Дифференциальная диагностика дисграфии и дизорфографии у учащихся 7 – 9 классов ОСОШ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Письменная речь начинает формироваться в младших классах, и продолжает развиваться и совершенствоваться в средних классах общеобразовательной школы. Одним из параметров качественной письменной речи является орфографическая грамотность.
В последнее десятилетие учителя и логопеды общеобразовательных школ отмечают увеличение числа учащихся средних и старших классов, письмо которых характеризуется наличием единичных дисграфических ошибок, наличием разнообразных орфографических ошибок, имеющих тенденцию приобретать стойкий характер. В настоящее время безграмотное письмо в большей степени является проблемой среднего и старшего звена общеобразовательной школы. У учащихся открытых (вечерних) школ эта проблема выступает в концентрированном, остром виде.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………
3 – 7 стр.
Глава 1.
Концептуальные основы изучения дисграфии и дизорфографии.
1.1 Сравнительный анализ понятий дисграфии и дизорфографии……………………………………………………

стр.8 - 20
1.2 Характеристика дисграфических и дизорфографических ошибок……………………………...................................................

стр. 20 - 31
1.2.1. Дисграфические ошибки…………………………………...
стр. 20 - 25
1.2.2. Дизорфографические ошибки………………………………
стр. 26 - 29
Выводы по 1 главе…………………………………………………
стр. 29 - 30
Глава 2.
Опытное исследование письменных работ учащихся ОСОШ № 94.
2.1 Особенности контингента учащихся ОСОШ № 94………….
стр. 32 - 36
2.1.1 Общая характеристика образовательного учреждения……
стр.32 - 33
2.1.2 Психологические и личностные особенности учащихся 7, 8, 9 классов ОСОШ № 94…………………………………………

стр. 33 - 36
2.2 Данные констатирующего эксперимента…………………….
стр. 37 - 44
2.2.1 Оценка состояния устной речи учащихся…………………
стр. 37 - 38
2.2.2. Анализ письменных работ учащихся………………………
стр.38 - 44
Выводы по 2 главе…………………………………………………
стр. 45
Заключение…………………………………………………………
стр. 46 - 47
Список использованной литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Дифференциальная диагностика дисграфии и дизорфографии у учащихся 7 – 9 классов ОСОШ.doc

— 335.00 Кб (Скачать файл)

Эти отклонения приводят к специфическим трудностям в овладении теоретическими программными знаниями по ряду основных учебных предметов, отставанию в развитии их общих познавательных способностей и высших психических функций в целом.

 

2.2.2 Анализ письменных  работ учащихся.

 

Цель констатирующего эксперимента: сбор статистических данных и их анализ (анализ письменных работ школьников).

Качество письменной продукции школьников изучалось на материале диктантов и изложений, соответствующих по степени сложности программам 7, 8, 9 классов. Диктанты и изложения соответствуют требованиям, предъявляемым к уровню письменных работ 7, 8 классов. Изложение 9 класса – выпускное изложение, предъявленное учащимся на письменном экзамене по русскому языку.

Методом исследования выбран анализ письменных работ учащихся 7, 8 классов. Была проанализирована письменная продукция учащихся. В исследовании использовался анализ следующих вариантов письменных работ: слуховые диктанты, самостоятельные творческие работы (изложения). Были выбраны именно данные виды письменных работ, так как они отражали следующую специфику: разная степень контроля и самоконтроля за выполнением упражнений, различные требования к темпо-ритмическим характеристикам письма и различный уровень мотивации на выполнение письменных заданий.

В 9 классах при анализе использовались выпускные изложения (черновые варианты, не подвергшиеся правке учителя).

Оценивались следующие специфические (дисграфические) и дизорфографические ошибки (см. таблицы):

Дисграфические

  1. Искаженное написание букв.
  1. Замены рукописных букв:
  2. а) графически сходных,
  3. б) фонетически сходных.
  1. Искажения звукобуквенной структуры слова: перестановки, пропуски, добавления, персеверации, антиципации, контаминации букв, слогов).
  1. Искажения структуры слова: раздельное написание слова, слитное написание слов, контаминации слов).
  1. Аграмматизмы.

 

Орфографические*

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Употребление Ъ и Ь (в разных случаях)

НЕ с различными частями речи

Непроверяемые безударные гласные в корне слова

Правописание приставки С-

Правописание О, Ё после шипящих

Правописание гласных в суффиксах

НН и Н в разных частях речи

Правописание личных окончаний глаголов

Правописание чередующихся гласных в корне

Правописание приставок на –З, -С

Правописание ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА

Употребление заглавной буквы

Правописание окончаний существительных

Приставки ПРИ- и ПРЕ-


 

*Школьная программа по русскому  языку включает около ста орфограмм, которые учащиеся должны освоить  в течение обучения с 1 по 7 класс. Приведены орфограммы, в которых учащиеся допустили ошибки.

Данные эксперимента.

Мы провели констатирующий эксперимент по выявлению дисграфических и дизорфографических ошибок в письменных работах учащихся 7, 8, 9 классов (2006/2007 учебный год). В эксперименте приняли участие:

 

Учащиеся 7 классов

14 чел.

Учащиеся 8 класса

7 чел.

Учащиеся 9 классов

20 чел.

Итого:

41 чел.


 

Возраст учащихся от 14 до 17 лет.

 

Количество работ учащихся, участвующих в исследовании.

 

Класс                    Вид работы

Изложение

Диктант

7

14

14

8

7

14

9

20

(не писали)

Итого:

41

21


Результаты анализа письменных работ.

Количество работ с ошибками.

 

 

Класс

Параметры

 

Вид работы

Писали

(чел.)

С  дисграфическими ошибками (работ)

С дизорфографическими ошибками (работ)

7 кл.

Диктант

14

11 (78,6 %)

14 (100 %)

Изложение

14

13 (92,9 %)

14 (100 %)

8 кл.

Диктант

7

6 (85,7 %)

7 (100 %)

Изложение

7

7 (100 %)

7 (100 %)

9 кл.

Изложение

20

16 (80 %)

20 (100%)



 

 

 

 

 

 

 

 

Среднее количество ошибок в работах.

7 класс:

Диктант

Изложение

Дисграфические ошибки

Дизорфографические ошибки

Дисграфические ошибки

Дизорфографические ошибки

5,57

10,43

6,28

7,86


 

8 класс:

Диктант

Изложение

Дисграфические ошибки

Дизорфографические ошибки

Дисграфические ошибки

Дизорфографические ошибки

7,29

16

4,43

9,57


 

9 класс:

Изложение

Дисграфические ошибки

Дизорфографические ошибки

4,95

6,45


 

Количество дисграфических ошибок, допущенных в работах

(по видам дисграфий)*:

7 класс

 

Диктант

Изложение

акустическая и артикуляторно-акустическая

28,8%

18,18%

на почве нарушения языкового анализа

37,18%

48,86%

аграмматическая

21,79%

19,32%

оптическая

12,8%

13,64%


8 класс

 

Диктант

Изложение

акустическая и артикуляторно-акустическая

5,9%

-

на почве нарушения языкового анализа

62,74%

51,61%

аграмматическая

11,7%

25,8%

оптическая

19,6%

22,6%


9 класс

 

Изложение

акустическая и артикуляторно-акустическая

13,1%

на почве нарушения языкового анализа

42,2%

аграмматическая

35,2%

оптическая

9,05%


*У всех учащихся, допустивших  дисграфические ошибки, наблюдается смешанный характер дисграфии. (См. приложение 1).

    Примеры дисграфических ошибок, допущенные учащимися в диктантах и изложениях.

Виды ошибок

Примеры

  1. Замены букв по акустико – артикуляционному признаку
  1. Чепями (цепями), симсоД (семьсот), закЛичала (закричала), выбеЗала (выбежела), лопаДы (лопаты), ПотоЧкому (Потоцкому), уцастники (участники)
  1. Пропуски букв, обозначающих гласные и согласные звуки
  1. закидйте (закидайте), упокаивать (успокаивать), падающх (падающих), откыватся (открыватся)
  1. Вставки букв, слогов
  1. дЕверь (дверь), в нутОрь (внутрь), ПетОр (Петр)
  1. Раздельное написание частей слова
  1. с жечь (сжечь), от ступали (отступали), а днажды (однажды), в скоре (вскоре), к расотой (красотой), с нова, от провляютя (отпровляютя), в сбирается (всбирается), на громождение (нагромождение), от дых (отдых), и схудавшим (исхудавшим)
  1. Слитное написание слов (+ контаминации)
  1. Аты (а ты), занею ( за нею), уьеготам (у него там), заноги (за ноги), заруки (за руки), немоглипоймать, ласкалисабаку, искрылась, наследуещийднь (на следующий день), Влондони (в Лондоне), низнатностью (ни знатностью), ато (ато), отподножя (от подножья)
  1. Смещения границ слов
  1. во гонь (в огонь)
  1. Персеверации
  1. за Зибель (гибель), заженыные, тарараса (Тараса), тысяСя (тысяча), здезь (сдесь),
  1. Антиципации
  1. вынУрнула, крУкнул, нагоВову, бЫтылкой, восторХался (далее следует слово боХ (бог), наклониЯся (наклонился), Гогонь (огонь), Песпорядочной (беспорядочной), сужу (сижу), Тотом (потом)
  1. Аграмматизмы
  1. крыша загорелОсь; побежали за купоросОЙ; под ноги взвившемуся конЯ; наглость держалО (наглость держала)
  1. Замены оптически и кинетически сходных букв
  1. а - о: остОвлю, в стрОхе, пожОр, сАлнцу (солнцу), кОждую (каждую), корОбль (корабль); б - д: дыли (были), в Седирь (в Сибирь), и – у: вершУна (вершина)
  1. Трудности обозначения мягкости
  1. далше (дальше), гвозЬдями (гвоздями), четверЬДь (четверть), ткан (ткань), осложнАющие (осложняющие)
  1. Смешанные ошибки
  1. кричаХ (кричал), ниводомой (невиданной), од подножя (от подножья), четырноцава (четырнадцатого), с четремя ( с четырьмя), нагоВову (на голову), мешают из зарослей (мешают и заросли), на громождение камней, осложняющий (нагромождение камней, осложняющих)

Информация о работе Дифференциальная диагностика дисграфии и дизорфографии у учащихся 7 – 9 классов ОСОШ