Формирование экологических знаний детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности………………………………………………

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 15:15, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования метода проектов в формировании системы экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую литературу с целью выявления особенностей развития детей старшего дошкольного возраста;
2. выявить особенности формирования экологических знаний у старших дошкольников;
3.экспериментально проверить влияние проектной деятельности на формирование экологических знаний старших дошкольников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
1. Теоретические основы формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………8
1.1 Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………….8
1.2 Формирование экологических знаний у старших дошкольников…………..14
1.3 Особенности применения проектной деятельности в формировании экологических знаний……………………………………………………………...20
2. Опытно-экспериментальное исследование формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности……………………………………………………………………….35
2.1 Цель и задачи экспериментального исследования…………………………...35
2.2 Формирование экологических знаний старших дошкольников через применение проектной деятельности на занятиях по ознакомлению с окружающим миром………………………………………………………………..40
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования…………………………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………69
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….72

Файлы: 1 файл

Ozhmegova_diplomnaya_rabota.doc

— 890.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5

 

1. Теоретические основы формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………8

1.1 Психологические особенности  развития детей старшего дошкольного  возраста……………………………………………………………………………….8

1.2 Формирование экологических  знаний у старших дошкольников…………..14

1.3 Особенности применения проектной деятельности в формировании экологических знаний……………………………………………………………...20

 

2. Опытно-экспериментальное исследование формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности……………………………………………………………………….35

2.1 Цель и задачи экспериментального  исследования…………………………...35

2.2 Формирование экологических  знаний старших дошкольников  через применение проектной деятельности на занятиях по ознакомлению с окружающим миром………………………………………………………………..40

2.3 Анализ и интерпретация  результатов исследования…………………………62

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..67

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………69

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Ни для кого не секрет, что экологическое состояние нашей планеты требует срочного вмешательства. Однако нам не хватает даже элементарных знаний не только о методах взаимодействия с окружающим миром, но и о самом мире, о закономерностях его существования и функционирования. Экологический фактор является одним из условий человеческого существования, и оттого, насколько хорошо мы знаем его и умеем с ним взаимодействовать, зависит наша жизнь и здоровье [1].

И не смотря на это, в рамках семьи лишь немногие дети получают достаточные знания о закономерностях роста и развития даже самых простых и привычных растений. Именно поэтому, уже в дошкольном образовательном учреждении необходимо уделять особое, повышенное внимание проблемам экологического развития детей.

Специфика работы со старшими дошкольниками требует особо тщательной разработки формы занятий по повышению уровня сформированности экологических знаний и представлений. Ввиду еще слабо развитой волевой сферы внимание старших дошкольников не в состоянии долго фиксироваться на одном предмете, если не внедрять в процесс дополнительных способов привлечения и удержания внимания ребят. Форма занятий должна, прежде всего, вызывать повышенный интерес к ним и формировать мотивационную базу для них. Этим требованиям отвечают занятия, построенные на основе метода проектов, который был специально разработан с целью повышения самостоятельности ребят в условиях исследовательской деятельности [2;3].

В целом на сегодняшний день существует определенное количество разработок, использующих метод проектов для формирования системы экологических знаний у детей. Однако работ, ориентированных на воспитанников старших групп детских садов не много. Кроме того, их нельзя назвать всесторонними, они не включаются в стройную систему и малодоступны для обычных воспитателей детских учреждений. Существующая на данный момент система обязательного экологического образования в детских садах, недостаточна, и требует дополнительного внедрения современных способов формирования системы экологических знаний.

С помощью метода проектов можно в некоторой степени решить проблему отсутствия согласованности при решении проблемы между детским садом и семьей, поскольку в процессе подготовки проекта ребенок подготавливает задания с помощью родителей, а, стало быть, в работу включается вся семья.

Выделенные противоречия между теорией и практикой сформулировали проблему исследования: на современном этапе развития педагогических технологий у дошкольников не в достаточной степени формируются экологические знания [4].

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования метода проектов в формировании системы экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс формирования системы экологических знаний у старших дошкольников.

 Предмет исследования: формирование системы экологических знаний старших дошкольников средствами проектной деятельности.

Гипотеза исследования: если на занятиях по ознакомлению с окружающим миром систематически применять проектную деятельность, то процесс формирования экологических знаний старших дошкольников будет протекать эффективнее.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. изучить психолого-педагогическую литературу с целью выявления особенностей развития детей старшего дошкольного возраста;

2. выявить особенности формирования экологических знаний у старших дошкольников;

3.эксперементально проверить влияние проектной деятельности на формирование экологических знаний старших дошкольников.

Теоретико-методологической основой послужили  концептуальные положения о системе экологического воспитания и возможности ее реализации в условиях дошкольного воспитания детей (С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин и др.); положения прагматической педагогики об использовании метода проектов в обучении (Д.Дьюи, У.Килпатрик); положения об использовании проектной деятельности в ДОУ (С.Т.Шацкий, Е.С.Полат); теория развития личности дошкольника (Л.И.Божович, В.С.Мухина, В.А.Петровский, В.Т.Кудрявцев).

Выбранная методология и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа:

1 этап - констатирующий (сентябрь - декабрь 2013 г.). На данном этапе анализировалась литература по исследуемой проблеме, проводились наблюдения за процессом формирования осознанного правильного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе. Наряду с эти были определены цели и задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза, разработан понятийный аппарат, составлена программа опытно-экспериментальной работы, проведен констатирующий эксперимент.

2 этап - формирующий (январь - март 2014 г.). Содержанием данного этапа стало формирование экологических знаний средствами проектной деятельности.

3 этап - обобщающий (апрель 2014 г.). Этот этап был посвящен обработке, анализу, обобщению результатов формирующего эксперимента, оформлению материалов исследования.

База проведения исследования. Исследованием было охвачено 20 детей (10 детей – группа «Звездочки» и 10 детей – группа «Ласточки») старшего дошкольного возраста ГККП «Ясли-сад №7» г. Костаная.

Методы исследования:

- теоретические методы (историко-педагогический  анализ, теоретический анализ, обобщение  и изучение опыта);

-эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование, педагогический эксперимент).

Теоретическая значимость исследования состоит в получении новых данных об особенностях формирования экологических знаний у старших дошкольников путем метода проектов.

Практическая значимость. Работа имеет практическую значимость для воспитателей детских садов и студентов педагогического факультета в организации и проведении методов и методик системы экологических знаний в воспитательном процессе старших дошкольников.

Структура дипломной работы.  Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста

 

 

1.1 Психологические особенности  развития детей старшего дошкольного  возраста

 

В основные компоненты эстетико-экологического воспитания в старших группах детского сада включаются:

- эмоционально-психологический настрой;

- азы эстетических знаний о природе;

- элементарная экологическая информация;

- простейшие эстетико-экологические знания;

- понятия, представления и суждения;

- отражение эстетики и экологии природы в собственном творчестве;

- в конкретно-тематическом общении;

- гуманно-эстетическое отношение и поведение;

- деятельность на благо природы [5].

Старшие дошкольники приобщаются к прекрасному в природе, познают ее красоту, зависящую от окружающей среды, делают заключение о жизнеустойчивости, жизнепособности наблюдаемого обьекта природы в данных условиях, общаются на эту тему, испытывают потребность в изобразительно-творческом отражении своих эстетико-экологических впечатлений, знаний, понятий и представлений, эстетико-экологических суждений. Перечисленные компоненты эстетико-экологического воспитания старших дошкольников успешно реализуются при условии учета психолого-возрастных особенностей детей и определении психолого-педагогических подходов в этом процессе [6].

Психологические особенности старшего дошкольного возраста. В дошкольном возрасте происходит развитие личности, а именно таких ее важных сторон как:

- эмоционально-мотивационная регуляция;

- формирование основных личностных качеств (даже внутренней позиции);

- психологические новообразования (в познавательных процессах восприятия, внимания, памяти, мышления, речи общения, проявлении индивидуальности).

Этим сторонам личности у старшего дошкольника происходит развитие мотивов (познавательных учения, касающихся приобретения знаний, умений и навыков; самоутверждения, успеха, результата, самооценки, демонстрации своего достоинства, способностей, изобразительного действия, привлекательной деятельности; мотивов общения и деятельности) В этом возрасте дети способны к самосознанию, руководствуются определенными нравственными нормами, способны даже к нравственной саморегуляции.

Усиливается процесс общения, наблюдения и подражания, особенно через систему поощрений. Важны и необходимы оценки поведения. Здесь особенное значение имеют сюжетно-ролевые игры. Активизируется саморегуляция, личностная и нравственная. Складывается определенная нравственная позиция. Наблюдается стремление к признанию и одобрению, потребность в достижении успехов, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, чувство долга. Определяется отношение к окружающим (не только в игровых ситуациях, но и в реальной жизни). Старший дошкольник в состоянии разумно объяснить свои поступки. У него формируются начала нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения. У старшего дошкольника формируются личностные качества, самосознание, волевая регуляция поведения, «внутренние позиции», система отношений к себе, людям, окружающему миру. Внутренняя позиция - исходное начало для волевых качеств (независимости, настойчивости, самостоятельности, целеустремленности). Старший дошкольник склонен к самоанализу, к принятию на себя ответственности за то, что происходит вокруг, делает все возможное, чтобы добиться поставленной цели. Демонстрирует качества личности. Готов видеть в людях положительное, подражать им. Формируется характер, особенно такие важные качества личности, как инициативность, воля, независимость, самостоятельность (не только в играх, но и в жизни) [7;8].

«В старшем дошкольном возрасте ребенок обучается общаться, взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходиться с людьми, налаживать с ними нормальные деловые и личные отношения». Старший дошкольних способен правильно оценить себя, свои успехи, неудачи, личностные качества (в игре, учении, труде, общении). Особенно важно, что в старшем дошкольном возрасте формируется эмоционально-психологическая, интеллектуально-творческая и познавательно-деятельностная сферы личности [9].

«Возрастные особенности старших дошкольников» более широко рассматривается психологическая характеристика этого возраста, в том числе в обобщенном виде, на основе чего, в целях их оптимального эстетико-экологического воспитания старших дошкольников на вооружение берутся следующие психологические особенности данного вопроса:

- активность и непосредственность эмоций, яркая проявленность чувств;

- наблюдательность с выделением существенного, сравнением, обобщением, установлением причинно-следственных связей, устойчивость внимания;

- обостренность о чуткости восприятия, его целенаправленность;

- хорошая память, управляемое мышление, его логичность;

- способность к логической речи, рассуждению, умозаключению, логическому высказыванию своего мнения, к оценочному отношению;

- способность к наглядно-образному мышлению, на основе которого формируются обобщенные знания;

- различие жанровых особенностей, форм и выразительно-изобразительных средств литературы и искусства;

- способность и активность к художественному творчеству, при этом чувство цвета, ритма, форма, композиции;

- индивидуальное самовыражение;

- способность к импровизации, сочинительству;

- любовь к игровой ролевой деятельности, ее разнообразие, богатство содержания, творчество, воображение, фантазия;

-познавательно-практическая деятельность, поисковая, «исследовательская»;

- активность, инициатива, самоорганизация, дисциплина, культура деятельности, самоконтроль и самооценка;

Информация о работе Формирование экологических знаний детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности………………………………………………