Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 20:04, реферат

Описание работы

Цель работы: изучение и обоснование влияния дидактических принципов и методов обучения на учебно-воспитательный процесс на уроках художественного труда и изобразительного искусства.
Из цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия «дидактические принципы» и методы обучения.
2. Рассмотреть классификации методов и принципов обучения, их взаимосвязи.
3. Определить основные методы и принципы обучения, используемые на уроках художественного труда и изобразительного искусства.

Файлы: 1 файл

Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда.docx

— 197.28 Кб (Скачать файл)

Дидактические принципы и  методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного  труда

Введение

 

На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Таким образом, сложились различные  точки зрения на понятие, эффективность  применения различных методов и  принципов обучения.

Процесс обучения достаточно сложное  явление, и его нельзя представлять как простую передачу знаний учителем ученикам, которые этими знаниями ещё не обладают. Здесь, естественно, возникают вопросы: «Чему учить?»  и «Как учить?»

Законы, или правила, действующие  в любой науке, отражают объективные, существенные и устойчивые её связи, а также обозначают определенные тенденции их развития. Однако эти  законы не содержат непосредственных указаний для практических действий: они являются лишь теоретической  основой для выработки технологии практической деятельности.

Задача дидактики состоит в  том, чтобы на основе знаний об объективном  развитии учебного процесса выяснить, как на основе закономерностей его  развития разрабатываются принципы и правила обучения, которыми руководствуется  учитель в своей практической работе. Все это актуализирует  тему исследования.

Объект исследования: уроки изобразительного искусства и художественного труда.

Предмет исследования: дидактические принципы и методы обучения изобразительному искусству и художественному труду.

Гипотеза: правильно и умело организованное, методически грамотное использование дидактических принципов и методов обучения на уроках художественного труда и изобразительного искусства способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, а именно:

·  Способствует повышению активности, заинтересованности учеников, что отражается на результатах труда.

·  Способствует развитию любви к изобразительному искусству и художественному труду.

·  Развивает такие качества, как: восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь, самоконтроль и д.р.

·  Способствует быстрому и прочному усвоению знаний, которые перерастают в умения и навыки.

·  Формирует умения применять полученные знания на практике.

Цель работы: изучение и обоснование влияния дидактических принципов и методов обучения на учебно-воспитательный процесс на уроках художественного труда и изобразительного искусства.

Из цели вытекают следующие задачи:

1. Рассмотреть понятия «дидактические  принципы» и методы обучения.

2. Рассмотреть классификации методов  и принципов обучения, их взаимосвязи.

3. Определить основные методы  и принципы обучения, используемые  на уроках художественного труда  и изобразительного искусства.

4. Изучить особенности реализации  основных методов и принципов,  используемых на этих уроках.

5. Обосновать влияние дидактических  принципов и методов обучения  на активность школьников и  эффективность учебно-воспитательного  процесса.

При написании работы были использованы следующие методы психолого-педагогического исследования:

1.                 Изучение методической, психолого-педагогической литературы по рассматриваемой теме.

2.                 Наблюдение за учащимися.

3.                 Анализ собственного опыта работы в школе.

4.                 Анализ уроков художественного труда и изобразительного искусства.

Практическая значимость работы: представленный материал можно использовать в результате подготовки к урокам изобразительного искусства и художественного труда.

База исследования: средняя школа №165 г. Минска.

Объем работы: введение, основная часть и заключение.

 
 
 

1. Дидактические принципы  и методы обучения на уроках  изобразительного искусства и  художественного труда

1.1 Понятие дидактических  принципов обучения и их классификация

 

Принципы обучения являются необходимым  инструментом в преподавательской  деятельности. Благодаря этим принципам, происходит процесс соединения теоретических  представлений с педагогической практикой. Принципы обучения в педагогике носят, прежде всего, рекомендательный характер, а необязательный. Это  происходит потому, что деятельность педагога, во время процесса, обучения может преломляться через различные  формы и приемы.

Принципы обучения – руководящие  положения, лежащие в основе обучения и определяющие его содержание, методы и формы организации.

Принципы – основные исходные положения  какой-либо теории, науки в целом, это основные требования, предъявляемые  к чему-либо.

Педагогические принципы – это  основные идеи, следование которым  помогает наилучшим образом достигать  поставленных педагогических целей.

Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал, подробно раскрыл принцип  наглядности. Наглядность применялась  и до него. О ней говорили педагоги – гуманисты, пример, Томас Мор, характеризуя обучение на острове «утопия». Книги, как рукописные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и  раньше, но это было, так сказать, эмпирическое применение наглядности  без теоретического обоснования  ее, которое впервые дал Коменский.

Он понимал наглядность широко, не только как зрительное восприятие, но и как привлечение всех органов  чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесного толкования о вещах, а с конкретных наблюдений над ними.

Следует наблюдать, что возможно, в  натуре; а в случае невозможности  непосредственного наблюдения вещей  их надо заменять картинами, моделями, рисунками.

Велика заслуга Коменского в  разработке наглядности как одного из важнейших дидактических принципов: он гениально обосновал, обобщил, углубил  и расширил имевшийся уже к  тому времени некоторый практический опыт наглядного обучения, применил широко наглядность на практике, снабдив  свои учебники рисунками.

Коменский настаивал на систематичности  обучения. Он указывал на необходимость  доводить учащихся до понимания связи  между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался  учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. Он считал, что в обучении надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон.

Большое значение, по Коменскому, имеет  последовательность обучения. Все предлагаемое ученикам для усвоения надо располагать  – так, чтобы изучение нового материала  было подготовлено предыдущими занятиями. Считаясь с возрастными особенностями  детей, Коменский советует сначала  развивать ощущения (чувства) учащихся, затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку, так как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное  и применить это на деле.

Ценные указания дал Коменский, выдвинув дидактическое требование посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигаются ясностью преподавания, сообщением основного без излишних деталей.

Выдвинув дидактическое требование прочности усвоения учащимися учебного материала, Коменский говорил, что  надо закладывать «прочное основание», не спешить в обучении, добиваться, чтобы учащиеся вполне усвоили преподаваемое  им: все имеющее связь должно преподаваться  «в связи». Каждая тема должна резюмироваться в кратких, точных правилах.

Огромное значение для прочного усвоения имеют упражнения и повторение усвоенного учащимися материала. Сообщив  новый учебный материал учащимся, учитель требует, чтобы вызванный  им ученик изложил, повторил то, что  было сказано им; вызывает и другого  ученика сделать то же. Благодаря  такому упражнению и повторению учитель  ясно видит, что осталось непонятым  учениками из его изложения. Повторенное несколько раз прочно запоминается. Большую роль при этом повторении вслух имеет развитие умения выразить то, что усвоил, да и самое усвоение становится более отчетливым и прочным. С этой целью Коменский рекомендует, чтобы учащиеся, усвоив что-либо, старались обучить этому других.

«Тому, что следует выполнять, нужно  учиться на деле», – говорит Коменский, давая правила, по которым следует  организовать упражнения. «Пусть в школах учатся писать, упражняясь в письме, говорить – упражняясь в речи, петь – упражняясь в пении, умозаключениям – упражняясь в умозаключениях, и т.д., чтобы школы были не чем иным, как мастерскими, в которых кипит работа».

Для правильного обучения навыкам  надо учащимся дать определенную форму  и норму того, что следует выполнять; употребление инструментов (например, при рисовании и т.п.) показать на деле, а не только рассказать, как  инструменты употреблять. Упражнения надо начинать с элементов, а не с  выполнения целых работ; это относится  и к чтению (сначала буквы и  слоги, затем слова, наконец фразы), и к рисованию (выполнение упражнений на рисование отдельных форм), и к художественному труду (сначала знакомство с видами швов, а потом изготовление игрушки), и к письму, и к грамматике, и к другим навыкам.

Показав учащимся, образец для подражания, учитель вначале должен требовать  строгого, точного подражания форме, впоследствии выполнение может быть более свободным. Все допущенные учащимися отклонения от образцов должны тут же исправляться учителем, который свои замечания подкрепляет ссылкой на правила. При обучении надо сочетать синтез с анализом.

Коменский стремился, возможно, сильнее  развивать познавательные способности  учащихся, «воспламенить жажду знания и пылкое усердие к учению», для  чего надо, указывал он, соединять приятное с полезным, поощрять детскую любознательность.

«У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении»  – писал он.

Многочисленны попытки разработать  систему дидактических принципов  в работах исследователей нового времени. Анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:

·         сознательности и активности;

·         наглядности;

·         систематичности и последовательности;

·         прочности;

·         научности;

·         доступности;

·         связи теории с практикой.

Эти принципы составляют систему дидактических  принципов.

Принцип сознательности и активности. В его основе лежат установленные наукой закономерные положения: подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности; сознательное усвоение знаний зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности учащихся, организации учебно-воспитательного процесса, управления познавательной деятельностью учащихся, применяемых учителем методов и средств обучения и др.; собственная познавательная активность школьника является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность усвоения учебного материала.

Принцип наглядности. Это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен. В его основе – строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения; пропускная способность каналов связи от рецепторов к центральной нервной системе различная. Это означает, что органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг через органы зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно.

Принцип систематичности  и последовательности. Принцип опирается на следующие научные положения: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий; универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся; процесс обучения состоит из отдельных шагов и протекает тем успешнее, приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов; если систематически не упражнять навыков – они утрачиваются; если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоянно будут испытывать затруднения в своей мыслительной деятельности; если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется.

Принцип прочности. В нем закреплены эмпирические и теоретические закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил учащихся – две взаимосвязанные стороны процесса обучения; прочность усвоения учащимися учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения учащихся к учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения знаний учащимися обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, зависит от времени обучения; память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.

Принцип доступности. Доступность обучения определяется возрастными особенностями школьников и зависит от их индивидуальных особенностей, от организации учебного процесса, применяемых учителем методов и связана с условиями протекания процесса обучения; доступность обучения определяется его предысторией; чем выше уровень умственного развития школьников и больше имеющийся у них запас представлений и понятий, тем успешнее они могут продвинуться вперед при получении новых знаний; постепенное нарастание трудностей обучения и приучение к их преодолению положительно влияют на развитие учащихся и формирование их моральных качеств; обучение на оптимальном уровне трудности положительно влияет на темпы и эффективность обучения, качество знаний.

Информация о работе Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда