Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 14:19, курсовая работа
Письменная речь начинает формироваться в младших классах, и продолжает развиваться и совершенствоваться в средних классах общеобразовательной школы. Одним из параметров качественной письменной речи является орфографическая грамотность.
В последнее десятилетие учителя и логопеды общеобразовательных школ отмечают увеличение числа учащихся средних и старших классов, письмо которых характеризуется наличием единичных дисграфических ошибок, наличием разнообразных орфографических ошибок, имеющих тенденцию приобретать стойкий характер. В настоящее время безграмотное письмо в большей степени является проблемой среднего и старшего звена общеобразовательной школы. У учащихся открытых (вечерних) школ эта проблема выступает в концентрированном, остром виде.
Введение …………………………………………………………
3 – 7 стр.
Глава 1.
Концептуальные основы изучения дисграфии и дизорфографии.
1.1 Сравнительный анализ понятий дисграфии и дизорфографии……………………………………………………
стр.8 - 20
1.2 Характеристика дисграфических и дизорфографических ошибок……………………………...................................................
стр. 20 - 31
1.2.1. Дисграфические ошибки…………………………………...
стр. 20 - 25
1.2.2. Дизорфографические ошибки………………………………
стр. 26 - 29
Выводы по 1 главе…………………………………………………
стр. 29 - 30
Глава 2.
Опытное исследование письменных работ учащихся ОСОШ № 94.
2.1 Особенности контингента учащихся ОСОШ № 94………….
стр. 32 - 36
2.1.1 Общая характеристика образовательного учреждения……
стр.32 - 33
2.1.2 Психологические и личностные особенности учащихся 7, 8, 9 классов ОСОШ № 94…………………………………………
стр. 33 - 36
2.2 Данные констатирующего эксперимента…………………….
стр. 37 - 44
2.2.1 Оценка состояния устной речи учащихся…………………
стр. 37 - 38
2.2.2. Анализ письменных работ учащихся………………………
стр.38 - 44
Выводы по 2 главе…………………………………………………
стр. 45
Заключение…………………………………………………………
стр. 46 - 47
Список использованной литературы……………………………
Дизорфография как специфическое нарушение орфографического компонента процесса письма является одним из проявлений общего недоразвития речи. Дизорфографию можно квалифицировать лишь в тех случаях, где у детей имеется недоразвитие всех компонентов речевой системы: фонетико-фонематической, лексико-грамматической. В этом случае в письменных работах даже взрослых учащихся сохраняются и дисграфические ошибки. У детей, не имеющих недоразвития той или иной стороны речи, не имеющих затруднений в овладении всеми компонентами языка, не возникнет и затруднений в освоении орфографии, в крайнем случае, оно будет носить временный характер, а ошибки не будут стойкими.
Мы согласны с точкой зрения, которой придерживаются А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, И.В. Прищепова, О.И. Азова и др.: дизорфография представляет собой языковое расстройство, которое проявляется в структуре общего недоразвития речи и характеризуется полиморфными нарушениями в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками, обусловленными несформированностыо языковых обобщений. Специально организованная система логопедической работы обеспечит коррекцию дизорфографии у данной категории детей, если будет направлена на развитие орфографической зоркости, на формирование различных компонентов языковой способности (фонематических, лексических, морфологических и синтаксических обобщений), их интеграцию в процессе метаязыковой деятельности и развитие лингвистического мышления.
Мы придерживаемся мнения, что из сопоставлений дисграфий с дизорфографиями, следует: в обоих случаях основой трудностей является несформированность метаязыковых навыков. При этом неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии, а несформированность морфологического – к дизорфографии.
В настоящее время в большинстве научных работ дисграфия и дизорфография рассматриваются как языковое расстройство, как нарушение, связанное с недоразвитием у детей символической деятельности, процессов кодирования и декодирования, языковой способности.
Глава 2.
Опытное исследование письменных работ учащихся ОСОШ № 94.
С целью изучения симптоматики и механизмов у школьников 7,8 классов нами было проведено экспериментальное исследование, которое включало исследование состояния орфографических знаний, умений и навыков, а также исследование звукопроизношения и звукослоговой структуры слов, словаря, грамматического строя речи.
2.1 Особенности контингента учащихся ОСОШ № 94.
2.1.1 Общая характеристика образовательного учреждения.
ОСОШ № 94 – это муниципальное образовательное учреждение открытая сменная общеобразовательная школа № 94. Школа была открыта в 1943 году в связи с необходимостью обучения рабочей молодежи и повышения ее квалификации. Школа меняла свое название: школа рабочей молодежи – вечерняя школа – открытая школа. Школа имеет традиции, в ней всегда преподавали учителя высокой квалификации и высоких нравственных качеств.
Школа имеет лицензию и аккредитацию на ведение образовательной деятельностью.
По уставу в Открытой (сменной) общеобразовательной школе имеют право обучаться лица, достигшие 14 летнего возраста. В школе (в зависимости от количества набранных учащихся) открываются 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12 классы. Наполняемость классных групп: малая – от 9 человек, большая – от 12. Группы имеют разную наполняемость: от 9 до 17 человек. Обучение ведется в соответствии с образовательными региональными и федеральными стандартами. По окончании 9 класса учащиеся получают аттестат государственного образца о получении основного образования (неполного среднего). По окончании 11 (12) класса учащиеся получают аттестат государственного образца о получении общего образования (среднего).
В последние десятилетия контингент школы стал меняться. Наряду с работающей молодежью значительную часть составляют неработающие подростки, юноши и девушки в возрасте от 14 лет.
2.1.2 Психологические и
личностные особенности
В последнее десятилетие контингент основной школы (учащиеся 6 - 9 классов) ОСОШ № 94 – это, в подавляющем большинстве случаев, дети со школьной, социальной дезадаптацией или из групп риска. Для завершения обучения в общеобразовательной школе они нуждаются в психолого-педагогической поддержке.
Проблемы в обучении имеются у всех учащихся. 73% учащихся, принимающих участие в эксперименте, имеют сниженную учебную мотивацию. Большинство учащихся нуждается в наблюдении учителя, помощи и контроле с его стороны на уроке. Всем, без исключения, учащимся требуется адаптация учебного материала.
По данным специалистов центра диагностики и консультирования "Развитие", ежегодно выявляющих особенности познавательной и личностной сфер учащихся 6 – 9 классов ОСОШ № 94, большинство учащихся характеризуется недостаточным развитием основных познавательных функций (внимания, памяти, мышления).
Слабо развито произвольное внимание, достаточно долгим является период "врабатываемости". "Коллективное внимание" – менее 7 минут.
Память учащихся является неразвитой, они не владеют приёмами опосредованного запоминания, преобладает механическое запоминание. Память учащихся характеризуется доминированием зрительной памяти. Долговременная память у всех учащихся не развита, имеет очень низкий уровень.
У всех учащихся выявлена недостаточная сформированность сложных форм мыслительных операций. Преобладает наглядно-образное мышление, а не словесно-логическое. Наиболее страдает словесно-логическое мышление. Нарушены операции анализа, синтеза, классификации и обобщения. Мышление ситуативно и конкретно. Наиболее доступные действия – по аналогии (воспроизводят с недостатками). Психологи и дефектологи зафиксировали низкую устойчивость внимания, высокое стремление к отвлечению. Недостаточный уровень сосредоточенности значительно снижает объём памяти учащихся. Данные диагностики показали, что он не соответствует возрастной норме.
Учащиеся характеризуются низким уровнем самоконтроля и воли. Доминантой коллектива класса часто становится демонстрация негативной установки к выполнению школьных требований.
Данные нейропсихологического диагностирования говорят о существенной функциональной недостаточности их психофизиологического развития.
Мы воспользуемся обобщенными данными, предоставленными специалистами Центра диагностики и консультирования "Развитие"
С целью выявления особенностей развития
учащихся ОСОШ было проведено обследование контингента учащихся.
Обследование проходило в несколько этапов:
первым был сбор анамнестических данных
через анализ документов учащихся (медицинская
карта, характеристики, справки, заключения
ПМПК). Более подробные и точный сбор данных
предполагал беседу с родителями учащегося
и изучение поликлинической медицинской
карты, но был исключен по причине трудности
привлечения родителей детей и подростков
к сотрудничеству. Данный этап необходим
для общей оценки глубины учащегося в
сфере обучения, в семье и проблем в процессе
социализации, а также времени начала
развития проблематики. На первом этапе
изучались документы учащихся 7 – 9 классов.
Вторым этапом было непосредственно экспериментально-
Из всего объема информации, отраженной в документации, была выделена та, которая, как нам кажется, имеет значение в картине формирования и развития проблематики в образовательной сфере и сфере социализации. Т.к. большое значение имеет своевременность выявления проблематики развития ребенка и оказание соответствующей помощи, нами учитывалась информация о посещении ребенком ДОУ и получения им специальной коррекционной помощи в рамках данного учреждения. К сожалению, в документах имеет место отсутствие данной информации или неполное отражение (не указывается, посещал ли ребенок ДОУ, или не указывается № ДОУ). В результате нами были получены неполные данные. Данные показывают, что часть учащихся не были охвачены дошкольными образовательными учреждениями. Данный фактор рассматривается как неблагоприятный, т.к. домашнее воспитание может рассматриваться как благо при условии социального и психологического благополучия в семье, воспитывающей ребенка, и достаточно высоком уровне компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения ребенка. Это нельзя утверждать о подавляющем большинстве семей учащихся ОСОШ. Непосещение ДОУ ребенком из такой семьи способствует развитию социально-педагогической запущенности. Кроме того, существует вероятность того, что в результате непосещения ДОУ у ребенка не была вовремя выявлена проблематика в психологической, логопедической либо дефектологической сфере и не оказана своевременная коррекционная помощь.
Психологи и дефектологи помогли провести экспериментально-
Особенностью данной категории учащихся является дефицитарность развития интеллектуальной сферы, большинство результатов выполнения тестов соответствует нижней границе возрастной нормы. Ситуация осложняется отсутствием навыков учебной деятельности в результате педагогической запущенности. Исследование эмоционально-личностной сферы выявило следующие особенности: эмоциональную неустойчивость, неконструктивность реагирования в конфликтной ситуации, повышенную агрессивность, высокую степень тревожности, низкую самооценку, инфантильность в поведении и эмоциональной сфере. Особенно тревожным фактором является отсутствие у подавляющего большинства учащихся учебной мотивации. Среди обследуемых выделяется группа учащихся с относительной сохранностью интеллектуальной сферы, но со значительными отклонениями в поведенческой и эмоциональной сферах: высокой агрессивностью, неприятием общепринятых норм поведения, высокой склонности к деликвентному поведению, неадекватным эмоциональным реагированием в общении с окружающими, стремлением занять лидерские позиции в группе. Обучение данной категории учеников представляет сложность уже не в силу проблем в интеллектуальной сфере, сколько в силу проблем в сфере социализации.
В силу вышеперечисленных особенностей контингента учащихся требуется особая организация образовательного процесса. В частности, для увеличения результативности обучения за счет усиления контролирующей функции учителя рекомендуется обучение в малых группах. Малая наполняемость класса позволит так же осуществлять индивидуальный и уровневый подход в обучении.
Т.о. учащиеся ОСОШ в большинстве имеют когнитивные и эмоциональные нарушения, требующие учета и особой организации процесса обучения. [38].
2.2 Данные констатирующего эксперимента.
2.2.1 Оценка состояния устной речи учащихся.
Следующим этапом стало традиционное логопедическое обследование учащихся 7 и 8 классов (особенностью обследования является существующая долгосрочная возможность наблюдать учащихся в речевой деятельности на уроках русского языка и литературы). Данные обследования выявили:
Количество учащихся |
Количество учащихся, имеющих нарушения |
% учащихся, имеющих нарушения | |
Нарушения звукопроизношения |
21 |
15 |
71,4 % |
Фонетико- фонематические нарушения |
21 |
18 |
85,7 % |
Лексико-граммматические нарушения |
21 |
21 |
100 % |
Наблюдение за учащимися на уроках и во внеурочное время показывает, что обиходно-разговорная речь их развита достаточно хорошо. В их устной диалогической речи уже почти не проявляются серьезные фонетические и лексико-грамматические трудности. Их активная обиходно-бытовая речь достаточно свободна, эмоционально и интонационно выразительна, состоит обычно из простых, но правильно построенных, синтаксических конструкций с достаточно правильным выбором грамматических форм высказывания. Слова в процессе общения подбираются быстро, в целом их запас достаточен, употребление адекватно выражаемой мысли. Трудности понимания обращенной к ним разговорной речи полностью отсутствуют.
Но в 7 – 9 классах увеличивается по объему и, что самое существенное, качественно усложняется содержание учебных предметов. Появляются литература (включает литературоведческий анализ), история, география, биология, физика, химия. Каждая из этих дисциплин имеет свой сложный терминологический категориальный строй, включает в себя усложненные логико-грамматические системы обобщений, абстрактные модели, схемы и т. д. И для того, чтобы полноценно овладевать такой учебной системой основ наук, подросток к этому периоду обучения должен иметь уже качественно иной, чем разговорно-описательный, уровень сформированности речевых средств. Он уже должен подняться на более высокий обобщенный — соответствующий усложненному программному учебному материалу — уровень развития всех высших, в том числе речевых, функций.
Однако наблюдения за учащимися в процессе их учебно-познавательной деятельности обнаруживают у всех учащихся (в т.ч. принимавших участие в эксперименте и не принимавших) целый комплекс стойких или остаточных проявлений дефектов сложно организованной речи, специфическую недостаточность словесно-логического мышления, произвольных форм речевой памяти, воображения, неточности абстрактных представлений и т. п.