Дифференциальная диагностика дисграфии и дизорфографии у учащихся 7 – 9 классов ОСОШ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Письменная речь начинает формироваться в младших классах, и продолжает развиваться и совершенствоваться в средних классах общеобразовательной школы. Одним из параметров качественной письменной речи является орфографическая грамотность.
В последнее десятилетие учителя и логопеды общеобразовательных школ отмечают увеличение числа учащихся средних и старших классов, письмо которых характеризуется наличием единичных дисграфических ошибок, наличием разнообразных орфографических ошибок, имеющих тенденцию приобретать стойкий характер. В настоящее время безграмотное письмо в большей степени является проблемой среднего и старшего звена общеобразовательной школы. У учащихся открытых (вечерних) школ эта проблема выступает в концентрированном, остром виде.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………
3 – 7 стр.
Глава 1.
Концептуальные основы изучения дисграфии и дизорфографии.
1.1 Сравнительный анализ понятий дисграфии и дизорфографии……………………………………………………

стр.8 - 20
1.2 Характеристика дисграфических и дизорфографических ошибок……………………………...................................................

стр. 20 - 31
1.2.1. Дисграфические ошибки…………………………………...
стр. 20 - 25
1.2.2. Дизорфографические ошибки………………………………
стр. 26 - 29
Выводы по 1 главе…………………………………………………
стр. 29 - 30
Глава 2.
Опытное исследование письменных работ учащихся ОСОШ № 94.
2.1 Особенности контингента учащихся ОСОШ № 94………….
стр. 32 - 36
2.1.1 Общая характеристика образовательного учреждения……
стр.32 - 33
2.1.2 Психологические и личностные особенности учащихся 7, 8, 9 классов ОСОШ № 94…………………………………………

стр. 33 - 36
2.2 Данные констатирующего эксперимента…………………….
стр. 37 - 44
2.2.1 Оценка состояния устной речи учащихся…………………
стр. 37 - 38
2.2.2. Анализ письменных работ учащихся………………………
стр.38 - 44
Выводы по 2 главе…………………………………………………
стр. 45
Заключение…………………………………………………………
стр. 46 - 47
Список использованной литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Дифференциальная диагностика дисграфии и дизорфографии у учащихся 7 – 9 классов ОСОШ.doc

— 335.00 Кб (Скачать файл)

 

Распределение количества орфографических ошибок в работах учащихся 7,8  классов:

 

Виды орфограмм

Количество ошибок (в %)

Проверяемые безударные гласные в корне слова

30,19 %

Употребление Ъ и Ь (в разных случаях)

9,43 %

НЕ с различными частями речи

8,49 %

Непроверяемые безударные гласные в корне слова

7,55 %  

Правописание приставки С-

7,55 %

Правописание О, Ё после шипящих

6,6 %  

Правописание гласных в суффиксах

6,6 %

НН и Н в разных частях речи

5,66 %

Правописание личных окончаний глаголов

2,83 %

Правописание чередующихся гласных в корне

2,83 %

Правописание приставок на –З, -С

2,83 %

Правописание ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА

2,83 %  

Употребление заглавной буквы

2,83 %

Правописание окончаний существительных

1,89 % 

Приставки ПРИ- и ПРЕ-

1,89 %


 

Наше исследование, подтвердило основные выводы, сделанные Р.И. Лалаевой, О.И. Азовой, О.В. Елецкой, Е.А. Логиновой в вопросе наиболее часто встречающейся орфограммы. Таковой стала орфограмма о правописании безударных проверяемых гласных в корне слова.

Анализ орфографических ошибок показывает, что часть из них не усвоена учащимися со времени обучения в начальной школе (проверяемые безударные гласные в корне слова; употребление Ъ и Ь; правописание ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА; употребление заглавной буквы; правописание окончаний существительных). При этом учащиеся знают формулировку этих орфограмм, но применять их не могут.

Другие орфограммы, не рассказывающие, какая буква должна быть использована, а дающие лишь способ, который позволяет установить правильное написание являются одними из сложнейших в русском языке (правописание О, Ё после шипящих; правописание гласных в суффиксах; правописание НН и Н в разных частях речи; правописание НЕ с различными частями речи). Они требуют не только усвоения условий применения орфограммы, алгоритмов действий, но и понимание семантики слов, умения проводить фонетический, морфемный, морфологический и лексико-грамматический анализ слова, дифференцировать части речи, т.е. основываются на интеграции всех подсистем языка: фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса.

Учащиеся знают формулировки орфограмм, изучавшихся в начальной и средней школе. По причине нарушения фонетико-фонематического, лексико-грамматического компонентов речи, несформированности словесно-логического мышления плохо усваивают орфограммы, дающие способ, устанавливающий правильное написание. В результате в письменных работах допускают большое количество ошибок, которые мы считаем дизорфографическими. Для того чтобы ошибки исчезли, недостаточно будет выучить правила. Для преодоления стойких ошибок морфологического принципа написания, так же как и для преодоления ошибок фонематического принципа написания, требуется кропотливая систематическая комплексная работа по развитию всех компонентов речевой системы учащихся 7 – 9 классов открытой школы.

 

 

 

 

 

 

Вывод по 2 главе:

Уровень сформированности устной и письменной речи учащихся 7,8,9 классов ОСОШ № 94 не соответствует возрастной норме. Констатирующий эксперимент показал, что у всех обследованных учащихся, несмотря на развитость речи на обиходном уровне,  выявляется общее недоразвитие речи III уровня. Недоразвитияе речи, несформированность словесно-логического мышления, отсутствие положительной учебной мотивации приводит к большим трудностям в усвоении программ общеобразовательных предметов, в т.ч. программы по русскому языку.

В письменных работах (диктантах, изложениях) выявлены дисграфические и дизорфографические ошибки. Т.к. причины этих ошибок берут начало в несформированности фонетико-фонематического, а особенно, лексико-грамматического уровнях речи, мы считаем необходимым проводить целенаправленную логопедическую и коррекционную работу по преодолению этих нарушений  процесса письма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Учащиеся 7,8,9 классов открытой школы – особый контингент учащихся. Их неуспешность в учебной деятельности представляет собой кольцо взаимообусловленных проблем. Изначально практически все учащиеся имели проблемы развития, в т.ч. речевого. Эти проблемы не были решены в дошкольном и младшем школьном периоде. В настоящее время учащиеся усваивают все предметы школьного курса на низком уровне. Нашей целью было выявление проблем, связанных с процессом письма учащихся. На основании анализа имеющейся литературы о нарушениях процесса письма мы констатируем, что во всех письменных работах отмечаются дисграфические и дизорфографические ошибки. Эти нарушения входят в структуру общего недоразвития речи, которое отмечается у всех испытуемых.

Русский язык – один из предметов общеобразовательного цикла, усвоение которого вызывает особые затруднения. Освоение данного предмета школьного курса 7, 8, 9 класса требует хорошего развития всех уровней речи, как устной, так и письменной.

Требования современного образовательного процесса требуют качества знаний и прочности учебных навыков. Но в силу вышеуказанных причин учащиеся не могут усваивать сложную программу по русскому языку, которая преподается по традиционной методике. Мы считаем, что учащимся необходима адаптация материала и логопедизированная методика преподавания русского языка. К сожалению, система логопедической коррекции не предусматривает наличие логопункта в общеобразовательных школах, не имеющих начальной школы. Иными слова, логопедическая помощь таким детям ограничивается условиями специализированных центров, где такая помощь оказывается индивидуально и платно. Исходя из специфики контингента учащихся, их незаинтересованности в посещении коррекционных учреждений, слабой мотивации, некритичности к своим нарушениям, учащиеся не посещают такие образовательные центры. Мы предлагаем оказывать коррекционное воздействие в рамках, имеющихся у ОСОШ как образовательного учреждения. А именно: необходимо придать коррекционно-логопедическую направленность урокам русского языка в 7, 8, 9 классах. Также предлагаем организовать  курс дополнительного образования, который можно выделить из часов, отпущенных школой на факультативы, кружки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Андреева С.Л. Коррекционно-логопедическая работа с детьми-дизорфографиками// Учитель-ученик; проблемы, поиски, находки №43. Психолого-педагогическая поддержка в образовании. Юго-западный окружной методический центр. – М., 2003. – с. 76-84
  1. Ахутина Т.В.Трудности письма  и их нейропсихологическая диагностика //Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - М., МПСИ. – 2001. - с.7 – 20. - (МГУ, факультет психологии, Комплекс социальной помощи детям и подросткам, Москва.)
  2. Борякова Н.Ю., Егорочкина А.А. Исследование компетенции учителей начальных классов общеобразовательной школы в вопросах выявления и преодоления нарушений письменной речи // Школьный логопед. – 2005. - № 5-6. – с. 40 – 50
  3. Вид В.Д., Попов Ю.В. Клиническая психиатрия. СПб. - 2000.
  4. Визель Т.Г. Зачем нейропсихология нужна логопедии? // Логопедия. – 2005. - № 1. – с.36 – 41
  5. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М., 1990. – (Образование, педагогические науки: Дефектология)
  6. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973
  7. Влияние стороны поражений головного мозга у детей школьного возраста на характер нарушений письма и чтения / Шкловский В.М., Дмитрова Е.Д., Дубровинская Н.В., Лукашевич И.П., Мачинская Р.И. // Практическая психология и логопедия. – 2005. - № 1. – с.29 – 33
  8. Гончарова В.А. Состояние устной и письменной речи учащихся общеобразовательных школ // Школьный логопед. – 2006. - № 3. – с. 39 – 43
  9. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – Под. ред. С.Г. Шевченко. – М: АРКТИ, 2004
  10. Дмитрова Е.Д., Визель Т.Г. Дизорфография и у учащихся средней и старшей школы: Диагностика и коррекция // Практическая психология и логопедия. – 2005. - № 1. – с. 34 – 38
  11. Елецкая О.В Формирование орфографического навыка правописания безударной гласной в корне слова у школьников с нарушениями письменной речи // http://www.logoburg.com/klub
  12. Елецкая О.В. Нарушение формирования навыка письма у учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы. //Логопед. – 2004. - № 3 . –с.18 – 24
  13. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушением письменной речи / Под ред. Защиринской. – СПБ.: Речь, 2005
  14. Елецкая О.В., Логинова Е.А. Орфографические ошибки в письме учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы // Школьный логопед. – 2006. - № 3. – с. 43 – 49
  15. Елецкая О.В., Логинова Е.А. Проявление дисграфических и дизорфографических ошибок у учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы // Практическая психология и логопедия. – 2005. - № 1. – с. 54 – 58
  16. Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка: Учеб.-метод. пособие для работы с уч-ся 4 – 7 кл. спец. (коррекционных) образоват. учрежд.: В 4 ч. – М.: Гуманитар.  изд. центр Владос, 2004. -  (Коррекционная педагогика).
  17. Изучение нарушений письма и чтения: Итоги и перспективы: Материалы Ι Международной конференции Российской ассоциации дислексии. 14 – 16 сентября 2004 г. Москва. – М.: Изд. Московского соц. - гуманитарного ин-та, 2004
  18. Иншакова О.Б. Изменение способа анализа ошибок письма при дисграфии у младших школьников // Изучение нарушений письма и чтения: Итоги и перспективы: Материалы Ι Международной конференции Российской ассоциации дислексии. 14 – 16 сентября 2004 г. Москва. – М.: Изд. Московского соц. - гуманитарного ин-та, 2004. – с. 99 - 105
  19. Иншакова О.Б., Иншакова А.Г. Проблемные вопросы изучения нарушений письма у младших школьников общеобразовательных школ // Практическая психология и логопедия. – 2003. - № 1 - 2. – с. 37 - 41
  20. Карасева Н.Л. Анализ специфических ошибок письма у учащихся начальных классов // Изучение нарушений письма и чтения: Итоги и перспективы: Материалы Ι Международной конференции Российской ассоциации дислексии. 14 – 16 сентября 2004 г. Москва. – М.: Изд. Московского соц. - гуманитарного ин-та, 2004. – с. 106 - 111
  21. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: Учеб.-метод. пособие. – М.:АСТ: Астрель:Транзиткнига, 2006
  22. Конева Е.В., Корнилова С.Б. Учителю о детях с задержкой психического развития. – Ярославль: Ремдер, 2003
  23. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003
  24. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: учеб. пособ. / Сост. Новоторцева Н.В.. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: КАРО, 2006
  25. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб. КАРО, 2007. – 208 с. – (Коррекционная педагогика)
  26. Лалаева Р.И, Азова О.И. Дифференциальная диагностика дизорфографии у младших школьников // Школьный логопед. – 2005. -№ 5 – 6. – с. 12 - 21
  27. Лалаева Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей // Изучение нарушений письма и чтения: Итоги и перспективы: Материалы Ι Международной конференции Российской ассоциации дислексии. 14 – 16 сентября 2004 г. Москва. – М.: Изд. Московского соц. - гуманитарного ин-та, 2004. – с. 132 - 138
  28. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. – Ростов н / Д.: "Феникс", СПб: "Союз", 2004. – (Серия "Коррекционная педагогика").
  29. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. – М., 1961
  30. Логинова Е.А. Актуальные вопросы логопедии в изучении дисграфии, организации ее диагностики и коррекции // Изучение нарушений письма и чтения: Итоги и перспективы: Материалы Ι Международной конференции Российской ассоциации дислексии. 14 – 16 сентября 2004 г. Москва. – М.: Изд. Московского соц. - гуманитарного ин-та, 2004. – с.167 - 173
  31. Логинова Е.А., Елецкая О.В. Дизорфография и её проявления в письме учащихся // Школьный логопед. – 2005. - № 4. – с. 5 – 8
  32. Логопедические занятия со школьниками / Меттус Е.В. и др. – СПб.: КАРО, 2006
  33. Логопедия в школе: Практический опыт /Под ред. В.С. Кукушина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Дону: Изд. центр "МарТ", 2005
  34. Логопедия: Учебник для студ. дефектолог.фак. пед. высш. учеб. заведений /Под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар.  изд. центр Владос, 2006. -  (Коррекционная педагогика).
  35. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма //Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб. для студ. психолог. фак. вузов. – М.: Издат. центр "Академия", 2002
  36. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – 1997
  37. Материалы круглого стола 30 марта 2006 г. "Социальная функция открытой сменной общеобразовательной школы": Школьный отчет ОСОШ № 94
  38. Медицинские и психологические проблемы школьников-подростков: разговор учителя с врачом /Д.Д. Панков, А.Г. Румянцев, Г.Н. Тросканецкая. – М.: АПКиПРО, 2001
  39. Мисаренко Г.Г. Предпосылки и общие направления разработки методики обучения русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями // Школьный логопед. – 2005. - № 3. – с. 4 – 9
  40. Обследование младших школьников с дизорфографией: Учебно-метод. пос.: В 2 ч. /Ав.-сост. О.И. Азова, Под. ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007
  41. Парамонова Л.Г. Дисграфия: Диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Детство-пресс, 2006
  42. Покровская С.В. Развитие вербальной продуктивности как средство преодоления трудностей в письменной речи у школьников: Автореферат диссертации.
  43. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Каро, 2006 – (Серия "Коррекционная педагогика").
  44. Прищепова И.В. Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у младших школьников с ОНР: Автореферат диссертации
  45. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М.: Дрофа, 2005. – 187 с. – (Библиотека учителя).
  46. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. – М.: Айрис – пресс, 2005
  47. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Книга для логопедов. – М.: Гуманитар.  изд. центр Владос, 1995
  48. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Айрис-пресс, 2007 . – (Библиотека логопеда-практика)
  49. Фуреева Е.П.  Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе / Е.П. Фуреева, Е.В. Шипилова, О.В. Филиппова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006
  50. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. – М.,1997
  51. http://children.csa.ru/disgraf.html

 

 

 


 



Информация о работе Дифференциальная диагностика дисграфии и дизорфографии у учащихся 7 – 9 классов ОСОШ