Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 15:15, дипломная работа
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования метода проектов в формировании системы экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую литературу с целью выявления особенностей развития детей старшего дошкольного возраста;
2. выявить особенности формирования экологических знаний у старших дошкольников;
3.экспериментально проверить влияние проектной деятельности на формирование экологических знаний старших дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
1. Теоретические основы формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………8
1.1 Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………….8
1.2 Формирование экологических знаний у старших дошкольников…………..14
1.3 Особенности применения проектной деятельности в формировании экологических знаний……………………………………………………………...20
2. Опытно-экспериментальное исследование формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности……………………………………………………………………….35
2.1 Цель и задачи экспериментального исследования…………………………...35
2.2 Формирование экологических знаний старших дошкольников через применение проектной деятельности на занятиях по ознакомлению с окружающим миром………………………………………………………………..40
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования…………………………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………69
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….72
Систематическая реализация практико-ориентированной
экскурсионно-исследовательской познавательной
деятельности дошкольников обеспечивает
целостность педагогического процесса
в условиях образовательного учреждения
на основе интеграции образовательных
областей («Здоровье», «Познание», «Творчество»,
«Социум», «Коммуникация»). Сочетание
различных дидактических приемов и форм
с элементами занимательности, игры, исследования,
сравнения помогают педагогам развивать
коммуникативные, познавательно-
В реализации задач экологического образования интеграция различных видов детской деятельности играет крайне важную роль:
- воспитатель развивает
- формирует экологические
- развивает мотивационно - оценочную сферу личности, а так же коммуникативные умения по отношению к людям и природе.
Интеграция различных видов
детской деятельности в
Одним из эффективных средств экологического образования в условиях городского образовательного учреждения должна являться экологическая тропа, созданная на территории образовательного учреждения. Основным назначением экологической тропы является реализация процесса экологического воспитания, образования и просвещения воспитанников и обучающихся детских садов, их родителей на основе интегративного принципа. Практико-ориентированная экскурсионно-исследовательская познавательная деятельность на экологической тропе является ведущим средством формирования у ребенка основ целостной, «экологической» картины окружающего мира.
Интегрированный подход в экологическом образовании дошкольников рассматриваются с разных точек зрения: необходимости слияния экологического образования с различными видами детской деятельности; принципа преемственности и непрерывности воспитательно-образовательного процесса. Интеграция в реальной практике экологического образования ведет к необходимости синтеза, поиску новых форм работы, к появлению в контексте теоретических разработок категорий значительно более общих, чем экологические знания и умения: экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая деятельность, экологическая культура. Посредством интеграции образовательных областей решается сразу несколько задач обучения и воспитания детей, что существенно расширяет поле творческой активной деятельности педагога. Интегрированный подход в системе экологического образования, другими словами, синтез предметов необходим, ибо наше будущее и будущее наших детей требует определенных компетентностей в отношениях с природой. В веке информационного общества человеку уже необходимо не логическое мышление, а синтезирующее, в основе которого лежит интеграция разных знаний и областей познания [48].
Говоря об интеграции в экологическом образовании, следует отметить комплексные занятия, которые использует дошкольный педагог в своей работе. Это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Особенно они полезны для старших дошкольников. Рассмотрим особенности комплексных занятий на конкретных примерах [48].
В конце осени с детьми старшей группы обычно подводится итог, формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разные виды деятельности. Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников: воспитатель уточняет и обогащает представления детей, об осени выделяя характерные особенности.
Важную роль в этом играет календарь природы, который на данном занятии является наглядным демонстрационным пособием, помогающим детям увидеть и осмыслить особенности сезона в целом.
Воспитатель строит беседу следующим образом: рассматривает по очереди каждую страницу календаря, формируя представление о том, какая осень вначале, середине, в конце. Воспитатель ведет последовательный разговор. Опираясь на первую страницу календаря, а потом сам подводит итог о том, что представляет собой осень в многообразии своих явлений и во все периоды протекания. Таким образом, ведущим методом первой части занятия является логически построенная беседа, а ведущей деятельностью детей умственно-вербальная (участие в диалоге, совместное обсуждение графической модели сезона).
Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности. К занятию специально организуется небольшая выставка на тему: Осень: несколько репродукций картин знаменитых художников (И.В.Левитан, И.С.Остроухов и др.), художественные фотографии, на которых могут быть изображены картины природы, дары осени (грибы, овощи, фрукты), 1-2 современных пейзажа, натюрморта в живописи или графике. Осмотр выставки, поиск красоты, ее переживание это другой вид деятельности, позволяющий решать эстетические задачи.
Третья часть занятия - художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию (рисование пейзажа, букета осенних цветов, аппликации грибов в траве или корзине, аппликация фруктов в вазе, поделки из природного материала и др.). Педагогические задачи этой части занятия иные развитие творческих способностей детей, их художественно ручных умений.
Интегрированное занятие, если оно умело построено, по времени может выходить за рамки обычного занятия это не страшно, так как смена деятельности не вызовет усталости и скуки, тем более, что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, провести веселую физкультминутку.
Интегрированные занятия организуют на самые разные темы. Это творческое дело воспитателя. Во всех случаях они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию личностного отношения к тому содержанию, которое заключено на занятии [49].
2. Опытно-экспериментальное
исследование формирования
2.1 Цель и задачи
экспериментального
Теоретическое изучение и осмысление основы формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста позволило нам выдвинуть ряд предположений, требующих экспериментальной проверки.
Эксперимент проходил в естественных условиях образовательного процесса в ГККП «Ясли-сад №7» г. Костаная. Всего в эксперименте участвовало 20 детей (10 детей – группа «Звездочки» и 10 детей – группа «Ласточки») старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная работа проводилась в два этапа (констатирующий и формирующий), каждый из которых решал определенные задачи.
Первый этап - констатирующий - был направлен на решение следующих задач:
1. изучить состояние образовательного процесса с точки зрения сформированности системы экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста;
2. определить исходный уровень сформированности системы экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе - формирующем - решались следующие задачи:
1. реализовать на занятиях по ознакомлению с окружающим миром различные элементы проектной деятельности;
2. проверить влияние проектной деятельности на эффективность формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
- знания о мире животных;
- знания о растительном мире;
- знания о неживой природе;
- знания об экологических отношениях к миру природы.
Под уровнем понимают отношение «высших» и «низших» ступеней развития каких-либо объектов или процессов.
Таблица 3.
Результаты теста «Салон природы» (Н.Е. Черноиванова) (нулевой срез).
Группа |
Кол-во человек в группе |
Уровни | |||||
низкий |
средний |
высокий | |||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% | ||
Звездочки |
10 |
3 |
30% |
6 |
60% |
1 |
10% |
Ласточки |
10 |
6 |
60% |
4 |
40% |
0 |
0% |
Анализ экспериментальных данных показал, что на нулевом срезе в группе «Звездочки» низкий уровень имеют 30% детей, средний уровень наблюдается у 60% детей, высокий уровень у 10%; в группе «Ласточки» низкий уровень имеют 60% детей, средний уровень наблюдается у 40%детей, высокий уровень отсутствует. Старшие дошкольники в контрольной и экспериментальной группах распределены примерно одинаково. Это наглядно отражает гистограмма (см. Рисунок 4).