Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 21:28, курсовая работа
Цель работы – изучение особенностей формирования навыков чтения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы в общей и специальной методической литературе;
2. Выявить особенности формирования навыков чтения у учащихся с недостатками интеллекта;
3. Разработать игровые приемы формирования навыков чтения с учётом психофизиологических возможностей учащихся с нарушением интеллекта.
Введение3
Глава I. Теоретическое обоснование особенностей формирования навыков чтения у учащихся с нарушением интеллекта 5
Психофизиологические основы чтения5
Трудности в формировании навыков чтения у детей с нарушением интеллекта8
Методы и приёмы формирования навыков чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью17
Глава II. Формирование компонентов процесса чтения в системе
специального обучения28
2.1. Методы и приемы формирования правильного чтения28
2.2. Методы и приемы формирования беглости чтения33
2.3. Методы и приемы формирования осознанного чтения37
2.4. Методы и приемы формирования выразительности чтения40
2.5.Упражнения для обучения чтению42
Заключение49
Список литературы50
— из двух прямых открытых слогов (рано, мама, пера);
— из обратного и прямого слога (окна);
— из трехбуквенного закрытого слога и одной буквы (урок). Затем, слова без деления на слоги, даны в следующей последовательности:
— трехбуквенный закрытый слог и прямой открытый слог: СГС + ГС; ГС + СГС (назад, сучки);
— двусложные слова из трехбуквенных закрытых слогов: СГС + СГС (волков, белкин);
— трехсложные слова, состоящие из одной буквы, прямого открытого и трехбуквенного закрытого слога: Г + СГ + СГС; СГС + СГ + Г (увидал, чёрная);
— трехсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов: СГ+СГ+СГ (молоко)
—трехсложные слова, состоящие из двух прямых открытых слогов и
трехбуквенного закрытого слога: СГ + СГ + СГС; СГ + СГС + СГ (вытащить, корешки)
— трехсложные слова, состоящие из прямого открытого слога и двух трехбуквенных слогов: СГС + СГС + СГ; СГС + СГ + СГС (собрался, поднимет};
— четырехсложные слова, состоящие из одной буквы и трех прямых открытых слогов: Г + СГ + СГ + СГ; СГ + СГ + СГ + Г (увидели, хорошая);
— четырехсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов: СГ + СГ + СГ + СГ (закатали).
Далее следуют различные варианты слов, основанные на чтении отработанных слоговых структур.
Постепенно учащиеся овладевают слитным чтением слов со слогами, включающими стечение двух согласных звуков. Вначале они читают целиком слова, в которых есть открытые слоги со стечением двух согласных (ССГ), затем переходят к глобальному чтению двухсложных слов, включающих четырехбуквенный слог со стечением двух согласных и прямой открытый слог: ССГС + СГ (правда). В конце книги для чтения по слогам даны только пятисложные слова и слова со стечением трех согласных звуков (спря-тать-ся).
Для того чтобы облегчить ученикам переход от аналитического чтения к глобальному — целыми словами,— в книгу включены модели слов, которые учащимся следует отработать непосредственно перед чтением текста. Например,
Тря-сти —> трясти
проч-ти —> прочти
про-чи-тай —> прочитай
про-чи-тать —> прочитать
начиная с третьего класса, основная масса учащихся переходит на плавное чтение целыми словами. Какие условия способствуют развитию беглости чтения?
Чтобы перечитывание достигло положительных результатов, можно использовать следующие приёмы:
- ответы на вопросы о прочитанном строчками из текста;
- повторное чтение после указания учителем ошибок, допущенных учеником при первом чтении;
- нахождение и перечитывание отдельных мест текста при разборе содержания.
3. Очень важна для развития беглости чтения предварительная ориентация учащихся в тексте. Например, учитель говорит: «Сейчас мы прочитаем, как готовятся к зиме белки», «А сейчас мы прочитаем, как готовятся к зиме рыбы, лягушки».
4. Трудные для чтения слова, встречающиеся в тексте, учитель предварительно пишет на доске, и дети читают их вслух. После такой предварительной работы им легче будет читать текст, естественно, что и беглость чтения тоже возрастёт.
5. Для упражнений в нарастании темпа чтения можно использовать таблицы слов, написание которых отличается одной буквой: мал - мял, мушка – мошка, кашка – кошка.
Постепенно темп чтения этих слов убыстряется. Вывешивается новая таблица. С нею проводится такая же работа.
Помогает развитию беглости чтения сочетание различных способов работы. На одних уроках учащиеся читают и подробно разбирают текст со стороны содержания, лексики и фразеологии. На других уроках, когда читается лёгкий и интересный текст, подробного разбора не проводится, усваивается только общий смысл и последовательность событий.
Ни в коем случае нельзя торопить детей при чтении. Торопливое чтение, как правило неосознанное чтение, бездушное, чтение не для себя, а для учителя. Пользы от такого чтения никогда не будет. Нужно обязательно учитывать возможности каждого ученика. Надо чаще читать хором, всем классом, колонками, рядами, парами, по одному. Первый раз читать тексты должен только учитель, он передает текст грамотно, эмоционально Пусть дети следят пальчиком: через пальчик, выражаясь фигурально, передается грамота. Следует постоянно расширять их запас слов, когда дети понимают значение слов, им интересно читать.
Сознательность чтения предполагает понимание смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом.
Однако у школьников с недоразвитием интеллекта обнаруживаются трудности понимания на всех уровнях языковых единиц. Особенности восприятия текста детьми с интеллектуальным недоразвитием заключаются в следующем:
— в непонимании значений отдельных слов, даже в тех случаях, когда значение данного слова становится понятным из контекста, на основе установления логической связи этого слова с другими словами; или в тех случаях, когда значение слова ребенку известно, но оно дано в форме косвенного падежа и воспринимается им как новое, непонятное;
— в фрагментарном понимании текста;
— в неточном, а иногда и искаженном представлении ситуации, описанной в рассказе;
— в неумении установить смысловые связи между отдельными эпизодами в рамках одной части текста, между частями текста.
Особую сложность у детей вызывает установление причинно-следственных связей между поступком героя и его результатом, между причиной (мотивом) поступка и самим действием героя и т. п.
Для развития внимания к слову, как единству звуковой (внешней) и смысловой (внутренней) сторон, в учебнике предусмотрена работа над словом, словосочетанием и предложением. Слова, значение которых может вызвать у школьников определенные трудности, даны перед текстом, в рамочке и на цветном фоне, а также выделены полужирным шрифтом непосредственно в тексте. Таким образом, необходимо привлечь внимание детей к тому факту, что эти слова нужно не только прочитать, но еще и объяснить. В зависимости от того, какую смысловую нагрузку несут эти слова в понимании всего произведения, их значение может быть объяснено учителем непосредственно перед чтением текста или в процессе чтения текста по частям.
Работа над
словосочетанием и
Чтобы выяснить, как учащиеся понимают содержание текста, в методическом аппарате учебника предусмотрена определенная последовательность вопросов. Вначале даны вопросы, направленные на понимание фактического содержания текста. В том случае, если они не вызывают у детей особых сложностей, можно перейти к вопросам, требующим правильного установления и понимания смысловых связей внутри текста.
Для выявления понимания учащимися конкретного содержания текста предлагаются вопросы такого рода: «О ком говорится в рассказе?», «Что говорится в стихотворении о дожде?», «Где белка сделала кладовую?» и т.д.
С целью обеспечения понимания смысловых связей между отдельными фактами, событиями, явлениями, изложенными в тексте художественного произведения, учащимся даются, например, такие вопросы: «С чем сравниваются снежинки? Почему?», «Для чего белка сушит грибы впрок?», «Почему зайца называют беляком?» и т. п.
Помимо вопросов, в учебник включены задания на выборочное чтение. Задания могут быть направлены как на выяснение фактического содержания, так и на понимание причинно-следственных связей.
Выборочное чтение можно использовать на всех этапах работы над произведением. Как правило, в книге предлагается один из самых простых вариантов выборочного чтения, когда искомая часть текста представляет ответ репродуктивного характера. В качестве примера такого вида работы можно привести задание к стихотворению Ю. Кушака «Ночное приключение» — ученики должны ответить на вопрос: «Как выглядела снежная баба, которую слепили ребята?», подкрепляя свой ответ строчками стихотворения. Такие варианты заданий могут использоваться и при выяснении детьми причинно-следственных связей, положенных в основу сюжета. Например, к стихотворению Г. Ладонщикова «Кукла и Катя» предлагается следующее задание: «Почему кукла назвала Катю ленивой? Свой ответ подтверди строчками стихотворения».
Большое значение для понимания ситуации, описываемой в тексте, представляет иллюстративный материал. Ко многим текстам раздела учебника «Сказка за сказкой», а также к некоторым произведениям, помещенным в других разделах, даны серии сюжетных картинок, сам же текст представлен в виде подписей к ним. Такой подход предполагает не только конкретизацию отдельных фактов произведения, но также позволяет установить смысловые связи и отношения между ними. Серии сюжетных картинок можно использовать для составления плана, облегчающего пересказ текста. Отдельные сюжетные картинки даны к описательным текстам или к произведениям, в которых автор использует образные выражения или сравнения. В этом случае происходит уточнение словесного образа с помощью зрительного ряда.
С целью формирования интереса к прочитанному произведению, а также для развития воссоздающего воображения, активности и самостоятельности у детей с недоразвитием интеллекта, к ряду произведений предлагаются задания для графического иллюстрирования текста. Эти задания предполагают не только использование знаний, которые ученики получили в процессе анализа текста, они еще активизируют их творческие возможности.
Наибольшие возможности для развития сознательности чтения заложены в следующих видах работ:
- предварительная беседа;
- беседа в
связи с разбором частей
- работа над
планом и пересказом
- словарная работа.
Проверку осознанности чтения обычно провожу входе беседы по прочитанному. При этом вопросы должны касаться трёх уровней восприятия:
1 уровень – фактическое содержание.
2 уровень –
понимание причинно-
3 уровень –
собственная оценка
Выразительность чтения – это важное средство воспитания и обучения детей. Оно способствует пониманию произведения, воздействует на чувства, эмоции детей, помогает правильно раскрыть главную мысль произведения, воспитывает любовь к родному языку. Однако часто учитель требует выразительного чтения, но не знает, как научить читать выразительно.
Выразительно прочитать – это выдержать соответствующий темп, ритм, соблюдать паузы и логические ударения, нужную интонацию. Учащихся нужно обязательно учить технике выразительного чтения. Необходимо в первую очередь упражнять их в соблюдении грамматической паузы на знаках препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки требуют длительной паузы, запятая – короткой паузы).
Для выразительности чтения большое значение имеет логическое ударение, т.е. умение найти самое главное слово во фразе и выделить его голосом. Выработке этого умения помогают упражнения в перемещении логического ударения с одного слова фразы на другое с одновременным наблюдением за изменением её смысла. Например, учитель читает предложение с разной постановкой логического ударения.
Оля купила платье в магазине. (Кто купил платье?)
Оля купила платье в магазине. (Что сделала Оля?)
Оля купила платье в магазине. (Что купила Оля в магазине?)
Оля купила платье в магазине. (Где Оля купила платье?)
После того как дети узнают, что логическое ударение выделяется голосом, они начинают выкрикивать в этом слове ударный слог. Им следует пояснить, что выделить слово ударением – это не значит его выкрикнуть. Слово под ударением должно прозвучать сильнее других, но оно должно быть произнесено даже шёпотом. Необходимо также учить детей изменять силу своего голоса, высоту тона, темп и ритм речи, тембр голоса. Можно рекомендовать следующие задания:
Информация о работе Формирование компонентов процесса чтения в системе специального обучения