Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 01:22, курсовая работа
Цель исследования:
Изучение и разработка наиболее эффективной методики направленной на развитие чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературе.
-4-
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ психолого – педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
2) Изучить особенности чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста.
3) Определить методику диагностического эксперимента.
4) Разработать методику формирующего эксперимента и применить её в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………. 3 - 5
ГЛАВА I . Анализ психолого – педагогической литературы
по проблеме исследования чувства юмора у детей
дошкольного возраста.
1.1. Определения понятия «юмор» и его структура …………… 5 – 10
1.2. Влияние художественной литературы на формирования чувств юмора у детей старшего дошкольного возраста……………………. 11 - 17
1.3 Виды литературных произведений, развивающих
чувство юмора…………………………………………………….. 17 - 22
1.4 Педагогические условия формирования юмора в ДОУ и
в семье……………………………………………………………… 22 - 26
1.5 Анализ разделов «Чтение художественной литературы»
современных программ ДОУ…………………………………..
Вывод по I главе………………………………………………… 27
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение формирования чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
2.1 Задачи и методика диагностического этапа исследования …....... 28 - 32
2.2 Анализ результатов диагностического этапа исследования…… 32 - 38
Вывод по II главе………………………………………………… 39
Список литературы………………………………………………… 40 - 42
Приложения………………………………………………………… 43 - 54
Благодарим за сотрудничество.
Приложение 4
Игры на формирования чувства юмора для детей старшего дошкольного возраста.
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ
«Заразительный смех»
Цель: применить само содержание комической ситуации. «Заразить» смехом друг друга.
Для игры нужно около 4-х участников. Дети ложатся на пол: ухом к животу другого. Когда конструкция готова, первый ребенок говорит: «Ха!» Второй: «Ха-ха!» Третий: «Ха-ха-ха!» и т.д. Вскоре все дети начнут смеяться.
«Пришел хвостик»
Цель: спровоцировать улыбку и смех детей в игровой форме.
Детям напоминают историю про ослика Иа, который потерял хвостик. Потом показывают веревку с бантиком: «Это хвостик Иа»,- и на ватмане, прикрепленном к мольберту, силуэт нарисованного задом ослика. Затем детям по очереди завязывают глаза и предлагают приколоть хвостик ослика (возможен вариант: дорисовать фломастером). Выигрывает тот, у кого это получится.
«Горы-шлепы»
Цель: проявить ловкость, скорость, фантазию чувство юмора в произношении детского стишка, при этом выполнять фигуру, о которой говорится в стихе. Например: горы " - бросают мяч в стену двумя руками; " шлепы "- мяч бросают одной рукой; "брести" - мяч бросают, встав к стене спиной, и т. д.
Горе-шлепы, моты-жмоты,
Крести-брести, ду-ду в одну.
Из-под ручки, из-под ножки.
Взад, назад, ручки вперед,
Ручки назад, переворот.
Палочки, приседалочки.
Скакалочки, галочки,
Ученички, единички,
Очки, кулачки, бычки,
Венец, конец!
«Смешной мяч»
Цель: дать возможность развеселить детей и создать атмосферу доверия и взаимопонимания, общности эмоциональных переживаний и интересов.
На «смешном мяче» написаны способы, развеселить группу детей: «расскажи смешную историю», «сделай рожицу», «издай смешной звук» и т.д. Перебрасывать друг другу и рассказывать смешные истории.
«Я – сковородка»
Цель: заменить нужное по смыслу слова на задуманное ребенком имя.
Каждый из детей придумывает себе какое-нибудь смешное имя, связанное с предметом быта или инструментами. Затем ведущий начинает разговаривать с ними: знакомится, спрашивает, кто где живет, кто что любит носить, во что одевается и т.д. Например: «Как тебя зовут?»- «Сковородка». «На чем ты спишь?» - «На сковородке…» и т.д. Смеяться запрещается. Кто засмеялся – становится водой.
«Доскажи словечко»
Цель: создать воображаемую ситуацию, описывая последствия допущения, используя прием передвижения или смещения образа.
Жила-была …. ( сороконожка ). У неё было сорок… ( ног ).
Собралась она в гости пойти. Выглянула в …(окошко). На улице… (дождь) идёт. Стала она надевать… (калоши). Когда она обулась, засветило… (солнышко). Стала она снимать калоши. Когда всё … (сняла), пошёл…(снег). Начала сороконожка надевать …(валенки). Когда всё надела, зима кончилась. С тех пор сороконожка ходит босиком.
- А можно этот рассказ инсценировать. (Рассказчик и сороконожка )
«Баба Яга»
Цель: смоделировать сказочную ситуацию, в которой угрожающий персонаж воспринимается как слабый, дразня её.
Бабка-ежка,
Костяная ножка!
С печки упала,
Ножку сломала.
Вышла на улицу,
Раздавила курицу.
«Баба-Яга» начинает прыгать на одной ноге, стараясь поймать ребенка. Пойманный становиться «Бабой-Ягой».
Придумывание продолжений сказок со «страшными персонажами» и их обыгрывание.
Цель: учить придумывать продолжение в сказке, где отрицательный герой не погибает, а остается в живых.
Детям предлагается прочитать
сказку «Три поросенка», придумать
и разыграть смешное
Приложение 5
Совместная деятельность педагога с детьми.
«Как вести себя в гостях у природы».
Цель: воспитание в детях стремления и желания любить и оберегать окружающую природу, умения правильно воспринимать юмористический подтекст «вредных советов» Г. Остера.
Ход работы:
Воспитатель (В.): Ребята, к нам пришло письмо от профессора Зайцева.
(Воспитатель зачитывает письмо и показывает фотографии)
Дорогие ребята! Спасите лес!
Я сфотографировал, что происходит в лесу.
(Воспитатель показывает фото с изображением лесного пожара, букета лесных цветов, забытого на автобусной остановке, кучи мусора на берегу водоема, мальчика с рогаткой в городском парке, людей, спасающих выброшенного на берег кита.)
В.: Ребята, кто мог это все сделать?
Дети (Д.): Это человек так относится к природе.
В.: Давайте мы с вами поговорим о вежливости в природе «Как вести себя в природе». Природа – это дом для птиц, зверей и растений.
В.: С чем сравнивается природа?
Д.: С домом.
В.: Как вы думаете, ребята, о чем нас заставляет задуматься такое сравнение?
Д.: Птицы, звери и растения без природы невозможны.
В.: Совершенно верно. А как ведет себя человек, когда идет в гости к
другому человеку? Может ли он без разрешения хозяина заглядывать в
его шкафы, брать его вещи, ломать их, переставлять с места на место?
Д.: Нет, таких гостей просто попросят поскорее уйти и больше не будут
приглашать к себе домой.
Игра «Кто из детей правильно ведет себя в гостях у природы?
(дети должны выбрать
правильную картинку и
Д.: Мальчик, который не может оставить после себя мусор в лесу, поэтому закапывает его. – Девочка, которая собирает только съедобные грибы.
В.: Правильно. А кто нежеланный гость в природе?
Д.: Мальчик, разжигающий костер в лесу, так как это приводит к лесному пожару. – Девочка, собравшая большой букет лесных цветов.
–Мальчик, громко поющий в лесу, так как своим пением он распугивает
птиц и зверей.
Чтение «вредного совета» Г. Остера.
Бейте палками лягушек,
Это очень интересно.
Отрывайте крылья мухам,
Пусть побегают пешком.
Тренируйтесь ежедневно,
И наступит день счастливый –
Вас в какое – ни будь царство,
Примут главным палачом.
В.: Ребята, вам нравится этот совет? Что же вам не нравится? О чем вы задумались?
Д.: Те, кто обижают животных, – это жестокие, безжалостные, злые
люди…
В.: А как вы думаете, когда и кому надо прочитать этот совет Г.Остера?
Д.: Когда мы видим ребят, обижающих животных, птиц, насекомых.
Они часто делают это не думая, ради забавы. А послушав этот совет,
может, они задумаются и остановятся,
им не захочется быть палачами.
В.: Давайте, попробуем прочитать этот совет насмешливым тоном. (Дети упражняются в чтении совета, и выбирают лучший вариант рассказывания стиха.)
В.: Какие правила лесной вежливости вы сообщите детям, отправляющимся в лес впервые?
Д.: Правило № 1. Нельзя в лесу разводить костер.
Правило № 2. Нельзя собирать большие букеты из лесных и полевых
цветов.
Правило № 3. В лесу нельзя шуметь.
В.: Молодцы, ребята. Вы назвали очень важные правила лесной вежливости.
А в какой форме вы дадите совет тем детям, которые все делают наоборот?
Молодцы ребята! Я думаю, что профессор Зайцев очень рад, что вы умеете, вести себя в лесу, и прислал вам медальки «Защитник леса».
Совместная деятельность педагога с детьми.
«Булочная песенка»
Задачи: Совершенствовать чувство юмора. Развивать творческое воображение. Формировать умения создавать коллективный рисунок, не мешая, друг другу и не ссорясь друг с другом. Воспитывать отзывчивость и чувства такта по отношению друг к другу, желание сделать приятное для малышей. Учить отражать в рисунках свои впечатления и переживания.
Оборудование:
Ход совместной деятельности.
Воспитатель (В): Ребята, назовите мне, пожалуйста, какое-нибудь изделие, сделанное из муки.
Дети (Д); отвечают и получают фишки.
В: А как называется магазин, в котором продаются эти изделия?
Д: Булочный ларек (магазин), кондитерский магазин, блинный ларек и т.д.
В: Сегодня мы с вами отправимся в булочную и послушаем там булочную песенку. Как вы думаете, о чем в ней говорится?
Д: О булках.
В: Сейчас я прочитаю вам стихотворение М. Бородицкой «Булочная песенка». Слушайте.
Булочная песенка
Были два приятеля:
Бублик и Батон.
Ждали покупателя
Бублик и Батон.
Бублику понравился
Школьник в колпачке,
А Батону - бабушка
В бежевом платке.
Бублик в ранец бухнулся
И понёсся вскачь,
А Батон тихонечко
В сетке кач да кач...
Бублик познакомился
С горкой ледяной,
С четырьмя мальчишками,
С девочкой одной.
А Батон - с кастрюльками,
С тёплым молоком,
С бородатым дедушкой,
С рыженьким щенком.
В: О чем это стихотворение? Почему вы улыбались, слушая его?
Д: отвечают.
В: С помощью, каких средств поэтесса М. Бородицкая смогла передать свое отношение к происходящему в стихотворении? Почему люди улыбаются, слушая его?
Д: отвечают.
В: Правильно вы заметили, это очень доброе стихотворение. И оно вызывает добрую улыбку: потому что поэтесса рассказала его не от лица мальчика, который съел бублик и поделился и со своими друзьями, или от лица старенькой бабушки, которая купила батон хлеба. Улыбка появляется у нас, потому что мы вдруг видим эту ситуацию с неожиданной стороны: со стороны того, кого купили и съели. И оказывается, что это не только не страшно, наоборот, бублик и батон ждали этого и радовались, что принесут людям пользу: ведь именно для этого их испекли.
В: Над какими словами в тексте вы больше всего смеялись?
Д: Бублик в ранец бухнулся; Батон в сетке кач да кач; Бублик познакомился с горкой, с мальчишками и девочкой; Батон познакомился с бородатым дедушкой и щенком.
В: Да, стихотворение смешное, от него поднимается настроение. Я предлагаю порадовать малышей. Сделать детям книжку с иллюстрациями для этого стихотворения, чтобы они тоже улыбнулись.
Физкультминутка «Погоня за ручками».
У меня пропали ручки.
Где вы, рученьки мои?
Раз, два, три, четыре, пять –
Покажитесь мне опять!
Дети разбиваются на небольшие подгруппы, каждая из которых будет заниматься своей частью общего дела. Воспитатель раздает листы ватмана и необходимый для рисования материал. Наблюдает за действием детей и комментирует их, помогает подобрать средства выразительности и способ рисования (нарисовать восторг, который испытывали дети, катаясь с горки,