Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 15:15, дипломная работа
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования метода проектов в формировании системы экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую литературу с целью выявления особенностей развития детей старшего дошкольного возраста;
2. выявить особенности формирования экологических знаний у старших дошкольников;
3.экспериментально проверить влияние проектной деятельности на формирование экологических знаний старших дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
1. Теоретические основы формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………8
1.1 Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………….8
1.2 Формирование экологических знаний у старших дошкольников…………..14
1.3 Особенности применения проектной деятельности в формировании экологических знаний……………………………………………………………...20
2. Опытно-экспериментальное исследование формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности……………………………………………………………………….35
2.1 Цель и задачи экспериментального исследования…………………………...35
2.2 Формирование экологических знаний старших дошкольников через применение проектной деятельности на занятиях по ознакомлению с окружающим миром………………………………………………………………..40
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования…………………………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………69
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….72
На стене групповой комнаты или в приемной можно повесить плакаты экологического содержания (выполненные детьми).
Содержание сюжетно-ролевых игр тоже будет носить экологический характер:
- «Путешествие в подводное царство»;
- «Путешествие на Луну»;
- «Гомеопатическая аптека»;
- «Зоологический магазин»;
- «Зоопарк» и т.д.
На территории детского сада или в ближайшем сквере, парке необходимо организовать экологическую тропу, подготовить экскурсоводов (детей) и проводить путешествие по этой тропе для малышей, гостей, родителей [22;25; 45].
К организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель должен предлагать детям задания (приготовить макет лесной полянки, альбом с рисунками редких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц и т.д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, воспитатель должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости воспитатель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.
Последний этап проекта - защита - всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога [32;42;46].
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества [36].
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе [39].
Дошкольное детство является начальным этапом формирования экологического мировоззрения личности человека. Экологические знания, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Экологическое образование является тем фокусом, в котором сходятся все виды деятельности и все стороны воспитания:
- умственное;
- нравственное;
- патриотическое;
- эстетическое;
- трудовое;
- физическое.
Оно становится важнейшим структурным компонентом единого целостного педагогического процесса и осуществляется через все виды деятельности [39].
В работе со старшими дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению используется метод проектных технологий, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка [47].
Проектирование - это комплексная деятельность, участники которой автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны педагога) осваивают новые экологические понятия, термины, представления, овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы.
Экологические знания и представления должны преподноситься ребенку постепенно, с учетом возраста, на основании его личного опыта, через активную созидательную деятельность. Поэтому осуществлять проектно-исследовательскую деятельность необходимо по принципу расширения представлений - от близкого к далекому, от известного к неизвестному, от простого к сложному.
- актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы;
- обсуждение идей, предложений детей и взрослых по поводу возникших вопросов, проблем;
- опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;
- предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями;
- презентация проекта.
Каждый проект должен начинаться с тщательно подготовленной ситуации, которая бы стимулировала детей на возникновение проблемных вопросов:
- создание игровых (проблемных) ситуаций в период подготовки к проекту или в начале его, чтобы дети самостоятельно ставили перед собой поисковую задачу;
- появление педагога в непривычном костюме, с загадочным предметом в руке или куклой сразу же заинтересовывало детей;
стимулирование поисковой активности у детей (предлагались ситуации путешествия, превращения в кого-либо, во что-либо – дерево, облако, снежинку и др.)
Занятия должны строится с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Должны быть проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Показывая на занятиях свои авторские работы, рассматривая редко встречающиеся малозаметные явления, запечатлённые на фотографиях (огромного размера тыква, следы на снегу, северное сияние и т.д.) дети воспринимают окружающее более эмоционально. Это позволяет выстроить занятие так, чтобы обыденный мир предстал перед детьми удивительным и необычным
Используя приборы экологической лаборатории, возможности экологической тропы, средства экологического уголка, дети занимаются исследованиями, экспериментированием в соответствии с возрастом и интересами.
В старшем дошкольном возрасте задачи исследовательской деятельности усложняются:
- у детей формируется потребность в интеллектуальной инициативе;
- развиваются умения определять возможные методы и средства решения проблемы, прогнозировать результат и планировать свою деятельность.
Игровая деятельность является главной составляющей умственной активности детей. Подбирая дидактические игры экологического содержания, необходимо продумывать цель и дидактическую задачу, определить место и роль игры в системе обучения и воспитания, спроектировать саму игру и определить степень участия в ней вех детей. Специфика дидактики предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность.
Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности. Такая деятельность способствует развитию у детей воображения, творческих способностей, умению сравнивать, классифицировать, обобщать, анализировать.
Большое внимание должно уделяться общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому необходимо постоянно выводить детей на прогулки, экскурсии.
Содержанием проводимых со старшими дошкольниками экскурсий является обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсии дети собирают природный материал для коллекций, исследуют растения, почву, воду, камни и т.д.
Экскурсии позволяют познакомить детей с растительным миром ближайшего окружения, рассмотреть произрастающие в регионе растения в естественных условиях.
Преимущества занятий - экскурсий в том, что дети имеют возможность видеть растения и животный мир в среде их обитания в разное время года. Красота природы вызывает у детей глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств.
Природа представляет благоприятные возможности для разнообразной изобразительной деятельности детей, насыщенной яркими впечатлениями. И эти впечатления от прогулок, непосредственных наблюдений жизни природы ребята отражают в творческих работах: рисунках, поделках из природного и бросового материала.
Большое значение необходимо придавать работе с родителями. Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степень экологической грамотности родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. С этой целью необходимо помещать информацию в уголки для родителей («Витамины», «Ядовитые растения леса», «Птичий календарь», «Как сохранить природу Севера» и другие), проводить консультации на темы «Зачем детям знания по экологии?», «Научите любить животных», «Лекарственные растения Севера» и так далее, проводить индивидуальные беседы с родителями по проблеме.
Особо обратить внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции), а взрослому лучше понять ребенка. Проводить выставки совместных рисунков плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий на темы «Летом на Севере», «Любимое место отдыха», привлекать родителей к участию в оформлении уголка природы, лаборатории, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, изготовление кормушек и т.д.)
Завершением проектов было проведение презентации в форме экологических праздников, развлечений: «Загадки зимнего леса» средняя группа, «Птички - синички» старшая группа, «В гости к белому медведю» подготовительная группа и др. На презентацию приглашались гости - родители, дети и сотрудники детского сада. Праздничное действие включало в себя драматизацию сказок; словесные, дидактические, подвижные игры; двигательную и речевую импровизацию, музыкальные и танцевальные композиции т.п. Праздник помогает поддержать у детей интерес к миру природы, способствует закреплению полученных знаний.
В процессе реализации проектов дети учатся выдвигать проблемные вопросы, проектировать свою деятельность по поиску ответов, пользоваться разнообразными средствами получения информации (книги, Интернет, опыты и эксперименты и др.), делать выводы и умозаключения, воплощать новые знания в художественно-продуктивной деятельности, представлять итоги проекта детям и сотрудникам учреждения, родителям. Такой подход, основанный на использовании метода проектов, способствует высокому качеству усвоения программного материала по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста [22;24;28;29].
Проектирование в детских садах представляет собой интеграцию образовательных областей.
Интеграция содержания образовательных
областей, протекает на уровне разработки
стратегии дошкольного образования, так
и в практической ее реализации. Идея интеграции в условиях
модернизации образования приобретает
особый смысл. Внедрение интеграции в
практику дошкольного образовательного
учреждения предполагает разработку непосредственно
образовательной деятельности, которая
строится на соединении различных видов
детской деятельности (игровая, коммуникативная,
познавательно-
Совершенствование дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных программ требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе и в области экологического образования, которое является одним из приоритетных направлений в работе педагогов.