Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 01:22, курсовая работа
Цель исследования:
Изучение и разработка наиболее эффективной методики направленной на развитие чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературе.
-4-
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ психолого – педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
2) Изучить особенности чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста.
3) Определить методику диагностического эксперимента.
4) Разработать методику формирующего эксперимента и применить её в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………. 3 - 5
ГЛАВА I . Анализ психолого – педагогической литературы
по проблеме исследования чувства юмора у детей
дошкольного возраста.
1.1. Определения понятия «юмор» и его структура …………… 5 – 10
1.2. Влияние художественной литературы на формирования чувств юмора у детей старшего дошкольного возраста……………………. 11 - 17
1.3 Виды литературных произведений, развивающих
чувство юмора…………………………………………………….. 17 - 22
1.4 Педагогические условия формирования юмора в ДОУ и
в семье……………………………………………………………… 22 - 26
1.5 Анализ разделов «Чтение художественной литературы»
современных программ ДОУ…………………………………..
Вывод по I главе………………………………………………… 27
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение формирования чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
2.1 Задачи и методика диагностического этапа исследования …....... 28 - 32
2.2 Анализ результатов диагностического этапа исследования…… 32 - 38
Вывод по II главе………………………………………………… 39
Список литературы………………………………………………… 40 - 42
Приложения………………………………………………………… 43 - 54
1.3 Виды литературных и фольклорных произведений, развивающих чувства юмора.
Дети 5-6 лет уже обладают достаточными литературными знаниями, без ошибок определяют жанры литературных произведений. Список художественных произведений для старшего дошкольного возраста довольно разнообразен. Вообще, используется литература самого разного объема, формы и стиля.
Формирование у детей юмора, узкая часть воспитания личности, тем не менее, пользуется всем перечнем жанров, рекомендуемых старшему дошкольному возрасту.
Устное народное творчество – богатейший материал для развития юмора. К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества. Доброжелательный народный юмор – лучшее средство против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
Пословицы и поговорки - остроумная рифма, вставляемая в речь. Например: «Трус и таракана принимает за великана».
Потешка – забавный стишок, веселая игра.
Анекдот (фр. anecdote — байка, небылица) - жанр фольклора, короткий юмористический рассказ - миниатюра. Обычно анекдот имеет неожиданную концовку, в него также часто включается игра слов - каламбур. Существует и другое значение этого слова как "занимательная история", происходившая в реальности.
Нелепицы — смешные истории про то, чего не бывает. Небылицы существуют в народе издавна, а ведь народное творчество сохраняет самое лучшее, постепенно отсеивая всё ненужное. Ребёнок через игру познает окружающий мир . Вкладывая в знакомое новый смысл, переворачивая всё с ног на голову, у ребенка развивается свобода мышления, фантазия и он учится понимать юмор.
В старшем возрасте становятся популярны считалки, загадки, скороговорки, сказки. Русские народные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности.
Басня — один из древнейших литературных
жанров — стихотворное или прозаическое
литературное произведение нравоучительного,
сатирического характера. В конце басни
содержится нравоучение - мораль. Действующими
лицами обычно выступают животные, растения,
вещи. В басне высмеиваются пороки людей.
Известнейшие баснописцы: Эзоп, Крылов,
Сергей Михалков.
Каламбу́р — словосочетание, содержащее игру слов, основанную на использовании сходно звучащих, но различных по значению слов или разных значений одного слова. В каламбуре два рядом стоящих слова при произношении дают третье. Эффект каламбура, обычно комический
(юмористический), заключается в контрасте между смыслом одинаково звучащих слов. При этом, чтобы производить впечатление, каламбур должен поражать ещё неизвестным сопоставлением слов. Является частным случаем игры слов.
Юмористические стихи являются частью юморных произведений - это небольшое по объему художественное произведение, написанное в поэтической форме, организованное по законам стихосложения.
Расска́з — жанровая форма художественной литературы, небольшое по объёму текста эпическое (повествовательное) произведение в прозе. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе.
Формированию у детей дошкольного возраста чувство юмора способствуют произведения лучших детских писателей: Чуковского, Маршака, Носова и др., раскрывающие различные по своей сложности комические моменты, где можно просто расслабиться или посмеяться от души.
1.4 Педагогические
условия формирования юмора в ДОУ и в семье.
В.А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех - и для педагогов, и для родителей. Воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной частью общей культуры.
В последние время происходят серьезные проблемы во взаимоотношениях родителей и детей. Исследования показывают, что плохой эмоциональный контакт ребенка с родителями имеет негативные последствия в эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка.
Ведущим компонентом педагогической культуры родителей является их педагогическая подготовленность, которая характеризуется знаниями психолого-педагогическими, физиолого-гигиеническими и правовыми, а также умениями и навыками родителей, полученные в процессе практики воспитания детей.
На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и ДОУ заложены следующие принципы:
1) родители и педагоги
являются партнерами в
2) единые цели и задачи воспитания и обучения детей, как у педагогов, так и у родителей;
3) помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
4) знание педагогами и
родителями воспитательных
5) постоянный анализ процесса
взаимодействия семьи и
«Одна из родительских задач сформировать у ребенка чувство юмора. Не все родители осознают, что чувство юмора используется в целях психического выживания личности, оно помогает не потерять чувство реальности». [21, c. 18]
Родители через юмор могут решать воспитательные проблемы и поведения у своих детей. Например, детям, отказывающимся выполнять домашние обязанности, прочитать веселые рассказы Носова, где дети, узнают, как трудно, но как хорошо быть ответственным за порученное дело.
Юмором можно совершать психологическую разрядку. Много смеха у дошкольников и их родителей вызывает коллективное чтение «лингвистических сказок». Их можно использовать как основу для специального «Вечера юмора в кругу семьи». Например, можно прочитать вместе с детьми одну из сказок Л. Петрушевской «Пуськи бятые» и попробовать самим сочинить нечто похожее.
На какую бы воспитательную меру юмора родители ни ориентировались, они должны помнить, что нельзя смеяться:
- над тем, что кто-то чего-то не умеет и у него не получается что-то сделать;
- чувствами ребенка (и друг друга – тоже: «мы тоже можем быть смешными просто потому, что нас не понимают – давай попробуем понять, что там случилось?»)
- над тем, кому больно.
И эти «нельзя» нужно показать ребенку, объяснить, что смеяться над другими нельзя, зато можно смеяться вместе – юмор приобретает социально-этическую основу. На такой основе можно проводить «семейные смехопанорамы». Например, Ф. Шапиро советует.
- Устройте литературный
юмористический вечер,
- Возьмите в библиотеке интересную смешную книгу для семейного чтения.
- Устройте вечер анекдотов.
Существует много детских
- Устройте театральный вечер, обыграйте самое любимое юмористическое литературное произведения.
- Рассматривать всей семьей жизнерадостные иллюстрации к детским книгам, придумывая забавные диалоги и рассказы по ним.
Развития отношений между родителями и детьми в возрасте 5-7 лет можно назвать партнерскими. Родители, которые часто улыбаются ребенку и учат его с оптимизмом относиться к проблемным ситуациям в жизни, воспитывают детей с хорошим чувством юмора. [31, c.34]
1.5 Анализ
разделов «Чтение художественной литературы»
современных программ ДОУ.
Анализ раздела « Чтение художественной литературы» проводился на основе комплексных и парциальных программ.
Рассмотрим интересующий
нас раздел в примерной
Данная программа
является инновационным
Программа «От рождения до школы» опирается на лучшие традиции отечественного образования. Является переработанным в соответствии с действующими ФГТ вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой,
Т.С. Комаровой, рекомендованной Министерством образования РФ.
Программа построена
на позиции гуманно –
Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение целей формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, через решения следующих задач:
Здесь предусматривается воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги. Отождествлять себя с полюбившимся персонажем; развивать чувство юмора, используя смешные сюжеты из литературы. Виды работ: чтение стихов, сказок, рассказов, беседы, игровые драматизации.
Авторы предлагают знакомить детей со средствами выразительности (эпитет, сравнение и т.д.), звуковой стороной речи. С этой целью рекомендуется, проводить - беседы о прочитанном, художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях: эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к
содержанию литературной фразы. Объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
художественного восприятия и эстетического вкуса:
Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям; участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки. Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания. Учить самостоятельно, создавать художественные образы в разных видах деятельности, расширять знания о телевидении театре, кино, библиотеке и формировать желание посещать их. Подвести детей к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства».
В данной программе прослеживается постепенное наращивание знаний, умений и навыков детей в области «Чтение художественной литературы», от простейшего к сложному, учитывая возрастные особенности детей. В программе много достоинств, но, к сожалению не предусмотрено опоры на семью и работа с родителями. [6, c. 142]
Программа «Детство» (авторы В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, 3. А. Михайлова и др.). Одна из главных задач программы заложить литературное развитие детей, стать будущими читателями. В разделе «Ребенок и книга» у детей воспитывают интерес и любовь к книге, умения ее слушать, понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям. На протяжении всего дошкольного детства дети общаясь с книгами, ориентируются в содержании и жанре произведений.
Эта задача связана с воспитанием у детей эстетически, воспринимать произведения литературы, при этом развивается их художественно-речевая деятельность.
Работать над книгой, ребенок
начинает со старшего дошкольного возраста,
когда дети могут воспринимать литературного
героя в его разнообразных проявлениях.
Проявлять внимание к языку, речевой выразительности,
осознавать некоторые виды комического
в произведениях, понимать поэтическое
настроение, передавать свое эмоциональное
отношение в выразительном чтении.
Формы работы: