Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:11, дипломная работа
В основу работы была положена следующая гипотеза: если на уроках во 2 классе при чтении сказок использовать задания, связанные с обращением школьников к текстам других литературных произведений, то это приведет к формированию у учащихся интереса к книге и чтению. Для реализации поставленной цели требовалось решить следующие задачи: 1. Определить особенности формирования читательского интереса у младших школьников, опираясь на законы ПЧД, разработанной Светловской Н.Н. 2. Определить лингвометодические особенности изучение младшими школьниками сказок разных типов. 3. Провести педагогический эксперимент с целью проверки влияния предложенных методов и приемов изучения сказок в начальной школе на развитие интереса учащихся 2классов к чтению и книге.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Формирование читательского интереса у младших школьников.
1.1. Историко-методический аспект проблемы обучения чтению и формирования читательского интереса у младших школьников
1.2. Педагогические условия, пути и средства развития читательских интересов у младших школьников.
ГЛАВА II. Сказка как жанр устного народного творчества.
2.1. Сказка как особый жанр литературы.
2.2. Работа над сказкой на уроках чтения в начальной школе.
ГЛАВА III. Формирование читательского интереса учащихся 2-го класса в процессе работы над сказкой: опытное обучение.
3.1. В каком состоянии интерес до начала опытного обучения.
3.2 Содержание и организация опытно – экспериментального обучения.
3.3. Анализ результатов опытного обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2) Мелкий (или неудобочитаемый) шрифт, не позволяющий сразу узнать буквы и слоги, неудачно расположенные на странице слова (буквы «пестрят», строка разбивается картинками, схемами и т.п.). [ 18,37]
Значит ли это, что игра в буквы, слова при обучении чтению не нужна? Нет, ни в коем случае. Она необходима. Она развивает детей, расширяя и обогащая их словарный запас. Она учит занимательной организации досуга. Она помогает отрабатывать технику чтения, скрашивает однообразие процесса, без которого трудно отработать беглость и правильность раскодирования текста. Но с первого дня на уроках обучения грамоте должен присутствовать и подлинный мотив обучения чтению, тот мотив, который не может не быть адекватным цели: овладевая грамотой, дети должны постоянно узнавать, представлять себе возможных для них, интересных им потенциальных собеседников – сначала конкретные книги, а затем авторов литературных произведений (книг), тянуться к общению с ними, стремиться поскорее зачитать самостоятельно и по-настоящему, как учат, чтобы быть свободными в выборе собеседника.
Одновременно с обучением раскодированию текста дети должны знакомиться с широким кругом книг, привыкнуть самостоятельно ориентироваться в нем, различая собеседников-авторов книг, учиться выбирать для себя тех из них, с кем именно сейчас хочется «поговорить». Если такой привычки у детей не вырабатываться сразу, у них неизбежно возникнут другие привычки (в частности, равнодушие к собеседнику- писателю). [ 18,37]
Наряду с чувственной
формой познания чтение в период начального
обучения является одним из главных
средств открытия мира. Станет ли чтение
мощным средством обогащения личного
и социального опыта ребёнка,
а также средством его
Дети сейчас очень мало читают, в том числе и сказок. Они лишают себя возможности хотя бы немного пожить в сказке, увидеть волшебные пейзажи, услышать сказочных героев, посочувствовать главным героям, попадающим в неприятности, и посмеяться вместе с добрыми, сатирическими персонажами повестей, былин, басен, сказок, рассказов. Независимо от специализации каждый преподаватель обязан следить за общим развитием ребёнка, которое не будет полноценным, если не привить ему любовь к литературе. Нельзя позволить компьютерным играм, уродливым современным мультфильмам, комиксам полностью затмить художественную литературу в жизни детей.
Произведение должно соответствовать возможностям детей по языку (чтобы они могли его самостоятельно читать), должно быть понятно в основной своей мысли, отличаться высокой поэтичностью, доставляющей наслаждение юному читателю, должно давать пищу уму и вызывать удивление, то есть увлекать детей. [ 18,37]
Разработанный Н.Н.Светловской в 70-е годы прошлого века метод чтения-рассматривания является наглядно-исследовательским способом организации читательской деятельности, открывающий перед младшими школьниками кратчайший путь в огромный мир книг. Он четко прокладывает маршрут от читателя к книге, от книги – в мир книг без посредников и промежуточных звеньев. С каждым шагом этот метод гарантирует любому ребенку индивидуальный подход (свою скорость продвижения в мир книг, свой объем освоения объектов этого мира, наконец, свои предпочтения при отборе авторов книг – своих собеседников – и их конкретных творений). Этим метод чтения-рассматривания обеспечивает учащихся в процессе формирования их как читателей пробуждение специфических для каждого ребенка потребностей и потенциальных возможностей.
Как уже было замечено, интерес – это встреча потребности с предметом, и интерес к книге-объекту обеспечивается умением с ней действовать, а читательские интересы – это не просто активная познавательная направленность детей на книгу как объект, который вызывает у них положительные эмоции и – как следствие – желание с ним действовать: рассматривать его, листать, читать. Читательские интересы – это более высокая ступень читательской зрелости, это интерес избирательный, обеспеченный широким знанием доступного круга чтения, но направленный не на книги вообще, а на книги совершенно определенного рода (тематики, авторской принадлежности, жанра и т.п.), которые читатель осознанно выделяет из всех прочих книг, так как испытывает в них особую личную потребность, считает их наиболее подходящими для себя (даже порой не умея объяснить почему).
Сформировать у ребенка читательские интересы – это во многом предопределить развитие его личностных свойств, существенно повлиять на всю его последующую жизнь и потому лучше всего помочь ребенку сделать это самому, познавая и раскрывая себя как личность в процессе читательского становления (свои слабые и сильные стороны, запросы, предпочтения и т.д.). [49 ]
Средняя школа должна готовить не писателя, не литературного критика, не литературоведа, а квалифицированного и образованного читателя художественной литературы, поэтому все прошедшие учения в школе, не став профессиональными писателями и поэтами, должны стать квалифицированными читателями. Такой читатель умеет ориентироваться в мире книг и выбирать «свою» в соответствии со своими запросами и интересами. Об этом удачно сказала в свое время М.А.Рыбникова: «От маленького писателя к большому читателю.» [ 45]
Выводами по данному параграфу являются следующие утверждения:
1. Успешное формирование
читательского интереса у
2. Формирование читательских интересов- это важная научно-педагогическая проблема. Её актуальность обусловлена неуклонно возрастающей ролью речи в жизни человека, которая служит универсальным средством общения, мощным каналом интеллектуального, духовного становления личности.
3. Трудно переоценить
всю ответственность и
4. Всё вышесказанное
подчеркивает необходимость
5. Эта проблема является одной из основных задач начальной школы.
Глава II. Лингвометодические особенности изучения сказок
начальной школе
2.1.Сказка как особый жанр литературы
Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы каждому человеку с детства. С ними связаны первые детские представления о мире, добре и зле, о справедливости. Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, ремесленники, отставные солдаты. Сказки – один из основных видов устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.[12, 24]
Сказка – произведение, в котором главной чертой является «установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно поэтического вымысла». [12,24]
Слово «сказка» применительно к определенному жанру народной поэзии известно с XVII века; но ученые полагают, что в народе это слово употреблялось и раньше. Термину «сказка» предшествует слово «баснь», или «байка», от глагола баять, т.е. говорить. Отсюда сказитель – Баян.[8]
Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров устного народного творчества до сих остается открытой проблемой. Неоднократность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной.
При определении
сказки в качестве основных признаков
жанра исследователями
«Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением». [12,24, 39]
Авторы почти всех трактовок определяют сказку как вид устного повествования с фантастическим вымыслом. Связь с мифом и легендами выводит сказку за пределы простого фантастического рассказа. Сказка – не только поэтический вымысел или игра фантазий; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются культурные ценности её создателя. И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что именно расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла.
Одни исследователи считают, что сказки – это эпические, преимущественно художественные прозаические произведения волшебного, авантюрного характера с установкой на вымысел. Этот основной принцип художественного метода сказки не лишает её, однако, связь с действительностью, определяющей идейное содержание, тематику, язык, характер сюжетов, деталей повествования.[12,24,39 ]
По мнению других, не установка на вымысел является главной чертой сказки, а установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла.
Однако, как это
часто бывает в науке, отсутствие
классического определения
Несмотря на разнообразие сюжетов и стилей, сказки обладают теми общими и существенными свойствами, которые отличают их от всех других произведений фольклора и позволяют характеризовать как единый жанр.
Издавна сказки были
близки и понятны простому народу.
Фантастика переплеталась в них
с реальностью. Живя в нужде, люди
мечтали о коврах- самолетах, о
дворцах, о скатерти-самобранке. И
всегда в русских сказках
От других прозаических
жанров сказка отличается более развитой
эстетической стороной. Эстетическое
начало проявляется в идеализации
положительных героев, и в ярком
изображении «сказочного мира»,
и романтической окраске
Сказки на Руси известны с древних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.
В XVIII веке появилось несколько сборников сказок, в которые были включены произведения с характерными композиционными и стилистическими сказочными особенностями: «Сказка о воре Тимошке». Важную роль в истории изучения сказки как жанр сыграл общерусский сборник А.Н.Афанасьева «Народные русские сказки» (1855-1965): в него входят сказки, бытовавшие во многих краях России. Большая их часть записана для Афанасьева его ближайшими корреспондентами, из которых необходимо отметить В.И.Даля.
В конце XIX- начале XX веков появляется целый ряд сборников сказок. Они дали представление о распространенности произведений этого жанра, о его состоянии, выдвинули новые принципы собирания и издания. Первым таким сборником была книга Д.Н.Садовникова «Сказки и предания Самарского края» (1884). В ней были помещены 124 произведения ,причем 72 записаны только от одного сказочника А.Новопольцева. Вслед за этим появляются богатые собрания сказок: «Северные сказки», «Великорусские сказки Пермской губернии» (1914).
Важнейшей идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и- главное-расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.
Образы русской сказки прозрачны и противоречивы. Всякие попытки использовать образ сказочного героя как образа человека приводят исследователей к мысли о существовании в народной сказке противоречия-победы героя-дурачка, «низкого героя». Это противоречие преодолевается, если рассматривать простоту «дурачка», как символ всего того, что чуждо христианской морали и осуждению ею: жадность, хитрость, корысть. Простота героя помогает ему поверить в чудо, отдаться его магии, ведь только при этом условии власть чудесного возможна.
Ещё одна важная особенность народной духовной жизни находит свое отражение в народных сказках-соборность. Труд выступает не как повинность, а как праздник. Соборность-единство дела, мысли, чувства- противостоит в русских сказках эгоизму, жадности, всему тому, что делает жизнь серой, скучной, прозаической. Все русские сказки, олицетворяющие радость труда, кончаются одной и той же присказкой: «Тут на радостях все они вместе в пляс-то и пустились…». В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее назначения. Утверждение победы добра над злом, порядка над хаосом определяется смысл жизненного цикла сущего живого. Жизненный смысл трудно выразить в словах ,его можно ощущать в себе или нет, и тогда он очень прост.
Информация о работе Формирование читательского интереса при работе со сказкой