Формирование читательского интереса при работе со сказкой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:11, дипломная работа

Описание работы

В основу работы была положена следующая гипотеза: если на уроках во 2 классе при чтении сказок использовать задания, связанные с обращением школьников к текстам других литературных произведений, то это приведет к формированию у учащихся интереса к книге и чтению. Для реализации поставленной цели требовалось решить следующие задачи: 1. Определить особенности формирования читательского интереса у младших школьников, опираясь на законы ПЧД, разработанной Светловской Н.Н. 2. Определить лингвометодические особенности изучение младшими школьниками сказок разных типов. 3. Провести педагогический эксперимент с целью проверки влияния предложенных методов и приемов изучения сказок в начальной школе на развитие интереса учащихся 2классов к чтению и книге.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Формирование читательского интереса у младших школьников.
1.1. Историко-методический аспект проблемы обучения чтению и формирования читательского интереса у младших школьников
1.2. Педагогические условия, пути и средства развития читательских интересов у младших школьников.
ГЛАВА II. Сказка как жанр устного народного творчества.
2.1. Сказка как особый жанр литературы.
2.2. Работа над сказкой на уроках чтения в начальной школе.
ГЛАВА III. Формирование читательского интереса учащихся 2-го класса в процессе работы над сказкой: опытное обучение.
3.1. В каком состоянии интерес до начала опытного обучения.
3.2 Содержание и организация опытно – экспериментального обучения.
3.3. Анализ результатов опытного обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

сказка.docx

— 98.99 Кб (Скачать файл)

2)  Мелкий (или неудобочитаемый) шрифт, не позволяющий сразу узнать буквы и слоги, неудачно расположенные на странице слова (буквы «пестрят», строка разбивается картинками, схемами и т.п.).  [ 18,37]

Значит ли это, что игра в буквы, слова при  обучении чтению не нужна? Нет, ни в  коем случае. Она необходима. Она  развивает детей, расширяя и обогащая  их словарный запас. Она учит занимательной организации досуга. Она помогает отрабатывать технику чтения, скрашивает однообразие процесса, без которого трудно отработать беглость и правильность раскодирования текста. Но с первого дня на уроках обучения грамоте должен присутствовать и подлинный мотив обучения чтению, тот мотив, который не может не быть адекватным цели: овладевая грамотой, дети должны постоянно узнавать, представлять себе возможных для них, интересных им потенциальных собеседников – сначала  конкретные книги, а затем авторов литературных произведений (книг), тянуться к общению с ними, стремиться поскорее зачитать самостоятельно и по-настоящему, как учат, чтобы быть свободными в выборе собеседника.

Одновременно  с обучением раскодированию текста дети должны знакомиться с широким  кругом книг, привыкнуть самостоятельно ориентироваться в нем, различая собеседников-авторов книг, учиться выбирать для себя тех из них, с кем именно сейчас хочется «поговорить». Если такой привычки у детей не вырабатываться сразу, у них неизбежно возникнут другие привычки (в частности, равнодушие к собеседнику- писателю). [ 18,37]

Наряду с чувственной  формой познания чтение в период начального обучения является одним из главных  средств открытия мира. Станет ли чтение мощным средством обогащения личного  и социального опыта ребёнка, а также средством его самопознания и развития, сформируется ли у него не просто интерес, а потребность  в чтении книг, зависит от условий  обучения, направленных на формирование личности и основ читательской культуры. [18,37 ]

Дети сейчас очень  мало читают, в том числе и сказок. Они лишают себя возможности хотя бы немного пожить в сказке, увидеть  волшебные пейзажи, услышать сказочных  героев, посочувствовать главным  героям, попадающим в неприятности, и посмеяться вместе с добрыми, сатирическими  персонажами повестей, былин, басен, сказок, рассказов. Независимо  от специализации каждый преподаватель обязан следить за общим развитием ребёнка, которое не будет полноценным, если не привить ему любовь к литературе. Нельзя позволить компьютерным играм, уродливым современным мультфильмам, комиксам полностью затмить художественную литературу в жизни детей.

Произведение  должно соответствовать возможностям детей по языку (чтобы они могли  его самостоятельно читать), должно быть понятно в основной своей  мысли, отличаться высокой поэтичностью, доставляющей наслаждение юному  читателю, должно давать пищу уму и  вызывать удивление, то есть увлекать детей. [ 18,37]

Разработанный Н.Н.Светловской в 70-е годы прошлого века метод чтения-рассматривания является наглядно-исследовательским способом организации читательской деятельности, открывающий перед младшими школьниками кратчайший путь в огромный мир книг. Он четко прокладывает маршрут от читателя к книге, от книги – в  мир книг без посредников и промежуточных звеньев. С каждым шагом этот метод гарантирует  любому ребенку индивидуальный подход (свою скорость продвижения в мир книг, свой объем освоения объектов этого мира, наконец, свои предпочтения при отборе авторов книг – своих  собеседников – и  их конкретных творений). Этим метод чтения-рассматривания обеспечивает учащихся в процессе формирования их как читателей пробуждение специфических для каждого ребенка потребностей и потенциальных возможностей.

           
         
       
         



 


 

 

 
                                                                 

 

Как уже было замечено, интерес – это  встреча потребности с предметом, и интерес к книге-объекту обеспечивается умением с ней действовать, а читательские интересы – это  не просто активная познавательная  направленность детей на книгу как объект, который вызывает у них положительные эмоции и – как  следствие – желание с ним действовать: рассматривать  его, листать, читать. Читательские интересы – это  более высокая ступень читательской зрелости, это интерес избирательный, обеспеченный широким знанием доступного круга чтения, но направленный  не на книги вообще, а на книги  совершенно определенного рода (тематики, авторской принадлежности, жанра и т.п.), которые читатель осознанно выделяет из всех прочих книг, так как испытывает в них особую личную потребность, считает их наиболее подходящими для себя  (даже порой не умея объяснить почему).

Сформировать  у ребенка читательские интересы – это во многом предопределить развитие его личностных свойств, существенно  повлиять на всю его последующую  жизнь и потому лучше всего  помочь ребенку сделать это самому, познавая и раскрывая себя как  личность в процессе читательского  становления (свои слабые и сильные  стороны, запросы, предпочтения и т.д.). [49 ]

Средняя школа  должна готовить не писателя, не литературного  критика, не литературоведа, а квалифицированного и образованного читателя художественной литературы, поэтому все прошедшие  учения в школе, не став профессиональными  писателями и поэтами, должны стать  квалифицированными читателями. Такой  читатель умеет ориентироваться  в мире книг и выбирать «свою» в  соответствии со своими запросами и  интересами. Об этом удачно сказала  в свое время М.А.Рыбникова: «От  маленького писателя к большому читателю.» [ 45]

 

Выводами по данному  параграфу являются следующие утверждения:

1. Успешное формирование  читательского интереса у младших  школьников возможно лишь на  основе понимания чтения как  одного из видов речевой деятельности.

2. Формирование  читательских интересов- это важная научно-педагогическая проблема. Её актуальность обусловлена неуклонно возрастающей ролью речи в жизни человека, которая служит универсальным средством общения, мощным каналом интеллектуального, духовного становления личности.

3. Трудно переоценить  всю ответственность и серьезность  методических поисков, приведших  к открытию эффективных путей  у учащихся (К.Д. Ушинским, В.П.  Вахтеровым , С.П. Редозубовым, М.И. Омороковым, Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецким, Н.Н. Светловской, О.В. Джежелей)и другими учёными.

4. Всё вышесказанное  подчеркивает необходимость систематической  и целеноправленной работы над формированием читательского интереса.

5. Эта проблема  является одной из основных  задач начальной школы.

 
  

 

Глава II. Лингвометодические особенности изучения сказок 

начальной школе

2.1.Сказка как  особый жанр литературы

Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы  каждому человеку с детства. С  ними связаны   первые детские представления о мире, добре и зле, о справедливости. Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки  пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, ремесленники, отставные солдаты. Сказки – один  из основных видов устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.[12, 24]   

       Сказка – произведение, в котором главной чертой является «установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно поэтического вымысла». [12,24]        

 Слово «сказка» применительно к определенному жанру народной поэзии известно с XVII века; но ученые полагают, что в народе это слово употреблялось и раньше. Термину  «сказка» предшествует слово «баснь», или «байка», от глагола баять, т.е. говорить. Отсюда сказитель – Баян.[8]

Фольклористика  посвятила сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров устного народного творчества до сих остается открытой проблемой. Неоднократность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов  и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной.

При определении  сказки в качестве основных признаков  жанра исследователями указывались  занимательность, фантастичность содержания, особенности построения сюжета.

«Сказки – это   устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением».  [12,24, 39]

Авторы почти  всех трактовок определяют сказку как  вид устного повествования с  фантастическим вымыслом. Связь с  мифом и легендами выводит  сказку за пределы простого фантастического  рассказа. Сказка – не  только поэтический вымысел или игра фантазий; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются культурные ценности её создателя. И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что именно расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла.

Одни исследователи  считают, что сказки – это  эпические, преимущественно художественные прозаические произведения волшебного, авантюрного характера с установкой на вымысел. Этот основной принцип художественного метода сказки не лишает её, однако, связь с действительностью, определяющей идейное содержание, тематику, язык, характер сюжетов, деталей повествования.[12,24,39 ]

По мнению других, не установка на вымысел является главной чертой сказки, а установка  на  раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла.

Однако, как это  часто бывает в науке, отсутствие классического определения совершенно не отражается на самом явлении и  весьма мало влияет на его жизнь  в обществе сознании.        

 Несмотря на  разнообразие сюжетов и стилей, сказки обладают теми общими и существенными свойствами, которые отличают их от всех других произведений фольклора и позволяют характеризовать как единый жанр.

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них  с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах- самолетах, о  дворцах, о скатерти-самобранке. И  всегда в русских сказках торжествовала  справедливость, а добро побеждало  зло. Не случайно А.С.Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации  положительных героев, и в ярком  изображении «сказочного мира», и романтической окраске событий.

Сказки на Руси известны с древних времен. В древней  письменности есть сюжеты, мотивы и  образы, напоминающие сказочные. Рассказывание  сказок – старый  русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.

В XVIII веке появилось  несколько сборников сказок, в  которые были включены произведения с характерными композиционными  и стилистическими сказочными особенностями: «Сказка о воре Тимошке». Важную роль в истории изучения сказки как  жанр сыграл общерусский сборник  А.Н.Афанасьева «Народные русские  сказки» (1855-1965): в него входят  сказки, бытовавшие во многих краях России. Большая их часть записана для Афанасьева его ближайшими корреспондентами, из которых необходимо отметить В.И.Даля.

В конце XIX- начале XX веков появляется целый ряд  сборников сказок. Они дали представление  о распространенности произведений этого жанра, о его состоянии, выдвинули новые принципы собирания  и издания. Первым таким сборником  была книга Д.Н.Садовникова «Сказки и предания Самарского края» (1884). В ней были помещены 124 произведения ,причем 72 записаны только от одного сказочника А.Новопольцева. Вслед за этим появляются богатые собрания сказок: «Северные сказки», «Великорусские сказки Пермской губернии» (1914).

Важнейшей идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и- главное-расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.

Образы русской  сказки прозрачны и противоречивы. Всякие попытки использовать образ  сказочного героя как образа человека приводят исследователей  к мысли о существовании в народной сказке противоречия-победы героя-дурачка, «низкого героя». Это противоречие преодолевается, если рассматривать простоту «дурачка», как символ всего того, что чуждо христианской морали и осуждению ею: жадность, хитрость, корысть. Простота героя помогает ему поверить в чудо, отдаться его магии, ведь только при этом условии власть чудесного возможна.

Ещё одна важная особенность  народной духовной жизни находит  свое отражение в народных сказках-соборность. Труд выступает не как повинность, а как праздник. Соборность-единство дела, мысли, чувства- противостоит  в русских сказках эгоизму, жадности, всему тому, что делает жизнь серой, скучной, прозаической. Все русские сказки, олицетворяющие радость труда, кончаются одной и той же присказкой: «Тут на радостях все они вместе в пляс-то и пустились…». В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее назначения. Утверждение победы добра над злом, порядка над хаосом определяется смысл жизненного цикла сущего живого. Жизненный смысл трудно выразить в словах ,его можно ощущать в себе или нет, и тогда он очень прост.

Информация о работе Формирование читательского интереса при работе со сказкой