Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 11:59, курсовая работа
С незапамятных времен люди уяснили истину: успешная совместная работа возможна лишь тогда, когда ее участники могут прийти к согласию, найти общий язык.
В наше время - время невиданных ранее темпов научно-технического и социального прогресса – происходит непрерывное усложнение деловых взаимосвязей между людьми в процессе деятельности. Вместе с этим неизмеримо возрастает и роль психологического фактора, человеческих отношений и общения в коллективах. Это в полной мере проявляется и в педагогических коллективах.
Введение……………………………………………………………2
Глава I. Теоретическая часть…………………………………….6
1.1. Педагогический коллектив как социальный
объект управления……………………………………………..7
1.2. Сущность социально-психологического
климата в коллективе педагогических работников………...13
1.3. Влияние руководителя на
социально-психологический климат в коллективе…………21
1.4. Упреждение и преодоление конфликтов
в коллективе ДОУ……………………………………………..29
Глава II. Опытно – исследовательская работа …………………42
2.1. Констатирующий этап эксперимента………………………..45
Выводы и рекомендации…………………………………………..51
Библиография………………………………………………………55
Тема «Формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе как залог продуктивной деятельности».
План:
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретическая часть…………………………………….6
1.1. Педагогический коллектив как социальный
объект управления……………………………………………..7
1.2. Сущность социально-психологического
климата в коллективе педагогических работников………...13
1.3. Влияние руководителя на
социально-психологический климат в коллективе…………21
1.4. Упреждение и преодоление конфликтов
в коллективе ДОУ……………………………………………..29
Глава II. Опытно – исследовательская работа …………………42
2.1. Констатирующий этап эксперимента………………………..45
Выводы и рекомендации…………………………………………..
Библиография………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
С незапамятных времен люди уяснили истину: успешная совместная работа возможна лишь тогда, когда ее участники могут прийти к согласию, найти общий язык.
В наше время - время невиданных ранее темпов научно-технического и социального прогресса – происходит непрерывное усложнение деловых взаимосвязей между людьми в процессе деятельности. Вместе с этим неизмеримо возрастает и роль психологического фактора, человеческих отношений и общения в коллективах. Это в полной мере проявляется и в педагогических коллективах.
Поэтому формирование в педагогических коллективах психологического климата, необходимого для творческой работы, становится все более актуальной проблемой. Неблагоприятный климат, наличие большого количества негативных ситуаций между сотрудниками приводит к разрозненности взглядов на систему воспитания и обучения, на методики, вследствие чего страдают в первую очередь дети.
Изучение данной проблемы особенно важно именно в педагогическом коллективе, т.к. он имеет особенности, из-за которых он в большей степени, чем другие коллективы, подвержен конфликтам, разложению, неблагоприятной морально-психологической обстановке.
Решением этой проблемы занимались как просвещенцы-практики, так и представители психолого-педагогической науки: В.Г. Афанасьева, Л.П. Буева, В.Г. Иванова, П.Е. Кряжева, А.Г. Ковалев; психологи Н. Куртиков, Е.С. Кузьмин, Р.Х. Шакуров, И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов.
Под психологическим климатом обычно понимают систему относительно устойчивых психологических состояний, типичных для данного коллектива и значимых для его членов, для их деятельности. Основными слагаемыми психологического климата выступают взаимоотношения людей в коллективе, их настроение, удовлетворенность работой, в которых проявляется отношение работников к своему труду и коллективу.
К.К. Платонов понимает под психологическим климатом общественные настроения. По его мнению, основным фактором, вызывающим настроение, служат межличностные отношения.
Е.С. Кузьмин значительно расширяет содержание этого понятия. По мнению ученого, понятие психологический климат емкое, оно отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе.
Анализируя исследования Н.А. Куртикова, Е.С. Кузьмина, Р.Х. Шакурова, можно сказать, что проблема благоприятного социально-психологического климата именно в педагогическом коллективе разработана недостаточно, т.к. эти ученые в основном рассматривают общие понятия о коллективе.
Новой и практически значимой является предпринятая В.Г. Ивановой попытка определить трудности формирования благоприятного психологического климата педагогического коллектива и выяснить их причины.
Эмпирическое исследование педагогических коллективов осуществлено Н.С. Мансуровым, Е.С. Кузьминым и их сотрудниками. Однако следует сказать, что интенсивность и продуктивность этих теоретических и эмпирических исследований еще недостаточно отвечают потребностям нашего общества.
Особенно трудно и мало разработанной проблемой является структура коллектива, стадии и уровни его развития, проблема саморегуляции и саморазвития коллектива. Недостаточно разработаны и вопросы управления и руководства коллективом.
В последние годы усилился интерес к социологии и психологии личности. Эти годы характеризуются значительным ростом философской, психологической и педагогической литературы, посвященной проблеме личности. А вместе с тем проблеме создания благоприятного социально-психологического климата в педагогических коллективах уделялось гораздо меньше внимания.
Такое состояние неоправданно ни с практической, ни с теоретической точек зрения. Дело в том, что при благоприятном социально-психологическом климате в коллективе формируются параметры, которые эффективны для организации трудовой деятельности. Ведь удовлетворенность профессией, условиями труда, взаимоотношениями в коллективе создают предпосылки для получения более высоких результатов труда, для успешной, продуктивной деятельности.
Цель: выявить влияние личностных и профессиональных качеств руководителя ДОО на создание социально-психологического климата в коллективе.
Объект исследования: процесс создания социально-психологического климата в педагогическом коллективе.
Предмет исследования: влияние личности руководителя на социально – психологический климат в коллективе.
Задачи исследования:
В целях получения данных мы использовали методы: беседа, анкетирование, тестирование.
Основным методом нашего исследования была опытно-исследовательская работа.
Теоретическая часть
Глава I. Теоретическая часть.
Вся история общественного производства есть предыстория коллективной деятельности людей. А.С. Макаренко считал, что личность может формироваться только в условиях жизни, труда, учения, которые создаются в коллективе. «Коллектив, - писал А.С. Макаренко, - это свободная группа людей, объединенных единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности».
А.С.Макаренко подчеркивал, что коллектив как социальная группа ставит общественно полезные цели, а дисциплина его членов характеризуется как сознательная взаимозависимость равноправных людей.
Одним из главных принципов коллектива является единство действий. Действие сплачивает людей, обеспечивает реализацию целей, оно вместе с тем воспитывает активность, формирует и закаляет волю. Действие тогда эффективно во всех отношениях, когда оно осуществляется в форме сотрудничества членов коллектива.
По мнению А.Г. Ковалева, коллектив – это объединение людей, направленное на реализацию общественно значимых целей, что есть высшая форма социальной организации, основанная на отношениях сотрудничества и взаимопомощи его членов.
В.И. Зверева обращает внимание на то, что педагогический коллектив - это, прежде всего коллектив людей, разных по возрасту и опыту педагогической работы, по характеру и коммуникабельности, по интересам и ценностным ориентациям, по темпераменту и волевым качествам.
Как организация, коллектив регулируется дисциплиной и управляется руководителями, интересы которых совпадают с интересами членов группы. Одним из важнейших интегральных признаков коллектива является социально-психологическая общность.
А.Г. Ковалев считает, что под общностью в педагогическом коллективе следует понимать не статистически среднее мнение сотрудников, а качество организации или социального организма, т.е. то, что создает целостность группы. Общность имеет свою историю, а, следовательно, и определенные уровни развития. Она детерминируется внешними обстоятельствами, и в первую очередь экономическими, политическими факторами. На формировании общности сказывается и субъективный фактор – психология людей, составляющих коллектив.
Сформировавшись, общность развивается в соответствии с внутренними объективными закономерностями.
Как было отмечено А.Г. Ковалевым, процесс образования общности в педагогическом коллективе имеет специфические, качественно отличные стадии. Отсюда вытекает, что и общность так же имеет различные уровни. Так можно говорить об общности парциальной и глобальной. Первая характеризуется единством группы педагогов в одном каком-либо отношении (единство целей, интересов или взглядов). При парциальной общности педагоги, будучи объединены в одном отношении, могут расходиться в другом, что приводит нередко к конфликтным отношениям.
Глобальная общность в педагогическом коллективе – это общность на высшем уровне ее развития, когда люди едины во всех основных отношениях, когда каждый выступает за всех и за каждого.
Рассмотрим подробнее основные признаки педагогического коллектива как общности людей.
Единство общественно полезной цели для всех членов дошкольной организации является первым, хотя и неисчерпывающим, признаком коллектива. Общность целей сплачивает людей, направляет их волю. Цели коллектива вытекают из общественных потребностей и интересов. С самого начала образования коллектива определяются его цели. Постепенно все большее количество людей проникается общими целями, вследствие чего эти цели становятся стремлениями каждого. Только при этом условии формируется подлинное единство воли. Общие цели конкретизируются коллективом, устанавливается определенная иерархия целей – целей всего коллектива и его звеньев, ближайших и далеких целей.
Воля личности не сводится к постановке целей, решающее значение имеет сам процесс исполнения, процесс регулирования деятельности коллектива, который ведет к достижению поставленной цели.
Единая воля слагается из воли руководителя ДОО, воли общественных организаций, воли лиц, составляющих коллектив. Однако коллективная воля это не простая слагаемая воля отдельных лиц. Она имеет свое качество, достижения ее более значительны, чем, если просто суммировали достижения отдельных лиц. И вместе с тем, личные воли, сливаясь в единую волю, не теряют своей значимости, так как каждая из них вносит свой вклад в общее дело.
Как только теряется единство цели и воли вследствие противоречия личностных и общественных мотивов, конфликтных отношений, так начинается деградация и распад коллектива.
Большое значение для сплоченности педагогического коллектива имеет сотрудничество и взаимопомощь. Педагогический коллектив – это группа людей, сотрудничающих друг с другом. Без сотрудничества и взаимопомощи нет и не может быть коллектива, не может быть общности.
Благодаря взаимопомощи укрепляется коллективизм, формируется глобальная общность, когда все за одного и каждый за всех.
Важнейший признак педагогического коллектива – наличие органов управления и руководства. Без органов управления нет и не может быть коллектива. Это объясняется тем, что всякий труд людей требует координации и согласования, планирования и это немыслимо без управления.
Развитый педагогический коллектив – это самоуправляющаяся и саморегулирующая система. Вполне понятно, что такая система может функционировать только на демократической основе. Каждый член коллектива принимает участие в обсуждении вопросов и принятии решений.
Зрелость педагогического коллектива измеряется по степени демократизма в решении коллективных дел, активности его общественных организаций. Также и социальная ценность личности как члена коллектива определяется степенью его участия в делах группы. Демократизм в жизни педагогического коллектива имеет огромное социальное и психологическое значение, т.к. актуализирует потенциальные силы всего коллектива и каждой отдельной личности. Участие в делах коллектива требует напряжения мысли и воли, пробуждает творчества, инициативу и ведет к наиболее разумным общим решениям.
Решения, принятые после обсуждения коллективом, становятся решениями всех и каждого в отдельности. Вполне понятно, что собственные решения люди проводят в жизнь с большей настойчивостью и удовлетворением, чем те, которые приняты руководителем без предварительного обсуждения вопроса в коллективе