Формирование читательского интереса при работе со сказкой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:11, дипломная работа

Описание работы

В основу работы была положена следующая гипотеза: если на уроках во 2 классе при чтении сказок использовать задания, связанные с обращением школьников к текстам других литературных произведений, то это приведет к формированию у учащихся интереса к книге и чтению. Для реализации поставленной цели требовалось решить следующие задачи: 1. Определить особенности формирования читательского интереса у младших школьников, опираясь на законы ПЧД, разработанной Светловской Н.Н. 2. Определить лингвометодические особенности изучение младшими школьниками сказок разных типов. 3. Провести педагогический эксперимент с целью проверки влияния предложенных методов и приемов изучения сказок в начальной школе на развитие интереса учащихся 2классов к чтению и книге.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Формирование читательского интереса у младших школьников.
1.1. Историко-методический аспект проблемы обучения чтению и формирования читательского интереса у младших школьников
1.2. Педагогические условия, пути и средства развития читательских интересов у младших школьников.
ГЛАВА II. Сказка как жанр устного народного творчества.
2.1. Сказка как особый жанр литературы.
2.2. Работа над сказкой на уроках чтения в начальной школе.
ГЛАВА III. Формирование читательского интереса учащихся 2-го класса в процессе работы над сказкой: опытное обучение.
3.1. В каком состоянии интерес до начала опытного обучения.
3.2 Содержание и организация опытно – экспериментального обучения.
3.3. Анализ результатов опытного обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

сказка.docx

— 98.99 Кб (Скачать файл)

Важную роль сказок в детском чтении К.Д.Ушинский определил  уже тем, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что  простота и непосредственность народного  творчества соответствуют таким  же свойствам детской психологии. К.Д.Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и  их благотворном воздействии на ребенка-читателя. [  c.108]

После 1917 года некоторые  педагоги отрицали сказку в развитии личности детей, призывали исключить  произведения этого жанра из круга  детского чтения, утверждая, что она (сказка) уводит детей в мир фантазий, путает их опыт и представления о  реальности, вызывает у детей сочувствие к царевичам и королевичам. В  это же время в защиту сказки выступил А.М.Горький, давший исчерпывающие объяснения воспитательной роли сказки и её значения не только в детской, но и во всей художественной литературе. [ 56]

В.А.Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил своей педагогической практикой, что  «сказка неотделима от красоты, она  способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому  несчастью, горю, страданию. Благодаря  сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем». [53] По мнению автора, сказка – благодатный и  ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен опыт В.А.Сухомлинского по созданию в  Павлышской школе комнаты сказок, где дети могли не только читать известные сказки и знакомиться с новыми, но и создавать свои, воплощая в них свои мечты (Сборник детских сказок «Павлышские сказки»).

Огромный воспитательный потенциал является основанием для  включения различных сказок в  круг детского чтения и помещения  их в современные учебники-хрестоматии  по литературному чтению.

В учебники «Родная  речь» (авт. В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова) для 2-го класса включены следующие  сказки: «Лиса и тетерев», «Лиса  и журавль», «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза  велики»

В государственных требованиях  к уровню подготовки учеников, оканчивающих начальную школу, указывается, что выпускник начальной школы должен различать и сравнивать произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка), сказки народные и литературные.[ 16]

В Программных  требованиях к уровню подготовки выпускника 4-го класса по литературному  чтению указано, что ученик должен знать  и уметь назвать «… не менее 6-7 народных сказок разных видов и пересказать  их, уметь отличать народную сказку от других фольклорных форм…»  [ 16]

Для того чтобы  максимально использовать воспитательный и обучающий потенциал сказки, учителю необходимо знать жанровые особенности этих произведений и  опираться на них при проведении всех видов работы с текстом сказок на уроках литературного чтения.

Существует ряд  общих рекомендаций к работе над  сказкой в начальной школе.

1. При подготовке  к чтению сказки важно организовать  наглядно-практическую деятельность  детей или провести беседу, обеспечивающую  адекватное восприятие учениками  событий и проблемы сказки. На  этом же этапе работы могут  быть уместны вопросы проблемного  характера, задания на антиципацию  и на расширение читательского  кругозора («Какие ещё сказки  с теми же действующими лицами  вам знакомы?» и т.п.).

2. Поскольку сказка  по природе своей предназначена  для устного воспроизведения,  очень желательно, чтобы учитель  использовал свое чтение-рассказывание.  При такой подаче текста сохраняется  сказочная интонация – интонация   разговорной речи, близкая и понятная детям, которая сопровождается ещё и соответствующей интонацией, мимикой, жестами. Может быть использовании и аудиозапись, тем более, что многие современные учебники  литературного чтения обеспечены фонохрестоматиями. Эти приёмы, несомненно, помогут полноценному восприятию сказки учениками.

3. Чтение-рассказывание  сказки необходимо сопровождать  обращением к иллюстрациям (в  книги или дополнительных, предъявленных, может быть, и с помощью ТСО).

4. При анализе  сказки не следует акцентировать  внимание детей на вымысле,  иносказании и условности в  повествовании, иначе пропадет очарование сказки и исчезнут свойства, делающие сказку сказкой.

5. При анализе  текста уместны вопросы проблемного  характера, заставляющие детей  размышлять над поступками персонажей, помогающие ученикам определить  своё отношение к героям сказки  и их действиям.

6. Анализ языковых  особенностей сказки помогает  детям в характеристике действующих  лиц, более глубокому пониманию  текста, готовит учеников  к адекватному выбору интонационных средств для различных творческих работ с текстом – пересказа, чтения по ролям, драматизации.

7. Пересказ, а правильнее  – рассказ  сказки – следует хорошо подготовить, т.к. он должен быть похожим на рассказывание сказки близко к тексту, с использованием свойственных именно этой сказке выражений, устойчивых словосочетаний, порядка слов, интонации.

8. При рассказывании  сказок рекомендуется использовать  картинный или словесный план, иллюстрации, опорные слова, некоторые  формы групповой работы и др. приемы, помогающие рассказывать  сказку.[ 12,24,39]

Русские сказки дают богатый материал для развития творческих способностей детей, их познавательной активности, воспитания личности.

Сказки вызывают особый интерес детей: в равной степени  привлекательны для них и развитие действия, сопряжённое с борьбой  тёмных и светлых сил, и чудесный вымысел, и идеализированные герои, на которых хочется быть похожим, и счастливый конец.

К сожалению, этот потенциал, заложенный в сказках, не раскрывается в полной мере на уроках литературного чтения в начальной  школе, поскольку изучение сказок ограничивается многими учителями и сводится лишь к выяснению характеров действующих  лиц и определению сюжетной линии. В результате разрушается целостность  её художественного мира и от детей  ускользает её особое обаяние и самобытность.[ 12,24,39]

Важно показать детям, из чего состоит сказка, как она  «складывается», дать представления  о героях, о системе событий  и роли в них персонажей сказки, о богатстве изобразительных  средств и образности народной речи, что будет способствовать развитию фантазии и творчества учащихся. За захватывающим фантастическим сюжетом, за разнообразием персонажей нужно  помочь ученику увидеть то главное, ради чего сказка и создана, обратить внимание  на гибкость и тонкость смысла, яркость и чистоту речевых красок, поэзию народного слова, точность сравнений и метафор.

Эти задачи могут быть решены только в процессе комплексного подхода к изучению сказки в начальной школе.

Идеи комплексного подхода к изучению сказки в школе, принцип целостного её анализа пока ещё не стали общепринятыми в  методике. В многочисленных публикациях  мы находим лишь отдельные интересные наблюдения и рекомендации, касающиеся анализа образа героя, сюжета, языка, указания на эффективность применения тех или иных приёмов её изучения. Однако эти рекомендации остаются разрозненными  и пока ещё не могут обеспечить продуктивное продвижение детей  по пути становления грамотного читателя. Комплексный анализ позволяет рассматривать  сюжет, языковые особенности и художественное своеобразие сказки во взаимосвязи, что способствует более глубокому  восприятию детьми идейного содержания изучаемой сказки.

Методические  рекомендации предлагают учителю общее  направление работы со сказками в  зависимости от их принадлежности к  тем или иным жанровым разновидностям. Однако не всегда в методических советах  учитывается качественная неоднородность сказочного жанра, не определяется оптимальный  объем читательских умений, которые  должны сформироваться у школьников при чтении сказок разного вида.

 

Выводы по Главе II.

Обобщая основные методические положения работы со сказками на уроках литературного чтения в  начальной школе, отметим следующее:

1. Сказки представляют  богатый материал для нравственного  воспитания школьников, недаром  они составляют весомую часть  текстов, на которых дети постигают  многообразие мира.

2. Для того, чтобы максимально использовать воспитательный и обучающий потенциал сказки, учителю необходимо знать жанровые особенности этих произведений и опираться на них при проведении всех видов работы с текстом сказок на уроках литературного чтения.

3. В современных  методических рекомендациях определены  основные приёмы работы с текстом  сказки, направленные на глубокое  осмысление нравственных идей, заложенных  в её сюжете. Кроме того, при  специально организованной работе  у младших школьников продолжается  формирование и дальнейшее совершенствование  навыка чтения.

4. Учителю необходимо  знать о методических особенностях  и «технологии» осуществления  комплексного анализа текста  сказки. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Формирование  читательского интереса у  учащихся 2 класса в процессе работы над сказкой:

формирующий эксперимент

 

 

 3.1. Организация и содержание  опытного обучения

Опытно-экспериментальная  работа проводилась во 2 «А» классе общеобразовательной школы №1924 ВАО г. Москвы. В классе обучается 25 человек. Уроки литературного чтения проходят по учебнику «Родная речь»  для 2 класса, части 1-2 (Составители Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова.) - М.: Просвещение, 2008 год. Этот класс  в рамках нашего исследования будет  экспериментальным.

В качестве контрольного был выбран 2 «Б» класс той же школы. В двух классах определены сходные условия к началу опытного обучения:

· В каждом классе по 25 человек.

· Сходные показатели сформированности навыка чтения (по результатам административной проверки техники чтения).

· Единая программа  и учебники по чтению.

Про программе на  изучение темы «Устное творчество русского народа»  отводится 14 часов в I четверти учебного года. Из них на русские народные сказки о животных и бытовые  7 часов. 

Для изучения детям  предлагается следующий перечень русских  народных сказок:

О животных:

1. «Лиса и тетерев»

2. «Лиса и журавль»

3. «Петушок и  бобовое зернышко».

Бытовые:

1. « У страха  глаза велики»

2. «Каша из топора»

3. «Гуси-лебеди»

4. «Два Мороза».

Изучение волшебных  русских народных сказок программой 2 класса не предусмотрено.        

 Цель  опытного обучения  определена гипотезой исследования и заключалась в следующем: если на уроках во 2 классе при чтении сказок использовать задания, связанные с обращением школьников к текстам других литературных произведений, то это приведет к формированию у второклассников интереса к книге и чтению.

До начала опытного обучения необходимо было установить уровень  сформированности читательского интереса у учащихся 2-а и 2-б классов. Учитывая то обстоятельство, что у второклассников ещё не достаточен читательский опыт, мы построили констатирующую часть опытного обучения на опросе учеников.

Приведем содержание и результаты опроса, в процессе которого ученикам 2-а и 2-б классов (по 25 человек в каждом) предлагалось ответить на 4 вопроса. Ответы детей  фиксировались учителем.

1)   Любишь ли ты читать?  

2)   Если тебе предложат прочитать рассказ, сказку или стихотворение, то ты что выберешь?

3)   Какие русские народные сказки ты знаешь?

4)   Кто написал сказку «Колобок»?

 

Результаты опроса учащихся   в рамках констатирующего эксперимента  

Таблица 1.

вопросы

2-а класс (экспериментальный)

2-б класс (контрольный)

Любишь ли ты читать? 

Да – 14 чел.

Нет – 11 чел.

Да – 12 чел.

Нет – 13 чел.

Если тебе предложат прочитать  рассказ, сказку или стихотворение, то ты что выберешь?

Сказку – 12 чел.,

Рассказ – 10 чел.,

Стихотворение – 3 чел.

Сказку – 13 чел.,

Рассказ – 11 чел.,

Стихотворение – 1 чел.

Какие русские народные сказки ты знаешь?

Назвали  3 сказки – 17 чел.

Не назвали ни одной  сказки – 8 чел.

Назвали 3 сказки – 16 чел.

Не назвали ни одной  сказки – 9 чел.

Кто написал сказку «Колобок»?

Верный ответ – 10 чел.,

Неверный ответ – 15 чел.

Верный ответ – 11 чел.

Неверный ответ – 14 чел.


 

Результаты проведённого опроса показывают примерно одинаковый уровень сформированности  читательского интереса у школьников обоих классов, что является основанием для вывода о примерно равных стартовых условиях до начала опытного обучения.

Содержание опытного обучения представлено развернутыми конспектами   5-ти уроков чтения сказок разного вида, проведённых во 2-а классе.  В  уроки включались специально разработанные задания, адресующие детей к чтению других литературных произведений, связанных с изучаемой сказкой. Кроме того, проблемные ситуации, поставленные перед детьми до чтения, построены на использовании учителем  материалов других литературных произведений.

 

 

 

Конспект  урока №1.

 

«Лиса и тетерев» (русская народная сказка)

 

Цели урока:

1.Познакомить  детей с жанром русской народной  сказки;

2.Развивать умение  выразительно читать.

3.Формировать  умение передавать содержание  произведения; учить отвечать на  вопросы по тексту.

Оборудование: картинки с изображениями лисы и тетерева.

Ход урока

I.   Организационный момент.

 

II.Постановка цели урока

Вводная беседа:

Любите ли вы сказки? (Ответы детей)

Я вам прочитаю стихотворение И.Сурикова «Детство», а вы приготовьтесь ответить на вопрос: знакомы ли вам сказки, которые  рассказывала бабушка герою стихотворения? (Дети отвечают, что узнали сказку про Жар-птицу и Ивана-царевича….) А давно ли написано это стихотворение? (Давно) Значит, мальчику бабушка рассказывала сказки, которые и мы с вами знаем и любим читать сейчас? (Да)  И ваши родители тоже знают эти сказки. Почему же за столько лет не изменились эти сказки? Давайте подумаем над этим.

Информация о работе Формирование читательского интереса при работе со сказкой