Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 01:22, курсовая работа
Цель исследования:
Изучение и разработка наиболее эффективной методики направленной на развитие чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературе.
-4-
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ психолого – педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
2) Изучить особенности чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста.
3) Определить методику диагностического эксперимента.
4) Разработать методику формирующего эксперимента и применить её в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………. 3 - 5
ГЛАВА I . Анализ психолого – педагогической литературы
по проблеме исследования чувства юмора у детей
дошкольного возраста.
1.1. Определения понятия «юмор» и его структура …………… 5 – 10
1.2. Влияние художественной литературы на формирования чувств юмора у детей старшего дошкольного возраста……………………. 11 - 17
1.3 Виды литературных произведений, развивающих
чувство юмора…………………………………………………….. 17 - 22
1.4 Педагогические условия формирования юмора в ДОУ и
в семье……………………………………………………………… 22 - 26
1.5 Анализ разделов «Чтение художественной литературы»
современных программ ДОУ…………………………………..
Вывод по I главе………………………………………………… 27
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение формирования чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
2.1 Задачи и методика диагностического этапа исследования …....... 28 - 32
2.2 Анализ результатов диагностического этапа исследования…… 32 - 38
Вывод по II главе………………………………………………… 39
Список литературы………………………………………………… 40 - 42
Приложения………………………………………………………… 43 - 54
В методических пособиях, которые
опубликованы авторским коллективом
программы, раскрываются содержание и
особенности работы с детьми по приобщению
их к книге, также можно познакомиться
с рекомендациями для литературного образования
ребенка в семье: подбор домашней библиотеки
для ребенка, организация литературных
игр.
В целом можно сказать,
что программа «Детство» очень широко
открыто ставит вопросы воспитания грамотного
читателя в дошкольном учреждении. Тем
не менее, необходимо более четко определить
круг чтения для старших дошкольников.
[8, c. 214]
Рассмотрим программу «Из детства в отрочество»
под руководством Т. Н. Дороновой,
является комплексной программой для
родителей и педагогов.
По мнению авторов, интерес к чтению у
детей начинается задолго до того, как
ребенок сам научится читать. Необходимо
систематическое чтение и лучше начинать
со сказок, они эмоционально близки ребенку.
В программе широко представлены
разные жанры и виды литературных
произведений. Авторы ставят следующие
задачи.
Воспитателям:
Ежедневно читать детям книги определенные
программой. Увлечь чтением, используя
мимику, жесты, изменения тембра голоса.
Во время чтения создавать выразительные
образы и действующих лиц. Организовать
библиотеку, в которой можно брать книги
для чтения детям дома. Прививать детям
привычку бережно обращаться с книгой.
Родителям:
Ежедневно читать ребенку художественные произведения, рассматривать книгу, иллюстрации к ней, вести беседы о прочитанном. С помощью книги развивать эмоциональную сферу ребенка. Учить правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как она называется, кто ее иллюстрировал. Приучать воспринимать процесс чтения как интересное, серьезное и важное дело. Создавать домашнюю детскую библиотеку.
Предлагаются
разнообразные формы, методы и приемы
работы с детьми. устраиваются викторины
по прочитанным книгам. Кроме того,
свои впечатления от прочитанных книг
дети могут отображать в продуктивных
видах деятельности — рисовании и лепке.
Для родителей
необходимо оформлять «информационные
листки», где сообщается о том, что читали
детям в детском саду, и содержатся рекомендации
по домашнему чтению.
Особенно хотелось
бы отметить необычность подбора литературного
материала. Удивительно тонко ставятся
вопросы к анализу произведений; они обращены
к душе ребенка, к его чувствам. Образование
происходит постепенно и незаметно.
[11. c. 282]
Выводы по первой главе.
Анализ психолого – педагогической литературы позволил нам утверждать, что тема «Формирование чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы» является актуальной и позволила определить нам проблемы в развитии юмора у детей:
- проблема формирования чувства юмора у детей, особенно актуальна и в связи с тем, что за последние годы возрос детский стресс, дети не могут легко общаться, а значит, малыши нуждаются в психологической поддержке. Ребенок, не способный оценить и разделить шутку, не пользуется большей популярностью среди сверстников;
- художественная литература - необходимое условие психического и личностного развития ребенка на всех этапах его развития, особый вид юмористического произведения оказывает громадное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие, формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке чувство юмора;
- каждому педагогу важно помочь ребенку оптимистично воспринимать юмор в художественных произведениях и не позволить формироваться чувству юмора в ситуациях, связанных с насмешкой и иронией;
- работа, проводимая в детском саду по формированию у детей чувства юмора средствами художественных произведений, будет более результативна, если найдет поддержку и продолжение в семье.
Формируя у детей чувства юмора средствами художественных произведений, дошкольник сможет создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственном чувстве юмора и в чувстве юмора людей, которые его окружают.
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение формирования чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
2.1 Задачи и
методика диагностического
Задачи диагностического этапа исследования.
- выявить используют ли воспитатели в работе художественную литературу
по формированию у детей чувства юмора.
- исследовать уровень чувства юмора родителей с детьми.
- изучить уровень юмора у детей старшего дошкольного возраста
средствами художественной литературы;
Характеристика исследуемой группы.
Работа была проведена на
базе МДОУ Детский сад № 8 «Сказка»
г. Тихвин Ленинградская область. Объектом
исследования являлись воспитанники старшей
дошкольного возраста. В группе 22 ребенка.
Для нашего эксперимента мы выбрали 10
детей, из них 5 девочки и 5 мальчиков в
возрасте от 5 до 6 лет.
Методика диагностического этапа исследования.
Методика констатирующего эксперимента состояла из четырех этапов.
Первый этап.
Цель: выявить используют ли воспитатели в работе художественную литературу по формированию у детей чувства юмора.
Метод: беседа, рекомендация. ( Приложение 2)
В беседе с воспитателями мы выяснили, что они считают важной и необходимой работу по формированию чувства юмора у детей в детском саду. В числе средств называют и художественную литературу. Без труда привели примеры рассказов, стихов, потешек, используемых для формирования чувства юмора (например, «Мишкина каша» Н. Носова, Д. Родари и др.).
Воспитатель сам должен хорошо
владеть тем искусством которому
он хочет обучить детей. То есть,
у него должно быть хорошо развито
чувство юмора, но этого мало надо
еще уметь научить этому
Оцениваются особенности личностных установок и педагогических ценностей воспитателя.
Второй этап.
Цель: исследовать уровень чувства юмора родителей с детьми.
Метод: анкетирование родителей по опроснику Дж. Гилфорда (американский психолог), наблюдения.
Вопросы для родителей. (Приложение 3)
Критерии оценки.
- Как родители относятся к формированию юмора у своего ребенка;
- определить эмоциональный микроклимат в семье (кто выделяется с чувством юмора);
- как относятся к шуткам ребенка, творческой деятельности в детском саду, к стилю общения со сверстниками (легко идет на контакт, смешливый, эмоционально открытый);
- формы юмора;
- выяснить, как ребенок реагирует на шутки.
Оцениваются особенности чувства юмора родителей с детьми и взрослыми.
Результат наблюдения фиксируется в протоколе.
Третий этап
Цель: изучить уровень юмора у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы;
Для изучения чувства юмора мы использовали методику наблюдения. При разработке уровней критериев мы опирались на примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Планируемые результаты освоения общеобразовательной программы в образовательной области «Чтение художественной литературы».
Чтобы выявить уровень формирования чувства юмора у каждого ребенка, была введена шкала в баллах от 1до 5:
1 балл – требуется внимание специалиста (сумма менее 3)
2 балла – требуется корректирующая работа педагога (сумма 3-5)
3 балла - средний уровень развития (сумма 6- 7)
4 балла – уровень развития выше среднего (сумма 8- 9)
5 баллов – высокий уровень развития (сумма 10)
Наблюдения проводились в течение недели и зафиксированы в протоколе.
Критерии оценки:
- умеет выделять критерии смешного, комического в тексте, и применять их на практике;
- в качестве кого ребенок
выступает в словесном
- умеет интерпретировать позицию автора, выделять, над чем он смеется и для чего;
- длительность пребывания
в совместной деятельности при
чтении художественной
- умеет художественно воспроизводить юмористический стиль;
- умеет выражать свое отношение к тексту, опираясь на его контекст;
- желание зачитывать отрывки
из наиболее ярких
- умение отражать комическое в продуктивной деятельности (рисунке, лепке, аппликации);
Оцениваются представления детей о юморе в литературе, их отношение к юмору.
2.2 Анализ результатов диагностического этапа исследования формирования чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
На основе анализа констатирующего эксперимента, полученные на первом этапе исследования, на основе проведенной беседы можно сделать вывод о том, что воспитатели понимают смысл и значение формирования чувства юмора у дошкольников, используют в своей работе произведения художественной литературы.
Рекомендации воспитателю детского сада по формированию чувства юмора у дошкольников.