Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 21:28, курсовая работа
Цель работы – изучение особенностей формирования навыков чтения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы в общей и специальной методической литературе;
2. Выявить особенности формирования навыков чтения у учащихся с недостатками интеллекта;
3. Разработать игровые приемы формирования навыков чтения с учётом психофизиологических возможностей учащихся с нарушением интеллекта.
Введение3
Глава I. Теоретическое обоснование особенностей формирования навыков чтения у учащихся с нарушением интеллекта 5
Психофизиологические основы чтения5
Трудности в формировании навыков чтения у детей с нарушением интеллекта8
Методы и приёмы формирования навыков чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью17
Глава II. Формирование компонентов процесса чтения в системе
специального обучения28
2.1. Методы и приемы формирования правильного чтения28
2.2. Методы и приемы формирования беглости чтения33
2.3. Методы и приемы формирования осознанного чтения37
2.4. Методы и приемы формирования выразительности чтения40
2.5.Упражнения для обучения чтению42
Заключение49
Список литературы50
Для выработки навыка выразительного чтения большое значение имеет способность учащихся подражать интонации учителя. Выразительное чтение – это умение, основанное в известной степени на подражание образцу. Учащиеся коррекционной школы чаще всего не умеют воспроизводить интонацию учителя, искажают и упрощают её. Им необходима специальная тренировка речевого и слухового аппарата не только в первом классе, но и на последующих годах обучения.
Однако важно добиваться не только копирования чтения учителя, но и умения самостоятельно находить верные интонации. В процессе разбора произведения, когда выявляются характер героя и его взаимоотношения с другими действующими лицами, выясняется, как нужно читать те или иные фразы. Так, например, дети определяют, что в сказке «Про лягушку-хохотушку» слова лягушки читаются с весёлой, беззаботной интонацией, слова автора и птиц – с иронией и насмешкой, что в рассказе Д. Мамина-Сибиряка «Река стала» с интонацией осуждения поведения ребят следует читать слово «Хорош!» (конец рассказа) почти все тексты учебников для чтения дают материал для работы над интонацией.
В основном работа над выразительностью чтения активно ведется в начальной школе во время речевой разминки (пятиминутке). Учитель дает ребятам специальные задания на дыхание, звукоподражание, повторяются скороговорки и чистоговорки, выполняется артикуляционная гимнастика, хоровое чтение отдельных фрагментов текста и т.п. По мере того, как дети становятся старше, выполнять задания, которые предлагались им, становится неинтересно. Учителю необходимо подбирать для речевой разминки задания, адекватные возрасту и индивидуальным способностям школьников. Так, например, в этом году на речевых разминках мы разучиваем и повторяем слова к сценкам, которые в дальнейшем показываем на общешкольных мероприятиях. Особое значение интонация имеет при чтении стихотворений и басен. При правильном подборе заданий, направленных на развитие навыка выразительного чтения, речевая разминка будет являться необходимой частью урока чтения не только на начальном этапе обучения, но и в старших классах.
1.
Упражнения для развития
Развитие четкого произношения осуществляется введением: чистоговорок и скороговорок.
1)Образцы чистоговорок:
Ра-ра-ра - начинается игра.
Ры-ры-ры - у мальчиков шары.
Ро-ро-ро - у Раи новое ведро.
Ру-ру-ру - продолжаем мы игру.
Ар-ар-ар - кипит наш самовар.
Ор-ор-ор - созрел красный помидор.
Ир-ир-ир - мой папа командир.
Арь-арь-арь - на стене висит фонарь.
Ло-ло-ло - на улице тепло.
Лу-лу-лу - стол стоит в углу.
Ша-ша-ша - мама моет малыша.
Шу-шу-шу - я письмо пишу.
Са-са-са - в лесу бегает лиса.
Су-су-су - было холодно в лесу.
2) Образцы скороговорок:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Шапкой Мишка шишки сшиб.
- Сено Сене Костя косит. В сени сено Сеня носит.
- Синичка, синичка - воробью сестричка.
- Лежебока, рыжий кот, отлежал себе живот.
- У Сени и Сани в сетях сом с усами.
- Маленькая болтунья молоко болтала-болтала, не выболтала.
- Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
2. Упражнения для разминки перед чтением
Параллельно с чистоговорками и скороговорками ведется отработка сочетаний гласных и согласных. Эти упражнения включены в качестве разминки перед чтением:
1) Артикуляция основных гласных: а, о, у, ы, и. э. Сначала учащиеся хором тренируются в произношении этих гласных по порядку, а затем в сочетаниях: а - у, а - о, о – и - е, э - а, а - у -о, у – о –и – э и т. д.
2) Сочетание гласных и согласных: ба, бо, бу, бы, би; ва, во, ву, вы, ви.
3) «Наращивание» согласных:
рба, рбо, рбу.рбы...
србо, србу, србы...
Практически разминка на уроке проводится таким образом: на доску выписываются гласные, затем к ним подсоединяются согласные:
У
Р Б Ы
3. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения.
С этой целью даются для чтения слова и словосочетания на определенное время:
1) слова с общим корнем:
вода, водный; белый, белье; Родина, родной.
2) Сочетания существительного с прилагательным:
чистого берега, у дальнего леса;
3) слова, отличающиеся одной буквой: чистота - частота, девушка - дедушка, булка - белка.
4. Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память
1) Упражнения в чтении различных слов, сочетаний слов, предложений развивают не только внимание к слову, но и способствуют расширению словаря чтения ученика, улучшению памяти, внимания.
Игра «Веселый фотограф».
Учитель быстро показывает
из
от
дар
ку
зар
Для осмысления прочитанного можно задать вопрос: - Какое слово
лишнее? Почему?
2) Упражнения в восприятии слов за короткое время (0,5 с) сначала трех-четырех слов, затем «пирамидки», включающей до 8 слов.
да
дом
друг
доска
дорога
дорогой
директор
5. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча, умение угадывать последующий текст
1) Упражнение «Губы».
В целях четкого
К плотно сжатым губам по команде читать «про себя» дети прикладывают палец левой руки, чем подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение. По мере привыкания детей к чтению без внешних признаков проговаривания команда «Губы» подается все реже и реже.
2) Упражнение «Угадай» используется для развития языковой догадки (антиципационного восприятия текста). Это упражнение усваивается в нескольких последовательных вариантах:
1-й. Учитель
раздает карточки с
- Мы с папой сегод..(-ня) пош..(-ли) в ки..(-но).
2-й. Предлагаются на карточках тексты, отдельные слова в которых лишены окончаний.
Око., нашей дерев., есть неболып.. лесок. Летом ребя.. собирают там яго.. . За грибами мы ход., в боль., лес за рек.. . Там живет лесн... Хоро.. отдохнуть в его лесн.. домике.
3) Упражнение «Финиш».
Учитель раздает карточки с текстом для молчаливого чтения и указывает слово (группу слов), до которого дети должны как можно быстрее дочитать текст. Дочитав до нужного слова, дети поднимают руку. Учитель проверяет правильность (дети показывают ему заданное слово).
Чтобы предупредить скольжение по тексту и стимулировать внимательность чтения, нужно обязательно задавать контрольные вопросы по содержанию прочитанной части текста.
4) Упражнение «Буксир» используется для развития скорости и гибкости (умение менять скорость чтения в зависимости от содержания).
Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости 'чтения учеников. Дети читают тот же текст «про себя», стараясь успевать за учителем.
Проверка внимания и соблюдение режима скорости чтения детьми осуществляется путем внезапной остановки учителя на каком-либо слове и повторении его. Дети должны также остановиться на этом месте, указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делает выборочную проверку.
5) Упражнение «Молния» - для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости. Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния!» и продолжается от 20 секунд (вначале) до 2 минут (после освоения упражнения).
6.
Упражнения по антиципации
Предлагается прикрыть листом бумаги правую половину страницы, читать
начальные элементы устойчивых словосочетаний на левой половине и добавлять к ним возможные варианты окончаний. Правильность проверяется по тексту правой стороны.
1) Антиципация частей предложений.
Он сам во всем - виновен.
Дверь была - открыта, закрыта.
Солнце уже - взошло, зашло.
Весь день шел - дождь, снег.
Над рекой стелется
Ветер гнул - деревья.
Я уже прочитал эту
- книгу.
2)Антиципация поговорок.
Сделал дело... гуляй смело.
Тише едешь ... дальше будешь.
Дал слово... держи.
Мал золотник... да дорог.
Семь раз отмерь... один раз отрежь
Для упражнения в антиципации дается и связный текст, в котором пропущены слова.
Остальные виды работы можно рассматривать как игровые.
Кроссворды, шифровки, загадки, викторины развивают внимание, память, логическое мышление
Выводы по II главе
Систематическое использование подобного рода заданий, безусловно, принесет положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы. В результате выполнения предложенных упражнений уточняется и обогащается словарный запас учащихся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли. Появляется и развивается интерес и любовь к родному языку.
Заключение
Подводя итоги, можно сказать,
что чтение — это сложный психофизиологиче
Изучив общую и специальную литературу, мы можем сделать вывод о том, что у умственно отсталых детей процесс формирования навыка чтения имеет свои особенности в связи с нарушением у них таких важных психических процессов как восприятие, память, внимание, мышление. Большие затруднения в чтении обуславливаются также имеющимися у многих детей нарушениями зрения. Попытки коррекции его с помощью очков не всегда дают ощутимые результаты. В отличие от нормально развивающегося ребенка, умственно отсталый ребенок овладевает чтением значительно дольше. А процесс овладения чтением характеризуется качественным своеобразием на всех этапах формирования этого навыка: трудности в усвоении букв, в слогослиянии, в быстром узнавании слов и увеличении скорости чтения, в понимании прочитанного. В связи с этими трудностями в процессе овладения навыками чтения, у умственно отсталых детей наблюдается большое количество ошибок. Несмотря на это, с помощью коррекционной работы умственно отсталые школьники все же овладевают навыками чтения, одни на высоком уровне, другие - на низком.
Информация о работе Формирование компонентов процесса чтения в системе специального обучения