Формирование чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста через произведения художественной литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 01:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
Изучение и разработка наиболее эффективной методики направленной на развитие чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературе.
-4-
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ психолого – педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
2) Изучить особенности чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста.
3) Определить методику диагностического эксперимента.
4) Разработать методику формирующего эксперимента и применить её в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………. 3 - 5
ГЛАВА I . Анализ психолого – педагогической литературы
по проблеме исследования чувства юмора у детей
дошкольного возраста.
1.1. Определения понятия «юмор» и его структура …………… 5 – 10
1.2. Влияние художественной литературы на формирования чувств юмора у детей старшего дошкольного возраста……………………. 11 - 17
1.3 Виды литературных произведений, развивающих
чувство юмора…………………………………………………….. 17 - 22
1.4 Педагогические условия формирования юмора в ДОУ и
в семье……………………………………………………………… 22 - 26
1.5 Анализ разделов «Чтение художественной литературы»
современных программ ДОУ…………………………………..
Вывод по I главе………………………………………………… 27
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение формирования чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
2.1 Задачи и методика диагностического этапа исследования …....... 28 - 32
2.2 Анализ результатов диагностического этапа исследования…… 32 - 38
Вывод по II главе………………………………………………… 39
Список литературы………………………………………………… 40 - 42
Приложения………………………………………………………… 43 - 54

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 125.60 Кб (Скачать файл)
  1. ролевые игры по литературным сюжетам,
  2. инсценированние, драматизация,
  3. выразительное чтение стихотворений,
  4. рисование,
  5. создание собственных рассказов и сказок, стихов, загадок,
  6. совместное обсуждение прочитанного, пересказы.

В методических пособиях, которые  опубликованы авторским коллективом  программы, раскрываются содержание и особенности работы с детьми по приобщению их к книге, также можно познакомиться с рекомендациями для литературного образования ребенка в семье: подбор домашней библиотеки для ребенка, организация литературных игр. 
      В целом можно сказать, что программа «Детство» очень широко открыто ставит вопросы воспитания грамотного читателя в дошкольном учреждении. Тем не менее, необходимо более четко определить круг чтения для старших дошкольников. [8, c. 214]

 

Рассмотрим программу «Из детства в отрочество» под руководством Т. Н. Дороновой, является комплексной программой для родителей и педагогов. 
По мнению авторов, интерес к чтению у детей начинается задолго до того, как ребенок сам научится читать. Необходимо систематическое чтение и лучше начинать со сказок, они эмоционально близки ребенку.

                                                         -25-

В программе широко представлены разные жанры и виды литературных произведений.  Авторы ставят следующие задачи. 
Воспитателям: 
Ежедневно читать детям книги определенные программой.  Увлечь чтением, используя мимику, жесты, изменения тембра голоса.  Во время чтения создавать выразительные образы и действующих лиц. Организовать библиотеку, в которой можно брать книги для чтения детям дома. Прививать детям привычку бережно обращаться с книгой. 
Родителям:

         Ежедневно читать ребенку художественные произведения, рассматривать книгу, иллюстрации к ней, вести беседы о прочитанном.  С помощью книги развивать эмоциональную сферу ребенка. Учить правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как она называется, кто ее иллюстрировал. Приучать воспринимать процесс чтения как интересное, серьезное и важное дело. Создавать домашнюю детскую библиотеку.

 

      Предлагаются разнообразные формы, методы и приемы работы с детьми. устраиваются викторины по прочитанным книгам.   Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети могут отображать в продуктивных видах деятельности — рисовании и лепке. 
         Для родителей необходимо оформлять «информационные листки», где сообщается о том, что читали детям в детском саду, и содержатся рекомендации по домашнему чтению. 
         Особенно хотелось бы отметить необычность подбора литературного материала. Удивительно тонко ставятся вопросы к анализу произведений; они обращены к душе ребенка, к его чувствам. Образование происходит постепенно и незаметно.  [11. c. 282]

                                                   

         

                                                 -26-

Выводы по первой главе.

 

   Анализ психолого  – педагогической литературы позволил нам утверждать, что тема «Формирование чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы» является актуальной и позволила определить нам проблемы в развитии юмора у детей:

- проблема формирования чувства юмора у детей, особенно актуальна и в связи с тем, что за последние годы возрос  детский стресс, дети не могут легко общаться, а значит, малыши нуждаются в психологической поддержке. Ребенок, не способный оценить и разделить шутку, не пользуется большей популярностью среди сверстников;

- художественная литература - необходимое условие психического и личностного развития ребенка на всех этапах его развития, особый вид юмористического произведения оказывает громадное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие, формирование чувственного восприятия мира, развивает в  ребенке  чувство  юмора;

             - каждому педагогу важно помочь ребенку оптимистично воспринимать юмор в художественных произведениях и не позволить формироваться чувству юмора в ситуациях, связанных с насмешкой и иронией;

- работа, проводимая в  детском саду по формированию у детей чувства юмора средствами художественных произведений, будет более результативна, если найдет поддержку и продолжение в семье.

Формируя у детей чувства юмора средствами художественных произведений, дошкольник сможет создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственном чувстве юмора и в чувстве юмора людей, которые его окружают.

                                             -27-

ГЛАВА II. Экспериментальное  изучение  формирования  чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста  средствами художественной литературы.

 

2.1 Задачи и  методика диагностического этапа  исследования чувства юмора в художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста.

 

Задачи диагностического этапа исследования.

-  выявить используют ли воспитатели в работе художественную литературу    

   по формированию  у детей чувства юмора.

- исследовать уровень чувства юмора родителей с детьми.

- изучить уровень юмора у детей старшего дошкольного возраста   

   средствами художественной литературы;

 

Характеристика  исследуемой группы.

Работа была проведена на базе МДОУ  Детский сад № 8 «Сказка»  г. Тихвин Ленинградская область. Объектом исследования являлись воспитанники старшей  дошкольного возраста.  В группе 22 ребенка. Для нашего эксперимента мы выбрали 10 детей, из них 5 девочки и 5 мальчиков в возрасте от 5 до 6 лет.                              ( Приложение 1)

Методика  диагностического этапа исследования.

Методика констатирующего  эксперимента состояла из четырех этапов.

 

Первый этап.

Цель:   выявить используют ли воспитатели в работе художественную литературу  по формированию у детей чувства юмора.

 Метод:  беседа, рекомендация.            ( Приложение  2)

                                                  -28-

В беседе с воспитателями  мы выяснили, что они считают важной и необходимой работу по формированию чувства юмора у детей в детском саду. В числе средств называют и художественную литературу. Без труда привели примеры рассказов, стихов, потешек, используемых для формирования чувства юмора (например, «Мишкина каша» Н. Носова,  Д. Родари и др.).

Воспитатель сам должен хорошо владеть тем искусством которому он хочет обучить детей. То есть, у него должно быть хорошо развито  чувство юмора, но этого мало надо еще уметь научить этому искусству  детей, т.е владеть методиками обучения юмору.

 

Оцениваются особенности личностных установок и педагогических ценностей воспитателя.

 

Второй этап.

Цель: исследовать уровень чувства юмора родителей с детьми.

Метод:  анкетирование родителей по опроснику Дж. Гилфорда (американский психолог), наблюдения.

Вопросы для родителей.          (Приложение 3)

  1. Надо ли формировать у детей чувства юмора ?
  2. Часто ли шутят у вас дома (кто из семьи)?
  3. Как вы оцениваете чувства юмора у своего ребенка?
  4. Как вы думаете, юмор помогает справляться с трудностями?
  5. Какая атмосфера настроения преобладает в вашей семье?
  6. Что вы предпринимаете, чтобы у ребенка развить чувства юмора?
  7. Читаете ли вы вместе с детьми смешные книжки?

                                                 -29-

  1. Играете ли вы вместе с детьми в веселые интеллектуальные игры? (веселые загадки, шарады, стихи на заданные рифмы)
  2. Обижается ли ваш ребенок на шутку, обращенную к нему?
  3. Смотрите ли вы с детьми детские юмористические передачи?

Критерии оценки.

- Как родители относятся к формированию юмора у своего ребенка;

- определить эмоциональный микроклимат в семье (кто выделяется с чувством юмора);

- как относятся к шуткам ребенка, творческой деятельности в детском саду, к стилю общения со сверстниками (легко идет на контакт, смешливый, эмоционально открытый);

- формы юмора;

- выяснить, как ребенок реагирует на шутки.

Оцениваются особенности чувства юмора родителей с детьми и взрослыми.

Результат наблюдения фиксируется  в протоколе.

Третий этап

Цель: изучить  уровень юмора у детей старшего дошкольного возраста     средствами художественной литературы;

Для изучения  чувства  юмора мы использовали методику наблюдения. При разработке  уровней критериев мы опирались на примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Планируемые результаты освоения общеобразовательной программы в образовательной области «Чтение художественной литературы».

                                         -30-

Чтобы  выявить уровень  формирования чувства юмора у  каждого ребенка, была введена шкала в баллах от 1до 5:

1 балл – требуется внимание специалиста (сумма менее 3)

2 балла – требуется корректирующая работа педагога (сумма 3-5)

3 балла - средний уровень  развития (сумма 6- 7)

4 балла – уровень развития  выше среднего (сумма 8- 9)

5 баллов – высокий  уровень развития (сумма 10)

 

Наблюдения проводились  в течение недели и зафиксированы в протоколе.

Критерии оценки:

- умеет выделять критерии смешного, комического в тексте, и применять их на практике;

- в качестве кого ребенок  выступает в словесном искусстве  (слушателем или рассказчиком  смешных историй);

- умеет интерпретировать  позицию автора, выделять, над чем  он смеется и для чего;

- длительность пребывания  в совместной деятельности при  чтении художественной литературы;

- умеет художественно  воспроизводить юмористический  стиль;

- умеет выражать свое  отношение к тексту, опираясь  на его контекст;

- желание зачитывать отрывки  из наиболее ярких полюбившихся  юмористических произведений;

 

                                       -31-

- умение отражать комическое  в продуктивной деятельности (рисунке,  лепке, аппликации);

Оцениваются представления детей о  юморе в литературе, их отношение к юмору.

 

2.2  Анализ результатов диагностического этапа исследования формирования чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста средствами  художественной литературы.

На основе анализа констатирующего  эксперимента, полученные на первом этапе исследования, на основе проведенной беседы можно сделать вывод о том, что воспитатели понимают смысл и значение формирования чувства юмора у дошкольников, используют в своей работе произведения художественной литературы.

 

Рекомендации  воспитателю детского сада по формированию чувства юмора у дошкольников.

  • Расширять кругозор, обращая при этом внимание не только на главное, но и на второстепенные юмористические детали. Учить рассказывать все это в единстве.
  • Ребенку надо внушить уверенность в том, что он может развивать у себя любое качество, в том числе и юмор. Привести детям примеры неловких положений из художественных произведений, в которые попадает человек, не понимающий юмора.
  • Научить находить веселое и смешное в книжках. Анализировать с детьми шутки, объясняя, чем она хороша или плоха.
  • Развивать чувство коллективизма, больше предлагать коллективное творчество (обыграть произведения, придумывания забавных диалогов), интеллектуальные игры, например, бурим (стихи на заданные рифмы).

                                           -32-

  • Работать над снятием телесных  и словесных зажимов.
  • Научить смеяться над собой - это высший пилотаж.
  • Научить, не обижаться на шутку, а отвечать на шутку шуткой.
  • Расширять словарный запас, учить сочинять шутливые рассказы или стихотворение, а еще лучше короткую эпиграмму. Придумывать тему и неожиданную концовку, или наоборот.
  • Повышать уровень любознательности, учить устанавливать причинно-следственные связи.
  • Способствовать разговорчивости, открытости, развитию чувства юмора.
  • Дать возможность после прочитанного комического рассказа, нарисовать юмористические рисунки.

Информация о работе Формирование чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста через произведения художественной литературы