Формирование чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста через произведения художественной литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 01:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
Изучение и разработка наиболее эффективной методики направленной на развитие чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературе.
-4-
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ психолого – педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
2) Изучить особенности чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста.
3) Определить методику диагностического эксперимента.
4) Разработать методику формирующего эксперимента и применить её в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………. 3 - 5
ГЛАВА I . Анализ психолого – педагогической литературы
по проблеме исследования чувства юмора у детей
дошкольного возраста.
1.1. Определения понятия «юмор» и его структура …………… 5 – 10
1.2. Влияние художественной литературы на формирования чувств юмора у детей старшего дошкольного возраста……………………. 11 - 17
1.3 Виды литературных произведений, развивающих
чувство юмора…………………………………………………….. 17 - 22
1.4 Педагогические условия формирования юмора в ДОУ и
в семье……………………………………………………………… 22 - 26
1.5 Анализ разделов «Чтение художественной литературы»
современных программ ДОУ…………………………………..
Вывод по I главе………………………………………………… 27
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение формирования чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
2.1 Задачи и методика диагностического этапа исследования …....... 28 - 32
2.2 Анализ результатов диагностического этапа исследования…… 32 - 38
Вывод по II главе………………………………………………… 39
Список литературы………………………………………………… 40 - 42
Приложения………………………………………………………… 43 - 54

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 125.60 Кб (Скачать файл)

Педагог - новатор Ш.А. Амонашвили обращает внимание на то, что ребенку свойственно чувство радости, стремление к познанию, общению, самоутверждению и призывает педагогов применять в разнообразных методах и приемах использовать юмор. Он вводит понятие познавательного юмора, что означает внесение элементов юмора в виде веселых и жизнерадостных рассказов, шуток, юморесок и т.д.

Проблема  юмора  в отечественной науке решалась преимущественно в рамках культурологических  исследований  "смеховой культуры" (М.М. Бахтин, Ю.Б. Борев, Д.С.Лихачев, Ю.М. Лотман, В.Я. Пропп и др.). Делался акцент на взрывном характере смеха или смех освещался как носитель антикультуры.

Отечественный психолог А.Н. Лук выделил психотерапевтическую функцию юмора - способность формировать оптимистическое, жизнерадостное отношение к окружающему миру, вырабатывать уверенность в своих силах, "раскованность мышления", самокритичность.

                                             -9-

Он указал на связь  юмора  с чувством сострадания, жалости, человеколюбия. А.Н. Лук одним из первых в отечественной науке высказал мысль о возможности и необходимости воспитания чувства  юмора. Ученый предпринял попытку вычленить использование  юмора  в воспитании как  педагогическую  проблему. [19, с. 34]

Самым восприимчивым возрастом  для формирования самозащиты выступает  возраст 5-7- летнего ребенка. Исследователи  пришли к выводу, что наиболее «веселым»  можно считать возраст 6 лет, когда  ребенок смеется и хохочет  по 300-400 раз в день. Считается, что  дети меньше подвержены стрессам, потому что в процессе игры дают выход  эмоциям через смех, в отличие  от взрослого человека.

Изучением смысла  юмора  занимаются такие науки как эстетика, социология, психология, педагогика. Юмор в эстетики рассматривается, как способ художественного освоения действительности. Нравственность, содержащаяся в юморе, предмет  исследования  этики. Социология познает роль  юмора  в жизни людей, сообществ, конкретных групп. Психология изучает  юмор  как особый эмоциональный и интеллектуальный процесс. Педагогика пытается взять на вооружения множество элементов результатов исследования юмора другими науками. Для того, чтобы  раскрыть его педагогический потенциал.

В настоящее время учеными  доказано, что позитивное восприятие жизни и способность шутить продлевает жизнь. Развивая в ребенке такую индивидуальную способность как смеяться, утверждать чувство юмора - это значит укреплять его умственные силы и способности, вместе с тем учить тонко, думать и мудро видеть мир. [21, c. 8]

 

 

                                         -10-

1.2 Влияние  художественной литературы на формирования чувств юмора у детей старшего дошкольного возраста.

Сегодня перед детским  дошкольным образованием поставлена новая задача. В результате освоения образовательной программы каждый  ребёнок  должен интересоваться книгами и испытывать потребность в их чтении, быть приобщённым к словесному искусству, о чём будут свидетельствовать  развитие  его художественного восприятия, эстетического вкуса.

Художественная литература – неиссякаемый источник воспитания детей.  Книга открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Дети любят одних героев, восхищаются их поступками, пытаются им подражать и не принимают других – отрицают их отношение к жизни, не одобряют их поведение и не хотят быть похожими на них. Особую группу в детской литературе составляют юмористические рассказы. [30, с.6].

Детская книга – с хорошим текстом и иллюстрациями - помогает  развивать   у   ребенка   чувство   юмора. Художественная иллюстрация – это важный элемент книги для детей, от этого зависит её художественная ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе формирования чувства юмора. С иллюстрации у ребенка  начинается выбор книги для чтения.

Читая юмористические произведения, ребенок   получает удовольствие, отличительное от удовольствия при чтении серьёзных литературных произведений, они заставляют его более пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на сатирическое и прекрасное в жизни.

 

                                         -11-

По мнению М. Горького «Не  надо думать, что все без исключения детские книжки должны давать познавательный материал. Наша книга должна быть не дидактической, не грубо тенденциозной. Она должна говорить языком образов, должна быть  художественной. Нам нужна весёлая, забавная книжка,  развивающая в ребёнке   чувство   юмора »

 [7, c. 246].

Используя художественную литературу, педагог должен уделить особое внимание на их отбор литературы, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей чувства юмора. После этого ребенок может  перенести эти представления в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что её воздействие зависит на ребенка, прежде всего, от его художественной ценности. В.Г. Белинский заявлял о двух основных требованиях к детской литературе: этическое и эстетическое. Об этическом направлении детской литературы он говорил, что, художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою. [4, с.61]

Педагог подбирает художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед  ним. От содержания  произведения зависят воспитательные задачи, которые педагог решает на занятиях и вне их.

 

Критерием художественности является взаимодействие содержания произведения и его формы;

- доступность литературного произведения;

         - соответствие возрастным и психологическим особенностям детей.                                           

                                          -12-

При отборе книг учитываются  возрастные  особенности ребенка: внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

- сюжетная занимательность,  простота и ясность композиции;

- конкретные педагогические  задачи.

Для формирования  чувства   юмора очень важны “перевертыши  –  педагогически ценные и познавательные произведении.  У  ребенка закрепляется правильное понимание действительности. Этот жанр служит не только забавой, но и  полезным  умственным трудом.

Значение перевертышей для  умственного развития состоит в  том, что они способствуют активизации  рассудочной деятельности, помогают осознавать реальное.

Стихи о перевернутом мире по своей природе шалость,  комическая игра, вольность, они  подводят  ребенка  к  первоосновам  юмора.  Это  новая ступенька в познании, так  как ребенок утверждается  в  житейском  опыте,  он явственно  ощущает вздор, знает, что на самом  деле все не так.

                                  С мармеладом в бороде

                                  К своему папаше

                                  Плыл медведь в сковороде

                                  По кудрявой каше!

 Слова легко ложатся,  поэтому дети их могут напевать. Этот приём помогает детям,  у которых ещё нет чистого  произношения, присутствуют паузы  в речи, заикание.

В группе детского сада бывают такие ситуации, на которые дети  не могут найти из них выход. И  на помощь приходят юмористические стихи, потешки, которые помогают сгладить ситуацию. Например:

                              Петушок распетушился,

                              Но подраться не решился:

                                                        -13-

                            Если долго петушиться,

                             Можно пёрышек лишиться.

При этом считается, что такие  стишки выполняют функцию выплеска агрессии в социально приемлемых рамках. В особенности это касается мальчиков: исследователями установлено, что к 6-летнему возрасту мальчики больше шутят, чем девочки. [3, c. 5]

Формировать   у   ребёнка   чувство   юмора - это  значит  развивать  у него и  гибкость ума, и быстроту сообразительности. Это можно достигнуть шутками, стихами, перевёртышами, небылицами. Язык весёлого стиха, меткая игра слов, неожиданный  каламбур учат  ребенка  тонкостям  родного языка. Постепенно формируется  способность сатирического восприятия.  Формируя чувство юмора у детей, следует направлять их внимание не только на содержание текста, но и на  образы и языковые  средства, с  помощью которых  образ делается выразительным.

 В старшем дошкольном  возрасте ребенок замечает комические  неожиданности в развитии сюжета, в поступках и высказываниях  героев (людоед вежлив и питается  травой); тонкие несоответствия,  часто  смеется  над соединение несоединимых явлений, предметов, признаков (шапка разговаривает, песня хрипит). В этом возрасте  дети  с удовольствием слушают смешные сказки, веселые рассказы, стихи, басни пытаются сами создавать комичные ситуации.

Прочитав юмористический рассказ, они оживленно вспоминают случаи из своей жизни, друзей  и  знакомых, что и с ними случались  подобные события, они видели или  слышали это же в жизни,  Поэтому  так ценят юмор и иронию в детских  произведениях.

Необходимо  постепенное  усложнение  комического  содержания.  Вначале используются произведения, где ярко выражены комичные

                                              -14-

ситуации,  в  основе которых  лежит одушевление предметов, незнание  героями  элементарных  правил поведения, известных детям. Затем  подбираются  произведения  более  сложные,  содержащие  комизм, основанный  на  нелогичности  поступков,  показе  каких-либо   отрицательных  качеств персонажа.

В старшем возрасте детям  нравятся рассказы, стихи  Э. Успенского, И. Пивоваровой, В. Драгунского, Н. Носова, Г. Остера, А. Усачева, И. Шевчука, М. Бородицкой и многих других авторов.  Произведения отражают особенности детского восприятия, лаконичный выразительный диалог, комическую ситуацию. Дети чаще используют в повседневной жизни юмор, легче откликаются на шутки.   [23, c. 225].

Очень важно практиковать повторное чтение юмористических книг: знакомое произведение вызывает оживление, и дети начинают высказываться; со второго  прочтения отмечаются те стороны  и детали, которые не были замечены в первый раз. Беседы с детьми направлены на  понимание событий, изображенных в произведении: дети не только рассказывают о том, что им прочитали, но и как  прочитали. Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа.

Чтобы поднять интерес  и настроение у детей при чтении юмористической литературы, педагог  должен быть образным, выразительным.

Воспитатель подводит старших  дошкольников к умению сравнивать одно юмористическое произведение с другим.  Беседа может начаться с рассказа самого воспитателя о книге, затем задавая вопросы, он привлекает их к активному выражению своих юмористических впечатлений.

Если у детей развито чувство юмора на достаточном уровне, беседа прямо начинается с вопросов к детям. Проведя беседу по книге, воспитатель

                                           -15-

в конце высказывает свое мнение о ней в понятной и интересной для детей форме, обобщая их высказывания. Книжная иллюстрация помогает  подвести детей к глубокому восприятию юмористического содержания текста. при Вопросы воспитателя играют большую роль, устанавливается связь между содержанием текста и прослушанным текстом.

В результате такой совместной деятельности педагога с детьми  у детей развивается юмористический интерес к  чтению книг. Они начинают интересоваться книгами  вне детского сада, рассказывают об их содержании. Во многом интерес поддерживается тем, что в группе детям предоставляется возможность самостоятельно рассматривать юмористические книги и картинки к ним. [13, c. 277].

После того как в старшей  группе систематически читались юмористические произведения, можно в группе или  в зале организовать выставку этих книг, а также юмористических рисунков на эти произведения. Воспитатель  прислушивается к высказываниям  детей, проверяет, помнят ли они ранее  виденные книге. Дети говорят, какие  книге они больше любят, какие  лучше помнят. Часто дети в старшем  дошкольном возрасте любят переделывать слова известных стихов или сочиняют сами свои поэтические творения.  Например:

 Снится Людоеду сон,

 В столовой был поваром  он,

 Людей вкусной пищей  кормил,

 Всегда к ним на помощь спешил.

 Сам вежлив, ел только траву.

 Но вот прервался сон,

          И забыл Людоед,

 Что был поваром он.

                                             -16-

 

Значение художественной литературы в формирование чувств юмора является важной задачей дошкольного воспитания. Для дошкольников юмористические произведения - это специфический вид художественного, словесного юмора,  который средствами выразительности, образности и образных выражений юмористической направленности вызывает в воображении слушателя конкретные, наглядно-чувственные образы предметов, ситуаций и персонажей, стимулирует эмоциональную положительную реакцию, доброжелательный смех. Как писал К. Чуковский: «…. Воспитать в ребенке юмор – драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами. У ребенка вообще есть великая потребность смеяться. Дать ему добрый материал для удовлетворения этой потребности – одна из последних задач воспитания». 

Информация о работе Формирование чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста через произведения художественной литературы