Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 14:19, курсовая работа
Письменная речь начинает формироваться в младших классах, и продолжает развиваться и совершенствоваться в средних классах общеобразовательной школы. Одним из параметров качественной письменной речи является орфографическая грамотность.
В последнее десятилетие учителя и логопеды общеобразовательных школ отмечают увеличение числа учащихся средних и старших классов, письмо которых характеризуется наличием единичных дисграфических ошибок, наличием разнообразных орфографических ошибок, имеющих тенденцию приобретать стойкий характер. В настоящее время безграмотное письмо в большей степени является проблемой среднего и старшего звена общеобразовательной школы. У учащихся открытых (вечерних) школ эта проблема выступает в концентрированном, остром виде.
Введение …………………………………………………………
3 – 7 стр.
Глава 1.
Концептуальные основы изучения дисграфии и дизорфографии.
1.1 Сравнительный анализ понятий дисграфии и дизорфографии……………………………………………………
стр.8 - 20
1.2 Характеристика дисграфических и дизорфографических ошибок……………………………...................................................
стр. 20 - 31
1.2.1. Дисграфические ошибки…………………………………...
стр. 20 - 25
1.2.2. Дизорфографические ошибки………………………………
стр. 26 - 29
Выводы по 1 главе…………………………………………………
стр. 29 - 30
Глава 2.
Опытное исследование письменных работ учащихся ОСОШ № 94.
2.1 Особенности контингента учащихся ОСОШ № 94………….
стр. 32 - 36
2.1.1 Общая характеристика образовательного учреждения……
стр.32 - 33
2.1.2 Психологические и личностные особенности учащихся 7, 8, 9 классов ОСОШ № 94…………………………………………
стр. 33 - 36
2.2 Данные констатирующего эксперимента…………………….
стр. 37 - 44
2.2.1 Оценка состояния устной речи учащихся…………………
стр. 37 - 38
2.2.2. Анализ письменных работ учащихся………………………
стр.38 - 44
Выводы по 2 главе…………………………………………………
стр. 45
Заключение…………………………………………………………
стр. 46 - 47
Список использованной литературы……………………………
Распределение количества орфографических ошибок в работах учащихся 7,8 классов:
Виды орфограмм |
Количество ошибок (в %) |
Проверяемые безударные гласные в корне слова |
30,19 % |
Употребление Ъ и Ь (в разных случаях) |
9,43 % |
НЕ с различными частями речи |
8,49 % |
Непроверяемые безударные гласные в корне слова |
7,55 % |
Правописание приставки С- |
7,55 % |
Правописание О, Ё после шипящих |
6,6 % |
Правописание гласных в суффиксах |
6,6 % |
НН и Н в разных частях речи |
5,66 % |
Правописание личных окончаний глаголов |
2,83 % |
Правописание чередующихся гласных в корне |
2,83 % |
Правописание приставок на –З, -С |
2,83 % |
Правописание ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА |
2,83 % |
Употребление заглавной буквы |
2,83 % |
Правописание окончаний существительных |
1,89 % |
Приставки ПРИ- и ПРЕ- |
1,89 % |
Наше исследование, подтвердило основные выводы, сделанные Р.И. Лалаевой, О.И. Азовой, О.В. Елецкой, Е.А. Логиновой в вопросе наиболее часто встречающейся орфограммы. Таковой стала орфограмма о правописании безударных проверяемых гласных в корне слова.
Анализ орфографических ошибок показывает, что часть из них не усвоена учащимися со времени обучения в начальной школе (проверяемые безударные гласные в корне слова; употребление Ъ и Ь; правописание ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА; употребление заглавной буквы; правописание окончаний существительных). При этом учащиеся знают формулировку этих орфограмм, но применять их не могут.
Другие орфограммы, не рассказывающие, какая буква должна быть использована, а дающие лишь способ, который позволяет установить правильное написание являются одними из сложнейших в русском языке (правописание О, Ё после шипящих; правописание гласных в суффиксах; правописание НН и Н в разных частях речи; правописание НЕ с различными частями речи). Они требуют не только усвоения условий применения орфограммы, алгоритмов действий, но и понимание семантики слов, умения проводить фонетический, морфемный, морфологический и лексико-грамматический анализ слова, дифференцировать части речи, т.е. основываются на интеграции всех подсистем языка: фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса.
Учащиеся знают формулировки орфограмм, изучавшихся в начальной и средней школе. По причине нарушения фонетико-фонематического, лексико-грамматического компонентов речи, несформированности словесно-логического мышления плохо усваивают орфограммы, дающие способ, устанавливающий правильное написание. В результате в письменных работах допускают большое количество ошибок, которые мы считаем дизорфографическими. Для того чтобы ошибки исчезли, недостаточно будет выучить правила. Для преодоления стойких ошибок морфологического принципа написания, так же как и для преодоления ошибок фонематического принципа написания, требуется кропотливая систематическая комплексная работа по развитию всех компонентов речевой системы учащихся 7 – 9 классов открытой школы.
Вывод по 2 главе:
Уровень сформированности устной и письменной речи учащихся 7,8,9 классов ОСОШ № 94 не соответствует возрастной норме. Констатирующий эксперимент показал, что у всех обследованных учащихся, несмотря на развитость речи на обиходном уровне, выявляется общее недоразвитие речи III уровня. Недоразвитияе речи, несформированность словесно-логического мышления, отсутствие положительной учебной мотивации приводит к большим трудностям в усвоении программ общеобразовательных предметов, в т.ч. программы по русскому языку.
В письменных работах (диктантах, изложениях) выявлены дисграфические и дизорфографические ошибки. Т.к. причины этих ошибок берут начало в несформированности фонетико-фонематического, а особенно, лексико-грамматического уровнях речи, мы считаем необходимым проводить целенаправленную логопедическую и коррекционную работу по преодолению этих нарушений процесса письма.
Заключение.
Учащиеся 7,8,9 классов открытой школы – особый контингент учащихся. Их неуспешность в учебной деятельности представляет собой кольцо взаимообусловленных проблем. Изначально практически все учащиеся имели проблемы развития, в т.ч. речевого. Эти проблемы не были решены в дошкольном и младшем школьном периоде. В настоящее время учащиеся усваивают все предметы школьного курса на низком уровне. Нашей целью было выявление проблем, связанных с процессом письма учащихся. На основании анализа имеющейся литературы о нарушениях процесса письма мы констатируем, что во всех письменных работах отмечаются дисграфические и дизорфографические ошибки. Эти нарушения входят в структуру общего недоразвития речи, которое отмечается у всех испытуемых.
Русский язык – один из предметов общеобразовательного цикла, усвоение которого вызывает особые затруднения. Освоение данного предмета школьного курса 7, 8, 9 класса требует хорошего развития всех уровней речи, как устной, так и письменной.
Требования современного образовательного процесса требуют качества знаний и прочности учебных навыков. Но в силу вышеуказанных причин учащиеся не могут усваивать сложную программу по русскому языку, которая преподается по традиционной методике. Мы считаем, что учащимся необходима адаптация материала и логопедизированная методика преподавания русского языка. К сожалению, система логопедической коррекции не предусматривает наличие логопункта в общеобразовательных школах, не имеющих начальной школы. Иными слова, логопедическая помощь таким детям ограничивается условиями специализированных центров, где такая помощь оказывается индивидуально и платно. Исходя из специфики контингента учащихся, их незаинтересованности в посещении коррекционных учреждений, слабой мотивации, некритичности к своим нарушениям, учащиеся не посещают такие образовательные центры. Мы предлагаем оказывать коррекционное воздействие в рамках, имеющихся у ОСОШ как образовательного учреждения. А именно: необходимо придать коррекционно-логопедическую направленность урокам русского языка в 7, 8, 9 классах. Также предлагаем организовать курс дополнительного образования, который можно выделить из часов, отпущенных школой на факультативы, кружки.
Список использованной литературы.