Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:11, дипломная работа
В основу работы была положена следующая гипотеза: если на уроках во 2 классе при чтении сказок использовать задания, связанные с обращением школьников к текстам других литературных произведений, то это приведет к формированию у учащихся интереса к книге и чтению. Для реализации поставленной цели требовалось решить следующие задачи: 1. Определить особенности формирования читательского интереса у младших школьников, опираясь на законы ПЧД, разработанной Светловской Н.Н. 2. Определить лингвометодические особенности изучение младшими школьниками сказок разных типов. 3. Провести педагогический эксперимент с целью проверки влияния предложенных методов и приемов изучения сказок в начальной школе на развитие интереса учащихся 2классов к чтению и книге.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Формирование читательского интереса у младших школьников.
1.1. Историко-методический аспект проблемы обучения чтению и формирования читательского интереса у младших школьников
1.2. Педагогические условия, пути и средства развития читательских интересов у младших школьников.
ГЛАВА II. Сказка как жанр устного народного творчества.
2.1. Сказка как особый жанр литературы.
2.2. Работа над сказкой на уроках чтения в начальной школе.
ГЛАВА III. Формирование читательского интереса учащихся 2-го класса в процессе работы над сказкой: опытное обучение.
3.1. В каком состоянии интерес до начала опытного обучения.
3.2 Содержание и организация опытно – экспериментального обучения.
3.3. Анализ результатов опытного обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-Как вел себя заяц в этих произведениях? (Ответы детей)
V.Закрепление новых знаний.
1.Повторное чтение. Дети читают сказку ещё раз по цепочке.
2.Работа над пословицами.
-На доске записаны
пословицы. Найдите те
· Где ум, там и толк.
· У страха глаза велики.
· Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
· Мир освещается солнцем, а человек знанием.
· Робкого и тень страшит.
· Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
· В каждой шутке есть доля правды.
3.Подготовительная работа к пересказу.
-На магнитной
доске висят картинки- иллюстрации
к нашей сказке. Сейчас я буду
читать вам сказку, останавливаясь
после прочтения каждой
4. Пересказ по картинному плану.
-А теперь давайте попробуем пересказать сказку, используя тот картинный план, который у нас получился.
VI. Итог урока
-Ребята, с какой
новой сказкой вы
-О чем эта сказка?
-Давайте ещё раз вспомним действующих лиц данной сказки?
-Какие сказки вы ещё вспомнили, где герой заяц?
VII. Домашнее задание: Прочитайте дома стихотворение С.Михалкова «Чего боялся Петя»
-Найти и принести другие сказки или рассказы, где герой-заяц.
Конспект урока №5.
«Каша из топора»
Цели урока:
1.Познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой - на примере сказки «Каша из топора»;
2.Отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать речь учащихся; учить работать с текстом;
3.Развивать мышление, внимание, память.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Выставка рисунков, книг. Дети зачитывают отрывки к своим рисункам.
III. Постановка целей уроков
-Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем? (Волшебные, о животных, бытовые.)
-О чем рассказывают
бытовые сказки? (В бытовых сказках
говорится о бедных или
-В бытовых сказках
высмеивается жадность, скупость, глупость
богатых людей и доброта, ум,
смекалка бедных. Главными героями
сказки являются люди, а действия
происходят в обычных домах,
деревнях. Каждая сказка обязательно
чему-то учит, высмеивает плохие
поступки или отрицательные
-Сегодня мы
познакомимся с одной такой
сказкой. Но прежде давайте
подумаем перед чтением.
А теперь
послушайте отрывок из
Сегодня мы тоже будем читать сказку про кашу. А вот из чего её сварили, вы узнаете, если отгадаете загадку. (Учитель загадывает сказку про топор. Многие дети в смятении – отгадку нашли, но из этого предмета не варят кашу!)
А теперь прочитайте название сказки, которую будем читать сегодня на уроке.
Как вы думаете, это название серьёзное или шутливое? (Шутливое).- Почему? (Потому что из топора нельзя сварить кашу – он железный, это инструмент). Наверное, вы правы. Но чтобы точно ответить на мой вопрос, давайте все-таки сказку прочитаем.
IV. Изучение нового материала
1.Первичное чтение. Читают хорошо читающие дети, по ходу чтения – словарная работа;
· Служивый-солдат, военнослужащий;
· Побывка- приезд к кому-нибудь на короткое время;
· Изба- деревянный, крестьянский дом;
· Вдоволь- достаточно;
· Варево- горячее жидкое кушанье, похлёбка;
· Чулан- помещение в доме, служило кладовкой;
· Сдобрить- прибавить к еде что-нибудь для вкуса;
· Котел- большой металлический сосуд для варки пищи;
· Коли- если бы;
· Этакую-такую;
· Сметка- смекалка.
2.Первичная проверка понимания:
Теперь вы можете ответить на мой вопрос точно? (Да, солдат варил топор, но каша не из него, а из крупы, получилась настоящая каша!)
-Понравилась сказка? Чем понравилась? (Находчивостью солдата) -Зачем солдат постучал в избу?
-Кто там жил? -Что попросил солдат у старухи? -Как старуха отреагировала на просьбу солдата?
-Что придумал солдат? Что он сначала попросил у старухи? А потом?
-Что получилось у солдата сварить из топора ?
-Какой показана старуха в сказке? Каким –солдат?
-Почему он так поступил? -Знаете ли вы загадки о топоре?
V.Закрепление знаний.
1.Работа над пословицами.
-Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.
-Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?
Догадка и смекалка не хуже разума.
Сметка дороже всего.
Глупый киснет, а умный всё промыслит.
2.Повторное чтение. Читают дети по цепочке.
-Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат. Прочитайте в тексте.
-И как лицемерно
отвечает ему старуха.
-За ласковыми
словами кроется подтекст. Эмоции
не всегда выражаются
3.Работа над текстом.
-Давайте возьмем
простые карандаши и
VI.Итог урока
-С какой новой
сказкой познакомились на
-Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?
VII.Домашнее задание.
Подготовиться к чтению по ролям. Узнать,
кто написал сказку «Горшок каши», и , если
захотите, прочитайте её дома.
3.1. Анализ результатов опытного обучения
Согласно гипотезе опытного обучения мы должны были выявить, повлияли ли специальные задания, включенные в уроки работы над сказкой, на становление читательского интереса у учащихся 2-го А класса (в нашем исследовании - экспериментального) и определить, насколько эффективна предложенная система работы со сказкой.
Эффективность заданий формирующего эксперимента в процессе работы над сказкой определялись путем анализа деятельности учащихся. В течение всего опытного обучения в экспериментальном и контрольном классе проводились срезовые работы. Индивидуальные беседы с учащимися проводились периодически по мере необходимости.
В конце I четверти
учебного года, включавшей в себя опытно-экспериментальные
обучение, был проведен итоговый опрос
учащихся, аналогичный тому, который
был использован в
Результаты опроса учащихся в рамках контрольного эксперимента
Таблица 2.
вопросы |
2-а класс (экспериментальный) |
2-б класс (контрольный) | ||
Любишь ли ты читать? |
Да –22 чел. |
Нет –3 чел. |
Да – 17 чел. |
Нет –8 чел. |
Если тебе предложат прочитать рассказ, сказку или стихотворение, то ты что выберешь? |
Сказку – 12чел., Рассказ – 10 чел., Стихотворение – 3 чел. |
Сказку – 13 чел., Рассказ – 11 чел., Стихотворение – 1 чел. | ||
Какие русские народные сказки ты знаешь? |
Назвали 3 сказки – 22 чел. |
Не назвали ни одной сказки – 3 чел. |
Назвали 3 сказки – 18 чел. |
Не назвали ни одной сказки – 7 чел. |
Кто написал сказку «Колобок»? |
Верный ответ – 25 чел., |
Неверный ответ – 0 чел. |
Верный ответ – 15 чел. |
Неверный ответ – 10 чел. |
Как видно из таблицы,
В заключение
проделанной работы была
Вот что
думают по этому поводу
Сергей Н.: Раньше, приходя из школы, я включал компьютер и начинал играть в разные игры, например, в «гонки», «Стратегии» и т.п. а теперь после уроков чтения мне захотелось прочитать те книги, про которые учительница говорила. Я стал больше читать, потому что не смог ответить на многие вопросы и мне стало стыдно перед одноклассниками.
Кристина А.: Все свое свободное время я уделяла компьютеру и просмотру телевизора, а после проведения таких уроков я поняла, что есть и другие, наиболее интересные и полезные занятия. Я стала уделять чтению больше времени и заметила, что стала лучше учиться.
Даниил Ф.: На уроках чтения я узнал много нового и теперь хочу прочитать как можно больше сказок.
Алекс К.: Мне понравилось на уроках читать сказки и отвечать на трудные вопросы, было очень интересно. Я узнал много нового о литературных произведениях и о сказках.
Ответы детей свидетельствуют о несомненной пользе проведенных занятий.
Вывод к III главе
Проанализировав результаты опытного обучения, можно сделать следующие выводы:
1. В целом дети, участвовавшие в опытно-эксперементальном обучении, положительно отозвались о разработанной системе формирования читательского интереса при работе со сказкой на уроках классного чтения.
2. Учащиеся эксперементального класса отметили, что для формирования интереса к чтению через сказку нужна особая методика. В предложенной методике ребятам понравился порядок работы с русскими народными сказками, потому что он позволяет поддерживать у них интерес к чтению других литературных произведений на протяжении всех уроков.
3. Разработки уроков способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, их речевому развитию, помогает решать воспитательные задачи.
4. При этой методике появляется возможность осуществления дифференцированного и индивидуального подходов к формированию читательского интереса.
5. Методика работы со сказкой оказывает благоприятное воздействие на средних и слабых учащихся.
Заключение
В младшем
школьном возрасте развивается
восприятие сказки. Чтобы обрести
смысл жизни, ребенок должен
выйти за узкие границы
А.В.Запорожцем,Д.М.Дубовис-
1.Начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения(на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой ( то есть читательскими, речевыми и учебными умениями), обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим, художественным, эмоциональным развитием.
Информация о работе Формирование читательского интереса при работе со сказкой