Формирование читательского интереса при работе со сказкой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:11, дипломная работа

Описание работы

В основу работы была положена следующая гипотеза: если на уроках во 2 классе при чтении сказок использовать задания, связанные с обращением школьников к текстам других литературных произведений, то это приведет к формированию у учащихся интереса к книге и чтению. Для реализации поставленной цели требовалось решить следующие задачи: 1. Определить особенности формирования читательского интереса у младших школьников, опираясь на законы ПЧД, разработанной Светловской Н.Н. 2. Определить лингвометодические особенности изучение младшими школьниками сказок разных типов. 3. Провести педагогический эксперимент с целью проверки влияния предложенных методов и приемов изучения сказок в начальной школе на развитие интереса учащихся 2классов к чтению и книге.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Формирование читательского интереса у младших школьников.
1.1. Историко-методический аспект проблемы обучения чтению и формирования читательского интереса у младших школьников
1.2. Педагогические условия, пути и средства развития читательских интересов у младших школьников.
ГЛАВА II. Сказка как жанр устного народного творчества.
2.1. Сказка как особый жанр литературы.
2.2. Работа над сказкой на уроках чтения в начальной школе.
ГЛАВА III. Формирование читательского интереса учащихся 2-го класса в процессе работы над сказкой: опытное обучение.
3.1. В каком состоянии интерес до начала опытного обучения.
3.2 Содержание и организация опытно – экспериментального обучения.
3.3. Анализ результатов опытного обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

сказка.docx

— 98.99 Кб (Скачать файл)

Так, в русских  сказках богатство никогда не имело собственной ценности, и  богатый никогда не был добрым, честным и порядочным человеком. Богатство имело значение как  средство достижение других целей и  теряло это значение, когда важнейшие  жизненные ценности были достигнуты. В связи с этим, богатство в  русских сказках никогда не зарабатывалось трудом: оно случайно приходило (с  помощью сказочных помощников –  Сивки-Бурки, Конька-Горбунка…) и часто  случайно уходило.[12,24,39]

Таким образом, мудрость и ценности сказки в том, что она  отражает, открывает и позволяет  пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в  целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла-глубока и неисчерпаема.

Суть и жизнеспособность сказки, тайна её волшебного бытия  в постоянном сочетании двух элементов  смысла: фантазии и правды.

Наибольшее же распространения получила классификация сказок при проблемно- тематическом подходе, который выделяет:

· Сказки, посвященные  животным;

· Волшебные сказки (сказки о необычные и сверхъестественных событий, приключенческие сказки);

· Социально-бытовые;

· Сказки смешанного типа.[39]

Такое деление  определяет и внутрижанровые различия: в одних  преобладают фантастические элементы, для других характерен особый состав действующих лиц, третьи отличают социальные конфликты, бытовой фон.[39]

Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация позволяет начать с ребенком предметный разговор о сказках в рамкам условной «системы» - что, безусловно, облегчает работу родителей, воспитателей или учителя. О сказках, входящих в круг чтения младших школьников можно сказать следующее.

Сказки  о животных – один  из древнейших жанров фольклора. Народная поэзия обнимала целый мир, её объектом стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и текст сказок. Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствия и понимания. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.        

 Сказки о  животных любят дети и взрослые. Простые сюжеты легко запоминаются, знакомые образы кота, петуха, зайца,  лисы вызывают живое восприятие  и эмоциональный отклик.        

 Мир зверей  интересен и сам по себе, но  в сказках он одухотворен и  домыслен человеческими воображениями.  В сказках о животных мир  зверей предстает  как форма выражения мыслей и чувств человека, его взглядов на жизнь. В сказках этого вида отголоски первобытных верований соседствуют с живыми наблюдениями над повадками зверей и птиц. Например, охотники давно заметили, что лисица делает сама себе нору только в том случае, когда поблизости нет чужой норы, которой она в состоянии завладеть. В сказках лиса тоже всегда стремится захватить чужое жилище, чаще всего, зайца. Многие сказочные мотивы навеяны охотничьими рассказами.        

 Действующие  лица сказок – дикие и домашние  животные, иногда рыбы, птицы и  насекомые. Каждый из персонажей  – это образ вполне определенного  животного, характеристика которого  основана на наблюдениях за  повадками, манерой поведения  зверя, его внешним обликом.  Эта характеристика всегда оценочна  с точки зрения человека: собака  – умное и преданное хозяину  животное, кот – ленив, петух  – криклив и самоуверен. Хищные животные в сказках противопоставлены домашним животным и человеку.  

Сказки о животных являются первыми в жизни ребенка. Они вводят малыша в круг начальных  жизненно важных представлений, объясняют  сущность многих явлений, знакомят с  характерами и взаимоотношениями  людей. В простом сказочном сюжете раскрываются причинно-следственные связи, диалектика жизни. Показывая и объясняя, сказки учат. Но поучение,

облеченное в  поэтическую форму, на психику и  эмоции ребенка действует тонко, обращено больше к чувству, что позволяет  вместе с занимательным сюжетом  незаметно усваивать назидание.[24,39]         

 В сказках  о животных пространство ограничено  обстановкой русской деревни,  действующих лиц немного –  это  перечень хорошо знакомых детям, зверей и птиц. Животные в сказках думают, говорят, вступают в отношения – это   сущность фантастического в сказках этого типа. За образами зверей сказка позволяет увидеть взаимоотношения людей.        

 Таким образом,  сказки о животных можно рассматривать  как фантастические рассказы  и как своеобразные притчи. Будучи  иносказаниями, сказки о животных  в зависимости от состава аудитории  допускают различные толкования. Сказка «Теремок» например, детьми  воспринимается как забавная  история или веселая игра; взрослыми  она может трактоваться и в  социальном плане.        

 Сказки о  животных широко используются  в детских изданиях и учебниках-хрестоматиях. Дети, пересказывая сказки, почти  точно следуют оригиналу, чему  способствует небольшой объем  сказок и ограниченность количества  сюжетов.[12,24,39] Главная задача этих  сказок – высмеять  отрицательные черты характера, поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному, сформировать готовность помочь. В книги для чтения в начальных классах включены следующие сказки: «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль».

Волшебные сказки. Фантастический характер сказок ярче всего проявляется в волшебных сказках.

Волшебные сказки по своему сюжету – сложный  жанр и при всем сюжетном разнообразии они обладают поэтическим единством: непременное условие развития сюжета – конфликтность, выражающаяся в резком противопоставлении основных действующих лиц.

Действие  сказки разворачивается в нереальное время и в нереальном месте, однако сказочное пространство всегда связано с основным действующим лицом.

Образы волшебной  сказки представляют единую систему, каждый образ традицию  ней и имеет свою постоянную характеристику.

Идейно-художественное содержание волшебных сказок воплощает  в себе народные представления о  справедливости, доброте, истинной красоте.

Красота человека в его поступках – вот та мысль, которая проводится в сказках.         

 В волшебных  сказках преодолеть различные  трудности герою помогают чудесные  предметы – шапка-невидимка, сапоги-скороходы  и др. Эти «помощники» облегчают  герою выполнение основного задания.         

 Антагонистические  отношения героя и его противника  составляют основу всех волшебных сказок. Однако при сходстве сюжетов ни одна сказка полностью не повторяет  другую.        

 Художественная  образность волшебной сказки  создается всей совокупностью  поэтических средств, которые,  в свою очередь, выделяют (отличают) её от бытовых и сказок о  животных.        

 В структуре  сказки выделяются:

1)   присказка (На острове Буяне…) – краткое  вступление, не связанное с содержанием;

2)   зачин – некая  вступительная формула («В некотором царстве, в некотором государстве…»);

3)   завязка;

4)   кульминация;

5)   развязка

6)   концовка («Стали они жить-поживать…»)[12,24,39]

Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир-это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря  неограниченной фантастике и чудесному  принципу организации материала  в сказках с чудесным миром  возможного «превращения», поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все  сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки «Снегурочка»: «Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка»). В сказках персонажи часто меняют свой облик: лягушка превращается в Василису Прекрасную, орел, сокол и ворон ударяются о землю и становятся добрыми молодцами и др. В основном волшебные сказки древнее других, они  несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его. В учебники для начальной школы включены следующие волшебные сказки «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и Серый Волк». 

Бытовые сказки.   Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство по маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы. Характерная пестрота «бытовых» сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, новеллистические и др. В отличии от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, она определение в  своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.

Происхождение этих сказок различно, так же, как и  тематика. Сказки о мудрых советах  входят к древним ритуалам и свадебных  обычаям, сказки о богачах и бедняках порождены социальными противоречиями.

Бытовые сказки имеют  свой круг  сюжетов, образов, свои специфические художественные приемы. Герои её живут в реальном месте, в традиционных для русского быта ситуациях они демонстрируют смекалку и находчивость. Сказка всегда точно называет социальную принадлежность героя (солдат, батрак, крестьянин)        

 Сюжет бытовых  сказок обычно краток. Часто в  повествовании включаются загадки-  вопросы. В языке сказок этого  типа часто используется образные  речевые обороты, пословицы, поговорки.  Разговорный стиль речи становится  одним из средств раскрытия  образов, которые ярко проявляются  в диалогах. 

Герои бытовых  сказок: барин-помещик, царь-князь, хан  – жадные  и равнодушные люди, бездельники и эгоисты. Им противопоставляются бывалые солдаты, бедные батраки – ловкие, смелые и умные люди. Они побеждают, и в победе им иногда помогают волшебные предметы.

«Каша из топора», «Гуси-лебеди» - эти сказки включены в учебники «Родная речь».

Сказки  смешанного типа. В последнее время в методической литературе стали появляться сведения о новом типе сказок – о  сказках смешанного типа.

Конечно, сказки этого  типа существуют давно, но им не придавали  большого значения, так как забыли, насколько они могут помочь в  достижении воспитательных, образовательных  и развивающих целей. Вообще, сказки смешанного типа – это сказки переходного  типа. В них совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром, так и  бытовым сказкам. Проявляются также элементы чудесного в виде волшебных предметов, вокруг которых группируется основное действие.        

 В таких случаях сказка будет определяться по преобладанию характерных черт, например, бытовая с элементами волшебства или волшебная с элементами бытовой. («Хаврошечка», «Гуси-лебеди» - в соответствии с этой классификацией – бытовые сказки с элементами волшебства).

Интересен и своими характерными особенностями и язык народных сказок.

В русских сказках часто  встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли… Часто в русских сказках определения становится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…

Характерны для русских  сказок краткие и усеченные формы  прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил; - и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди. Языку сказок свойственного употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно-ласкательное значение: мал-еньк-ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о…Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка…(Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!)[24]

Сказка в разных формах и масштабах стремится  к воплощению идеала

Человеческого существования. Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение Добра основаны так же и на призыве к мудрости, активности, к подлинной человечности. Сказки нашей планеты расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству других народов, воспитывают чувства доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.[12]        

 Таким образом,  сказка для ребенка является  не просто фантазией, но особо  реальностью, помогающие установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейших нравственных категорий, в дальнейшем-мир жизненных смыслов. Сказка выводит ребенка за рамки выделенной жизни и помогает преодолеть расстояние между житейскими и жизненными смыслами.

Процесс самостоятельного осмысления сказки ребенка оставляет  его на уровне житейского смысла и  не рассказывает подлинной их нравственной сущности. Очевидно, что эту работу ребенок не может совершить без  помощи взрослых. Интеллектуализация эмоций происходит в процессе познавательной  эффективной деятельности по толкованию жизненных смыслов, отраженных в сказке. Этот процесс не открывается ребенком, а формируется в процессе  специально организованного чтения литературных произведений этого жанра.

Особенности работы над сказкой на уроках чтения в  начальной школе будут представлены в следующем параграфе.

 

2.2. Работа над  сказкой на уроках чтения в  начальной школе

Русская педагогика ещё более ста лет отзывалась о сказках не только о сказках как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Так, безымянный автор статьи «Воспитательное значение сказки» (1894) признаёт, что «если детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них останется мертвою буквою; но если рассказать им сказку, проникнутую той же мыслью, - ребёнок будет взволнован и потрясён ею». [12,24,39 ]

Сказки представляют богатый материал для нравственного  воспитания школьников, недаром они  составляют весомую часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира. В.Г.Белинский видел в сказке глубочайшее воспитательное средство: «В детстве фантазия есть преобладающая  способность и сила души, главный  её деятель и первый посредник  между духом ребёнка и вне  его находящимся миром действительности». [ 6]

Информация о работе Формирование читательского интереса при работе со сказкой