Формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе как залог продуктивной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

С незапамятных времен люди уяснили истину: успешная совместная работа возможна лишь тогда, когда ее участники могут прийти к согласию, найти общий язык.
В наше время - время невиданных ранее темпов научно-технического и социального прогресса – происходит непрерывное усложнение деловых взаимосвязей между людьми в процессе деятельности. Вместе с этим неизмеримо возрастает и роль психологического фактора, человеческих отношений и общения в коллективах. Это в полной мере проявляется и в педагогических коллективах.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………2

Глава I. Теоретическая часть…………………………………….6

1.1. Педагогический коллектив как социальный
объект управления……………………………………………..7

1.2. Сущность социально-психологического
климата в коллективе педагогических работников………...13

1.3. Влияние руководителя на
социально-психологический климат в коллективе…………21

1.4. Упреждение и преодоление конфликтов
в коллективе ДОУ……………………………………………..29

Глава II. Опытно – исследовательская работа …………………42

2.1. Констатирующий этап эксперимента………………………..45

Выводы и рекомендации…………………………………………..51

Библиография………………………………………………………55

Файлы: 1 файл

благоприятный климат.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

В беседе участвовали 20 воспитателей. Им было предложено 12 вопросов:

  1. Ваш руководитель требователен к людям?
  2. Умело побуждает педагогов к повышению качества работы?
  3. Руководит демократичными методами, советуясь с воспитателями?
  4. Пользуется уважением в коллективе?
  5. Умеет убеждать?
  6. Тепло относится к педагогам, внимателен к их нуждам?
  7. Показывает пример педагогического мастерства?
  8. Пропагандирует в детском саду достижения педагогической науки и передового опыта?
  9. Прислушивается к замечаниям педагогов, не мстит за критику?
  10. Умеет поддерживать в коллективе хорошее настроение?
  11. Умело содействует разрешению конфликтов, сплочению коллектива?
  12. Выдержан, сгоряча не кричит на человека?

 

 

 

 

 

 

 

Следует отметить, что на вопрос «Пользуется ли руководитель уважением в коллективе?» были даны такие ответы как: «Пользуется, но недостаточно», «Руководителю не хватает авторитета» и т.д. (так ответили 68% педагогов). На вопрос: «Требователен ли Ваш руководитель к людям?» воспитатели ответили: «Недостаточно требователен. Часто дает указания и не уточняет качество их выполнения» (62% педагогов). По мнению воспитателей именно этот фактор снижает качество педагогической деятельности.

Положительные отзывы педагогов руководитель получил, когда речь в беседе зашла об его отношении к педагогам, к их нуждам. Большинство воспитателей ответили, что, по их мнению, руководитель проявляет довольно теплое отношение и искренний интерес.

Также с положительной стороны воспитатели отметили такие умения руководителя, как способность с уважением относиться к советам и критике педагогов.

Приведем в пример ответы на вопросы беседы одного из воспитателей:

    1. Наш руководитель недостаточно требователен к людям. Я считаю, что для большей результативности работы нашему руководителю необходимо быть более требовательным.
    2. Старается правильно побуждать педагогов, но. К сожалению, не всегда удачно.
    3. При решении вопросов советуется с воспитателями, но, по моему мнению, должен больше ответственности брать на себя.
    4. Пользуется, но недостаточно. Не хватает авторитетности.
    5. Лучше получается не убеждать, а уговаривать.
    6. Руководитель тепло относится к большинству членов коллектива, искренне внимателен к их нуждам.
    7. Редко возникают такие ситуации, в которых руководитель имеет возможность показать пример своего педагогического мастерства.
    8. Пропагандирует.
    9. Спокойно выслушивает замечания и предложения. Способен воспринять конструктивную критику.
    10. Скорее можно сказать, что руководитель умеет поддержать хорошее настроение, но мало внимания уделяет этому вопросу.
    11. Старается содействовать разрешению конфликтов, но с помощью актива коллектива.
    12. Выдержан.

 

III этап

 

Третий заключительный этап опытно – исследовательской работы был направлен на организацию самооценки стиля управления самим руководителем.

Нами был разработан тест /Приложение №4/ для руководителей «Определите свой стиль руководства». В работе участвовало 2 управленца: заведующий и заместитель заведующего по образовательной деятельности. Им было предложено 27 утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководителя и педагогического коллектива. Ответы были занесены в таблицу кодов /Приложение №4/.

  Обработав  данные теста, нами были сделаны следующие выводы: в руководстве коллективом педагогических работников руководитель ДОО и заместитель заведующего по образовательной деятельности в основном используют коллегиально – либеральный стиль управления (с приблизительно одинаковой выраженностью этих двух стилей) и практически не используют авторитарный стиль управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы и рекомендации:

 

Проведя опытно-исследовательскую работу, мы можем сделать вывод, что наличие благоприятного социально – психологического климата в коллективе действительно является залогом успешной продуктивной деятельности.

После проведенных нами исследований стало очевидно, что в коллективе прослеживается удовлетворенность работой, но руководитель ДОУ не влияет на дела в коллективе. Вопросы о равномерности загруженности работой, возможности повышения квалификации и об отношениях с руководителем, также состояние материальной базы ДОУ требуют коррекции, так как именно это неблагоприятно влияет на психологический климат коллектива.

В педагогическом коллективе МДОУ №16 преобладает низкая степень благоприятности социально-психологического климата. По нашему мнению причиной этому является использование руководителем либерального стиля управления, который характеризуется тем, что руководитель часто делегирует выработку и принятие решения подчиненным, предоставляя им полную свободу, оставляя за собой лишь представительскую функцию. Также из-за очень близкой дистанции со своими подчиненными руководитель ограничен в использовании более авторитарных методов руководства, что, естественно, отрицательно влияет на продуктивность педагогической деятельности.

Необходимо отметить, что из-за либерального стиля управления явно снизилась продуктивная деятельность МДОУ №16, что выражается в оттоке квалифицированных специалистов (в 2004 году уволились 4 педагога, из них 3 педагога со 2 квалификационной категорией; в 2005 году уволились 2 педагога; в 2006 году уволились 4 педагога, из них 1 с 1 квалификационной категорией и 3 со второй), в снижении качества подготовки выпускников и в отсутствии поступления их в образовательные учреждения повышенного уровня сложности (за период с 2004 по 2006 год только 6 человек поступило в гимназию и 137 человек в среднее образовательное учреждение №7).

Анализируя материалы методических объединений нами было выявлено только одно городское методическое объединение по физическому воспитанию на тему: «Физически–оздоровительная работа в группах детей раннего возраста», которое было проведено в 2005 году. Также были запланированы методические объединения на тему: «Психологическая готовность ребенка к школе» /2006год/ и «Решение коррекционных задач на индивидуальных занятиях в группах для детей с речевыми недостатками» /2004год/, но никаких документов, протоколов и т.д., подтверждающих проведение этих методических объединений не было представлено.

В период с 2004 по 2006 год повысили свою квалификационную категорию только 2 педагога, подтвердили 4 педагога. Мы считаем, что это связано с тем, что руководитель недостаточно требователен к педагогам в плане повышения их профессионального роста.

Также мы считаем, что успешность продуктивной деятельности выражается в наличии печатной продукции и участии педагогов в научно – практических конференциях. Проанализировав документацию, нами было выявлено лишь две печатных работы педагога О.Б. Бурли и участие в одной студенческой научной конференции ПГУ им. Т.Г. Шевченко психолога И.И. Звездиной в 2004году. Таким образом, мы можем сделать вывод, что продуктивность педагогической деятельности ДОО №16 недостаточно высокая.

 

Для сплочения педагогического коллектива мы рекомендуем реализовать в дошкольном учреждении следующую поэтапную программу: на 1 этапе необходимо снять эмоциональную напряженность и выявить условия сохранения благоприятного социально – психологического климата. Для этого руководству нужно работать над изучением отношений внутри коллектива, удовлетворенности каждого сотрудника своей деятельностью. На основе полученных данных руководителю следует наметить пути достижения благоприятной психологической обстановки: демократизация процесса управления, создающая атмосферу уважения, доверия и успешности каждого сотрудника; формирование корпоративной этики; совершенствование толерантной культуры.

На втором этапе мы рекомендуем руководителю проведение игры, в ходе которой педагоги высказывают свое видение перспектив развития ДОО, имеют возможность высказать свои пожелания администрации. Также мы предлагаем игры на формирование у членов группы установки на взаимопонимание «Найди себе пару» /Приложение №5 /, повышение доверия друг к другу «Доверчивый столб» /Приложение №6/; упражнения на сплоченность коллектива: для  формирования эмоционально-волевого единства коллектива «Единство» /приложение №7/, тренинги для отработки навыков эмпатии и новых способов поведения «Зеркало» /Приложение №8  /, для формирования умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга «Комплименты», «Через стекло» /Приложение №9/.  

Считаем возможным рекомендовать руководителю в процессе общения с педагогами интересоваться об их затруднениях, с которыми они сталкиваются в работе и оказывать помощь в их преодолении.

Также руководителю необходимо усилить контролирующую функцию управления, установить в работе авторитетный, деловой и этически выдержанный контроль, дифференцированный с учетом психологических особенностей каждого члена коллектива, выработать перспективы творческого роста каждого педагога, больше и качественнее проводить культурно – массовые мероприятия, улучшить состояние материальной базы ДОУ, учитывать психологическую совместимость при расстановке кадров. По нашему мнению это приведет к большей удовлетворенности педагогов процессом педагогической деятельности.

При реализации вышеописанных рекомендаций, по нашему мнению, существует реальная возможность улучшения социально – психологического климата в коллективе ДОО №16 «Незабудка», что неизменно приведет к повышению результативности и продуктивности педагогической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография:

    1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М.: Просвещение, 1989
    2. Аншукова Е.Ю. Аналитическая деятельность старшего воспитателя. // Управление дошкольным образовательным учреждением. № 3 2004, стр. 29
    3. Афанасьев В.Г. и др. Социальные аспекты управления. М., 1981
    4. Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. // Управление дошкольным образовательным учреждением. № 3 2004, стр. 82
    5. Банашак М., Й. Форхольцер. Человек и власть. М., «Прогресс», 1973
    6. Белая К.Ю. Ежедневник старшего воспитателя детского сада. М., ООО «Издательство Астрель» 2000
    7. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. М., АСТ, 1998
    8. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. М., МИПКРО, 2000
    9. Белая К.Ю. От сентября до сентября. Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детских садов к планированию воспитательно – образовательной работы. М., АСТ,1998
    10. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М., АСТ, 1998
    11. Богатырева Е. Использование педагогического анализа в управлении ДОУ. // Дошкольное воспитание, 1999, №4
    12. Бир С. Наука управления. М., «Прогресс», 1983
    13. Бондаренко А.К. и др. Заведующий дошкольным учреждением: Пособие для зав. дошк. Учреждениями. – М.: Просвещение. 1984
    14. Вендеров Е.Е. Психологические проблемы управления. М., «экономика», 1969
    15. ВасильеваА.И., Батурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. М., Просвещение, 1990
    16. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя в ДОУ с педагогами. М., Сфера, 2004
    17. Грехнев Н.Г.  . Коллектив – социальный объект управления. М., «Прогресс», 1985
    18. Демурова Е.Ю., Островская Л.Ф. о руководстве детским садом, М., 1972
    19. Зеленевский Я. Организация трудовых коллективов. М., «Прогресс», 1971
    20. Ковалев А.Г. Коллектив и социально – психологические проблемы руководства. М.. 1978
    21. Кузьмин Е.С., Волков И.П., Емельянов Ю.Н. Руководитель и коллектив. Л., 1974
    22. Конфликт и общение: путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов. Издательство «АRC» Кишинев. 1997
    23. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 1988
    24. Максимова Е.К., Максимова Н.А. Директор школы и педагогический коллектив. Калинин, 1979
    25. Матейко А. Условия творческого труда. М., 1970
    26. Моргунов Е.Б. Личность и организация. М., 1996
    27. Носков Н.Ф., Титков А.Ф. Искусство руководителя. Ростов-на-Дону, 1972
    28. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ СФЕРА, 2001
    29. Поздняк Л.В. Заведующий в системе управления дошкольным учреждением // Дошкольное воспитание, 1993, №1
    30. Поздняк Л.В., Лященко Л.И. Управление дошкольным образованием. М., 1999
    31. Руденко Н.Н. Конфликт: сущность, возникновение, разрешение. Тирасполь, РИО ПГКУ, 1995
    32. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001 – Кн.2
    33. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. – Ростов-на-Дону, 1996
    34. Свенцицкий А.Л. Руководитель: слово и дело. М., 1983
    35. Самоукина Н.В. Игры в которые играют… Психологический практикум – г. Дубна, 1996
    36. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М., Новая школа, 2001
    37. Трудовой коллектив как объект и субъект управлнеия. // Под ред. А.С. Пашкова. Ленинград, Издательсто Ленинградского университета, 1980
    38. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном Образовательном учреждении. Пособие для руководителей ДОУ. М., Аркти. 2004
    39. Шакуров Р.Х. Руководителю об управлении коллективом / Научно-исследовательский институт Академия пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1986
    40. Шакуров Р.Х. Социально – психологические проблемы руководства педагогическим коллективом / Научно-исследовательский институт Академия пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1982

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

 

 

Анкета оценки уровня психологического климата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

 

 

Тест для выявления удовлетворенности взаимоотношениями групп «педагог – педагог» и «педагог – руководитель»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

 

 

Беседа для педагогов на тему «Заведующий глазами воспитателей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

 

 

Тест «Определите свой стиль руководства» + таблица кодов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

 

Игра «Найди себе пару»

 

Цель упражнения: - развитие установки на взаимопонимание в коллективе.  
              Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров и т.д. 
              Каждый участник должен отыскать свою "вторую половину", опрашивая коллектив. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: "Что у меня написано на листе?". Отвечать на вопросы можно только словами "да" и "нет". Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.

 
             На упражнение отводится 10-15 минут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

 

Игра «Доверчивый столб»

 

Цель упражнения: разминка, повышение доверия друг к другу.  
            Один участник падает назад с закрытыми глазами. Другой (другие) ловят его в самую последнюю минуту.

 

 

 

Информация о работе Формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе как залог продуктивной деятельности