Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 15:15, дипломная работа
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования метода проектов в формировании системы экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую литературу с целью выявления особенностей развития детей старшего дошкольного возраста;
2. выявить особенности формирования экологических знаний у старших дошкольников;
3.экспериментально проверить влияние проектной деятельности на формирование экологических знаний старших дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
1. Теоретические основы формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………8
1.1 Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………….8
1.2 Формирование экологических знаний у старших дошкольников…………..14
1.3 Особенности применения проектной деятельности в формировании экологических знаний……………………………………………………………...20
2. Опытно-экспериментальное исследование формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности……………………………………………………………………….35
2.1 Цель и задачи экспериментального исследования…………………………...35
2.2 Формирование экологических знаний старших дошкольников через применение проектной деятельности на занятиях по ознакомлению с окружающим миром………………………………………………………………..40
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования…………………………62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………69
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….72
Қызмет кезеңдері Этапы деятельности |
Тәрбиешінің іс – әрекеті Действия воспитателя |
Балалардың іс - әрекеті Деятельность детей |
Мотивациялық –лептік Мотивационно- побудительный |
Психогимнастика «Весеннее настроение» Предлагает отправится в необычное путешествие. Закройте глазки -Раз, два, три, четыре, пять! Все кто хочет погулять, оглянитесь, повернитесь, В весеннем царстве окажитесь! |
Выполняют психогимнастику.
С удовольствием отправляются в путешествие |
Ұйымдастық –ізденістік Организационно – поисковый |
Чтение загадок о всех временах года - По каким преметам мы узнаем весну? - Каког цвета небо весной? Земля? Снег? - Почему тает снег весной? Во что он превращается? - Что такое проталинки? В каких местах появляются проталинки? Почему? Словесная игра «Назови ласкаво» (ручей- ручеек....) Весна какая?
Этюд «Лучик» Беседа -Как называются птицы которые остаются с нами зимой? А птицы которые возвращаются весной к нам из теплых крайов? ..загадки Просит послушать зеленые объявления и отгадать кто их написал?... - Что происходит с растениями весной? - Какие первые весенние цветы вы знаете? Загадка.. Предлагает нарисовать подснежники красками разными приемами
|
Отгадывают загадки
Отвечают на вопросы
Играют в игру
Теплая,солнечная. Красивая.зеленая... Играют с солнечным зайчиком Начинается сокодвижение, набухают почки... Отгадывают загадку Отвечают...зимующие, перелетные
Подснежник
Рисуют первые весенние цветы - подснежники |
Рефлексивті – корригидтік Рефлексивно – корригирующий |
Всех благодарит |
Проговаривают волшебные слова радуются |
Күтімді нәтиже - Предполагаемый результат:
Ұғынады - воспроизводят: времена года, как выглядят подснежники
Түсінеді - понимают: о сезонных изменениях в природе, о рисовании красками подснежников
Қолданады - применяют: умение замечать простейшие сезонные изменения в природе, погоде, в живом и растительном мире, в одежде людей
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Ересек топқа арналған ұйымдасқап оқу қызметінің технологиялық картасы
Технологическая карта
организованной учебной деятельности для старшей группы
Білім саласы - Образовательная область: «Познание»
Бөлімі - Раздел: «Ознакомление с окружающим»
Тақырыбы - Тема: На лесной полянке
Мақсаты - Цели: Расширять представления детей о природе. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать умения устанавливать простейшие причинно-следственные связи в мире животных и растений. Продолжать побуждать проявление доброты, заботы к животным. Учить выделять элементы казахского народного орнамента, подбирая краски в соответствии с цветом закладки.
Билингвальдық компонент - Билингвальный компонент: табиғат-природа, орманда - в лесу, фермада - на ферме.
Қызмет кезеңдері Этапы деятельности |
Тәрбиешінің іс – әрекеті Действия воспитателя |
Балалардың іс - әрекеті Деятельность детей |
Мотивациялық –лептік Мотивационно- побудительный |
Приходит в гости Лесовичок. Предлагает посетить выставку картин - Что изображено на всех этих картинах? - Зачем нужно беречь и охранять природу? |
Рассматривают картины и отвечают на вопросы |
Ұйымдастық –ізденістік Организационно – поисковый |
Читает стихи о природе, предлагает разобрать различные ситуации
Предлагает поиграть в игру «Что можно, что нельзя»
Игра «Что будет ..если...?» (пищевая цепочка)
Игра «Бабочки» Предлагает внимательно рассмотреть книги о природе и отмечает, что книги надо беречь как и природу. Предлагает детям изготовить закладку для книги (казахский орнамент) Показывает приемы выполнения и последовательность работ |
Проявляют интерес, отвечают на вопросы, выполняют задания
Играют с интересом
Играют
Играют с интересом Рассматривают книги Внимательно слушают
Самостоятельно выполняют работу |
Рефлексивті – корригидтік Рефлексивно – корригирующий |
Проводят анализ детских работ. Делают итог занятия |
Радуются красивым закладкам,раскладывают их по книгам. |
Күтімді нәтиже - Предполагаемый результат:
Ұғынады - воспроизводят: знания о взаимосвязи в природе
Түсінеді - понимают: что в природе все взаимосвязано
Қолданады - применяют: умение решать противоречия
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Ересек топқа арналған ұйымдасқап оқу қызметінің технологиялық картасы
Технологическая карта
организованной учебной деятельности для старшей группы
Білім саласы - Образовательная область: «Коммуникация» + «Познание» + «Социум»
Бөлімі - Раздел: «Ознакомление с окружающим»
Тақырыбы - Тема: «Посадим лес»
Мақсаты - Цели: Закрепить с детьми отличительные особенности внешнего вида, произрастания деревьев, кустарников и травянистых растений родного края, уметь по описанию отгадывать растения, находить характеристику с его изображением и распологать в месте обозначающем лиственный, хвойный или смешанный лес. Использовать активный словарь по теме, обобщающие слова-понятия. Развивать логическое мышление.
Билингвальдық компонент - Билингвальный компонент: Орманда – лес. Өзен – река. Көл – озеро. Таулар – горы. Табиғат – природа. Түймедағы – ромашка. Қызғалдақ – тюльпан. Ақ – белый. Сары – желтый. Жасыл – зеленый. Қызыл – красный. Гүл – цветок. Жапырақтар – листья.
Қызмет кезеңдері Этапы деятельности |
Тәрбиешінің іс – әрекеті Действия воспитателя |
Балалардың іс - әрекеті Деятельность детей |
Мотивациялық –лептік Мотивационно- побудительный |
Под музыку - вальс цветов входит Незнайка с букетом цветов и предлагает поиграть.
Загадывает загадки о растениях и просит класифицировать их по месту произростания.
Спрашивает: - Почему растения называют живыми пылесосами» |
Здороваются с Незнайкой, очень рады всирече.
Отгадывают загадки и распределяют картинки- растения по месту произростания, называют их и обозначают обобщающим словом Высказывают свои рассуждения |
Ұйымдастық –ізденістік Организационно – поисковый |
Читает отрывок из рассказа о деревьях.
Предлагает разделиться детям на подгруппы, они будут выступать в роли лесничего, которые высаживают лес.: одни только хвойный, другие – лиственный, сосновый, березовую рощу. Предлагает подобрать слова для описания цветка – тому будут вручены фишки (роза крассная, пахучая, красивая...).
Просит составить модель роста цветка «Жил-был одуванчик».
Предлагает собрать букеты цветов для Друзей Незнайки.
Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик». |
Внимательно слушают, отгадывают о каком растении идет речь и находят его на картинке.
По желанию разделяются на подгруппы.
Называют прилагательные, описывают цветы, за каждое прилагательное получают фишку.
Раскладывают на пано картинки развитие цветка от семени.
Составляют лепестки цветка от самого светлого до самого темного, называют оттенки. Дуют на одуванчик. |
Рефлексивті – корригидтік Рефлексивно – корригирующий |
Почему нужно беречь и охранять растения? Просит перевоплотиться детей в деревья «Ты самое моленькое деревце». |
Высказывают свои суждения. Дети ведут диалог от имени воображающего дерева, передают пантомимикой, голосом состояние маленького деревца. |
Күтімді нәтиже - Предполагаемый результат:
Ұғынады - воспроизводят: виды деревьев, кустарников и травянисты
Түсінеді - понимают: представления об осознанном отношении к охране растительного мира родного края, всей Земли, представления о последовательности развития цветка, интерес к живой природе
Қолданады - применяют: умение различать цветы по месту произрастания, рассказывать о своем букете, развивать воображение
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Ересек топқа арналған ұйымдасқап оқу қызметінің технологиялық картасы
Технологическая карта
организованной учебной деятельности для старшей группы
Білім саласы - Образовательная область: «Социум» + «Познание»
Бөлімі - Раздел: «Ознакомление с окружающим»
Тақырыбы - Тема: «Экологическая пирамида»
Мақсаты - Цели: учить устанавливать взаимосвязь между весенним изменением в живой природе, изменениями среди обитателей уголка природы и повышением температуры воздуха. Познакомить детей с экологической пирамидой-цепочкой, развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, выражаться точно словами. Воспитывать детей, способных понять природу, беречь ее, любить. Воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы. Совершенствовать экологические знания.
Билингвальдық компонент - Билингвальный компонент: Күн – солнце. Аспан – небо. Ағаш – дерево. Жапырақтар атады – листья распускаются. Құстар – птицы. Көбелектер – бабочка. Шоп – трава.
Қызмет кезеңдері Этапы деятельности |
Тәрбиешінің іс – әрекеті <span class="dash041e_0431_044b_ |