Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 11:59, курсовая работа
С незапамятных времен люди уяснили истину: успешная совместная работа возможна лишь тогда, когда ее участники могут прийти к согласию, найти общий язык.
В наше время - время невиданных ранее темпов научно-технического и социального прогресса – происходит непрерывное усложнение деловых взаимосвязей между людьми в процессе деятельности. Вместе с этим неизмеримо возрастает и роль психологического фактора, человеческих отношений и общения в коллективах. Это в полной мере проявляется и в педагогических коллективах.
Введение……………………………………………………………2
Глава I. Теоретическая часть…………………………………….6
1.1. Педагогический коллектив как социальный
объект управления……………………………………………..7
1.2. Сущность социально-психологического
климата в коллективе педагогических работников………...13
1.3. Влияние руководителя на
социально-психологический климат в коллективе…………21
1.4. Упреждение и преодоление конфликтов
в коллективе ДОУ……………………………………………..29
Глава II. Опытно – исследовательская работа …………………42
2.1. Констатирующий этап эксперимента………………………..45
Выводы и рекомендации…………………………………………..51
Библиография………………………………………………………55
Также необходимо отметить, основным условием образования и существования коллектива является дисциплина. Именно она обеспечивает определенный распорядок в деятельности, так как педагогический коллектив – это еще и сложная система зависимостей, определяемая целями и задачами деятельности.
Дисциплина в педагогическом коллективе – это полная защищенность, полная уверенность педагога в своем праве, наконец, дисциплина украшает коллектив. Нарушение дисциплины отдельными членами группы наносит большой ущерб общей деятельности, производительности труда, а в еще большей степени вредит общей воле, пагубно влияя на поведение членов коллектива и расшатывая его общность.
Большое значения имеет единство целей и сплоченность коллектива. Их отсутствие в некоторых случаях ведет к распаду коллектива.
В коллективном сознании необходимо выделить общественное мнение, выполняющее функцию саморегуляции коллектива.
Общественное мнение динамично, оно служит целям воспитания людей в социальной группе, как в нравственном отношении, так и в проявлениях характера. Так, общественное мнение коллектива осуждает всякого рада аморальность и тем самым предупреждает возможность ее проявления в будущем. Общественное мнение подтягивает многих к уровню передовых, предупреждает возможность регресса и т.д.
Но необходимо отметить, что общественное мнение коллектива не касается интимных сторон жизни, личных увлечений, оно не препятствует развитию личных дарований.
Очень важное явление педагогического коллективного сознания – настроение группы, которое составляет наряду с другими элементами так называемый психологический климат социальной группы. Настроение отражает жизненно значимые изменения во внешней и внутренней среде жизни коллектива.
Общественное коллективное настроение – это, прежде всего благоприятные или неблагоприятные условия жизни и деятельности. Хорошие экономические условия (которых особенно не хватает работникам педагогического коллектива) поднимают настроение у людей. Организованный, особенно творческий, труд – это источник устойчивого жизнерадостного настроения. Большие достижения коллектива, особенно если они замечаются и отмечаются вышестоящими организациями, вызывают эмоцию ликования, переходящую в состояние жизнерадостного настроения.
Настроение влияет на ход событий в педагогическом коллективе, на трудовую деятельность, на характер взаимоотношений в коллективе.
Возникнув, настроение имеет тенденцию захватывать все большие и большие массы людей и влиять на все сферы психической деятельности, сказываться как на количественной, так и на качественной стороне труда. Так, в хорошем настроении педагогический коллектив доволен, находчив, люди почти не испытывают усталости. Наоборот, при минорном настроении активность резко падает, усталость наступает быстро.
А.Г. Ковалев подчеркивал, что психологический климат коллектива высокого уровня характеризуется мажорным тоном. Это значит, что люди настроены оптимистически, их радует эффективность коллективной деятельности и подлинно человеческие отношения товарищеского участия. Помощи, уважительный тон общения и т.д.
Т.о. можно сказать, что положительный психологический климат стабилизирует состав коллектива, делает его сплоченным. Наоборот, там, где имеет место стрессовое состояние, обычно возникающее вследствие конфликтных отношений руководителя и группы или различных личностей внутри группы, людям тяжело живется и работается. Нейтралов и примиренцев при этом презирают и те и другие из враждующих сторон. Само собою понятно, что такая атмосфера приводит к серьезному ослаблению коллектива. Эмоциональная напряженность снижает уровень производственной активности и может вести к аморальным поступкам и действиям.
1.2.Сущность социально-психологического климата в коллективе педагогических работников
С социально – психологической точки зрения управление представляет собой процесс формирования и поддержания в коллективе таких психических состояний и свойств, которые необходимы для его успешной деятельности. Это значит, что управление нацелено, прежде всего, на создание в коллективе благоприятного для работы психологического климата.
Термин «психологический климат» относится к недавним приобретениям социологии и социальной психологии и еще не имеет четко очерченного содержания. Но словосочетание «психологический климат» («психологическая атмосфера» и «микроклимат») прочно вошло в обиходный язык и все чаще употребляется в научной литературе, хотя еще не имеет статуса установившегося термина.
Так, К.К. Платонов понимает под психологическим климатом общественные настроения. «К массовым явлениям, свойственным любым группам, относится общественное настроение. Оно то и создает в группе ее психологический климат. Основным фактором, вызывающим настроение, служат межличностные отношения», - пишет он. К настроению (эмоциональным состояниям) членов коллектива сводят содержание понятия «психологический климат» и некоторые другие авторы.
Е.С. Кузьмин значительно расширяет содержание этого понятия. По его мнению, «понятие психологического климата емкое, оно отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе».
Б.Ф. Ломов считает, что психологический климат включает в себя:
Психологический климат относится к категории массовидных психических явлений, возникающих в коллективе. Что касается психических свойств коллектива, то они являются скорее не компонентами, а факторами психологического климата, проявления которых вызывают относительно устойчивые психические состояния. Наконец, понятие «психологический климат» отражает особенности психологии коллектива, которые составляют как бы ее «экологическую» характеристику, т.е. возникает при оценке психологии группы как значимого элемента окружающей среды, положительно или отрицательно влияющего на самочувствие личности и ее активность. Поэтому климат бывает благоприятным, нейтральным или же неблагоприятным.
Н.П. Аникеева считает, что психологический климат – это объективно существующее явление. Оно создается под влиянием двух факторов. Прежде всего, это социально – психологическая атмосфера общества в целом. Второй фактор – микросоциальные условия: специфика функций данного коллектива относительно разделения труда в обществе, географические и климатические условия, степень изолированности коллектива от широкой социальной среды, возрастной и половой состав и т.д.
Оба эти фактора, по мнению Н.П. Аникеевой, и определяют то состояние коллектива, которое называют психологическим климатом. Под ним принято понимать эмоционально – психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами, интересами.
В научной литературе употребляются различные термины, описывающие те же явления, что и психологический климат: «социально- психологический климат», «морально-психологический климат», «психологический настрой», «психологическая атмосфера», социально-психологическая обстановка» и др.
Однако большинство исследователей считает, что важнее иметь единство взглядов на сущность явления, чем спорить о его названии. Это представляется наиболее разумным.
Психологический климат педагогического коллектива создается и проявляется в процессе общения педагогов, на фоне которого реализуются коллективные потребности, возникают и решаются межличностные и групповые конфликты. При этом приобретают отчетливый характер скрытые содержательные ситуации взаимодействия между педагогами: соревнование или тайное соперничество, товарищеская сплоченность или круговая порука, грубое давление или сознательная дисциплина.
Р.Х. Шакуров писал, что под психологическим климатом коллектива мы понимаем систему относительно устойчивых психологических состояний, типичных для данного коллектива и значимых для ее членов и их деятельности.
Психологическая сторона «климата» раскрывается в эмоциональных, волевых и интеллектуальных состояниях группы (так можно говорить об атмосфере оптимизма, страха, целеустремленности или волевой расслабленности, творческого поиска и интеллектуальной активности и др.)
Собственно социально – психологическая сторона психологического климата проявляется в интегративных особенностях психологии коллектива, значимых для сохранения его целостности и его функционирования как относительно самостоятельного объединения людей. Именно с этой стороны раскрывают микроклимат такие его атмосферы, как единство, согласие, удовлетворенность, дружба, сплоченность и другие особенности, характеризующие состояние межличностных отношений в коллективе. Степень взаимной близости педагогов, сходство их мнений, оценок, установок, отношения к совместной жизни и деятельности. Эти интегративные особенности, образующие социально-психологический климат коллектива, являются главным предметом социально – психологических исследований.
По мнению В.С. Грехнева, управление, осуществляя свои социально – психологические функции, формирует в коллективе такие параметры психологического климата, которые важны для эффективной организации трудовой деятельности.
В.С. Грехнев в своих трудах раскрывал то, что на характер общения педагога с воспитанниками и их родителями определяющим образом влияет морально-психологический климат, который сложился в коллективе. Деловые, товарищеские отношения педагога со своими коллегами, администрацией помогают установить последовательность и единонаправленность воспитательного воздействия всего коллектива педагогов во взаимоотношениях с детьми и их родителями.
Морально-психологический климат любого педагогического коллектива, несомненно, зависит от всей системы отношений общества, форм и способов управления народным образованием со стороны государства и общественных организаций.
Демократия, гуманизм, сочетание централизованного административного руководства с самодеятельностью и самоуправлением самого педагогического коллектива, социальная ответственность за результаты своего труда – вот основные принципы, определяющие характер морально-психологического климата, которые претворяются в организации ее деятельности в обществе.
Вместе с тем морально-психологический климат в еще большей степени зависит от внутренних процессов управления и самоуправления самого педагогического коллектива, форм и особенностей взаимоотношений, взаимообщения в нем. В этом смысле эмоциональный настрой, активность, деловитость, принципиальность взаимообщения людей друг с другом являются показателем того или иного сложившегося морально- психологического климата в коллективе.
Также необходимо отметить, что общественное мнение, характер педагогических позиций, добровольное подчинение единым требованиям, выполнение социальных норм и т.д. – все это создает особую обстановку в педагогическом коллективе: обстановку коллективной заботы и ответственности, взаимопомощи и поддержки, согласованного взаимодействия. Такая обстановка – признак здорового нравственно – психологического климата, представляющего собой устойчивое состояние жизнедеятельности коллектива. Для этого состояния характерны доброжелательный стиль взаимоотношений, творческая атмосфера коллективного поиска эффективных методов и форм обучения и воспитания детей, единство педагогических требований, мажорное настроение, высокий уровень трудовой дисциплины и самодисциплины.
В.И. Писаренко указывает, что наличие вышеперечисленных признаков коллективного единства – важнейшее условие высокой эффективности педагогического труда и моральной удовлетворенности членов коллектива своей работой, взаимоотношениями с коллегами, воспитанниками и их родителями, уровнем своего авторитета. Эта удовлетворенность зависит от того, как работа педагога воспринимается и оценивается, от условий его труда, перспектив коллектива. И, наконец, только в коллективе воспитатель находит вдохновение, поддержку, сочувствие, без которых не может быть полного удовлетворения трудом, только в коллективе получает гарантию и помощь в случае неудач и ошибок. Здесь наблюдается четкая диалектическая взаимосвязь: удовлетворенность трудом зависит от климата в коллективе, а одним из слагаемых здорового нравственно – психологического климата является удовлетворенность трудом.
Члены педагогического коллектива, в котором создан здоровый морально-психологический климат, не просто выполняют моральные нормы и предписания, а стремятся к тому, чтобы у каждого воспитателя они становились внутренними убеждениями, превращались в привычку. Сознательное подчинение воли большинства, свободное принятие его требований возможно в таком коллективе, где разумно совмещены свобода деятельности с дисциплиной, творческая активность с подчинением. Только в творческой атмосфере взаимопонимания воспитатель чувствует себя уверенно и активно решает стоящие перед ним задачи. Под влиянием коллективных воздействий, основанных на общественно ценной и личностно значимой деятельности, происходят глубокие качественные изменения в духовном мире педагога, формируется правильное понимание общественного долга, объективная самооценка поступков с позиций общественно значимых интересов.
В лучших педагогических коллективах создана деловая атмосфера, которая способствует проявлению взаимопомощи и требовательности, умению ценить в работе коллеги каждое новое достижение, а также бережно относиться к педагогическим находкам всего коллектива и всячески их поддерживать. Если коллективное общественное мнение одобряет деловую доброжелательность, этим решается выработка коллективных установок, ценностных ориентаций воспитателя; в результате обмена мнениями развиваются товарищеские дискуссии, проявляется коллективная забота об интеллектуальном росте педагога. Такая организация труда педагогического коллектива становится возможной там, где царит здоровый морально-психологический климат. В свою очередь разумная научная организация труда – важнейшее условие нормализации взаимоотношений в педагогическом коллективе.