Формирование чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста через произведения художественной литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 01:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
Изучение и разработка наиболее эффективной методики направленной на развитие чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературе.
-4-
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ психолого – педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
2) Изучить особенности чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста.
3) Определить методику диагностического эксперимента.
4) Разработать методику формирующего эксперимента и применить её в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………. 3 - 5
ГЛАВА I . Анализ психолого – педагогической литературы
по проблеме исследования чувства юмора у детей
дошкольного возраста.
1.1. Определения понятия «юмор» и его структура …………… 5 – 10
1.2. Влияние художественной литературы на формирования чувств юмора у детей старшего дошкольного возраста……………………. 11 - 17
1.3 Виды литературных произведений, развивающих
чувство юмора…………………………………………………….. 17 - 22
1.4 Педагогические условия формирования юмора в ДОУ и
в семье……………………………………………………………… 22 - 26
1.5 Анализ разделов «Чтение художественной литературы»
современных программ ДОУ…………………………………..
Вывод по I главе………………………………………………… 27
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение формирования чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
2.1 Задачи и методика диагностического этапа исследования …....... 28 - 32
2.2 Анализ результатов диагностического этапа исследования…… 32 - 38
Вывод по II главе………………………………………………… 39
Список литературы………………………………………………… 40 - 42
Приложения………………………………………………………… 43 - 54

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 125.60 Кб (Скачать файл)

 

Благодарим за сотрудничество.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    -44-

Приложение 4

 

Игры на формирования чувства юмора для детей старшего дошкольного возраста.

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ

«Заразительный  смех»

Цель: применить само содержание комической ситуации. «Заразить» смехом друг друга.

Для игры нужно около 4-х  участников. Дети ложатся на пол: ухом к животу другого. Когда конструкция готова, первый ребенок говорит: «Ха!» Второй: «Ха-ха!» Третий: «Ха-ха-ха!» и т.д. Вскоре все дети начнут смеяться.

                                                                                  (По Е. Латиной)

«Пришел хвостик»

Цель: спровоцировать улыбку и смех детей в игровой форме.

Детям напоминают историю  про ослика Иа, который потерял хвостик. Потом показывают веревку с бантиком: «Это хвостик Иа»,- и на ватмане, прикрепленном к мольберту, силуэт нарисованного задом ослика. Затем детям по очереди завязывают глаза и предлагают приколоть хвостик ослика (возможен вариант: дорисовать фломастером). Выигрывает тот, у кого это получится.

 

«Горы-шлепы»

Цель: проявить ловкость, скорость, фантазию чувство юмора в произношении детского стишка, при этом выполнять фигуру, о которой говорится в стихе. Например: горы " - бросают мяч в стену двумя руками; " шлепы "- мяч бросают одной рукой; "брести" - мяч бросают, встав к стене спиной, и т. д.

Горе-шлепы, моты-жмоты,

Крести-брести, ду-ду в одну.

                                                  -45-

Из-под ручки, из-под ножки.

Взад, назад, ручки вперед,

Ручки назад, переворот.

Палочки, приседалочки.

Скакалочки, галочки,

Ученички, единички,

Очки, кулачки, бычки,

Венец, конец!

 

«Смешной мяч»

Цель: дать возможность развеселить детей и создать атмосферу доверия и взаимопонимания, общности эмоциональных переживаний и интересов.

На «смешном мяче» написаны способы, развеселить группу детей: «расскажи смешную историю», «сделай  рожицу», «издай смешной звук» и  т.д. Перебрасывать друг другу и рассказывать смешные истории.

 

«Я – сковородка»

Цель: заменить нужное по смыслу слова на задуманное ребенком имя.

Каждый из детей придумывает  себе какое-нибудь смешное имя, связанное  с предметом быта или инструментами. Затем ведущий начинает разговаривать  с ними: знакомится, спрашивает, кто где живет, кто что любит носить, во что одевается и т.д. Например: «Как тебя зовут?»- «Сковородка».  «На чем ты спишь?» - «На сковородке…» и т.д. Смеяться запрещается. Кто засмеялся – становится водой.

 

«Доскажи словечко» 

Цель: создать воображаемую ситуацию, описывая последствия допущения, используя прием передвижения или смещения образа.

Жила-была ….  ( сороконожка ).  У   неё   было   сорок…  ( ног ).

                                                      -46-

Собралась она в гости пойти. Выглянула в …(окошко). На улице… (дождь) идёт. Стала она надевать… (калоши). Когда она обулась, засветило… (солнышко). Стала она снимать калоши. Когда всё … (сняла), пошёл…(снег). Начала  сороконожка надевать …(валенки). Когда всё надела, зима кончилась. С тех пор сороконожка  ходит босиком.

- А можно этот рассказ инсценировать. (Рассказчик и  сороконожка )

 

«Баба Яга»

Цель: смоделировать сказочную ситуацию, в которой угрожающий персонаж воспринимается как слабый, дразня её.

Бабка-ежка,

Костяная ножка!

С печки упала,

Ножку сломала.

Вышла на улицу,

 Раздавила курицу.

«Баба-Яга» начинает прыгать  на одной ноге, стараясь поймать  ребенка. Пойманный становиться «Бабой-Ягой».

Придумывание  продолжений сказок со «страшными персонажами» и их обыгрывание.

Цель: учить придумывать продолжение в сказке, где отрицательный герой не погибает, а остается в живых.

Детям предлагается прочитать  сказку «Три поросенка», придумать  и разыграть смешное продолжение.

 

 

 

 

                                                 -47-

 

Приложение 5

 

Совместная деятельность педагога с детьми. 

«Как вести  себя в гостях у природы».

Цель: воспитание в детях  стремления и желания любить и оберегать окружающую природу, умения правильно воспринимать юмористический подтекст «вредных советов» Г. Остера.

Ход работы:

Воспитатель (В.): Ребята, к нам пришло письмо от профессора Зайцева.

         (Воспитатель зачитывает письмо и показывает фотографии)

                              Дорогие ребята! Спасите лес!

                             Я сфотографировал, что происходит в лесу.

                                С уважением профессор Зайцев.

 

 (Воспитатель показывает фото с изображением лесного пожара, букета лесных цветов, забытого на автобусной остановке, кучи мусора на берегу водоема, мальчика с рогаткой в городском парке, людей, спасающих выброшенного на берег кита.)

В.: Ребята, кто мог это все сделать?

Дети (Д.): Это человек так относится к природе.

В.: Давайте мы с вами поговорим о вежливости в природе «Как вести себя в природе». Природа – это дом для птиц, зверей и растений.

В.: С чем сравнивается природа?

Д.: С домом.

В.: Как вы думаете, ребята, о чем нас заставляет задуматься такое сравнение?

                                                   -48-

Д.: Птицы, звери и растения без природы невозможны.

В.: Совершенно верно. А как ведет себя человек, когда идет в гости к

другому человеку? Может ли он без разрешения хозяина заглядывать в

его шкафы, брать его вещи, ломать их, переставлять с места на место?

Д.: Нет, таких гостей просто попросят поскорее уйти и больше не будут

     приглашать к себе домой.

                                             

 Игра «Кто из детей правильно ведет себя в гостях у природы?

(дети должны выбрать  правильную картинку и объяснить  свой выбор)

Д.: Мальчик, который не может оставить после себя мусор в лесу, поэтому закапывает его. – Девочка, которая собирает только съедобные грибы.

В.: Правильно. А кто нежеланный гость в природе?

Д.: Мальчик, разжигающий костер в лесу, так как это приводит к лесному пожару. – Девочка, собравшая большой букет лесных цветов.

–Мальчик, громко поющий в лесу, так как своим пением он распугивает

птиц и зверей.

Чтение «вредного  совета» Г. Остера.

Бейте палками  лягушек,

Это очень интересно.

Отрывайте крылья мухам,

Пусть побегают пешком.

Тренируйтесь  ежедневно,

И наступит день счастливый –

Вас в какое  – ни будь царство,

Примут главным  палачом.

 

                                                -49-

В.: Ребята, вам нравится этот совет? Что же вам не нравится? О чем вы задумались?

Д.: Те, кто обижают животных, – это жестокие, безжалостные, злые

люди…

В.: А как вы думаете, когда и кому надо прочитать этот совет Г.Остера?

Д.: Когда мы видим ребят, обижающих животных, птиц, насекомых.

Они часто делают это не думая, ради забавы. А послушав этот совет,

может, они задумаются и остановятся, им не захочется быть палачами.                                                 

В.: Давайте, попробуем прочитать этот совет насмешливым тоном. (Дети упражняются в чтении совета, и выбирают лучший вариант рассказывания стиха.)

В.: Какие правила лесной вежливости вы сообщите детям, отправляющимся в лес впервые?

Д.: Правило № 1. Нельзя в лесу разводить костер.

Правило № 2. Нельзя собирать большие букеты из лесных и полевых

цветов.

Правило № 3. В лесу нельзя шуметь.

В.: Молодцы, ребята. Вы назвали очень важные правила лесной вежливости.

   А в какой форме вы дадите совет тем детям, которые все делают наоборот?

Молодцы ребята! Я думаю, что профессор Зайцев очень рад, что вы умеете, вести себя в лесу, и прислал вам медальки «Защитник леса».

 

 

 

                                                    -50-

Совместная деятельность педагога с детьми.

«Булочная песенка»

Задачи:  Совершенствовать чувство юмора. Развивать творческое воображение. Формировать умения создавать коллективный рисунок, не мешая, друг другу и не ссорясь друг с другом. Воспитывать отзывчивость и чувства такта по отношению друг к другу, желание сделать приятное для малышей. Учить отражать в рисунках свои впечатления и переживания.

Оборудование:   

  1. Картины с изображением булочной и хлебобулочных изделий;
  2. Листы ватмана;
  3. Набор карандашей, фломастеров, восковых мелков.

Ход совместной деятельности.

Воспитатель (В): Ребята, назовите мне, пожалуйста, какое-нибудь изделие, сделанное из муки.

Дети (Д); отвечают и получают фишки.

В: А как называется магазин, в котором продаются эти изделия?

Д: Булочный ларек (магазин), кондитерский магазин, блинный ларек и т.д.

В: Сегодня мы с вами отправимся в булочную и послушаем там булочную песенку. Как вы думаете, о чем в ней говорится?

Д: О булках.

В: Сейчас я прочитаю вам стихотворение М. Бородицкой  «Булочная песенка». Слушайте.

 

                                                  -51-

Булочная песенка

Были два приятеля:

Бублик и Батон.

Ждали покупателя

Бублик и Батон.

Бублику понравился

Школьник в колпачке,

А Батону - бабушка

В бежевом платке.

Бублик в ранец бухнулся

И понёсся вскачь,

А Батон тихонечко

В сетке кач да кач...

Бублик познакомился

С горкой ледяной,

С четырьмя мальчишками,

С девочкой одной.

А Батон - с кастрюльками,

С тёплым молоком,

С бородатым дедушкой,

С рыженьким щенком.

 

В: О чем это стихотворение? Почему вы улыбались, слушая его?

Д: отвечают.

В: С помощью, каких средств поэтесса М. Бородицкая смогла передать свое отношение к происходящему в стихотворении? Почему люди улыбаются, слушая его?

                                                  -52-

Д: отвечают.

В: Правильно вы заметили, это очень доброе стихотворение. И оно вызывает добрую улыбку: потому что поэтесса рассказала его не от лица мальчика, который съел бублик и поделился и со своими друзьями, или от лица старенькой бабушки, которая купила батон хлеба. Улыбка появляется у нас, потому что мы вдруг видим эту ситуацию с неожиданной стороны: со стороны того, кого купили и съели. И оказывается, что это не только не страшно, наоборот, бублик и батон ждали этого и радовались, что принесут людям пользу: ведь именно для этого их испекли.

В: Над какими словами в тексте вы больше всего смеялись?

Д: Бублик в ранец бухнулся;  Батон в сетке кач да кач; Бублик познакомился с горкой, с мальчишками и девочкой; Батон познакомился с бородатым дедушкой и щенком.

В: Да, стихотворение смешное, от него поднимается настроение. Я предлагаю порадовать малышей. Сделать детям книжку с иллюстрациями для этого стихотворения, чтобы они тоже улыбнулись.

Физкультминутка  «Погоня за ручками».

У меня пропали ручки.

Где вы, рученьки мои?

Раз, два, три, четыре, пять –

Покажитесь мне опять!

Дети разбиваются на небольшие  подгруппы, каждая из которых будет  заниматься своей частью общего дела. Воспитатель раздает листы ватмана и необходимый для рисования материал. Наблюдает за действием детей и комментирует их, помогает подобрать средства выразительности и способ рисования (нарисовать восторг, который испытывали дети, катаясь с горки,

Информация о работе Формирование чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста через произведения художественной литературы