Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 21:28, курсовая работа
Цель работы – изучение особенностей формирования навыков чтения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы в общей и специальной методической литературе;
2. Выявить особенности формирования навыков чтения у учащихся с недостатками интеллекта;
3. Разработать игровые приемы формирования навыков чтения с учётом психофизиологических возможностей учащихся с нарушением интеллекта.
Введение3
Глава I. Теоретическое обоснование особенностей формирования навыков чтения у учащихся с нарушением интеллекта 5
Психофизиологические основы чтения5
Трудности в формировании навыков чтения у детей с нарушением интеллекта8
Методы и приёмы формирования навыков чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью17
Глава II. Формирование компонентов процесса чтения в системе
специального обучения28
2.1. Методы и приемы формирования правильного чтения28
2.2. Методы и приемы формирования беглости чтения33
2.3. Методы и приемы формирования осознанного чтения37
2.4. Методы и приемы формирования выразительности чтения40
2.5.Упражнения для обучения чтению42
Заключение49
Список литературы50
Уроки чтения в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида организуются как объяснительное чтение и ставят перед собой задачи развития у учащихся навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Дети с нарушением интеллектуальной деятельности допускают большое количество ошибок: пропуски, искажения, повторы, замены и смешения букв, слогов, слов, что затрудняет выработку всех навыков чтения. В связи с затруднениями в осмыслении текста, замедленностью образования смысловой догадки и узостью поля зрения темп чтения примерно в два раза медленнее, чем у нормально развивающихся детей. В первые годы обучения дети не соблюдают правильный темп чтения, логических пауз, неправильно распределяют дыхание. В целом чтение отличается монотонным характером. При этом учащиеся коррекционной школы обладают неплохими способностями к выразительному чтению.
Выработка навыка чтения происходит сложным путём, состоящим из ряда последовательных этапов. Различные виды фронтальной работы, способствующие формированию навыка чтения, не всегда оказываются эффективными в отношении отдельных учащихся вспомогательной школы. Приходится прибегать к ряду дополнительных приемов.
Специфические особенности развития умственно отсталых школьников вносят некоторые коррективы в применение аналитико-синтетического метода во вспомогательной школе. Удлиняется срок обучения грамоте: на изучение каждого звука и буквы отводится большее количество времени для лучшего закрепления их; сходные звуки и буквы изучаются с определенным перерывом и после твердого усвоения каждого из них. Наиболее сложным моментом в овладении навыком чтения является слияние звуков, обозначаемых буквами.
Во вспомогательной
школе приходится специально
учить детей пользоваться
На уроках чтения нужно специально заботиться о приёмах организации мыслительных процессов, помогать учащимся в осознании смысловой структуры текста.
Следует помнить, что работа по развитию навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения у умственно отсталых детей протекает в единстве.
Глава II. Формирование компонентов процесса чтения в системе
специального обучения
2.1. Методы и приемы формирования правильного чтения
Правильное чтение – это чтение безошибочное. Для выработки правильного чтения учащихся необходимо соблюдение следующих условий:
Для предупреждения и преодоления возможных ошибок при чтении включен материал, который предполагает проведение работы по следующим направлениям:
1. Формирование умения
2. Привлечение внимания учащихся к буквенному составу слова.
3. Привлечение внимания учащихся к морфемному составу слова.
В рамках первого направления большое внимание уделяется правильному прочтению учащимися слов, многосложных по составу или имеющих рядом несколько букв, обозначающих согласные звуки (слова со стечением согласных звуков). Такие слова даны перед текстом в послоговой разбивке и обязательно должны быть прочитаны учащимися до работы над текстом. Чтобы предотвратить у школьников снижение интереса к самому процессу чтения, учитель может предусмотреть использование на уроке различных вариантов чтения отдельных слов:
— хоровое, групповое или индивидуальное;
— чтение с поощрением жетонами или фишками; чтение-соревнование.
Ошибки, связанные с перестановкой или пропуском букв, чаще всего возникают в тех словах, где рядом находятся несколько букв, обозначающих согласные звуки. В качестве основных приемов работы, направленных на предотвращение появления такого рода ошибок, в содержание материала учебника включены упражнения на чтение с подготовкой и чтение с наращиванием одной или нескольких букв.
При чтении с подготовкой ученики начинают читать не с прямого открытого слога, а с произнесения гласного звука, обозначенного одной буквой. Это позволяет им сначала почувствовать положение органов артикуляционного аппарата при произнесении изолированного гласного звука, а затем уже произнести согласный в артикуляционном укладе данного гласного звука. После этого ученики читают полученный слог, добавляют еще одну букву и т. д., пока не сложится слово. Например
е | ве | вет | цвет
Прием наращивания состоит в том, что к прямому открытому слогу постепенно присоединяются буквы, обозначающие согласные звуки. Этот прием в представлен в двух вариантах: горизонтальное расположение слогов и вертикальное их расположение, так называемая «пирамида». Например:
но | ноп | кноп | кноп-ки
ре реп | креп | скреп | скреп-ки
а
ла
кла
скла
склад
Такой подход к расположению слоговых структур и слов способствует развитию гибкости чтения и помогает учащимся преодолеть механическое прочтение слов.
Второе направление работы по формированию правильности чтения — это привлечение внимания учеников к словам, различающимся по буквенному
составу либо количеством букв и их последовательностью в словах, либо одной лишь буквой при совпадении количества и порядка буквенного состава. В этих случаях смыслоразличительные буквы также выделены полужирным шрифтом. Для того чтобы чтение этих слов было достаточно осознанным, учитель или просит ученика объяснить значение слова, или обращает его внимание на иллюстрацию, помещенную в тексте. Например:
вы-дох
облетел
В рамках третьего направления предлагаются упражнения на привлечение внимания школьников к морфемному составу слова, без называния терминов. С этой целью перед текстом даны слова, которые отличаются какой-либо частью слова, например, имеют разные приставки, но одинаковый корень, суффикс и окончание. Слова записаны в столбик, различающиеся части выделены полужирным шрифтом:
за-сы-пать
на-сы-пать
по-сы-пать
Такой подход к презентации слов необходим для того, чтобы ученики, на основе зрительного восприятия, могли фиксировать внимание на отличных по буквенному составу частях слова, определяющих лексическое значение всего слова в целом.
Для подготовительной работы над техникой чтения широко используются упражнения, в которых даны однокоренные слова, относящиеся к различным частям речи.
жел-та-я — по-жел-те-ла — по-жел-тев-ша-я
хрус-тит — хруст-ка-я
сосед — со-сед-ска-я
Для соблюдения правильного ударения в словах вводится условный знак ударения ( '). Он вводится приблизительно в тот момент, когда ученики знакомятся с понятиями «ударение» и «ударный слог» на уроках русского языка. До этого обозначать ударение условным знаком нам представляется нецелесообразным. В рассматриваемый период изучения художественных текстов, учитель в отдельных, особенно трудных случаях, может воспользоваться следующими приемами: или показать ученикам образец правильной постановки ударения в слове, или на основе данного образца, попросить учащихся произнести нужное слово. В самом тексте, в некоторых словах также поставлено ударение: в основном в тех, которые условно можно отнести к следующим группам:
— слова, значение которых может быть неизвестно учащимся или требует уточнения;
— слова, которые даны в форме косвенных падежей, что может затруднять зрительное узнавание слова;
— многосложные
слова, образованные с помощью приставочно-
Чтобы дети правильно читали, с меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными приемами чтения, можно дать им определенные ориентиры, составить памятки, правила. Например:
Памятка «Учись читать правильно»
1. Следи,
чтобы глаза двигались по
2. Старайся
не возвращаться к чтению
3. При
чтении будь внимателен к
4. Старайся понять, о чем читаешь.
5. Читай ежедневно вслух и «про себя».
Одним из эффективных приёмов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является речевая зарядка.
«Речевая зарядка – это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения учащихся при чтении текста» (А.К. Аксенова).
Речевая зарядка помогает решить следующие задачи: установить прочные связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференцировать сходные единицы чтения, накопить в памяти слоги и слова, схватывающиеся сразу, без буквенного чтения.
Речевая зарядка – особый этап урока, где в момент хорового чтения ученики осознают себя частью классного коллектива. Правильно проведенная речевая зарядка воспитывает у учащихся убеждение, что любые трудности, связанные с чтением могут быть преодолены. Дальнейшая работа с текстом не пугает их, а, напротив, вызывает интерес, воспринимается как посильная.
Речевая зарядка проводится в начале урока в течение 3-5 минут и может включать следующие виды упражнений:
са — за ма — мя гол — кол
со —зо мо — мё гора — кора
су — зу му — мю игра — икра
2. Чтение слогов по подобию.
а о у
на но ну
за зо зу
ла ло лу
При выполнении этого задания учитель должен обращать внимание учащегося на то, как образованы слоги, расположенные столбиком: они все с одним и тем же гласным — положение губ при произнесении отдельного гласного и слога с этим гласным одинаково.
3.Чтение слов по подобию.
мак майка Ваня
рак зайка Маня
бак гайка Таня
В процессе неоднократного воспроизведения подборки сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются зрительные образы слов.
4. Чтение слов путем наращивания согласных.
низ — вниз
плыл — всплыл
бил — вбил плеск — всплеск двор — дворник
лез — влез копал — вскопал рыба — рыбак
5. Чтение слогов и слов с подготовкой.
а— ан— бан — бант
е— се— сер— серп
о— то— сто — стол — столб
с— то— сто — ит — стоит
з— ва — ли — звали
г— на— гна — ли— гнали
6. Чтение слов, полученных путем перестановки букв или отличающихся одной - двумя буквами (звуками).
пила —
липа
карп — парк
палка —
лапка
гора — рога
кукла — кулак рыбак — рыбка верь — зверь
волос — слово ручка — круча мышка — мошка
Эти задания закрепляют чтение слов с трудными слоговыми структурами, отрабатывают ритм, темп чтения, четкость артикуляции. Хоровое проговаривание рифмованных строчек организует учащихся и создает в классе хороший эмоциональный фон.
2.2. Методы и приемы формирования беглости чтения
Под беглым чтением понимается нормальный темп чтения, способствующий сознательному и правильному восприятию содержания текста.
Нормальным считается темп, приближающийся к разговорной речи. Учитывая требования программы, необходимо обеспечить постепенный переход учащихся от неслогового чтения к чтению целыми словами, т. е. заложить определенную базу для формирования данного качества чтения. Основная причина, затрудняющая выработку беглости чтения, заключается в узости поля зрения и неточности зрительного восприятия школьников с недоразвитием интеллекта — они зачастую не могут «схватить» слово целиком или даже часть слова. Чтобы помочь им преодолеть это затруднение в текстах, предусмотрена определенная последовательность в послоговой разбивке слов.
В 1-ом классе, все слова даны по слогам, вне зависимости от их слоговой структуры.
Начиная со 2-го класса без деления на слоги представлены следующие двусложные слова:
Информация о работе Формирование компонентов процесса чтения в системе специального обучения