Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 01:22, курсовая работа
Цель исследования:
Изучение и разработка наиболее эффективной методики направленной на развитие чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературе.
-4-
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ психолого – педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
2) Изучить особенности чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста.
3) Определить методику диагностического эксперимента.
4) Разработать методику формирующего эксперимента и применить её в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………. 3 - 5
ГЛАВА I . Анализ психолого – педагогической литературы
по проблеме исследования чувства юмора у детей
дошкольного возраста.
1.1. Определения понятия «юмор» и его структура …………… 5 – 10
1.2. Влияние художественной литературы на формирования чувств юмора у детей старшего дошкольного возраста……………………. 11 - 17
1.3 Виды литературных произведений, развивающих
чувство юмора…………………………………………………….. 17 - 22
1.4 Педагогические условия формирования юмора в ДОУ и
в семье……………………………………………………………… 22 - 26
1.5 Анализ разделов «Чтение художественной литературы»
современных программ ДОУ…………………………………..
Вывод по I главе………………………………………………… 27
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение формирования чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
2.1 Задачи и методика диагностического этапа исследования …....... 28 - 32
2.2 Анализ результатов диагностического этапа исследования…… 32 - 38
Вывод по II главе………………………………………………… 39
Список литературы………………………………………………… 40 - 42
Приложения………………………………………………………… 43 - 54
Министерство образования РФ
Комитет по образованию Ленинградской области
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
« Ленинградский государственный университет
имени А. С. Пушкина».
«Формирование чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста
через произведения
Содержание
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА I . Анализ психолого – педагогической литературы
по проблеме исследования чувства юмора у детей
дошкольного возраста.
1.3 Виды литературных произведений, развивающих
чувство юмора…………………………………………………….. 17 - 22
1.4 Педагогические условия формирования юмора в ДОУ и
в семье……………………………………………………………… 22 - 26
1.5 Анализ разделов «Чтение художественной литературы»
современных программ ДОУ…………………………………..
Вывод по I главе………………………………………………… 27
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение формирования чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
2.1 Задачи и методика диагностического этапа исследования …....... 28 - 32
2.2 Анализ результатов
диагностического этапа
Вывод по II главе…………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
В настоящее время из-за коренных экономических и идеологических изменений в нашем обществе значительно возросли требования к развитию детей дошкольного возраста. Это становится заметным в новых программах и педагогических технологиях по развитию и образованию дошкольников.
Главным приоритетом образования является – формирование гармонично развитой личности ребенка, в процессе которого происходит приобщение детей к человеческой культуре, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Художественная литература - составные части этого опыта, играющие важную роль в становлении личности.
Развитие чувства юмора – это способность личности дошкольника правильно воспринимать и понимать окружающий мир: отношения к людям, обстоятельствам, событиям, к самому себе.
Актуальность проблемы продиктована результатами исследования социальной стороны юмора. Используя смех и чувство юмора, в нужный момент можно предотвратить конфликтные ситуации среди дошкольников, обратить зло в шутку и смешную игру. Смех может раскрепостить свободу творческих способностей и проявлений детей, что будет способствовать сотрудничеству, рассеивая монотонные будни, делая общение легким и необузданным.
Основной образовательной областью в детском саду является чтение художественной литературы, поэтому целесообразно формировать чувство юмора детей через указанный вид деятельности.
Дошкольный возраст – лучшее время для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. В. А. Сухомлинский называл юмор оборотной стороной мышления. «Развивать в ребенке способность смеяться, - это
вместе с тем значит укреплять его умственные силы и способности, учить тонко, думать и мудро видеть мир». [1, c. 353]
Объект исследования:
Процесс формирования чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста через произведения художественной литературы.
Предмет исследования:
Педагогические условия и факторы формирования у детей старшего дошкольного возраста чувства юмора через произведения художественной литературы.
Гипотеза исследования:
Формирование чувства юмора у детей будет эффективно развиваться при условии, если:
-Разработать систему образовательной деятельности, включая игру и интеграцию;
-Максимально заинтересовать детей чтением художественной литературы;
-Создать определённые
педагогические условия для
-Разработать план совместной работы с родителями (лекции-беседы, совместная деятельность с детьми и родителями, праздники, развлечения).
Цель исследования:
Изучение и разработка наиболее эффективной методики направленной на развитие чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературе.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ психолого – педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
2) Изучить особенности чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста.
3) Определить методику диагностического эксперимента.
4) Разработать методику формирующего эксперимента и применить её в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
База исследования:
МДОУ Детский сад № 8 «Сказка», старшая группа, 20 детей 5-6 лет.
ГЛАВА I . Теоретические подходы к изучению проблемы формирования чувства юмора у детей дошкольного возраста.
В мире существуют несколько научных организаций, занимающихся изучением чувства юмора у детей и взрослых. Наиболее авторитетные из них – Международное общество по изучению юмора и Ассоциация практического и терапевтического юмора. Интенсивность исследования возросла в 70 – 80-х гг. XX в.
В отечественной психологии число работ, посвященных проблеме юмора, невелико (С.Л. Рубинштейн, А. Бергсон, В. Прокопенко и др.)
Наиболее основательные положения содержатся в трудах,
С. Л. Рубинштейна ученый пытался дать определение понятию юмора как уровню мировоззренческих чувств, подчеркнул его гуманистическую
направленность. Отечественные психологи вслед за зарубежными установили связь юмора с интеллектуальными процессами.
По словам лауреата Нобелевской премии А. Бергсона, смех и юмор нужно рассматривать в наиболее широком социальном аспекте. Согласно его взглядом, они могут быть поняты только в рамках семейного воспитания и условий развития самого общества: « Смех должен отвечать известным требованиям совместной жизни людей, он должен иметь общественное значение, смешное не может оценить тот, кто чувствует себя одиноким. Смех нуждается в отклике, его звук уходит в бесконечность. Смех всегда принадлежит группе» [1. c. 23]
В общении с людьми улыбка и смех приобретают особые функции. Они не просто связанны с выражением радости от удовлетворения биологической потребности, а с получением удовольствия от приобщения к смеховой культуре детей и взрослых. В этом ракурсе В. Прокопенко рассматривает такие функции юмора, как информационная, коммуникативная и развивающая.
Информационная функция - юмор как средство познания мира. Происходит небольшое открытие, углубляются представления об окружающем, заостряется внимание на том, на что раньше не обращали внимания.
Коммуникативная функция – ребенок открыт к общению для окружающих, жизнерадостен. Юмор формирует такие качества, как доверчивость, открытость, раскрепощенность, помогает устанавливать дружеские отношения.
Развивающая функция – юмор обладает определенной логикой, доказательностью. Способствует интеллекту, критическому мышлению, наблюдательности, остроты видения мира, повышает эффективность педагогического процесса. [10, c.362]
Чувства юмора нельзя сводить только к процессам памяти, восприятия и мышления. В связи с этим Л.В. Карасев доктор философских наук издает концепцию смеха и юмора. Согласно данной концепции, различное проявление юмора и смеха сводится к двум типам.
Первый тип смеха связан с ситуациями, когда ребенок выражает свою радость, телесный восторг. Этот тип Л. В. Карасев называет «смехом тела» и относится к разряду состояний, характерных не только для человека, но и для животных. Они возникают в момент получения удовольствия от «мышечной радости», двигательной и игровой активности.
Второй тип связан с комической оценкой действительности. Поэтому чувства юмора относится к высшим человеческим чувствам, которые стоят на «перекрестке» линий развития эстетических и интеллектуальных чувств. Этот тип получил наименование «остроумие» – значительно более сложное образование. В нём можно выделить два основных компонента – способность к избирательным ассоциациям и способность к мгновенной критической оценке собственной речевой продукции. В литературе традиционно выделяют такие приемы остроумия, как ложное противопоставление, ложное усиление, доведение до абсурда, остроумие нелепости, смешение стилей, двойное истолкование, сравнение и сопоставление по отдельному признаку, парадокс. [15, c.29]
В истории отечественной педагогике проблема педагогической значимости юмора наиболее полно нашла свое отражение в трудах А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили и др.
А.С.Макаренко считал юмор важной чертой педагогического мастерства, которая не только выполняет педагогические требований, но и позволяет детям чувствовать себя личностью. Использование юмора как приема педагогического воздействия требует, по Макаренко, соблюдения
определенных психолого-
эффективное применение юмора в процессе обучения и воспитания. Основная роль, по его мнению, принадлежит педагогу. Именно он создает установки на веселье и радость, предлагая детям игры, поощряя их удачные шутки, проявление находчивости. Оптимистичное настроение каждого ребенка и всего коллектива создают благоприятную педагогическую атмосферу, где на много легче решаются многие педагогические задачи. Важным условием создания и поддержания такой атмосферы является радостное настроение самого педагога. Игровая атмосфера по отношению к воспитуемым - залог поддержания бодрого духа, оптимистического настроя, радости и веселья. [22,c.13]
В.А.Сухомлинский в своем понимании педагогической сущности юмора идет дальше своих предшественников. Он определяет юмор как мировоззренческое качество личности, которое необходимо формировать у ребенка с малых лет. В.А.Сухомлинский педагогическую направленность юмора видел в использовании его в качестве средства воспитания гуманизма, развития чувства сострадания, совести. Настоящий юмор, по мнению педагога, не способен порождать злобу, бездушие, цинизм; рядом с ним не уживаются лень, хвастовство, равнодушие, трусость. С помощью чувства юмора, возможно, пересмотреть свои неудачи ошибки, взглянуть на них с иронией, посмеяться над ними и пойти дальше. На следующей ступени юмора оказывается тесно связанным с чувством стыда. Эти чувства могут дополнять друг друга или, наоборот, вступать в конфронтацию. Например, дети могут смеяться над несчастьями других, т.к. у ребенка очень мал жизненный опыт, он не всегда правильно понимает смысл происходящего и часто видит во всем только внешнюю сторону. Идет, к примеру, человек по зимней улице, поскальзывается и падает. Реакция детей разнообразна, многие улыбаются
или смеются. Взрослые должны не только развивать у малыша радостные эмоции, а также необходимо воспитывать ребенка, чтобы ему были доступны и такие эмоции как сострадание, огорчение при виде чужого несчастья, чувства стыда и вины за свой плохой поступок. [28, с.303]
Смех может происходить по многим причинам и иметь разные последствия. Он может свидетельствовать о полноте восприятия жизни, радости ребенка, бьющей через край, а может быть связан с юмором доброго, умного и жизнерадостного человека и быть направленным на возращение этой детской радости, когда душу поглощает уныние. Иногда смех рождает тщеславие («когда человек сам себя бесстыдно хвалит»), стремление унизить других и возвысить за счет себя.