Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 01:22, курсовая работа
Цель исследования:
Изучение и разработка наиболее эффективной методики направленной на развитие чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературе.
-4-
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ психолого – педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
2) Изучить особенности чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста.
3) Определить методику диагностического эксперимента.
4) Разработать методику формирующего эксперимента и применить её в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………. 3 - 5
ГЛАВА I . Анализ психолого – педагогической литературы
по проблеме исследования чувства юмора у детей
дошкольного возраста.
1.1. Определения понятия «юмор» и его структура …………… 5 – 10
1.2. Влияние художественной литературы на формирования чувств юмора у детей старшего дошкольного возраста……………………. 11 - 17
1.3 Виды литературных произведений, развивающих
чувство юмора…………………………………………………….. 17 - 22
1.4 Педагогические условия формирования юмора в ДОУ и
в семье……………………………………………………………… 22 - 26
1.5 Анализ разделов «Чтение художественной литературы»
современных программ ДОУ…………………………………..
Вывод по I главе………………………………………………… 27
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение формирования чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
2.1 Задачи и методика диагностического этапа исследования …....... 28 - 32
2.2 Анализ результатов диагностического этапа исследования…… 32 - 38
Вывод по II главе………………………………………………… 39
Список литературы………………………………………………… 40 - 42
Приложения………………………………………………………… 43 - 54
По результатам анализа материалов констатирующего эксперемента, полученных на втором этапе исследования, целью которого было исследовать уровень чувства юмора родителей с детьми. Наши исследования показали, что родителей интересует данная проблема, они с удовольствием заполняли предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению. Анализ полученных ответов показал, что родители не уделяют достаточного внимания формированию у детей чувства юмора. Они хотят видеть их общительными, легко идущих на контакт со сверстниками и взрослыми, но используют ограниченный набор средств по формированию чувства юмора. В частности, никто не назвал личный пример как средство формирования чувства юмора. Не все родители читают детям произведения художественной литературы, и, оправдывая себя, говорят, что у них много работы и даже с детьми им общаться некогда. Например, мама Даши говорит: «Нам некогда читать ей книги, с работы приходим поздно, надо успеть еще дома дела сделать». К сожалению, большинство родителей отличает низкая степень информированности о книгах для детей по формированию чувства юмора.
На вопрос «Играете ли вы вместе с детьми в веселые интеллектуальные игры (веселые загадки, шарады, стихи на заданные рифмы)» родители отвечают: «Мы уже забыли, как играть, поиграйте в садике». Из всех опрошенных родителей никто не сказал, что не надо формировать чувство юмора. У многих родителей такое мнение, что хорошо формируется чувства юмора при просмотре телевизионных детских юмористических передач.
На основе анализа констатирующего эксперимента, полученные на третьем этапе исследования, мы смогли определить показатели уровней формирования чувства юмора средствами художественной литературы у детей старшего возраста.
Таблица показателей уровня чувства юмора средствами художественной литературы у детей старшего возраста.
Название уровня |
Содержание уровня |
Диагностический этап % |
Высокий
|
Легко подключается к смеху и веселью других, взрослых или детского коллектива. Умеет воспринимать, и понимать смешное, может объяснить, что персонажи испытывают радость; при воспоминании смешной ситуации из жизни или художественного произведения воспроизводится весь комплекс эмоциональных и поведенческих реакций. Умеет составлять смешные рассказы, модифицировать несмешной текст в смешной. Умеет разыгрывать смешные этюды; с удовольствием самостоятельно отражает комическое в творческой деятельности. |
30
|
Средний |
Не всегда подключается к смеху и веселью других, понимает шутку сверстника, но сам шутит редко. Ребенок называет 3-4 любимых юмористических произведения, и, с помощью взрослого выделяет критерии смешного, комического, используемые в том или ином тексте, реже – воспроизводит юмористический стиль. Сомневается в возможности придумать смешной рассказ самостоятельно. |
60 |
Низкий |
Недостаточно понимает юмор, в словесном искусстве выступает слушателем, сомневается в достаточности личного опыта для придумывания и разыгрывания юмористической истории. Он проявляет положительное отношение к юмористическим произведениям, но признается в том, что редко ему читают. Воображение развито недостаточно, что не дает возможности целостно воспринимать содержание, сюжет и образ героя. Характерно маловыразительное исполнение роли. |
10 |
Как видно из таблицы анализ проведенного исследования показал, что 30% детей имеют высокий уровень формирования чувства юмора, 60 % детей - средний, и только один ребенок (что составляет 10 % от числа детей) имеет низкий уровень.
Приступим к более подробному анализу формирования чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
Проанализировав третий этап исследования, мы обнаружили, что те или иные представления о смешном, определённое отношение к смеху имеется у детей старшего дошкольного возраста. Более того, тема юмора им очень интересна. Практически у всех детей, судя по их высказываниям, сформировалось отношение к юмору как к чему-то доброму. В беседе и подборе синонимов и антонимов удалось выяснить, что ребята вполне понимают слова « юмор » и «смешной».
На высоком уровне находится 30 % детей. Эти дети более оптимистичны, уверенные в себе, пользуются большей популярностью среди сверстников, и в семьях этих детей присутствует благоприятный эмоциональный микроклимат. Они много знают, у них хорошо развита речь и память, быстро запоминают веселые стихи, потешки и др. и применяют в разговоре с детьми.
Наблюдая за чувство юмора у детей в их собственной творческой деятельности. Многие перефразируют известные стихи или сочиняют дразнилки. Например, Влад перефразировал стих, играя в пятнашки. Вместо "птички летят — колокольчики звенят" говорит "птички звенят — колокольчики летят" и звонко смеялся.
Анализируя чувства юмора у старших дошкольников, мы выявили гендерные особенности. Мальчики стараются вызвать смех довольно грубыми намёками, междометиями, смешными, по их мнению, словами. Рассказывая, они делают основной упор на жесты и мимику. Девочки же, участвовавшие в эксперименте, наоборот оказались склонными к подбору корректных выражений.
При обсуждении юмористических рассказов и стихотворений, не все дети избирательны и даже требовательны к литературным произведениям. Не все способны к элементарной критической оценке сюжета и художественных средств, скорее всего, это связано с нарушением у них критического мышления и большей внушаемостью. Например, образ Незнайки вызывает смех, а такие дети как Полина и Андрей смогли обосновать отсутствие (как им кажется) поводов для смеха в рассказе Н. Носова «Как Незнайка катался на газированном автомобиле».
Как показало обсуждение юмористических произведений, дети склонны к поиску не столько внешних, сколько внутренних причин для смеха (удивление, хорошее самочувствие, понимание смысла услышанного и т.п.). Они обычно находят смешное в характерах героев и в несуразных описываемых ситуациях. Дети адекватно воспринимают юмористические произведения, соответствующим образом реагируют на происходящее. В группе есть Настя и Даня, они воспринимают внешнее выражение смешного, проявляющееся более конкретно. Например, в именах героев (в их звучании: Винтик, Шпунтик), в иллюстрациях к произведениям, они ориентируются, в первую очередь, на конкретное проявление смешного, лежащее на поверхности, что, очевидно, связано с нарушением абстрактного и логического мышления.
Низкий уровень - ребенок эмоционально закрыт, очень серьезный. Шутки воспринимает по отношению к другим лучше, чем к себе, боится показаться смешным. Если дети бывают, посмеются над ним, он сразу стесняется, уходит в сторону и сидит один. В общении со взрослыми и сверстниками разговорчив.
В беседе с родителями, они подтвердили чрезмерную серьезность ребенка, но тут же мама говорит, что он в этом похож на папу.
Выводы.
На основании проведенных исследований мы выяснили, что формирования чувства юмора у детей старшего возраста средствами художественной литературы находится на среднем уровне. Дети с высоким и средним уровнем более общительные и эмоционально отзывчивые. Художественная литература является важным средством в формировании чувства юмора. Воспитателями и родителями недостаточно используется художественная литература для формирования чувства юмора.
Для успешного формирования
детей в данном направлении мы
рекомендуем следующие
- обновить и обогатить
окружающую среду детей самой
разнообразной новой
- создать в группе
- не сдерживать инициативу
ребенка, не давать четких
- доброжелательно относиться к детям, учить детей эмпатии.
Данные нашего исследования показали, что формирования чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста требует целенаправленной, систематической работы. Более активно вести работу с родителями по формированию чувства юмора.
Список литературы:
наук, 1958, т.1, с. 13.
кн.: Вопросы детской литературы. М.: Детгиз., 1987. – с.208-232.
кн.: Педагогика и психология. – М., 2007. – 1-7 с.
Приложение 1.
Список детей участвующих в эксперименте
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Дата рождения |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
Балаев Андрей Молева Полина Никифорова Альбина Краснов Даня Герасимов Никита Ершова Даша Бенке Полина Тимофеев Влад Нестерова София Громов Никита |
23.03.07 04.06.07 12.06.07 24.05.07 05.08.07 25.07.07 11.07.07 28.04.07 07.09.07 21.05.07 |
Приложение 2
Методические рекомендации педагогам и родителям.
Приложение 3
Анкета для родителей
Уважаемые родители , просим вас ответить на вопросы анкеты .