Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 17:26, дипломная работа
Проблемы подростков всегда актуальны, но никогда не стояли так остро, как в настоящее время в условиях нестабильной социальной и политической ситуации, экономического кризиса, ослабления роли семьи, изменении морально-нравственных норм, резкого различия в материальных условиях жизни, продолжающейся поляризации слоев населения. С каждым годом, согласно данным статистики, увеличивается число материально необеспеченных семей, детей оставшихся без попечения родителей, педагогически запущенных детей, новорожденных с различными патологиями.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА С ПОДРОСТКАМИ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…6
Теоретические подходы к пониманию дезадаптации подростков………..6
Виды дезадаптации в подростковом возрасте………………….…………12
Особенности проявления дезадаптационных расстройств у подростков, воспитывающихся вне семьи…………………………………………...….19
Деятельность социального работника по профилактике дезадаптации подростков……………………………………………………..…………….27
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕЗАДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ……………………………………….………34
2.1. Комплексная диагностика особенностей дезадаптивного развития подростков………………………………………………………………………..34
2.2. Исследование социально-психологических особенностей подростков имеющих тенденцию к дезадаптивному поведению……………………….…38
2.3. Методические рекомендации социальному работнику по профилактике дезадаптации подростков………………………………………………...……...43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...52
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методы диагностики и коррекции высших психических функций оказываются эффективными при работе по профилактике различных формами социальной дезадаптации подростков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате изучения
процесса дезадаптации
К сожалению, современное состояние российского общества не только не способствует разрешению проблемы дезадаптации детей и подростков, но, наоборот, обостряет ее. За последние годы социально-экономические причины, обусловливающие рост числа дезадаптированных несовершеннолетних, не только не исчезли, а наоборот, получили дальнейшее развитие.
Подростковый возраст всегда считался критическим. Кризис этого возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов, являясь самым острым и длительным.
Продолжительная дезадаптация подростков ведет за собой их неадекватную социализацию, которая выражается в конфликте с моральными, поведенческими и юридическими нормами общества. Так же социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных и родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянстве и наркомании.
Однако социальная дезадаптация - процесс обратимый, поэтому, по мнению многих ученых и практиков, можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков.
Решение проблем профилактики дезадаптации среди несовершеннолетних носит комплексный характер и предусматривает осуществление разнообразных методов, направленных на эффективное использование имеющихся организационных, материальных и финансовых ресурсов. Для предотвращения отклоняющегося поведения детей и подростков необходимо радикально менять воспитательную работу с ними по всем тем направлениям, по которым осуществляется становление личности и социализация детей и подростков: семья, школа, досуг, трудовая занятость, здоровье.
Главная задача профилактики дезадаптации в деятельности социального работника - направить дезадаптированное поведение подростка в конструктивное русло. Ориентация подростка на высокие и перспективные цели способна направить в желаемое русло его поведение, эмоции, нравственное развитие, ликвидировать или в значительной мере сгладить противоречия в мотивах поведения, в определенной степени привести к внутренней гармонии.
Социализация индивида, усвоение им социального опыта проходит по мере все более активного включения в многоплановые и разносторонние общественные отношения, по мере расширения его многообразных связей с окружающим миром. Показателем социальной зрелости личности служит ее готовность быть активным, сознательным, полноценным членом общества, выполняющим многочисленные профессиональные, общественные, внутрисемейные, товарищеские и другие функции и обязанности.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены.
Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы
дезадаптированных подростков".
// Вестник психосоциальной и
9. Выготский Л.С. "Проблема возраста" - М., 1983.
10. Газман О.С. "Педагогика
свободы. Путь в
13. Крутецкий В.А. "Психология" - М., 1986.
14. // Классный Руководитель - М., 2000 № 3.
15. Мардахаев Л.В. "Введение в социальную педагогику" - М., 1996
16. Мордвинова Е.Л. "Давайте
знакомится: комплексная реабилитация
детей-сирот и детей,
17. "Дарую вам любовь об организации работы по открытию и сопровождению семейных групп" - Новосибирск., издательство: "Соцтехсервис" 2004.
18. Олиференко Л.Я. Шульга
Т.И., "Психологические основы
работы с детьми группы риска
в учреждениях социальной
20. Степанов В.Г. "Психология
трудных школьников" - М., 2001. 21. Титаренко
В.Я. "Семья и формирование
23. Шилова Т.А. " Диагностика психолого - социальной дезадаптации детей и подростков" - М., издательство: "Айрис - дидактика" 2004.
Приложение № 1
Сводная таблица результатов исследования индивидуально-психологических особенностей подростков
№ п/п |
Имя и возраст |
Тест "Исследование тревожности" (опросник Спилбергера) |
Самооценка психических состояний по Айзенку. |
шкала цветового диапазона настроений (А.Н. Лутошкин) | |||||||||||
личностная тревожность |
ситуативная тревожности |
тревожность |
фрустрация |
агрессивность |
ригидность |
тревожное |
восторженное |
приятное |
грустное |
крайне-неуд. |
радостное |
спокойное |
Сложно сказать | ||
1 |
Юлия (16 лет) |
28 |
30 |
12 |
15 |
8 |
17 |
+ |
|||||||
2 |
Влад (14 лет) |
45 |
46 |
17 |
14 |
16 |
15 |
+ |
|||||||
3 |
Мария (15 лет) |
47 |
44 |
15 |
19 |
4 |
10 |
+ |
|||||||
4 |
Алина(16 лет) |
46 |
49 |
16 |
7 |
15 |
8 |
+ |
|||||||
5 |
Иван (16 лет) |
31 |
29 |
9 |
12 |
11 |
17 |
+ |
|||||||
6 |
Олег (15 лет) |
44 |
50 |
7 |
4 |
14 |
20 |
+ | |||||||
7 |
Ирина (15лет) |
45 |
31 |
11 |
11 |
5 |
7 |
+ |
|||||||
8 |
Артур (16 лет) |
48 |
47 |
19 |
9 |
20 |
15 |
+ |
|||||||
9 |
Екатерина (16 лет) |
35 |
28 |
14 |
5 |
17 |
18 |
+ |
|||||||
10 |
Ольга (14 лет) |
46 |
36 |
17 |
17 |
12 |
4 |
+ |
|||||||
11 |
Игорь (15 лет) |
50 |
46 |
18 |
10 |
15 |
12 |
+ |
|||||||
12 |
Стас (15 лет) |
34 |
37 |
7 |
18 |
8 |
17 |
+ |
|||||||
13 |
Анна (16 лет) |
47 |
27 |
13 |
14 |
9 |
14 |
+ |
|||||||
14 |
Сергей (15 лет) |
27 |
46 |
16 |
6 |
17 |
16 |
+ |
|||||||
15 |
Виктор (14 лет) |
33 |
48 |
6 |
16 |
4 |
10 |
+ |
|||||||
16 |
Света (15 лет) |
48 |
32 |
18 |
17 |
20 |
16 |
+ |
|||||||
17 |
Марат (16 лет) |
47 |
35 |
9 |
5 |
15 |
5 |
+ |
|||||||
18 |
Вера (14 лет) |
42 |
48 |
19 |
20 |
10 |
11 |
+ |
|||||||
19 |
Кристина (16 лет) |
48 |
30 |
17 |
13 |
18 |
3 |
+ |
|||||||
20 |
Дарья (15 лет) |
46 |
46 |
6 |
17 |
13 |
15 |
+ |
Цель работы тренинговой группы – установление контакта, формирование элементарных навыков взаимодействия на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других.
Задачи тренинговой группы:
Занятия проводятся в течение двух недель с момента появления подростка в центре социальной помощи. Данная программа рассчитана на 2 занятия по 2-3 часа каждое с подростками 14-16 лет. Число участников тренинговой группы 10-12 человек.
Сценарий занятий составлен для группы подростков, воспитывающихся вне семьи.
ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ
Задачи:
Ход занятия
Ведущий рассказывает о задачах и правилах работы группы, организуя диалог, чтобы убедится в том, что его правильно понимают.
Ведущий: У нас впереди 2 занятия, участие в которых может помочь каждому:
Для того чтоб наши занятия протекали наиболее эффективно, чтобы каждый извлекал из них как можно больше пользы для себя, я введу несколько правил поведения и работы в нашей группе:
Игра “Снежный ком” (5 мин)
Каждый участник группы, стоящий в круге перед тем, как назвать свое имя, повторяет все имена, которые были названы перед ним. Имена могут быть настоящими или вымышленными. Главное, чтобы они были одинаковыми на первом и втором занятиях.
Игра “Назови своё имя” (с элементами психодраматизации, 10 мин)
Каждый участник группы по кругу произносит свое имя сначала ласково, а затем грубо. Лучше, если начнет эту игру сам ведущий, чтобы было понятно.
Игра “Чемпионат борьбы на пальцах” (15 мин)
По команде ведущего участники группы произвольно разбиваются на пары. Ведущий объявляет о начале необычного соревнования- чемпионата борьбы на пальцах. С помощью одного из членов группы ведущий показывает, как происходит поединок. Большой палец правой руки поднимается на верх (знак “во!”), остальные четыре захватывают пальцы соперника. Задача каждого игрока- производя энергичные движения большим пальцем, увернуться от нападения соперника и прижать его большой палец к боковой стороне указательного. Победители проводят поединки между собой до появления абсолютного чемпиона.
Игра мгновенно разряжает напряженную обстановку в группе, снимает усталость и задает мажорный тон работе.
Игра “Колпак” (10 мин)
Ведущий : Колпак мой треугольный. Треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак.
Затем вместо слова “колпак” ведущий предлагает всем дважды, в соответствии с количеством слогов в слове, слегка похлопать себя по голове. А само слово не произносить. Все вслед за ведущим проделывают это. Когда кто-то хлопает себя по голове невпопад, то это вызывает смех.
Информация о работе Деятельность социального работника по профилактике дезадаптации подростков