Формирование экологических знаний детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности………………………………………………

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 15:15, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования метода проектов в формировании системы экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую литературу с целью выявления особенностей развития детей старшего дошкольного возраста;
2. выявить особенности формирования экологических знаний у старших дошкольников;
3.экспериментально проверить влияние проектной деятельности на формирование экологических знаний старших дошкольников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
1. Теоретические основы формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………8
1.1 Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………….8
1.2 Формирование экологических знаний у старших дошкольников…………..14
1.3 Особенности применения проектной деятельности в формировании экологических знаний……………………………………………………………...20
2. Опытно-экспериментальное исследование формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности……………………………………………………………………….35
2.1 Цель и задачи экспериментального исследования…………………………...35
2.2 Формирование экологических знаний старших дошкольников через применение проектной деятельности на занятиях по ознакомлению с окружающим миром………………………………………………………………..40
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования…………………………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………69
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….72

Файлы: 1 файл

Ozhmegova_diplomnaya_rabota.doc

— 890.00 Кб (Скачать файл)

Систематическая реализация практико-ориентированной экскурсионно-исследовательской познавательной деятельности дошкольников обеспечивает целостность педагогического процесса в условиях образовательного учреждения на основе интеграции образовательных областей («Здоровье», «Познание», «Творчество», «Социум», «Коммуникация»). Сочетание различных дидактических приемов и форм с элементами занимательности, игры, исследования, сравнения помогают педагогам развивать коммуникативные, познавательно-исследовательские качества ребенка в процессе универсальных видов детской деятельности, способствуют реализации комплексного развития сознательной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер личности ребенка.

В реализации задач экологического образования интеграция различных видов детской деятельности играет крайне важную роль:

- воспитатель развивает эстетическое  восприятие природы у детей, способность  чувствовать и переживать ее  красоту;

- формирует экологические представления  об окружающем мире;

- развивает мотивационно - оценочную сферу личности, а так же коммуникативные умения по отношению к людям и природе.

 Интеграция различных видов  детской деятельности в процессе  воспитания основ экологической  культуры позволяет ребенку реализовать  свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать интерес и активность в познании природного окружения, формирует основы естественнонаучной картины мира [48].

Одним из эффективных средств экологического образования в условиях городского образовательного учреждения должна являться экологическая тропа, созданная на территории образовательного учреждения. Основным назначением экологической тропы является реализация процесса экологического воспитания, образования и просвещения воспитанников и обучающихся детских садов, их родителей на основе интегративного принципа. Практико-ориентированная экскурсионно-исследовательская познавательная деятельность на экологической тропе является ведущим средством формирования у ребенка основ целостной, «экологической» картины окружающего мира.

Интегрированный подход в экологическом образовании дошкольников рассматриваются с разных точек зрения: необходимости слияния экологического образования с различными видами детской деятельности; принципа преемственности и непрерывности воспитательно-образовательного процесса. Интеграция в реальной практике экологического образования ведет к необходимости синтеза, поиску новых форм работы, к появлению в контексте теоретических разработок категорий значительно более общих, чем экологические знания и умения: экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая деятельность, экологическая культура. Посредством интеграции образовательных областей решается сразу несколько задач обучения и воспитания детей, что существенно расширяет поле творческой активной деятельности педагога. Интегрированный подход в системе экологического образования, другими словами, синтез предметов необходим, ибо наше будущее и будущее наших детей требует определенных компетентностей в отношениях с природой. В веке информационного общества человеку уже необходимо не логическое мышление, а синтезирующее, в основе которого лежит интеграция разных знаний и областей познания [48].

Говоря об интеграции в экологическом образовании, следует отметить комплексные занятия, которые использует дошкольный педагог в своей работе. Это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Особенно они полезны для старших дошкольников. Рассмотрим особенности комплексных занятий на конкретных примерах [48].

В конце осени с детьми старшей группы обычно подводится итог, формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разные виды деятельности. Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников: воспитатель уточняет и обогащает представления детей, об осени выделяя характерные особенности.

Важную роль в этом играет календарь природы, который на данном занятии является наглядным демонстрационным пособием, помогающим детям увидеть и осмыслить особенности сезона в целом.

Воспитатель строит беседу следующим образом: рассматривает по очереди каждую страницу календаря, формируя представление о том, какая осень вначале, середине, в конце. Воспитатель ведет последовательный разговор. Опираясь на первую страницу календаря, а потом сам подводит итог о том, что представляет собой осень в многообразии своих явлений и во все периоды протекания. Таким образом, ведущим методом первой части занятия является логически построенная беседа, а ведущей деятельностью детей умственно-вербальная (участие в диалоге, совместное обсуждение графической модели сезона).

Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности. К занятию специально организуется небольшая выставка на тему: Осень: несколько репродукций картин знаменитых художников (И.В.Левитан, И.С.Остроухов и др.), художественные фотографии, на которых могут быть изображены картины природы, дары осени (грибы, овощи, фрукты), 1-2 современных пейзажа, натюрморта в живописи или графике. Осмотр выставки, поиск красоты, ее переживание это другой вид деятельности, позволяющий решать эстетические задачи.

Третья часть занятия - художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию (рисование пейзажа, букета осенних цветов, аппликации грибов в траве или корзине, аппликация фруктов в вазе, поделки из природного материала и др.). Педагогические задачи этой части занятия иные развитие творческих способностей детей, их художественно ручных умений.

Интегрированное занятие, если оно умело построено, по времени может выходить за рамки обычного занятия это не страшно, так как смена деятельности не вызовет усталости и скуки, тем более, что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, провести веселую физкультминутку.

Интегрированные занятия организуют на самые разные темы. Это творческое дело воспитателя. Во всех случаях они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию личностного отношения к тому содержанию, которое заключено на занятии [49].

 

 

2. Опытно-экспериментальное  исследование формирования экологических  знаний детей старшего дошкольного  возраста посредством проектной  деятельности

 

 

2.1 Цель и задачи  экспериментального исследования

 

Теоретическое изучение и осмысление основы формирования экологических знаний детей  старшего дошкольного возраста позволило нам выдвинуть ряд предположений, требующих экспериментальной проверки.

Целью нашего исследования было выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования метода проектов в формировании системы экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.

Эксперимент проходил в естественных условиях образовательного процесса в ГККП «Ясли-сад №7» г. Костаная. Всего в эксперименте участвовало 20 детей (10 детей – группа «Звездочки» и 10 детей – группа «Ласточки») старшего дошкольного возраста.

   Экспериментальная работа  проводилась в два этапа (констатирующий и формирующий), каждый из которых решал определенные задачи.

Первый этап - констатирующий - был направлен на решение следующих задач:

1. изучить состояние образовательного процесса с точки зрения сформированности системы экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста;

2. определить исходный уровень сформированности системы экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.

Следует отметить, что констатирующему этапу экспериментальной работы мы уделили большое внимание, поскольку достоверность получаемых в эксперименте результатов в большей мере зависит от исходных данных. На этапе констатирующего эксперимента осуществлялось изучение практических занятий по ознакомлению с окружающим миром; посещение занятий воспитателей детских садов г. Костаная, что позволило увидеть и сравнить специфику обучения детей старшего дошкольного возраста. 

На втором этапе - формирующем - решались следующие задачи:

1. реализовать на занятиях по ознакомлению с окружающим миром различные элементы проектной деятельности;

2. проверить влияние проектной деятельности на эффективность формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.

Критерии сформированности экологических знаний:

- знания о мире животных;

- знания о растительном мире;

- знания о неживой природе;

- знания об экологических отношениях к миру природы.

Каждый критерий оценивался исходя из трех уровней (низкого, среднего и высокого), в соответствии с которыми определялся общий уровень экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.

 Под уровнем понимают  отношение «высших» и «низших»  ступеней развития каких-либо объектов или процессов.

При определении уровней сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста, опирались на теорию уровневого подхода (В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевский, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.), согласно которой переход с уровня на уровень происходит путем:

1. Усложнения развития элементов, которое приводит к усложнению структуры.

2. Создания более совершенной системы элементов и структуры.

3. Одновременного совершенствования элементов и структуры.

За основу классификации уровней  сформированности  системы  посчитали целесообразным взять классификацию, предложенную В.А. Сластениным. Предпочтение данной классификации было отдано потому, что она:

1. Рассчитана на детский возраст.

2. Основана на решение  задач.

3.Учитывает продуктивный характер осознанного правильного отношения к природе.

На основании разработанного критериально-признакового аппарата экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста, выделили три уровня его сформированности: низкий, средний и высокий.

Высокий уровень - системные экологические знания: освоенные закономерности распространяются на познание природных объектов. Природные объекты рассматриваются в закономерных связях. Знание принципов, правил и норм отношения к природе. Различие специфики причинно-следственных связей между конкретными действиями человека в природе. Способность видеть не только прямые, но и обратные экологические связи, не только ближайшие, но и отдаленные последствия производимых в природе изменений.

Средний уровень - устанавливают закономерные связи между природными объектами и явлениями. Появляются обобщения: видовые, родовые – на основе существенных особенностей природных объектов. Появляются обобщенные экологические знания.

Низкий уровень - узкие неадекватные экологические знания. Частые заблуждения по поводу природных объектов или явлений. Познавательный интерес появляется при помощи взрослых. Отсутствие полноты и глубины экологических знаний. Отсутствует интерес к познанию взаимосвязей природы и общества, но проявляется интерес к экологическим проблемам как новым явлениям. В недостаточной степени осознают необходимость охраны природы.

Как видим, все три уровня взаимосвязаны между собой, каждый предыдущий обусловливает последующий. Проведенное нами исследование показывает, что формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста происходит постепенно, от уровня к уровню. Данные характеристики уровней использовались нами в практической работе и позволили оценить ее результаты.

В связи с тем, что основным показателем сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста является продвижение на более высокий уровень сформированности экологических знаний, возникла необходимость установить распределение старших дошкольников контрольной и экспериментальных групп по уровням, выведенных нами на основе уровневого подхода.

Результаты нулевого среза отражены в таблице 3.

 

Таблица 3.

Результаты теста «Салон природы» (Н.Е. Черноиванова) (нулевой срез).

 

Группа

Кол-во человек в группе

Уровни

низкий

средний

высокий

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

Звездочки

10

3

30%

6

60%

1

10%

Ласточки

10

6

60%

4

40%

0

0%


 

Анализ экспериментальных данных показал, что на нулевом срезе в группе «Звездочки» низкий уровень имеют 30% детей, средний уровень наблюдается у 60% детей, высокий уровень у 10%; в группе «Ласточки» низкий уровень имеют 60% детей, средний уровень наблюдается у 40%детей, высокий уровень отсутствует. Старшие дошкольники в контрольной и экспериментальной группах распределены примерно одинаково. Это наглядно отражает гистограмма (см. Рисунок 4).

Информация о работе Формирование экологических знаний детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности………………………………………………