаптивному поведению……………………….…38
2.3. Методические рекомендации социальному работнику по профилактике дезадаптации подростков………………………………………………...……...43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...52
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

ВКР. Подыбайло В.Ю..doc

— 421.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица №2.

Оценка психических состояний по Г. Айзенку

 

шкалы

Уровень в %

 

высокий

средний

низкий

Тревожности

50

30

20

Фрустрации

40

35

25

Агрессивности

45

40

15

Ригидности

50

30

20


 

Анализируя полученные данные, представленные в таблице  № 2, мы видим, что при исследовании тревожности, по методике Г. Айзенка, у половины испытуемых (50%) выявлен высокий уровень тревожности. Это выражается в волнении, повышенном беспокойстве в различных ситуациях, плохом сне, а так же в ожидании плохого со стороны окружающих.

У остальных испытуемых наблюдается средний и низкий уровень тревожности (30% и 20% соответственно). Эти показатели соответствуют норме.

При исследовании фрустрации были получены следующие результаты: у 40% из числа испытуемых выявлен  высокий уровень фрустрации. Это говорит о том, что эти подростки в реальных или вымышленных ситуациях, в которых не может быть исполнено их намеренье или желание, испытывают чувство разочарования, раздражения или отчаянья. Такие подростки чувствуют растерянность перед возникающими трудностями, у них снижена самооценка и развито стремление на избегание неудач.

Из данных, которые  мы получили, исследуя агрессивность, видно, что 45% испытуемых показали высокий  уровень агрессивности. Это говорит о том, у таких подростков присутствует невыдержанность в общении, они легко раздражаются, вследствие чего могут возникать конфликтные ситуации с окружающими людьми.

Анализируя данные, полученные при исследовании ригидности, мы видим, что у половины подростков (50%), из числа испытуемых, присутствует высокий уровень ригидности. Это говорит о том, что они тяжело переносят любые изменения в планах, могут быть излишне фиксированы на определенных объектах.

У 30% выявлен средний  уровень ригидности, а у 20% - низкий. У таких подростков отсутствует излишняя фиксация на объектах, они могут свободно менять свои планы и привычки.

Обобщая полученные данные можно сказать, что большинство  подростков      воспитывающихся вне семьи показали высокий уровень тревожности, агрессивности, фрустрации и ригидности.

Следующим шагом работы была проведена методика "цветовой диапазон настроений" предложенный А.Н. Лутошкиным. На протяжении семи дней проводилась методика на выявление настроения. В данной методике испытуемым предлагалось выбрать понравившийся им цвет: красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, фиолетовый, черный, белый. Ежедневный анализ данных цветоматрицы соотносится с реальными жизненными событиями испытуемого. По данной методике были получены следующие результаты, которые представлены в гистограмме № 1.

 

Гистограмма № 1.

 

Сводная  гистограмма результатов  по методике А.Н. Лутошкина (в %) подростков  УСО ХМАО-Югры  Центр помощи детям, оставшимся без попечения    родителей «Аистёнок»

 

 

Как видно из полученных данных, представленных в гистограмме №1, что на протяжении семи дней выбор цветового диапазона располагался в разном соотношении. Так в большинстве случаев (35%) испытуемые оценивали свое состояние как тревожное, 2% как восторженное, 11% как приятное, 7% - грустное, у 8% - крайне неудовлетворенное, 10% как радостное, 15 % как спокойное, а в 12% случаев не смогли сказать, какое у них на данный момент преобладает настроение.

Подводя общие итоги исследования можно сделать следующие выводы:

  • большинство обследуемых подростков показали высокий уровень тревожности как личностной, так и ситуативной (методика Ч.Д.Спилбергера - Ю.Л.Ханина);
  •   оценка психических состояний показала, что  тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность у большинства  подростков значительно выше возрастной нормы;
  • на протяжении семи дней исследования большинство подростков оценивали свое состояние как тревожное;
  • психологическая диагностика показала, что у обследуемых подростков эмоциональный фон настроения значительно снижен.

Таким образом, психическое состояние большинства исследуемых подростков можно охарактеризовать как  эмоционально нестабильное. Следовательно, необходима комплексная работа специалистов по профилактике возможной дезадаптации подростков воспитывающихся вне семьи.

 

2.3.  Методические рекомендации социальному работнику по профилактике дезадаптации подростков

 

  На первом этапе работы с подростками нужна особая техника установления контакта социального работника с дезадаптированными подростками.

 Главная задача социального работника - направить дезадаптированное поведение подростка в конструктивное русло. Для этого необходимо установить психологический контакт с подростком. Этот контакт необходим для того, чтобы снять первичное напряжение в отношениях, недоверие, неопределенность, психологические барьеры. Контакт необходим также для того, чтобы познать при сближении психологические характеристики подростка и реализовать в отношении него требуемый в работе индивидуальный подход. При помощи тщательно организованного подхода можно восстановить способности подростка к адаптации и включение его в позитивную деятельность общества. Контакт используется также для создания постоянной связи с подростком - коммуникации. Непрерывающаяся коммуникация позволяет социальному работнику постоянно контролировать поведение подростка и корректировать возможные отклонения, предотвращать асоциальное поведение и отрицательные поступки.

Стадии установления психологического контакта с дезадаптированными подростками:

  1. накопление согласий;
  2. поиск нейтральных интересов и увлечений подростка;
  3. принятие качеств и особенностей поведения предлагаемых для общения;
  4. выяснение качеств личности, опасных для взаимодействия;
  5. проработка мотивов, затрудняющих процесс общения;
  6. выработка общих норм поведения и взаимодействия.

Состоявшийся контакт  дает возможность подростку осуществить  самораскрывание, получить возможность  самореализации и научиться, в известной  степени, самому входить в контакт  с людьми. Таким образом, первая задача, стоящая перед социальным работником - использовать специальные способы, средства, приемы для снятия затруднений в общении. Сделать общение между социальным работником и подростком нормальным (снять напряженность) - значит, перевести его во взаимодействие контактного типа. Создание предпосылок для нормального взаимодействия между будущими партнерами предусматривается специальной техникой установления контакта. Следующая цель социального работника состоит в использовании возникшего общения, а затем взаимодействия для того, чтобы как можно больше познать подростка, установить его намерения, мотивы действия. Выявить цели подростка как ближайшие, так и отдаленные, раскрыть его позиции и его жизненные установки. Методика контакта открывает возможности познавать человека в ходе беседы с ним, в процессе обмена мнениями, суждениями, идеями, реакциями и предпочтениями. При состоявшемся контакте возможно также получить подробные сведения от самого индивида, когда он захочет раскрыться и рассказать все о себе. Далее надо установить между социальным работником и подростком взаимоприемлемые, а затем доверительные отношения. Это означает, что подросток не только откроется воздействиям со стороны взрослого, он будет сам стремиться получить интересующие его указания. Это позволит эффективно решать работу по реабилитации подростка. Для решения этих задач необходимо освоить специальную технологию, предусматривающую выполнение определенных предписаний. При следовании инструкции и изложенным в ней рекомендациям возможно достижение полного контакта.

Технологии контакта и их обеспечение.

Соблюдение технологии установления контакта обеспечивает:

  • снятие психологических барьеров, препятствующих сближению в затрудненном общении;
  • сокращает психическую дистанцию между людьми и вызывает тенденции к взаимодействию и самореализации;
  • результатом взаимодействия, как обмена информацией, является построение взаимоприемлемых и доверительных отношений.

Осуществление технологии установления контакта предполагает точное следование трем принципам:

  1. Последовательное прохождение шести стадий сближения, причем соблюдение порядка их следования принципиально важно. Опасно как "перескакивание" через стадию, так и форсирование процесса. В этом случае отдельные образования в стадии не успевают созревать и возможна вспышка конфликта. В этом случае возникшие образования "консервируются" и становятся инертными. Может остаться только уровень поверхностных отношений, без углубления в более близкие отношения.
  2. При контроле за прохождением стадии необходимо ориентироваться только на признаки и показатели, зафиксированные в инструкции. Это признаки возникновения новой стадии, затем признаки ее созревания и признаки готовности перехода к другой стадии (появление признаков следующей стадии). Признаки, упомянутые в инструкции, должны быть единственными ориентирами в меняющихся ситуациях процесса сближения. В соответствии с их показаниями должна осуществляться тактика поведения социального работника (как инициатора контакта). На интуицию нельзя полагаться до освоения технологии.
  3. Все воздействия должны быть направлены на вызов у подростка стремления к сближению. Это исключает систему предпосылок воздействия, где основная аргументация - должное поведение и навязываемое стремление сделать все "для блага подростка". Все воздействия социального работника должны быть направлены либо на удовлетворение потребностей подростка на данном этапе взаимодействия, либо на побуждение его к активному включению в процесс обмена мнениями, суждениями и представлениями, либо, наконец, способствовать реализации стремления к высказыванию, самораскрыванию и самореализации. Все стадии методики названы по тому типу воздействия и тактическому влиянию, который должен преимущественно осуществляться на данной стадии. При правильном следовании всем шести стадиям и последовательном исполнению их по показателям и признакам можно ожидать наступления и взаимоприемлемых и доверительных отношений. Постепенно снимаются преграды в виде барьеров и блокад, сокращается психическая дистанция. Социальный работник и подросток сближаются. Основано это на последовательном раскрытии личности подростка, его проблем, отдельных качеств, а затем мотивов, намерений, в итоге создается новая логика поведения. Возникший канал коммуникации используется для того, чтобы не только понимать, но и предсказывать мотивы действия подростка. При осознавании индивидом особенностей своего поведения и возникает возможность его переконструирования.

Так как мозг подростка - качественно новое образование, то выделяют три основных требования, учет которых необходим при работе с подростками.

    1. В начале подросткового возраста идет активная перестройка организма: из детского он переходит во взрослое состояние. Нарушения психических процессов и поведения у дезадаптированных подростков имеют сложную и многофакторную природу. В связи с этим воздействия одного специалиста недостаточно для разрешения имеющихся у подростка проблем. Необходимо комплексное воздействие врачей соматического профиля, невропатологов, психиатров, психологов, педагогов и других специалистов. Система работы с подростком должна быть гибкой.
    2. В подростковом возрасте идет активное усвоение норм и правил социума. Подросток осваивает новые социальные роли, активно "примеряет" их на себя. Поэтому любая деятельность подростка носит социальную окраску. Оценка окружающих - социальное одобрение или порицание - важны как ни в каком другом возрасте. Личностным смыслом окрашена вся деятельность подростка. Отсюда следует, что любая работа по коррекции интеллектуальной сферы не может проводиться в отрыве от коррекции личности, от коррекции социальных связей подростка.
    3. В начале подросткового возраста активно развиваются лобные доли. Поэтому в работе с дезадаптированным подростком необходима специальная коррекционная работа над развитием внимания и контроля, уже доказавшая свою эффективность при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Нарушения произвольного внимания являются одним из наиболее распространенных дефектов у подростков со школьной дезадаптацией. Подростки, нуждающиеся в коррекции внимания, как правило, имеют малый объем как зрительного, так и слухового внимания. У них отмечается преобладание непроизвольного внимания над произвольным, трудности переключения внимания во всех видах деятельности. Коррекция высших психических функций у этих подростков должна идти путем перестройки уже сформировавшейся функциональной системы, в которой основными звеньями являются программирование и контроль, то есть именно те функции, которые тесно связаны с деятельностью лобных долей.

Перечисленные выше особенности  подросткового возраста позволяют сформулировать принципы построения профилактических мероприятий для социально дезадаптированных подростков.

  1. Принцип учета патогенеза заключается в уточнении механизма нарушения. Этот принцип можно назвать принципом нейропсихологической квалификации дефекта. В ряде случаев одинаковые по внешнему проявлению симптомы нарушений имеют в своей основе различные механизмы. Однако в каждом из этих случаев методика работы различна, так как направлена на преодоление основного механизма нарушения.
  2. Принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушения. В связи с этим принципом профилактическая работа должна учитывать особенности симптоматики, степень выраженности нарушения и сформированности навыков, связанных с данной функцией.
  3. Онтогенетический принцип. Предполагает учет той последовательности в формировании высших психологических функций, которая имеет место в онтогенезе.
  4. Принцип опоры на сохранные звенья психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие отражает в себе учение о функциональных системах.
  5. Принцип поэтапного формирования умственных действий. Он основан на теории П.Я.Гальперина в соответствии, с которой становление умственных действий - сложный и длительный процесс, который начинается со становления развернутых операций, а затем сокращается, свертывается, автоматизируется постепенно становясь интериоризированным умственным действием и осуществляется во внутреннем плане. В работе с дезадаптированными подростками необходимо выделять и тщательно прорабатывать все выделенные П.Я.Гальпериным этапы формирования умственных действий.
  6. Принцип системности. Методика устранения каждого вида нарушений психических функций представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на создание определённой функциональной системы. Использование каждого метода определяется основной целью и местом в общей системе работы.
  7. Специальная организация режима коррекционной работы. Чередование заданий и отдыха, которое позволит преодолеть нарушения нейродинамики в психической сфере, и прежде всего снижение умственной работоспособности, концентрации и устойчивости внимания .
  8. Общие дидактические принципы: наглядности; закрепления знаний и навыков; доступности; научности; индивидуального и дифференцированного подхода, учета возрастных особенностей.

Информация о работе Деятельность социального работника по профилактике дезадаптации подростков