Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:11, дипломная работа
В основу работы была положена следующая гипотеза: если на уроках во 2 классе при чтении сказок использовать задания, связанные с обращением школьников к текстам других литературных произведений, то это приведет к формированию у учащихся интереса к книге и чтению. Для реализации поставленной цели требовалось решить следующие задачи: 1. Определить особенности формирования читательского интереса у младших школьников, опираясь на законы ПЧД, разработанной Светловской Н.Н. 2. Определить лингвометодические особенности изучение младшими школьниками сказок разных типов. 3. Провести педагогический эксперимент с целью проверки влияния предложенных методов и приемов изучения сказок в начальной школе на развитие интереса учащихся 2классов к чтению и книге.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Формирование читательского интереса у младших школьников.
1.1. Историко-методический аспект проблемы обучения чтению и формирования читательского интереса у младших школьников
1.2. Педагогические условия, пути и средства развития читательских интересов у младших школьников.
ГЛАВА II. Сказка как жанр устного народного творчества.
2.1. Сказка как особый жанр литературы.
2.2. Работа над сказкой на уроках чтения в начальной школе.
ГЛАВА III. Формирование читательского интереса учащихся 2-го класса в процессе работы над сказкой: опытное обучение.
3.1. В каком состоянии интерес до начала опытного обучения.
3.2 Содержание и организация опытно – экспериментального обучения.
3.3. Анализ результатов опытного обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Так, в русских сказках богатство никогда не имело собственной ценности, и богатый никогда не был добрым, честным и порядочным человеком. Богатство имело значение как средство достижение других целей и теряло это значение, когда важнейшие жизненные ценности были достигнуты. В связи с этим, богатство в русских сказках никогда не зарабатывалось трудом: оно случайно приходило (с помощью сказочных помощников – Сивки-Бурки, Конька-Горбунка…) и часто случайно уходило.[12,24,39]
Таким образом, мудрость
и ценности сказки в том, что она
отражает, открывает и позволяет
пережить смысл важнейших
Суть и жизнеспособность сказки, тайна её волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.
Наибольшее же распространения получила классификация сказок при проблемно- тематическом подходе, который выделяет:
· Сказки, посвященные животным;
· Волшебные сказки
(сказки о необычные и
· Социально-бытовые;
· Сказки смешанного типа.[39]
Такое деление определяет и внутрижанровые различия: в одних преобладают фантастические элементы, для других характерен особый состав действующих лиц, третьи отличают социальные конфликты, бытовой фон.[39]
Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация позволяет начать с ребенком предметный разговор о сказках в рамкам условной «системы» - что, безусловно, облегчает работу родителей, воспитателей или учителя. О сказках, входящих в круг чтения младших школьников можно сказать следующее.
Сказки о животных – один из древнейших жанров фольклора. Народная поэзия обнимала целый мир, её объектом стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и текст сказок. Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствия и понимания. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.
Сказки о
животных любят дети и
Мир зверей
интересен и сам по себе, но
в сказках он одухотворен и
домыслен человеческими
Действующие
лица сказок – дикие и
Сказки о животных
являются первыми в жизни ребенка.
Они вводят малыша в круг начальных
жизненно важных представлений, объясняют
сущность многих явлений, знакомят с
характерами и
облеченное в
поэтическую форму, на психику и
эмоции ребенка действует тонко,
обращено больше к чувству, что позволяет
вместе с занимательным сюжетом
незаметно усваивать назидание.
В сказках
о животных пространство
Таким образом,
сказки о животных можно
Сказки о
животных широко используются
в детских изданиях и
Волшебные сказки. Фантастический характер сказок ярче всего проявляется в волшебных сказках.
Волшебные сказки по своему сюжету – сложный жанр и при всем сюжетном разнообразии они обладают поэтическим единством: непременное условие развития сюжета – конфликтность, выражающаяся в резком противопоставлении основных действующих лиц.
Действие сказки разворачивается в нереальное время и в нереальном месте, однако сказочное пространство всегда связано с основным действующим лицом.
Образы волшебной сказки представляют единую систему, каждый образ традицию ней и имеет свою постоянную характеристику.
Идейно-художественное содержание волшебных сказок воплощает в себе народные представления о справедливости, доброте, истинной красоте.
Красота человека в его поступках – вот та мысль, которая проводится в сказках.
В волшебных
сказках преодолеть различные
трудности герою помогают
Антагонистические
отношения героя и его
Художественная образность волшебной сказки создается всей совокупностью поэтических средств, которые, в свою очередь, выделяют (отличают) её от бытовых и сказок о животных.
В структуре сказки выделяются:
1) присказка (На острове Буяне…) – краткое вступление, не связанное с содержанием;
2) зачин – некая вступительная формула («В некотором царстве, в некотором государстве…»);
3) завязка;
4) кульминация;
5) развязка
6) концовка («Стали они жить-поживать…»)[12,24,39]
Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир-это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного «превращения», поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки «Снегурочка»: «Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка»). В сказках персонажи часто меняют свой облик: лягушка превращается в Василису Прекрасную, орел, сокол и ворон ударяются о землю и становятся добрыми молодцами и др. В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его. В учебники для начальной школы включены следующие волшебные сказки «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и Серый Волк».
Бытовые сказки. Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство по маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы. Характерная пестрота «бытовых» сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, новеллистические и др. В отличии от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, она определение в своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.
Происхождение этих
сказок различно, так же, как и
тематика. Сказки о мудрых советах
входят к древним ритуалам и свадебных
обычаям, сказки о богачах и бедняках
порождены социальными
Бытовые сказки имеют свой круг сюжетов, образов, свои специфические художественные приемы. Герои её живут в реальном месте, в традиционных для русского быта ситуациях они демонстрируют смекалку и находчивость. Сказка всегда точно называет социальную принадлежность героя (солдат, батрак, крестьянин)
Сюжет бытовых
сказок обычно краток. Часто в
повествовании включаются
Герои бытовых сказок: барин-помещик, царь-князь, хан – жадные и равнодушные люди, бездельники и эгоисты. Им противопоставляются бывалые солдаты, бедные батраки – ловкие, смелые и умные люди. Они побеждают, и в победе им иногда помогают волшебные предметы.
«Каша из топора», «Гуси-лебеди» - эти сказки включены в учебники «Родная речь».
Сказки смешанного типа. В последнее время в методической литературе стали появляться сведения о новом типе сказок – о сказках смешанного типа.
Конечно, сказки этого типа существуют давно, но им не придавали большого значения, так как забыли, насколько они могут помочь в достижении воспитательных, образовательных и развивающих целей. Вообще, сказки смешанного типа – это сказки переходного типа. В них совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром, так и бытовым сказкам. Проявляются также элементы чудесного в виде волшебных предметов, вокруг которых группируется основное действие.
В таких случаях сказка будет определяться по преобладанию характерных черт, например, бытовая с элементами волшебства или волшебная с элементами бытовой. («Хаврошечка», «Гуси-лебеди» - в соответствии с этой классификацией – бытовые сказки с элементами волшебства).
Интересен и своими характерными особенностями и язык народных сказок.
В русских сказках часто
встречаются повторяющиеся
Характерны для русских
сказок краткие и усеченные формы
прилагательных: красно солнце; буйну голову
повесил; - и глаголов: хвать вместо
Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала
Человеческого существования. Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение Добра основаны так же и на призыве к мудрости, активности, к подлинной человечности. Сказки нашей планеты расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству других народов, воспитывают чувства доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.[12]
Таким образом, сказка для ребенка является не просто фантазией, но особо реальностью, помогающие установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейших нравственных категорий, в дальнейшем-мир жизненных смыслов. Сказка выводит ребенка за рамки выделенной жизни и помогает преодолеть расстояние между житейскими и жизненными смыслами.
Процесс самостоятельного осмысления сказки ребенка оставляет его на уровне житейского смысла и не рассказывает подлинной их нравственной сущности. Очевидно, что эту работу ребенок не может совершить без помощи взрослых. Интеллектуализация эмоций происходит в процессе познавательной эффективной деятельности по толкованию жизненных смыслов, отраженных в сказке. Этот процесс не открывается ребенком, а формируется в процессе специально организованного чтения литературных произведений этого жанра.
Особенности работы
над сказкой на уроках чтения в
начальной школе будут
2.2. Работа над сказкой на уроках чтения в начальной школе
Русская педагогика ещё более ста лет отзывалась о сказках не только о сказках как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Так, безымянный автор статьи «Воспитательное значение сказки» (1894) признаёт, что «если детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них останется мертвою буквою; но если рассказать им сказку, проникнутую той же мыслью, - ребёнок будет взволнован и потрясён ею». [12,24,39 ]
Сказки представляют
богатый материал для нравственного
воспитания школьников, недаром они
составляют весомую часть текстов,
на которых дети постигают многообразие
мира. В.Г.Белинский видел в сказке
глубочайшее воспитательное средство:
«В детстве фантазия есть преобладающая
способность и сила души, главный
её деятель и первый посредник
между духом ребёнка и вне
его находящимся миром
Информация о работе Формирование читательского интереса при работе со сказкой