Деятельность социального работника по профилактике дезадаптации подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 17:26, дипломная работа

Описание работы

Проблемы подростков всегда актуальны, но никогда не стояли так остро, как в настоящее время в условиях нестабильной социальной и политической ситуации, экономического кризиса, ослабления роли семьи, изменении морально-нравственных норм, резкого различия в материальных условиях жизни, продолжающейся поляризации слоев населения. С каждым годом, согласно данным статистики, увеличивается число материально необеспеченных семей, детей оставшихся без попечения родителей, педагогически запущенных детей, новорожденных с различными патологиями.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА С ПОДРОСТКАМИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…6
Теоретические подходы к пониманию дезадаптации подростков………..6
Виды дезадаптации в подростковом возрасте………………….…………12
Особенности проявления дезадаптационных расстройств у подростков, воспитывающихся вне семьи…………………………………………...….19
Деятельность социального работника по профилактике дезадаптации подростков……………………………………………………..…………….27
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕЗАДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ……………………………………….………34
2.1. Комплексная диагностика особенностей дезадаптивного развития подростков………………………………………………………………………..34
2.2. Исследование социально-психологических особенностей подростков имеющих тенденцию к дезадаптивному поведению……………………….…38
2.3. Методические рекомендации социальному работнику по профилактике дезадаптации подростков………………………………………………...……...43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...52
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

ВКР. Подыбайло В.Ю..doc

— 421.00 Кб (Скачать файл)

Методы диагностики  и коррекции высших психических  функций оказываются эффективными при работе по профилактике различных формами социальной дезадаптации подростков.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 В результате изучения  процесса дезадаптации подростков  было выявлено, что   дезадаптация это социально-психологический процесс, сопровождающийся отклонениями в развитии и нарушении способностей подростка к успешному овладению знаниям, умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений подростка с собой, с другими и с окружающим миром.

К сожалению, современное  состояние российского общества не только не способствует разрешению проблемы дезадаптации детей и подростков, но, наоборот, обостряет ее. За последние годы социально-экономические причины, обусловливающие рост числа дезадаптированных несовершеннолетних, не только не исчезли, а наоборот, получили дальнейшее развитие.

Подростковый  возраст всегда считался критическим. Кризис этого возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов, являясь самым острым и длительным.

Продолжительная дезадаптация подростков ведет за собой  их неадекватную социализацию, которая выражается в конфликте с моральными, поведенческими и юридическими нормами общества. Так же социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных и родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянстве и наркомании.

Однако социальная дезадаптация - процесс обратимый, поэтому, по мнению многих ученых и практиков, можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков.

Решение проблем профилактики дезадаптации среди несовершеннолетних носит комплексный характер и предусматривает осуществление разнообразных методов, направленных на эффективное использование имеющихся организационных, материальных и финансовых ресурсов. Для предотвращения отклоняющегося поведения детей и подростков необходимо радикально менять воспитательную работу с ними по всем тем направлениям, по которым осуществляется становление личности и социализация детей и подростков: семья, школа, досуг, трудовая занятость, здоровье.

Главная задача профилактики дезадаптации в деятельности социального работника - направить дезадаптированное поведение подростка в конструктивное русло. Ориентация подростка на высокие и перспективные цели способна направить в желаемое русло его поведение, эмоции, нравственное развитие, ликвидировать или в значительной мере сгладить противоречия в мотивах поведения, в определенной степени привести к внутренней гармонии.

Социализация индивида, усвоение им социального опыта проходит по мере все более активного включения в многоплановые и разносторонние общественные отношения, по мере расширения его многообразных связей с окружающим миром. Показателем социальной зрелости личности служит ее готовность быть активным, сознательным, полноценным членом общества, выполняющим многочисленные профессиональные, общественные, внутрисемейные, товарищеские и другие функции и обязанности.

Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены.

 

Список  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы

 

  1. Алмазов Б.Н. "Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних" Свердловск., 1986.
  2. Андреева Г.М. "Социальная психология".- М., 1998.
  3. Андреева А.Д. "Антология по истории и теории социальной педагогике". - М.,1999.
  4. Беличева С.А. "Основы превентивной психологии". - М., 1992.
  5. "Социально - педагогические методы оценки социального развития

дезадаптированных подростков". // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы - 1995 - NQ 1.

  1. Беличева С.А. "Социально - психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних" - М., 1999
  2. Бреева Е.Б. "Дезадаптация детей и национальная безопасность России" М., Издательство: "Дашко и К" 2004.
  3. Вульфов В.З. "Социальный педагог в системе общественного воспитания" // Педагогика 1992 NQ 5,6.

9. Выготский Л.С. "Проблема  возраста" - М., 1983.

10. Газман О.С. "Педагогика  свободы. Путь в гуманистическую  цивилизацию XXI века" - М., 1996

  1. Деменева Г.Н. "Внимание! Подросток. Некоторые аспекты в работе учреждений дополнительного образование с подростками" - Новосибирск., издательство: СЦ "Заездный" 1998.
  2. Дементьева И.Ф. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., "Социальнопедагогическая поддержка детей группы риска" - М., издательство "Академия" 2002.

13. Крутецкий В.А. "Психология" - М., 1986.

14. // Классный Руководитель - М., 2000 № 3.

15. Мардахаев Л.В. "Введение в социальную педагогику" - М., 1996

16. Мордвинова Е.Л. "Давайте  знакомится: комплексная реабилитация  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей" - Новосибирск., издательство: "Соцтехсервис" 2003.

17. "Дарую вам любовь  об организации работы по открытию и сопровождению семейных групп" - Новосибирск., издательство: "Соцтехсервис" 2004.

18. Олиференко Л.Я. Шульга  Т.И., "Психологические основы  работы с детьми группы риска  в учреждениях социальной помощи  и поддержки" - М., 1997.

  1. Сидоров Н.Р. "Концепция организации учебно-воспитательного комплекса для социально дезадаптированных детей и подростков" - М., 1995.

20. Степанов В.Г. "Психология  трудных школьников" - М., 2001. 21. Титаренко  В.Я. "Семья и формирование личности" - М., 1987.

  1. Фридман Л.М., Волков К.Н. "Психологическая наука - учителю" - М., издательство: "Просвещение" 1985.

23. Шилова Т.А. " Диагностика  психолого - социальной дезадаптации  детей и подростков" - М., издательство: "Айрис - дидактика" 2004.

  1. "Психологическая типология школьников с отставанием в учении и отклонениями в поведении" - М., 1999.
  2. Яницкий М.С. "Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности" - Кемерово., издательство: "Куздассвузиздат" 1999.

 

Приложение № 1

Сводная таблица результатов  исследования индивидуально-психологических особенностей подростков

 

 

№ п/п

Имя и возраст

Тест "Исследование тревожности" (опросник Спилбергера)

Самооценка психических  состояний по Айзенку.

шкала цветового диапазона настроений (А.Н. Лутошкин)

личностная тревожность

ситуативная тревожности

тревожность

фрустрация

агрессивность

ригидность

тревожное

восторженное

приятное

грустное

крайне-неуд.

радостное

спокойное

Сложно сказать

1

Юлия (16 лет)

28

30

12

15

8

17

 

+

           

2

Влад

(14 лет)

45

46

17

14

16

15

       

+

     

3

Мария

(15 лет)

47

44

15

19

4

10

+

             

4

Алина(16 лет)

46

49

16

7

15

8

+

             

5

Иван (16 лет)

31

29

9

12

11

17

           

+

 

6

Олег (15 лет)

44

50

7

4

14

20

             

+

7

Ирина (15лет)

45

31

11

11

5

7

         

+

   

8

Артур (16 лет)

48

47

19

9

20

15

+

             

9

Екатерина

(16 лет)

35

28

14

5

17

18

         

+

   

10

Ольга (14 лет)

46

36

17

17

12

4

+

             

11

Игорь (15 лет)

50

46

18

10

15

12

       

+

     

12

Стас (15 лет)

34

37

7

18

8

17

           

+

 

13

Анна (16 лет)

47

27

13

14

9

14

   

+

         

14

Сергей (15 лет)

27

46

16

6

17

16

+

             

15

Виктор (14 лет)

33

48

6

16

4

10

     

+

       

16

Света (15 лет)

48

32

18

17

20

16

+

             

17

Марат (16 лет)

47

35

9

5

15

5

     

+

       

18

Вера (14 лет)

42

48

19

20

10

11

       

+

     

19

Кристина

(16 лет)

48

30

17

13

18

3

+

             

20

Дарья (15 лет)

46

46

6

17

13

15

   

+

         

 

Приложении  № 2

Тренинг общения для подростков, испытывающих трудности в социальной адаптации.

Цель работы тренинговой  группы – установление контакта, формирование элементарных навыков взаимодействия на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других.

Задачи тренинговой  группы:

  1. Создание атмосферы раскованности и свободы общения между участниками;
  2. Создание климата дружеской безопасности;
  3. Создание предпосылок для безболезненного вхождения подростков в коллектив или группу сверстников;
  4. Формирование предпосылок для сознательного принятия подростком ответственности за развитие своего “Я” и отношений с другими людьми;
  5. Формирование образа референтного взрослого (помощь которого принимается во время занятий);
  6. Помощь в осознании потребности подростка во взаимодействии с другими;
  7. Предоставление возможности моделировать и опробовать новые формы поведения.

Занятия проводятся в течение двух недель с момента появления подростка в центре социальной помощи. Данная программа рассчитана на 2 занятия по 2-3 часа каждое с подростками 14-16 лет. Число участников тренинговой группы 10-12 человек.

Сценарий занятий составлен  для группы подростков, воспитывающихся  вне семьи.

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ

Задачи:

  1. Снятие эмоциональных барьеров между членами группы;
  2. Раскрепощение и формирование доверия;
  3. Развитие базовых коммуникативных навыков и умений;
  4. Развитие уверенности в себе.

Ход занятия

Ведущий рассказывает о  задачах и правилах работы группы, организуя диалог, чтобы убедится в том, что его правильно понимают.

Ведущий: У нас впереди 2 занятия, участие в которых может помочь каждому:

  • начать строить свои отношения, разрешая возникающие конфликты с пользой для себя и для других;
  • понять, что с вами происходит, чем вызвано то или иное отношение окружающих к вам или ваше к ним;
  • создавать самого себя и влиять на свою жизнь.

Для того чтоб наши занятия  протекали наиболее эффективно, чтобы  каждый извлекал из них как можно  больше пользы для себя, я введу  несколько правил поведения и  работы в нашей группе:

  • проявлять активность и ответственность;
  • быть не только активным слушателем, но и принимать постоянное участие в работе;
  • не обсуждать то что происходит в группе, за её пределами;
  • ничего не придумывать, не врать, т.е. быть откровенным и искренним;
  • говорить только о себе и от своего лица (“Я думаю”, “Я чувствую” и т.п.)
  • участник группы, который не хочет отвечать на вопрос или участвовать в конкретном упражнении, может сказать “Стоп!” и таким образом исключить себя из участия.

Игра “Снежный ком” (5 мин)

Каждый участник группы, стоящий в круге перед тем, как назвать свое имя, повторяет все имена, которые были названы перед ним. Имена могут быть настоящими или вымышленными. Главное, чтобы они были одинаковыми на первом и втором занятиях.

Игра “Назови своё имя” (с элементами психодраматизации, 10 мин)

Каждый участник группы по кругу произносит свое имя сначала  ласково, а затем грубо. Лучше, если начнет эту игру сам ведущий, чтобы  было понятно.

Игра “Чемпионат борьбы на пальцах” (15 мин)

По команде ведущего участники группы произвольно разбиваются на пары. Ведущий объявляет о начале необычного соревнования- чемпионата борьбы на пальцах. С помощью одного из членов группы ведущий показывает, как происходит поединок. Большой палец правой руки поднимается на верх (знак “во!”), остальные четыре захватывают пальцы соперника. Задача каждого игрока- производя энергичные движения большим пальцем, увернуться от нападения соперника и прижать его большой палец к боковой стороне указательного. Победители проводят поединки между собой до появления абсолютного чемпиона.

Игра мгновенно разряжает  напряженную обстановку в группе, снимает усталость и задает мажорный тон работе.

Игра “Колпак” (10 мин)

Ведущий : Колпак мой треугольный. Треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак.

Затем вместо слова “колпак” ведущий предлагает всем дважды, в  соответствии с количеством слогов в слове, слегка похлопать себя по голове. А само слово не произносить. Все вслед за ведущим проделывают  это. Когда кто-то хлопает себя по голове невпопад, то это вызывает смех.

Информация о работе Деятельность социального работника по профилактике дезадаптации подростков