Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 15:15, дипломная работа
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования метода проектов в формировании системы экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую литературу с целью выявления особенностей развития детей старшего дошкольного возраста;
2. выявить особенности формирования экологических знаний у старших дошкольников;
3.экспериментально проверить влияние проектной деятельности на формирование экологических знаний старших дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
1. Теоретические основы формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………8
1.1 Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………….8
1.2 Формирование экологических знаний у старших дошкольников…………..14
1.3 Особенности применения проектной деятельности в формировании экологических знаний……………………………………………………………...20
2. Опытно-экспериментальное исследование формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности……………………………………………………………………….35
2.1 Цель и задачи экспериментального исследования…………………………...35
2.2 Формирование экологических знаний старших дошкольников через применение проектной деятельности на занятиях по ознакомлению с окружающим миром………………………………………………………………..40
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования…………………………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………69
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….72
2. Экология - биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени в естественных и измененных человеком условиях. Это определение дано на пятом Международном экологическом конгрессе (1990) с целью противодействия размыванию понятия экологии, наблюдаемому в настоящее время [24].
Т.Л. Богданова по-другому подходит к определению данного понятия: «Экология - это наука о закономерностях взаимоотношений организмов, видов, сообществ со средой обитания» [25].
В настоящее время существует классическое и современное толкование понятия экологии. По классическому определению «экология» - это раздел биологии, изучающий взаимодействие биосистем различных уровней организации с окружающей средой. В последнее время экология выделилась в самостоятельную науку, которая рассматривает комплекс взаимоотношений живых организмов в их естественной среде обитания с учетом влияния на них человеческой деятельности, то есть, сделан акцент на роль человека. Термин «экология» вошел в обиходную речь и стал употребляться с нарушением понимания смысла, «регион с плохой экологией», «нарушена экология» и тому подобное. Такое применение искажает содержание понятия и является недопустимым. Экология как наука активно развивается, охватывает в своих исследованиях принципы функционирования основных компонентов биосферы, атмосферы, гидросферы, литосферы, являющихся средой обитания живых организмов, направленной на охрану окружающей среды и целесообразное использование природных ресурсов [26].
Современная всеобщая, или «большая» экология (глобальная экология, мегаэкология, панэкология) - научное направление, рассматривающее некую значимую для центрального члена анализа (субъекта, живого объекта) совокупность природных и отчасти социальных (для человека) явлений и предметов с точки зрения интересов этого центрального субъекта или живого объекта. В настоящее время экология распалась на ряд научных отраслей и дисциплин, хотя в основе всех современных направлений экологии лежат фундаментальные идеи биоэкологи [27].
Экология определяется как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Чтобы осмысленно работать в области экологического воспитания, нужно запомнить четыре закона, сформулированных в популярной форме американским ученым Барри Коммонером:
- все связано со всем;
- все куда-нибудь девается;
- все что-нибудь да стоит;
- природа знает лучше.
По мере развития общества экология все больше приобретает социальное значение. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования. К сожалению, общество осознало это, когда стали видны отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние среды обитания уже отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей. От проблемы «организм - среда» экология подошла к проблеме «человек - природа». Именно на этом этапе развития мы осознали роль и необходимость экологического образования, начиная с раннего возраста. Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека. Поэтому в нашей стране появился ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования экологического образования, начиная с дошкольного возраста [28].
Дети тянутся к природе, но при этом не задумываются, не осознают взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания и функционирование экосистемы. Главная задача на современном этапе - заложить предпосылки гармоничной личности, чтобы в будущем детям были свойственны такие качества как духовность, умение творить красоту, стремление делать добро, самостоятельность и познавательная активность.
Ведущий эколог Н.Ф.Реймерс выделяет пять существенно различающихся позиций в определении экологии. Для рассматриваемого вопроса значимым является первое (корневое) определение экологии как биологической науки (биоэкологии), изучающей взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой [29].
Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения воспитания и развития ребенка, направленное на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, системе ценностных ориентаций [18;30].
Рисунок 1. Реализация экологических знаний старших дошкольников через разные виды деятельности
Рисунок 2. Педагогическая модель организации экологического образования старших дошкольников
Рисунок 3. Модель экологического образования старших дошкольников
Экология - наука комплексная. При отборе содержания экологического образования (обучения, воспитания, развития ребенка) необходимо учитывать следующие положения:
Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой [31].
У детей старшего дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности, к природе. Именно в старшем дошкольном возрасте дети воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес [17].
Содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой.
Экологическое образование - часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, т.е. становлению личности в целом.
Нормы экологически грамотного безопасного поведения дети должны научиться понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно-следственных связей в природе.
Важно вовлекать детей в практическую деятельность во время экскурсий, во дворе детского сада и его помещениях, дома.
Основы экологической культуры следует закладывать у детей с раннего возраста, начало ее становления падает на первые семь, восемь лет их жизни.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения [32].
Содержание экологического воспитания включает два аспекта:
- передачу экологических знаний;
- трансформацию экологических знаний в отношение.
Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношения - конечным его продуктом. Экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию [8;19].
Содержание экологических знаний дошкольников охватывает следующий круг вопросов:
- связь растительных и
животных организмов со средой
обитания, морфофункциональная
- многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
- человек как живое
существо, среда его обитания, обеспечивающая
здоровье и нормальную
- использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.
Ознакомление с конкретными примерами жизни растений и животных, их связи с определенной средой обитания и полной зависимости от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера [33].
Передача экологических знаний - это начальный этап выработки правильного отношения к окружающему миру. Их трансформация осуществляется в результате использования воспитателем личностно-ориентированных методов работы с детьми.
В процессе экологического воспитания дошкольников должны иметь место следующие виды деятельности:
- сюжетно-ролевая игра, отражающая
различные события в природе
или природосозидающую деятельн
- практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг);
- детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей;
- общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира - комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае с животными);
- экспериментирование: познавательная практическая деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями;
- речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге); обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;
- наблюдение (самостоятельная
познавательная деятельность), обеспечивающее
получение информации о
- просмотр книг, картин, фильмов природоведческого содержания - деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе [25;34].
Чрезвычайно важное значение имеет позиция воспитателя - главной фигуры экологического воспитания детей, осознанный характер его действий и творческий поиск оптимальных условий для педагогического процесса.
Творческая активность воспитателя должна быть направлена на следующее:
- вдумчивое освоение и
непрерывное совершенствование
методов и технологий
- постоянный поиск и проверка новых приемов работы с детьми, которые на фоне устоявшихся методов и форм воспитания могут обеспечить оптимальное использование складывающейся ситуации, применение своего и детского опыта к конкретным природным условиям детского сада. Новый прием в общении с детьми, их обучении - это самый гибкий механизм, который дает разнообразное использование одной и той же технологии воспитателями с разными детьми в разных условиях;
- создание атмосферы
В педагогической деятельности воспитатель должен реализовать себя как личность: широко и разнообразно использующий свои умения, способности, интерес к той или иной области, окрашивая ими процесс экологического воспитания детей [23;35].
1.3 Особенности
применения проектной
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества [36].
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектов развивает свободную творческую личность ребенка, развивает познавательные способности, творческое воображение и мышление. Метод проектов основан на взаимодействии педагога и ребенка, цель достигается практической деятельностью: дети учатся наблюдать, экспериментировать, любить и беречь природу. Проектная деятельность способствует саморазвитию каждого ребенка.
При разработке проекта педагог должен опираться на знания и опыт детей, на методическую литературу. Выбираются средства реализации проекта:
- занятия;
- беседы;
- наблюдения;
- игры;
- выставки совместного
- тематические выставки;
- праздники;
- развлечения;
- экскурсии;
- опыты - эксперименты.
Основной целью проектного метода в детских садах является развитие детской инициативы, свободной творческой личности.
Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками (есть опыт и более раннего применения). Старший дошкольник характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в детских дошкольных учреждениях предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности. Также организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится [37].