Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 14:19, курсовая работа
Письменная речь начинает формироваться в младших классах, и продолжает развиваться и совершенствоваться в средних классах общеобразовательной школы. Одним из параметров качественной письменной речи является орфографическая грамотность.
В последнее десятилетие учителя и логопеды общеобразовательных школ отмечают увеличение числа учащихся средних и старших классов, письмо которых характеризуется наличием единичных дисграфических ошибок, наличием разнообразных орфографических ошибок, имеющих тенденцию приобретать стойкий характер. В настоящее время безграмотное письмо в большей степени является проблемой среднего и старшего звена общеобразовательной школы. У учащихся открытых (вечерних) школ эта проблема выступает в концентрированном, остром виде.
Введение …………………………………………………………
3 – 7 стр.
Глава 1.
Концептуальные основы изучения дисграфии и дизорфографии.
1.1 Сравнительный анализ понятий дисграфии и дизорфографии……………………………………………………
стр.8 - 20
1.2 Характеристика дисграфических и дизорфографических ошибок……………………………...................................................
стр. 20 - 31
1.2.1. Дисграфические ошибки…………………………………...
стр. 20 - 25
1.2.2. Дизорфографические ошибки………………………………
стр. 26 - 29
Выводы по 1 главе…………………………………………………
стр. 29 - 30
Глава 2.
Опытное исследование письменных работ учащихся ОСОШ № 94.
2.1 Особенности контингента учащихся ОСОШ № 94………….
стр. 32 - 36
2.1.1 Общая характеристика образовательного учреждения……
стр.32 - 33
2.1.2 Психологические и личностные особенности учащихся 7, 8, 9 классов ОСОШ № 94…………………………………………
стр. 33 - 36
2.2 Данные констатирующего эксперимента…………………….
стр. 37 - 44
2.2.1 Оценка состояния устной речи учащихся…………………
стр. 37 - 38
2.2.2. Анализ письменных работ учащихся………………………
стр.38 - 44
Выводы по 2 главе…………………………………………………
стр. 45
Заключение…………………………………………………………
стр. 46 - 47
Список использованной литературы……………………………
Эти отклонения приводят к специфическим трудностям в овладении теоретическими программными знаниями по ряду основных учебных предметов, отставанию в развитии их общих познавательных способностей и высших психических функций в целом.
2.2.2 Анализ письменных работ учащихся.
Цель констатирующего эксперимента: сбор статистических данных и их анализ (анализ письменных работ школьников).
Качество письменной продукции школьников изучалось на материале диктантов и изложений, соответствующих по степени сложности программам 7, 8, 9 классов. Диктанты и изложения соответствуют требованиям, предъявляемым к уровню письменных работ 7, 8 классов. Изложение 9 класса – выпускное изложение, предъявленное учащимся на письменном экзамене по русскому языку.
Методом исследования выбран анализ письменных работ учащихся 7, 8 классов. Была проанализирована письменная продукция учащихся. В исследовании использовался анализ следующих вариантов письменных работ: слуховые диктанты, самостоятельные творческие работы (изложения). Были выбраны именно данные виды письменных работ, так как они отражали следующую специфику: разная степень контроля и самоконтроля за выполнением упражнений, различные требования к темпо-ритмическим характеристикам письма и различный уровень мотивации на выполнение письменных заданий.
Оценивались следующие специфические (дисграфические) и дизорфографические ошибки (см. таблицы):
Дисграфические
|
|
|
|
|
Орфографические*
Проверяемые безударные гласные в корне слова |
Употребление Ъ и Ь (в разных случаях) |
НЕ с различными частями речи |
Непроверяемые безударные гласные в корне слова |
Правописание приставки С- |
Правописание О, Ё после шипящих |
Правописание гласных в суффиксах |
НН и Н в разных частях речи |
Правописание личных окончаний глаголов |
Правописание чередующихся гласных в корне |
Правописание приставок на –З, -С |
Правописание ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА |
Употребление заглавной буквы |
Правописание окончаний существительных |
Приставки ПРИ- и ПРЕ- |
*Школьная программа по
Данные эксперимента.
Мы провели констатирующий эксперимент по выявлению дисграфических и дизорфографических ошибок в письменных работах учащихся 7, 8, 9 классов (2006/2007 учебный год). В эксперименте приняли участие:
Учащиеся 7 классов |
14 чел. |
Учащиеся 8 класса |
7 чел. |
Учащиеся 9 классов |
20 чел. |
Итого: |
41 чел. |
Возраст учащихся от 14 до 17 лет.
Количество работ учащихся, участвующих в исследовании.
Класс Вид работы |
Изложение |
Диктант |
7 |
14 |
14 |
8 |
7 |
14 |
9 |
20 |
(не писали) |
Итого: |
41 |
21 |
Результаты анализа письменных работ.
Количество работ с ошибками.
Класс |
Параметры
Вид работы |
Писали (чел.) |
С дисграфическими ошибками (работ) |
С дизорфографическими ошибками (работ) |
7 кл. |
Диктант |
14 |
11 (78,6 %) |
14 (100 %) |
Изложение |
14 |
13 (92,9 %) |
14 (100 %) | |
8 кл. |
Диктант |
7 |
6 (85,7 %) |
7 (100 %) |
Изложение |
7 |
7 (100 %) |
7 (100 %) | |
9 кл. |
Изложение |
20 |
16 (80 %) |
20 (100%) |
Среднее количество ошибок в работах.
7 класс:
Диктант |
Изложение | ||
Дисграфические ошибки |
Дизорфографические ошибки |
Дисграфические ошибки |
Дизорфографические ошибки |
5,57 |
10,43 |
6,28 |
7,86 |
8 класс:
Диктант |
Изложение | ||
Дисграфические ошибки |
Дизорфографические ошибки |
Дисграфические ошибки |
Дизорфографические ошибки |
7,29 |
16 |
4,43 |
9,57 |
9 класс:
Изложение | |
Дисграфические ошибки |
Дизорфографические ошибки |
4,95 |
6,45 |
Количество дисграфических ошибок, допущенных в работах
(по видам дисграфий)*:
7 класс
Диктант |
Изложение | |
акустическая и артикуляторно-акустическая |
28,8% |
18,18% |
на почве нарушения языкового анализа |
37,18% |
48,86% |
аграмматическая |
21,79% |
19,32% |
оптическая |
12,8% |
13,64% |
8 класс
Диктант |
Изложение | |
акустическая и артикуляторно-акустическая |
5,9% |
- |
на почве нарушения языкового анализа |
62,74% |
51,61% |
аграмматическая |
11,7% |
25,8% |
оптическая |
19,6% |
22,6% |
9 класс
Изложение | |
акустическая и артикуляторно-акустическая |
13,1% |
на почве нарушения языкового анализа |
42,2% |
аграмматическая |
35,2% |
оптическая |
9,05% |
*У всех учащихся, допустивших дисграфические ошибки, наблюдается смешанный характер дисграфии. (См. приложение 1).
Примеры дисграфических ошибок, допущенные учащимися в диктантах и изложениях.
Виды ошибок |
Примеры |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|