Формирование экологических знаний детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности………………………………………………

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 15:15, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования метода проектов в формировании системы экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую литературу с целью выявления особенностей развития детей старшего дошкольного возраста;
2. выявить особенности формирования экологических знаний у старших дошкольников;
3.экспериментально проверить влияние проектной деятельности на формирование экологических знаний старших дошкольников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
1. Теоретические основы формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………8
1.1 Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………….8
1.2 Формирование экологических знаний у старших дошкольников…………..14
1.3 Особенности применения проектной деятельности в формировании экологических знаний……………………………………………………………...20
2. Опытно-экспериментальное исследование формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности……………………………………………………………………….35
2.1 Цель и задачи экспериментального исследования…………………………...35
2.2 Формирование экологических знаний старших дошкольников через применение проектной деятельности на занятиях по ознакомлению с окружающим миром………………………………………………………………..40
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования…………………………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………69
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….72

Файлы: 1 файл

Ozhmegova_diplomnaya_rabota.doc

— 890.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Рисунок 4.   Результаты теста «Салон природы» (Н.Е. Черноиванова) (нулевой срез)

 

Таблица 4.

Результаты беседы (И.Э.Куликовская) (нулевой срез)

 

Группа

Кол-во человек в группе

Уровни

низкий

средний

высокий

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

Звездочки

10

3

30%

5

50%

2

20%

Ласточки

10

6

60%

4

40%

0

0%


 

 Анализ экспериментальных  данных показал, что на нулевом  срезе в группе «Звездочки» низкий уровень имеют 30% детей, средний уровень наблюдается у 50% детей, высокий уровень у 20% детей; в группе «Ласточки» низкий уровень имеют 60% детей, средний уровень наблюдается у 40% детей, высокий уровень отсутствует. Старшие дошкольники в контрольной и экспериментальной группах распределены примерно одинаково. Это наглядно отражает гистограмма (см. Рисунок 5).

Рисунок 5.   Результаты теста на развитие восприятия «Разрезанные картинки» (нулевой срез)

 

Таблица 5.

Результаты диагностики экологических знаний старших дошкольников (по О. Соломенниковой) (нулевой срез)

 

Группа

Кол-во человек в группе

Уровни

низкий

средний

высокий

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

Звездочки

10

3

30%

6

60%

1

10%

Ласточки

10

6

60%

3

30%

1

10%


 

Анализ экспериментальных данных показал, что на нулевом срезе в группе «Звездочки» низкий уровень имеют 30% детей, средний уровень наблюдается у 60% детей, высокий уровень у 10%; в группе «Ласточки» низкий уровень имеют 60% детей, средний уровень наблюдается у 30% детей, высокий уровень имеют 10% дошкольников. Старшие дошкольники в контрольной и экспериментальной группах распределены примерно одинаково. Это наглядно отражает гистограмма (см. Рисунок 6).

Рисунок 6. Результаты диагностики экологических знаний дошкольников (нулевой срез)

 

Таким образом, анализируя результаты диагностических методик можно сделать вывод, что экологические знания детей  старшего дошкольного возраста сформированы  недостаточно, поэтому мы считаем необходимым внедрение элементов проектной деятельности в образовательный процесс, обеспечивающих его развитие.

 

 

2.2 Формирование  экологических знаний старших  дошкольников через применение  проектной деятельности на занятиях  по ознакомлению с окружающим  миром

 

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества [36].

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества [42].

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектной деятельности можно используется в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей [45].

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе [44].

Наблюдая за поведением детей во время занятий, опытов, прогулок, я заметила, что у некоторых детей слабая познавательная активность, недостаточная экологическая культура.

Проанализировав ситуацию, решила, что разумное сочетание проектной деятельности, познавательного интереса детей, их стремление к самостоятельным наблюдениям и опытам позволит сформировать конкретные знания о взаимодействиях в природе, о воздействии человека на окружающую среду, создаст благоприятные условия для формирования экологической культуры старших дошкольников.

В качестве примера хочу предложить экологические исследовательские проекты.

 

 

 

 

 

Ересек топқа арналған ұйымдасқап оқу қызметінің технологиялық картасы

Технологическая карта

организованной учебной деятельности для старшей группы

 

Білім саласы -Образовательная область: «Коммуникация», «Познание»

Тақырыбы - Тема: «Воздух-невидимка»                         

Бөлімі - Раздел: «Развитие речи», «Ознакомление с окружающим»

Мақсаты - Цели: познакомить детей с условием, необходимым для жизни человека - человек не может жить без воздуха; дать детям конкретные представления о том, что воздух находится вокруг нас (на примере опытов); способствовать воспитанию у детей интереса к явлениям неживой природы и установлению связи между живой и неживой природой; эмоционально настроить детей на проведение занятия и восприятие новой информации. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;  расширять знания   о свойствах воздуха. Ввести в активный словарный запас детей слова-определения - прозрачный, невидимый.

Билингвальдық компонент - Билингвальный компонент:  воздух - ауа

 

Қызмет кезеңдері

Этапы

деятельности

Тәрбиешінің іс – әрекеті

Действия

воспитателя

Балалардың іс - әрекеті

Деятельность детей

Мотивациялық –лептік

Мотивационно-

побудительный

Предлагает поиграть в игру «Мыльные пузыри».

Что делают пузыри?

 Какого цвета? 

Какие они?

На что похожи мыльные пузыри?

А теперь разделитесь и покажите нам форму волшебных мыльных пузырей.

Дети стоят полукругом, проявляют интерес к игре.   

Рассматривают летящие пузыри, ловят их руками,  отвечают на вопросы: летают, разноцветные, красивые, на кружочки.

Моделирование мыльного пузыря.                                                                        

Ұйымдастық –ізденістік

Организационно – поисковый

Включает запись: гремит гром. Усилился ветер и нагнал тучи.  Появляются туча.                                  Голос тучи:                                                  Как ребята, вы смогли

Выпустить волшебные мыльные пузыри?

Нужно срочно их вернуть!

Отправляйтесь дети в путь.

Обратите вы внимание

На серьёзные задания!  

Что ж,  придётся нам искать мыльные пузыри, которые разлетелись.                               Ребята, взгляните, на одной туче что-то написано 

(Читает  надпись.)                     

 Загадка о воздухе.                                                    Через нос проходит в грудь. И обратный держит путь Он невидимый, и все же, Без него мы жить не можем.

Что это?

Как воздух по-казахски?                           А есть ли воздух в нашей групповой комнате?

 Глубоко  вдохните  и  попробуйте задержать дыхание.

 

Посмотрим,  сколько  мы сможем обойтись без воздуха? 

Ой, ребята, а вот и один мыльный пузырь опустился.

Как вы думаете, можно ли воздух почувствовать, услышать и увидеть?

 

Опыт №1. 

Кто из вас  хочет  почувствовать и услышать воздух, подойдите к этому столу?                                                                 Возьмите веера.

Помашите ими возле своего лица.

Что вы почувствовали?  

А что это за ветерок?  

Резко сожмите руками резиновую игрушку.

Что вы услышали?

А что это за звук? 

 

 

Кто из вас  хочет  видеть воздух?

Вы воздух видите?  
Если вы его не видите, значит, он какой?  
Ребята! Смотрите! Здесь стаканы с водой! Давайте попробуем сейчас вдохнуть  воздух через носик и выдохнуть  в трубочку.

Что увидели в воде?

 

Откуда они взялись? 
Вы очень наблюдательны!

А как вы думаете, ребята, почему пузырьки в воде не тонут, а поднимаются вверх?

Гурбан и Маша, возьмите первый волшебный мыльный пузырь и складывайте в бутылочку.

 

Опыт №2                                                    Ребята, а вы хотите подержать воздух в своих руках? 

Возьмите в руки мешочки, и посмотрите, что внутри?   Засуньте руку в мешок, попробуйте что-нибудь взять. Что-нибудь берётся?    

Подуйте  в   мешочки.  

А теперь скрутите мешочек.

Что с ним случилось? 

Что его раздуло?

Что внутри?   

Прокалывает мешочки и струю направляет на ребёнка.

Что вы чувствуете?

Что было в мешке?

Мы его видим?                                        
Почему его называют невидимкой?

 

Влад и Вика возвращайте на место второй мыльный пузырь.

 
Опыт№3

Посмотрите, где ещё опустился мыльный пузырь?

А у воздуха есть запах?

Возьмите корку апельсина, помните её.

 

Что вы чувствуете?

 

Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издаёт такой аромат?

Отходит от детей подальше и давит дольку чеснока. Включает вентилятор, который разносит запах по комнате.

Вы чувствуете запах?

Чем пахнет?

Как вы поняли, что пахнет чесноком?

Значит, запах передаётся по воздуху.

Отправляйте на место следующий мыльный пузырь.

 

Опыт № 4.

Ребята, а, как человек использует воздух?

 

 

 

 

А где ещё человек использует воздух?

Посмотрите сюда. Показывает слайды.

 

А какими надувными вещами мы пользуемся летом на пляже?

Взгляните на эти предметы.  Попробуйте, используя воздух, сделать их объёмными. 

Забираем следующий мыльный пузырь.                                               А теперь немного отдохнем и покажем, как нужно правильно дышать.

«Мы дышим»

Чтобы нам существовать,

Нужно воздухом дышать.

Мы вдыхаем, выдыхаем.

Носом воздух набираем-

Это значит, мы вдыхаем.

Ртом мы воздух выпускаем –

Это значит, выдыхаем.

Чтоб здоровым вырастать,

Нужно правильно дышать.

 А вот ещё  один мыльный пузырь.

 

Опыт № 5

Ребята, а  кому нужен воздух?

 

 

 

Подводит детей  к лавочке, на которой разложены карточки.

Проводит дидактическую игру «Кому нужен воздух». Располагайтесь,  кому как удобно и обведите кружочками – кому нужен воздух.

Забираем пятый мыльный пузырь.

Слушают шум грома, ветра, разглядывают тучу.

 

 

Слушают голос  тучи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают воспитателя, отгадывают загадку.

 

 

Воздух. 

Ауа.

Ответы: да, нет.

 

Дети набирают воздух, кто больше продержиться.

Без воздуха не прожить и нескольких минут.

 

 

Разные ответы детей

 

 

 

 

Ответы: да.

 

 

Берут в руки веера. Машут.

 

Ответы: ветерок дует. Это движется воздух.

Берут в руки игрушки. Сжимают их.

Ответы: звук.

Это выходит струя воздуха.

 

 

 

Ответы: Нет.

 Невидимый.

 

Рассматривают стаканы с водой, берут в руки трубочки.

 

 

Ответы: пузырьки - воздух.

Мы выдыхаем воздух, и он выходит пузырьками.

Ответы: потому что воздух лёгкий. 

Забирают первый мыльный пузырь и приклеивают на бутылочку.                                                     

 

 

Да.

 

Берут мешочки.      

Ответы: ничего.

 

 

Нет.

Дуют в мешочки.

Скручивают.                                    Его раздуло.

 

 

 

 

 

Воздух.

Нет, он невидимый.

Ответы детей: воздух прозрачный, значит, через него все видно.                         Забирают второй мыльный пузырь и приклеивают.   

                                                                                                                               

Бегают, ищут.

Находят.

Ответы: запаха у воздуха нет.   

Берут в руки корку, мнут её. 

Ответы: пахнет апельсином.

Этот запах идёт от корки.

 

 

 

 

 

Ответы: да, пахнет чесноком.   Запах дошёл до нас.                        

 

 

 

Забирают третий мыльный пузырь                                             

 

 

Мы используем воздух, когда надуваем воздушные шары, накачиваем воздухом наши мячи, колеса велосипедов или машин.                                     

Рассматривают картинки, делятся впечатлениями.                           

 

 

Ответы детей: надувной круг.                       

Берут шарики, круги, мячи и надувают их.                         

 

Приклеивают.

 

Вместе с воспитателем произносят слова и соответствующие тексту  движения (кладут руку на грудь, вдыхают, выдыхают).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воздух необходим всем – человеку, животным, растениям.

Без него жизни нет!

Садятся возле лавочки, находят и обводят картинки.            Объясняют свой выбор.

 

 

 

Забирают мыльный пузырь.

Рефлексивті – корригидтік

Рефлексивно – корригирующий

Собирая волшебные мыльные пузыри, мы узнали, что вокруг нас есть …..?                                                        Что мы можем сказать о воздухе?

 Какой он?

Перечислите свойства воздуха. Обращает внимание на мольберт.

Ребята, все мыльные пузыри мы вернули.

Они у нас волшебные.

 

Давайте закроем глаза и загадаем желание.

Вносит коробочку  с  мыльными пузырями.                                                           Ребята, неужели я догадалась. Вы все загадали одно желание. Смотрите, а вот и наши настоящие мыльные пузыри.

Воздух.

 

 

Ответы: прозрачный, невидимый, чистый, дышать, жить,  лёгкий, движется, его можно ощутить, не имеет запаха.

Рассматривают бутылочку с наклеенными кружочками.     Закрывают глаза.

 

 

 

 

 

Радуются, берут бутылочки и пускают мыльные пузыри.


 

Күтімді нәтиже - Предполагаемый результат:

Ұғынады - воспроизводят: опыты с воздухом

Түсінеді  - понимают: о свойствах воздуха

Қолданады - применяют: умение логически рассуждать, экспериментировать с воздухом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ересек топқа арналған ұйымдасқап оқу қызметінің технологиялық картасы

Технологическая карта

организованной учебной деятельности для старшей группы

 

Білім саласы - Образовательная область: «Познание»

Бөлімі - Раздел: «Ознакомление с окружающим»

Тақырыбы - Тема: «Удивительные камни»

Мақсаты - Цели: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. Учить детей классифицировать камни  по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); вес (лёгкий, тяжёлый); плавучесть  - тонет в воде. Развивать визуальную, кардиальную и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность. Воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю.

Билингвальдық компонент - Билингвальный компонент: камень – тас

 

Қызмет кезеңдері

Этапы

деятельности

Тәрбиешінің іс – әрекеті

Действия воспитателя

Балалардың іс - әрекеті

Деятельность детей

Мотивациялық –лептік

Мотивационно-

побудительный

Круг радости.

 

Предлагает  встать в круг и произнести слова.

Давайте все вместе возьмёмся за руки, почувствуем тепло наших рук, подарим друг другу улыбку, хорошее настроение и и с этим настроением примемся за работу.

 

 

 

 

Предлагает посмотреть отрывок из мультфильма  «Малахитовая шкатулка».

 

 

 

 

Кто главный герой

мультфильма?

Что нашла девочка?

Что было в шкатулке?

Посмотрите, ребята,  Хозяйка Медной горы прислала нам шкатулку.

А что в шкатулке мы узнаем, отгадав следующую загадку:

В серёжках у мамы огнём он горит. В пыли на дороге ненужным лежит. Меняет он форму, меняет он цвет. А в стройке годится на тысячу лет. Он может быть мелкий – в ладошке лежать. Тяжёлый, большой – одному не поднять. Кто, дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал?

Правильно, это камень.

А как камень будет на казахском языке?

 Давайте проверим, правильно  ли мы отгадали загадку.

Сегодня мы поговорим о камнях.

Встают в круг, произносят слова:

К тебе я обращаюсь, друг!

Вставай скорее с нами в круг.

Почувствуй радость и тепло

Нам всем с друзьями хорошо!

 

Берутся за руки, улыбаются друг другу, дарят тепло и хорошее настроение.

Соглашаются.

Смотрят отрывок мультфильма.

 

 

 

 

Отвечают:

Девочка.

Шкатулку.

Драгоценные камни.

 

Обращают внимание на шкатулку в руках у воспитателя, рассматривают её.

 

 

Внимательно слушают воспитателя.

 

 

 

 

 

Отгадывают загадку:

Камень.

 

Отвечают: тас

 

Соглашаются.

Проявляют интерес.

Рассматривают, что находится в шкатулке.

Ұйымдастық –ізденістік

Организационно – поисковый

Наша группа превратится в научную лабораторию, а вы – в учёных.

Пройдите в нашу

исследовательскую лабораторию

 

Опыт №1.

Включает музыку.

Предлагает закрыть глаза и представить картину, которую подскажет музыка.

Что ты услышал? А ты? Какие картинки пронеслись перед вашими глазами?

Давайте ещё раз послушаем музыку.

Слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег, перекатывают камни с места на место, как они стучат друг о друга? Кто из вас бывал на море? Что вы там видели?

Найдите на подносе морские камни и положите их перед собой на салфетку.  Посмотрите на камни и скажите: какие они? Какой формы, цвета, какая у них поверхность, какие края? Потрогайте их.

 

 

Почему они такие?

 

 

 

 

 

 

 

 

А теперь найдите речные камни и положите их рядом с морскими. Потрогайте их.

Что можете сказать про речные камни?

Какие они?

 

Так чем же морские камни отличаются от речных?

 

 

Бывают ещё и другие разновидности камней.

Обратите внимание на цветные камни.

Они из пластмассы. Напоминают морские.

А вот эти маленькие откуда?

 

А теперь давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Морские и речные камни».

Включает музыку.

Проверяет правильность выполненного задания.

 

 

 

 

 

А теперь я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию.

 

Опыт№2.

Теперь мы будем проводить различные эксперименты и опыты с камнями.

Возьмите в руки лист бумаги, сомните его.

Изменил он форму?

А теперь возьмите камень в руку и сожмите его крепко-крепко.

Изменил он форму?

А почему?

Что твёрже – камень или бумага?

Предлагает взять молоточки и постучать по коричневому камню.

Что происходит с ним?

 

Постучите по другому камню.

 

Какой он?

Как вы думаете, камень твёрже дерева? Давайте проверим.

Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева. И попробую вбить гвоздь в дерево.

Что получилось?

 

А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. (Забивает - не получается.

Гвоздь гнётся, но не вбивается). Ну что, смогли мы забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздём? А как вёл себя камень? Какой можно сделать вывод?

А как камень и дерево будут вести себя в воде?  Перед вами ёмкость с водой, попробуйте опустить дерево в воду. Что с ним произойдёт?

Давайте осторожно опустим камень в воду. Что произошло с ним? Почему? А почему плавает дерево?

 

Обратите внимание на камень, который лежит в воде. Достаньте его.

Какой он?

Сравните с камнем, который лежит на салфетке.

Чем они отличаются?

 

Где можно увидеть камни?

 

Правильно, а есть ли камни в нашей группе?

Как вы думаете, нужен ли камень человеку?

Приглашаю вас посмотреть какие разновидности камней бывают на свете.

Показывает слайды, проговаривает с детьми названия камней.

Приглашаю вас в следующую лабораторию.

 

Опыт №3.

Давайте получше рассмотрим наши удивительные камни.  Для этого воспользуемся лупами и рассмотрим поверхность камней.

Что интересного вы увидели?

Молодцы, очень внимательные дети.

 

 

 

Обращает внимание на игрушечные весы.

Что это?

Для чего они нужны?

Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами.

Будем взвешивать камни, и определять их вес.

 

 

Какой делаем вывод?

 

 

Молодцы.

Соглашаются.

Подходят за столы с эмблемой «Исследовательская лаборатория», где лежат подносы с камнями, салфетки.

 

Закрывают глаза, слушают музыку.

 

 

Разные ответы детей

 

 

Слушают с воспитателем музыку.

Отвечают, дополняют ответы воспитателя.

Отвечает Никита и Юля: на берегу моря много камушков, море красивое..

Рассматривают камни.

Находят морские камни. Трогают их.

Отвечают на вопросы: камни гладкие, разной формы- овальные и круглые, твёрдые, холодные, красивые, разного цвета.

 

Отвечают: да, такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бъются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими-гладкими – без единого уголка..

Находят речные камни.

Трогают их.

 

Отвечают: шершавые, крепкие, неровные, разной формы, с острыми краями.

Ответы: речные – с острыми краями, а морские – всегда гладкие.

Рассматривают камни, трогают их.

Ответы: они похожи на морские камни.

 

 

Из аквариума.

Соглашаются.

Играют в предложенную игру.

Делятся на команды «Морские» и «Речные» камни. По сигналу одновременно обе команды выбирают по своему названию команды камни и кладут их в свою корзинку.

 

Подходят к столу с табличкой «Экспериментальная лаборатория».

 

Соглашаются проводить опыты.

 

Берут в руки лист бумаги, сминают его.

Ответ: да.

Берут в руки камень, сжимают.

 

Ответ: нет.

Он твёрдый.

Ответы: конечно же камень

Берут в руки молоточки и стучат по пластилину.

 

Ответ: он мягкий, он меняет свою форму.

Стучат по настоящему камню.

Ответ: он твётдый.

Разные ответы детей.

 

Соглашаются.

Смотрят за действиями воспитателя

 

Отвечают: гвоздь вошёл в дерево.

Следят , что делает воспитатель.

 

Ответы: нет, гвоздь гнётся.

Камень не изменился, не потерял своей формы

Камень твёрже дерева.

 

Рассматривают сосуды с водой.

Опускают дерево в воду.

Ответ: дерево плавает.

 

Берут камень и опускают его в воду.

Ответ: камень тонет. Он тяжелее воды. Оно легче воды.

Обращают внимание на камень в воде.

Достают его.

Ответ: мокрый.

Сравнивают камни.

 

Ответ: цветом. Мокрый камень темнее.

Ответы: в море, на реке, на дороге.

Ответ: да, в аквариуме.

 

Разные ответы детей.

 

Заинтересованно рассматривают картинки с изображением разных камней. Проговаривают за воспитателем названия камней.

Подходят к столу с табличкой  «Научная лаборатория».

 

Соглашаются.

 

Берут в руки лупы и рассматривают камни.

 

Ответы: крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.

Вывод: поверхность у камней разная: гладкая, шероховатая.

Разглядывают весы.

 

Отвечают: весы.

Взвешивать.

Соглашаются стать весами.

Берут по очереди камни, держат их в ладошках и определяют самый лёгкий и самый тяжёлый камень.

Камнни по весу бывают разные: лёгкие и тяжёлые.

Рефлексивті – корригидтік

Рефлексивно – корригирующий

Предлагает поиграть в игру «Правильно-неправильно».

Играет роль стрелки – с закрытыми глазами поворачивается и показывает, кто будет отвечать.

Задаёт вопросы:

1.Камень тонет в воде?

 

 

2. Камень прозрачный как 

стекло?

3. Камень легко разбить как стекло?

 

4. Камень лёгкий как  вата?

 

5. Камень не плавает в воде как дерево?

Хорошо, молодцы, все справились с заданием.

Вам понравилось занятие?

О чём мы говорили?

Обращает внимание на шкатулку.

Ой, ребята, а где же наши камни, посмотрите во что они превратились.

Угощает морскими камушками.

Соглашаются.

 

Встают в круг возле воспитателя.

 

Отвечают на вопросы по очереди.

1.Правильно! Камень тонет  в воде. Он тяжёлый.

2. Неправильно! Камень не прозрачный.

3. Неправильно! Камень разбить  нельзя – он твёрдый.

4. Неправильно! Камень –  тяжёлый.

5. Правильно! Камень не  плавает – он тяжёлый.

 

 

Разные ответы детей.

О камнях.

Проявляют интерес к шкатулке.

 

 

 

Удивляются. Радуются.

Угощаются конфетами.

Информация о работе Формирование экологических знаний детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности………………………………………………