Формирование читательского интереса при работе со сказкой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 20:11, дипломная работа

Описание работы

В основу работы была положена следующая гипотеза: если на уроках во 2 классе при чтении сказок использовать задания, связанные с обращением школьников к текстам других литературных произведений, то это приведет к формированию у учащихся интереса к книге и чтению. Для реализации поставленной цели требовалось решить следующие задачи: 1. Определить особенности формирования читательского интереса у младших школьников, опираясь на законы ПЧД, разработанной Светловской Н.Н. 2. Определить лингвометодические особенности изучение младшими школьниками сказок разных типов. 3. Провести педагогический эксперимент с целью проверки влияния предложенных методов и приемов изучения сказок в начальной школе на развитие интереса учащихся 2классов к чтению и книге.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Формирование читательского интереса у младших школьников.
1.1. Историко-методический аспект проблемы обучения чтению и формирования читательского интереса у младших школьников
1.2. Педагогические условия, пути и средства развития читательских интересов у младших школьников.
ГЛАВА II. Сказка как жанр устного народного творчества.
2.1. Сказка как особый жанр литературы.
2.2. Работа над сказкой на уроках чтения в начальной школе.
ГЛАВА III. Формирование читательского интереса учащихся 2-го класса в процессе работы над сказкой: опытное обучение.
3.1. В каком состоянии интерес до начала опытного обучения.
3.2 Содержание и организация опытно – экспериментального обучения.
3.3. Анализ результатов опытного обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

сказка.docx

— 98.99 Кб (Скачать файл)

Учитель читает по учебнику текст «О сказках».

- Сегодня  на уроке мы продолжим знакомиться с устным народным творчеством и русскими народными сказками. Откройте учебники, прочитайте  название сказки.

-Кто пришел  к нам в гости? (Лиса и тетерев).

-Какие ещё сказки про лису вы знаете? (Ответы детей)

-Опишите, какая  бывает лиса в сказках? (Хитрая, умная, обманщица и т.д.)

-А кто знает,  кто такой тетерев? (Большая лесная  птица.)Учитель показывает картинки с изображением тетерева и читает отрывок из детской энциклопедии  про тетерева.  

.       Эта лесная птица. По размерам она не больше утки. Самец крупнее самки,  имеет оперение черное с металлическим отливом и белыми перевязями на крыльях, над глазами - ярко-красные брови, хвост лировидный с расходящимися крайними перьями в виде двух кос (отсюда другое название птицы – косач.) Самка и птенцы рыжевато-серые с темными пятнами- малозаметные среди травы на фоне лесной подстилки. Тетерева предпочитают редкие леса с ягодниками и сухими участками, пригодными для гнезд. Тетерева весной могут стать лёгкой добычей лис и волков, потому что часто оказываются на земле, а не на дереве, и так увлекаются своим «пением», что не слышат и не видят ничего вокруг и подпускают хищников на опасно близкое расстояние.

- Похож ли тетерев  в сказке на описание из  книги? (Ответы детей) Как вы  думаете, я прочитала отрывок  про настоящую птицу или про  сказочную? А в сказке мы  сможем встретить такое описание  птицы? Почему? А какой будет  тетерев в сказке? Почему вы  так думаете? Давайте проверим  и прочитаем сказку.

III. Изучение нового  материала.

1.Первичное чтение. Читает учитель.

Что хотела сделать  лиса? (Обхитрить тетерева). А зачем? (Чтобы его съесть) Правильно, а  откуда вы узнали, что лисы питаются птицами, в том числе, и тетеревами? (Вы прочитали только что!) Удалось  лисе обхитрить тетерева? Почему? Каким  оказался тетерев?

2.Словарная работа.

-Какие непонятные  слова и выражения вы встретили  в сказке? Давайте их разберем.

· Навострила уши- насторожилась;

· Проведать- навестить;

· Нынче- сегодня;

· Кабы- если бы.

3.Повторное чтение  и анализ текста.

-Понравилась ли  вам сказка? Удалось ли лисе  перехитрить тетерева? Почему?

-Что придумала  лиса, чтобы поговорить с тетеревом?

-Что придумывала  лиса, чтобы тетерев спустился  на землю?

-Что отвечал  тетерев лисе, когда она просила  его спуститься на землю?

-Что придумал  тетерев, чтобы избавиться от  хитрой лисы?

-Кто оказался  хитрее в сказке?(Тетерев)

IV.Закрепление нового материала.

1.Выборочное чтение:

-Найдите в тексте  описание того, как просила лиса, чтобы тетерев спустился на  землю.

-Найдите, как  лиса называет тетерева?

-Прочитайте, как  тетерев избавился от лисы?

2.Выразительное  чтение.

Дети сами читают сказку вслух, по несколько предложений.

V.Итог урока.

-С каким жанром  устного творчества мы познакомились  сегодня?

-Какие виды  сказок бывают?

-Чем сказка  отличается от других произведений?

-К какому виду  сказок относится сказка «Лиса  и тетерев»?

Помогло ли вам  обращение к другому литературному  произведению (отрывку из энциклопедии)  лучше представить тетерева из сказки?

VI.Домашнее задание.

-Перечитать сказку  и подготовиться к чтению по  ролям .

-Найти и принести  другие сказки, в которых действует  лиса.

 

Конспект урока  №2.

«Лиса и журавль»

Оборудование:

Рисунки с изображением лисы и журавля;

Карточки с  пословицами.

Ход урока

I.   Организационный момент.

II. Проверка домашнего  задания.

По книгам, которые  принесли дети, составляется выставка.(«Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса», «Лисичка со скалочкой», «Лисичка сестричка и серый волк» и др.)

-Кто общий герой  этих сказок? (Лиса) Кто знает сказки, представленные на выставке книг? Какая лиса в сказках? (Хитрая, обманщица, у неё голосок ласковый, поэтому ей верят…)

-Как вы думаете,  с какой сказкой мы будем  сегодня знакомиться?

(Ответы детей)

III. Сообщение цели  урока.

Я прочитаю вам  маленький отрывок, а вы постарайтесь определить, я читаю сказку или  другое произведение? А для тех  детей, кто захочет поразмышлять – трудный вопрос:  в какой книге я могла бы найти этот отрывок? (Учитель читает текст рассказа К.Д.Ушинского «Лиса Патрикеевна») (Это не сказка, - определяют дети, - это, наверное, какой-нибудь рассказ, только он для малышей). Значит, можно отличить сказку от несказки? (Да!!)

-На сегодняшнем  уроке мы продолжим знакомиться  с русской народной сказкой.  А в гостях у нас лисичка  с новым героем сказки. Чтобы  узнать, кто это, давайте откроем  учебники и прочитаем название  сказки.

-Кто же пришел  к  нам в гости вместе с лисой?

-Знаете ли вы  кто такой журавль? (Большая болотная  птица с длинными ногами и  длинной шеей).(Вывешивается картинка журавля)

-Давайте послушаем  сказку К.Ушинского «Журавль и  цапля» (Учитель читает эту сказку)

-Похожа сказка  К.Ушинского на народную? Чем?(Ответы детей)

IV.  Изучение нового материала.

1.Первичное чтение  с комментированием.

Читают хорошо читающие ученики, по ходу чтения идет словарная работа. Объясняются непонятные слова.

· Пир-большой званый обед, обильное угощение;

· Потчевать-угощать;

· Не обессудь-не суди, не отнесись строго;

· Несолоно хлебавши-остался ни с чем .

2.Вопросы после  чтения:

-Понравилась ли  вам сказка? -Какое угощение приготовила лиса журавлю?

-Почему лиса  решила угостить журавля? -Получился ли у них званый пир?-Удался ли план лисы?

-Каким в сказке  показан журавль? -Какой урок преподал журавль лисе?

-Почему лиса  перестала дружить с журавлем? -Была ли это настоящая дружба?

3.Важным приемом,  способствующим пониманию текста, особенно художественного произведения, является определение его подтекста.  Чтобы был понятен смысл ложного  подтекста, можно задать следующий  вопрос:

-А что же  думала на самом деле лиса, когда приглашала журавля в  гости?

-Почему она  размазала кашу по тарелке?

-Почему журавль  положил окрошку для лисы в  кувшин с узким горлышком? Что  он при этом думал?

-Мы пришли к  выводу, что они оба поступили  плохо. -Можно ли назвать их настоящими друзьями?

-Обратите внимание  на начало сказки: «Лиса с журавлем  подружились», так ли это? Так  бывает? -Как бы поступили настоящие друзья?

V. Закрепление  нового материала.

1.Чтение сказки  по ролям.

2.Работа над  пословицами. Игра «Найти пословицу».

Класс делится  по группам. Учитель раздает карточки с пословицами.

Дети самостоятельно готовятся, проверка коллективная.

-Найдите пословицы,  которые  раскрывают смысл  прочитанной сказки:        

 Друзья познаются  в беде.        

 Каков гость,  таково и угощение.        

 На что и  звать, коли нечего дать.        

 Каков мастер, такова и работа.        

 Семь раз  отмерь, один раз отрежь.        

 Не потчуй  меня тем, что я не ем.       

 Без труда  не выловишь и рыбку из пруда.        

 Любишь кататься, люби и саночки возить.

VI. Итог  урока

-С какой новой  сказкой познакомились на уроке?

-Кто главные  герои сказки? Какая работа на  уроке помогла вам лучше представить  героев этой сказки? (Когда вы  читали другой рассказ и другую  сказку)

-Хороший ли  поступок они совершили?

-Какой урок  мы получили, читая   эту сказку?

VIII. Домашнее задание.  Перечитать сказку. Подготовить  иллюстрацию к сказке. Найти и  прочитать рассказы о журавле.

 

Конспект урока  №3.

«Петушок и  бобовое зернышко»

Цель урока:

1. Познакомить  детей с русской народной сказкой  «Петушок и бобовое зернышко».

2. Совершенствовать  навык чтения, развивать речь, внимание;

3. Учить находить  главную мысль в произведении; учить находить в абзаце слова,  несущие основное содержание  и смысл произведения.

4. Воспитывать  стремление заботиться об окружающих.

Оборудование:

Карточки с  названиями ролей.

 

Ход урока

I.   Организационный момент

II.  Постановка цели урока.

-Сегодня на  уроке мы познакомимся с новой  сказкой. Откройте учебники, прочитайте  название сказки. Кто автор? (Автора  у сказки нет, значит, сказка  народная.)

-А кого мы  видим на иллюстрации? (Петушка  и курочку.)

-Как вы думаете,  о ком пойдет речь в сказке? (Ответы детей) А почему же  сказка не называется «Петушок  и курочка?» (Ответы детей свидетельствуют  о проблемности этого вопроса для них). Давайте прочитаем сказку и подумаем над этим  вопросом.

III. Изучение нового  материала. 

 Чтение  сказки цепочкой.

Первичная проверка понимания:

-Понравилась сказка? -Что случилось с петушком?

-Назовите всех  действующих лиц, которые помогали  курочке спасти петушка. (Имена  всех героев сказки учитель    записал на доске и прикрепил соответствующие иллюстрации).

-Что могло произойти,  если бы кто-то не помог курочке?

-Почему они  помогали курочке?

-Насколько частей  можно разделить сказку? (на 6) Почему? (Каждый помощник – это часть)

Повторное чтение сказки по частям, анализ каждой части, словарная работа.

-Какие ещё сказки, где герой Петушок вы знаете? («Петух да собака», «Петух  и кот», «Кот, петух и лиса»)

-Послушайте историю  про петушка и решите – это  сказка или нет? (Учитель читает  рассказ К.Ушинского «Петушок  с семьей»).

-Кто герой этой  сказки? Что сказочного вы заметили? (Ответы детей)

-Где происходят  события? Встречаются ли подобные  действия в других сказках?

-Чем  Петушки - герои сказок отличаются? В чем их сходство?

IV.Закрепление новых знаний

1. Подготовительная  работа.

Для того, чтобы совершенствовать навыки чтения и пересказа, используется следующий прием - подчеркивание слов, несущих основной смысл и содержание произведения. Дети вместе с учителем подчеркивают слова.

-Возьмите в руки простые  карандаши. Давайте в первой  части сказки подчеркнем   слова, которые будут помогать нам при рассказывании этой сказки. (Торопился, подавился, бобовое зернышко, словно мертвый лежит.)

-Найдите опорные слова  во второй части. (Перепугалась, курочка,  бросилась, маслица, горлышко  смазать.)

- Попробуйте самостоятельно  найти главные слова в третьей  части. Давайте проверим что  получилось? (Курочка, бросилась,  молока, собьет маслице, смажу  горлышко.) В остальных частях дети самостоятельно выделяют опорные слова и подчеркивают их..

-Скажите, курочка  переживала за петушка? Подтвердите  свой ответ словами из текста. (Курочка заботилась о петушке  и любила его.)

-Что вы думаете  о петушке, понял ли он, сколько  хлопот он доставил курочке? (Петушок  был беззаботным, непослушным,  поэтому с ним и приключилась  такая беда.)

V. Итог урока:

- С какой новой  сказкой познакомились сегодня?

-О чем  и о ком эта сказка? -Назовите всех действующих героев. -Помогли герои курочке спасти петушка или нет? -Можно ли их назвать настоящими друзьями? 

-Что вам больше  всего понравилось в сказке?

-Были ли у  вас такие ситуации, когда кому-нибудь  требовалась ваша помощь?

VI. Домашнее задание

1.Подготовить  иллюстрации к каждой части  сказки;

2.Подготовиться  к выразительному чтению и  пересказу сказки.

3.Найти и принести  другие сказки, в которых действует  петушок.

 

Конспект урока  №4.

«У страха глаза  велики»

Цели урока:

1.Познакомить  со сказкой «У страха глаза  велики»

2.Формировать  навыки выразительного чтения  совершенствовать умение делить  текст на части;

3.Показать, как  создавать диафильм; развивать внимание, память, воображение, мышление.

Оборудование: Стихотворение  С.Я.Маршака про мальчика Петю; пословицы  на доске; иллюстрация к сказке.

Ход урока

I.   Организационный момент

II. Проверка домашнего  задания. 

Выставка рисунков. Выставка книг, принесенных детьми.

Чтение фрагментов из сказки. Пересказ.

III. Постановка  цели урока.

Подумайте, когда  может быть страшно? (Когда человек  один, когда темно, когда опасность…)

-Были ли у  вас случаи, когда вы, в темноте  принимали один предмет за  другой?

-Сейчас я прочитаю  вам, что увидел мальчик Петя  из стихотворения С.Я.Маршака. (Учитель  читает стихотворение). Это стихотворение  страшное? (Нет!). А какое? (Смешное). Почему? Ведь Пете было страшно? (Это  не по-настоящему страшно, он  сам всё придумал!) -Представляете, что можно от страха себе навыдумывать?

-Сегодня я прочитаю  вам сказку, где наши герои  тоже напредставляли себе такое… Откройте учебники, давайте узнаем, что такое им привиделось.

IV. Изучение нового  материала.

1.Чтение сказки  учителем.

2.Первичная проверка  понимания:

-Понравилась сказка? Веселая она или страшная? (Ответы  детей).

-Назовите героев  сказки? (Ответы детей)

-Чего испугалась  бабушка, внучка, курочка, мышка?  Почему им привиделись эти  животные? (Потому что бабушка боялась медведя, внучка – волка, курочка – лису, мышка – кота.)

-Что привиделось  зайке? Почему зайке привиделись  именно охотники? (Ответы детей)

-Какие ещё произведения, где главный герой зайка, вы  знаете? («Заячье сердце», «Лиса  и заяц», «Заяц и Лиса»)

-Можете ли вы  сказать, кто написал эти произведения? (Ответы детей)

Информация о работе Формирование читательского интереса при работе со сказкой