Формирование чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста через произведения художественной литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 01:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
Изучение и разработка наиболее эффективной методики направленной на развитие чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературе.
-4-
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ психолого – педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
2) Изучить особенности чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста.
3) Определить методику диагностического эксперимента.
4) Разработать методику формирующего эксперимента и применить её в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………. 3 - 5
ГЛАВА I . Анализ психолого – педагогической литературы
по проблеме исследования чувства юмора у детей
дошкольного возраста.
1.1. Определения понятия «юмор» и его структура …………… 5 – 10
1.2. Влияние художественной литературы на формирования чувств юмора у детей старшего дошкольного возраста……………………. 11 - 17
1.3 Виды литературных произведений, развивающих
чувство юмора…………………………………………………….. 17 - 22
1.4 Педагогические условия формирования юмора в ДОУ и
в семье……………………………………………………………… 22 - 26
1.5 Анализ разделов «Чтение художественной литературы»
современных программ ДОУ…………………………………..
Вывод по I главе………………………………………………… 27
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение формирования чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
2.1 Задачи и методика диагностического этапа исследования …....... 28 - 32
2.2 Анализ результатов диагностического этапа исследования…… 32 - 38
Вывод по II главе………………………………………………… 39
Список литературы………………………………………………… 40 - 42
Приложения………………………………………………………… 43 - 54

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 125.60 Кб (Скачать файл)

 

1.3   Виды литературных и фольклорных произведений, развивающих чувства юмора.

Дети 5-6 лет уже обладают достаточными литературными знаниями, без ошибок определяют жанры литературных произведений. Список художественных произведений для старшего дошкольного возраста довольно разнообразен. Вообще, используется литература самого разного объема, формы и стиля.

Формирование у детей  юмора, узкая часть воспитания личности, тем не менее, пользуется всем перечнем жанров, рекомендуемых старшему дошкольному возрасту.

Устное народное творчество – богатейший материал для развития юмора. К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества. Доброжелательный народный  юмор  – лучшее средство против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

                                            -17-

Пословицы и поговорки - остроумная рифма, вставляемая в речь. Например: «Трус и таракана принимает за великана».

Потешка – забавный стишок, веселая игра.

Анекдот (фр. anecdote — байка, небылица) - жанр фольклора, короткий юмористический рассказ - миниатюра. Обычно анекдот имеет неожиданную концовку, в него также часто включается игра слов - каламбур. Существует и другое значение этого слова как "занимательная история", происходившая в реальности. 

Нелепицы — смешные истории про то, чего не бывает. Небылицы существуют в народе издавна, а ведь народное творчество сохраняет самое лучшее, постепенно отсеивая всё ненужное. Ребёнок через игру познает окружающий мир . Вкладывая в знакомое новый смысл, переворачивая всё с ног на голову, у ребенка развивается свобода мышления, фантазия и он учится понимать юмор.

В старшем возрасте становятся популярны считалки, загадки, скороговорки,  сказки. Русские народные  сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности.

Басня — один из древнейших литературных жанров — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится нравоучение - мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Известнейшие баснописцы: Эзоп, Крылов,  Сергей Михалков.                                                                                                        

Каламбу́р — словосочетание, содержащее игру слов, основанную на использовании сходно звучащих, но различных по значению слов или разных значений одного слова. В каламбуре два рядом стоящих слова при произношении дают третье. Эффект каламбура, обычно комический

                                                      -18-

(юмористический), заключается в контрасте между смыслом одинаково звучащих слов. При этом, чтобы производить впечатление, каламбур должен поражать ещё неизвестным сопоставлением слов. Является частным случаем игры слов.

Юмористические  стихи являются частью юморных произведений - это небольшое по объему художественное произведение, написанное в поэтической форме, организованное по законам стихосложения.

Расска́з — жанровая форма художественной литературы, небольшое по объёму текста эпическое (повествовательное) произведение в прозе. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе.

Формированию у детей  дошкольного возраста  чувство    юмора   способствуют произведения лучших детских писателей: Чуковского, Маршака,  Носова  и  др., раскрывающие различные по своей сложности комические моменты, где можно просто расслабиться или посмеяться от души.

 

1.4    Педагогические условия формирования юмора в ДОУ и в семье.                                                          

 В.А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех - и для педагогов, и для родителей. Воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной частью общей культуры.

В последние время происходят серьезные проблемы во взаимоотношениях родителей и детей. Исследования показывают, что плохой эмоциональный контакт ребенка с родителями имеет негативные последствия в эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка.

                                                   -19-

Ведущим компонентом  педагогической культуры родителей  является их педагогическая подготовленность, которая характеризуется знаниями психолого-педагогическими, физиолого-гигиеническими и правовыми, а также умениями и навыками родителей, полученные в процессе практики воспитания детей.

На современном этапе  в основу совместной деятельности семьи  и ДОУ заложены следующие принципы:

1) родители и педагоги  являются партнерами в воспитании  и обучении детей; 

2)  единые цели и задачи воспитания и обучения детей, как у педагогов, так и у родителей;

3) помощь ребенку, уважение  и доверие ему как со стороны  педагогов, так и со стороны  родителей; 

4) знание педагогами и  родителями воспитательных возможностей  коллектива и семьи, максимальное  использование воспитательного  потенциала в совместной работе  с детьми;

5) постоянный анализ процесса  взаимодействия семьи и дошкольного  учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

 «Одна из родительских задач сформировать у ребенка чувство юмора. Не все родители осознают, что чувство юмора используется в целях психического выживания личности, оно помогает не потерять чувство реальности». [21, c. 18]

Родители через юмор могут  решать воспитательные проблемы и поведения у своих детей. Например, детям, отказывающимся выполнять домашние обязанности,   прочитать веселые рассказы Носова, где дети, узнают, как трудно, но как хорошо быть ответственным за порученное дело.

                                       -20-                                            

Юмором можно совершать психологическую разрядку. Много смеха у дошкольников и их родителей вызывает коллективное чтение «лингвистических сказок». Их можно использовать как основу для специального «Вечера юмора в кругу семьи».  Например, можно прочитать вместе с детьми одну из сказок Л. Петрушевской «Пуськи бятые» и попробовать самим сочинить нечто похожее.

На какую бы воспитательную меру юмора родители ни ориентировались, они должны помнить, что нельзя смеяться:

- над тем, что кто-то  чего-то не умеет и у него  не получается что-то сделать;

- чувствами ребенка (и  друг друга – тоже: «мы тоже  можем быть смешными просто  потому, что нас не понимают  – давай попробуем понять, что  там случилось?»)

- над тем, кому больно.

И эти «нельзя» нужно показать ребенку, объяснить, что смеяться над другими нельзя, зато можно смеяться вместе – юмор приобретает социально-этическую основу. На такой основе можно проводить «семейные смехопанорамы». Например, Ф. Шапиро советует.

- Устройте литературный  юмористический вечер, предложите  всем отгадать с какого рассказа прочитанный отрывок.

- Возьмите в библиотеке  интересную смешную книгу для  семейного чтения.

- Устройте вечер анекдотов.  Существует много детских сборников  анекдотов, которые можно купить  или взять в библиотеке. Пусть  каждый зачитает несколько анекдотов,  а потом голосованием выберите  самый смешной.

                                            -21-

- Устройте театральный вечер, обыграйте самое любимое юмористическое литературное произведения.

- Рассматривать всей семьей жизнерадостные иллюстрации к детским книгам, придумывая забавные диалоги и рассказы по ним.

Развития отношений между родителями и детьми в возрасте 5-7 лет можно назвать партнерскими. Родители, которые часто улыбаются ребенку и учат его с оптимизмом относиться к проблемным ситуациям в жизни, воспитывают детей с хорошим чувством юмора. [31, c.34]

 

 

1.5      Анализ разделов «Чтение художественной литературы»                               

        современных программ  ДОУ.

 

Анализ раздела « Чтение художественной литературы» проводился на основе комплексных и парциальных программ.

   Рассмотрим интересующий  нас раздел в примерной основной  общеобразовательной программе  дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

     Данная программа  является инновационным образовательным  программным документом для дошкольных  учреждений, подготовленным в соответствии  с Федеральными государственными  требованиями к структуре основной  общеобразовательной программы  дошкольного образования           ( Приказ № 655 от23 ноября 2009года).

    Программа «От рождения до школы» опирается на лучшие традиции отечественного образования. Является переработанным в соответствии с действующими ФГТ вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой,

                                           -22-

Т.С. Комаровой, рекомендованной  Министерством образования РФ.

    Программа построена  на позиции гуманно – личностного  отношения к ребенку.  Направлена на его всесторонне развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В программе отсутствует установление жестких знаний детей и предметный центризм  в обучении.

Содержание образовательной  области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение целей формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, через решения следующих задач:

  1. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных    представлений:

Здесь предусматривается  воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги. Отождествлять себя с полюбившимся персонажем; развивать чувство юмора, используя смешные сюжеты из литературы. Виды работ: чтение стихов, сказок, рассказов, беседы, игровые драматизации.

 

  1. Развитие литературной речи:

Авторы предлагают знакомить детей со средствами выразительности (эпитет, сравнение и т.д.), звуковой стороной речи. С этой целью рекомендуется,  проводить -   беседы о прочитанном, художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях: эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к

содержанию литературной фразы. Объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

 

                                               -23-

  1. Приобщение к словесному искусству, в том числе развития  

         художественного восприятия и эстетического вкуса:

Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям; участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки. Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания. Учить самостоятельно, создавать художественные образы в разных видах деятельности, расширять знания о телевидении театре,  кино, библиотеке и формировать желание посещать их. Подвести детей к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства».

  В данной программе прослеживается постепенное наращивание знаний, умений и навыков детей в области «Чтение художественной литературы», от простейшего к сложному, учитывая возрастные особенности детей. В программе много достоинств, но, к сожалению не предусмотрено опоры на семью и работа с родителями. [6, c. 142]

 

 Программа «Детство» (авторы В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, 3. А. Михайлова и др.). Одна из главных задач программы  заложить литературное развитие детей, стать будущими читателями. В разделе «Ребенок и книга» у детей воспитывают интерес и любовь к книге, умения ее слушать, понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям. На протяжении всего дошкольного детства дети общаясь с книгами, ориентируются в содержании и жанре произведений.

Эта задача связана с воспитанием  у детей  эстетически, воспринимать произведения литературы, при этом развивается их художественно-речевая  деятельность.

                                                     

 

                                                    -24-

 Работать над книгой, ребенок начинает со старшего дошкольного возраста, когда дети могут воспринимать литературного героя в его разнообразных проявлениях. Проявлять внимание к языку, речевой выразительности, осознавать некоторые виды комического в произведениях, понимать поэтическое настроение, передавать свое эмоциональное отношение в выразительном чтении. 
     Формы работы:

Информация о работе Формирование чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста через произведения художественной литературы