Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2015 в 20:32, курсовая работа
Цель: изучение вопроса формирования межличностных отношений у детей младшего и среднего дошкольного возраста средствами развивающих игр, игровых упражнений коммуникативной направленности.
Задачи:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования межличностных отношений детей младшего и среднего дошкольного возраста средствами развивающих игр, игровых упражнений коммуникативной направленности.
2. Изучение индивидуально-психологических особенностей детей младшего и среднего дошкольного возраста, характера их межличностного взаимодействия; степени их удовлетворенности сложившимися межличностными отношениями в среде сверстников; уровня сплоченности детского коллектива.
3. Определить эффективность работы (системы работы) по использованию развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности по формированию межличностных отношений у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Теоретические проблемы формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста
1.1 Общение как фактор формирования личности
1.2 Особенности коммуникативной деятельности детей 3-5 лет
1.3 Игра как ведущий вид деятельности дошкольника
Глава 2. Формирование навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста
2.1 Констатирующий эксперимент
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Список литературы
Блок 3. Я+ты=вместе.
Игровое упражнение «Знакомство»
Цель. Упражнение прививает навык общения мальчиков с девочками.
Ход упражнения. Педагог сообщает детям о том, что ним сегодня в группу пришла новенькая девочка. Он называет ее имя и фамилию. Затем задает детям следующие вопросы, предложив предварительно внимательно посмотреть на новенькую: - Как бы вы оценили ее внешний вид? (Аккуратная, стройная, нежная, красивая...)
-Кто должен поздороваться первым? (Мальчики. Дети показывают жестом и движением.)
-Что бы вы спросили у девочки, когда впервые бы ее увидели? После небольшого обсуждения педагог предлагает детям разделиться по парам и попробовать познакомиться друг с другом.
Прошепчи имя!
Цели: Сближение членов группы, состоящих из детей разного пола.
Ход игры: дети ходят по группе и по желанию могут шепнуть на ухо свое имя любому ребенку. (2-3 минуты.). Теперь, пожалуйста, остановитесь... Сейчас, когда вы снова начнете бродить по группе, вам нужно будет подходить к разным детям и шептать им на ушко теперь уже не свое, а их имена. Если вы не помните чьего-то имени, то попытайтесь угадать его. Ваш партнер поправит вас, если вы ошибетесь. (2-3 минуты.)
Имя и движение
Цели: Развитие умения чувствовать телесные движения другого ребенка. Запоминание членов группы и возможность представить себя группе самым необычным и фантастическим способом.
Инструкция: Сядьте в один большой общий круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя, и при этом делать какое-нибудь движение — руками, ногами, всем телом. Вся группа хором говорит имя ребенка и повторяет движение, сделанное им. После этого тот же ученик произносит свою фамилию и делает еще одно, уже другое, движение. И снова мы все вместе становимся эхом. Мы говорим хором его фамилию, и все повторяем его движение. Я начну первая. (После этого передайте ход своему соседу слева или справа.)
Кого не хватает
Цель: Развитие понимания необходимости и важность каждого члена детского коллектива вне зависимости от половой принадлежности.
Материалы: Большое покрывало.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Замечаете ли вы, когда в группе нет вашего друга или подруги? А замечаете ли вы, когда нет кого-то другого? Каждый ребенок в группе очень важен для нас. Когда кого-то нет, мы по нему скучаем. Разделяете ли вы это мнение? Я очень рада, что сегодня все здесь (если действительно никто не отсутствует).Пройдитесь вдоль всего круга и назовите каждого из присутствующих по имени.
Я хочу попробовать сыграть с вами в такую игру: один из нас будет прятаться, а остальные будут отгадывать, кто именно спрятался. Сначала я попрошу всех закрыть глаза, и пока никто этого не видит, тихо подойду к одному из вас и прикоснусь к его плечу. Тот, кого я выберу, должен будет открыть глаза, тихо-тихо выйти на середину, сесть на пол и укрыться вот этим покрывалом. После того, как он спрячется, я попрошу вас всех открыть глаза и угадать, кого не хватает. А теперь закройте глаза...
При разработке системы работы по использованию игр и игровых упражнений коммуникативной направленности (как разновидность методов социально-нравственного воспитания) для формирования навыков межличностного взаимодействия детей использовались материалы следующих авторов:
1. Воронова ВЯ Творческие игры старших дошкольников, М., 1997
2. Знакомимся с программой «Развитие». Пособие для воспитателей и родителей. Под ред. Дьяченко ОМ, Денисенко НС., М, 2002
3. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях ./ Под ред. МА Васильевой., М., 1990
4. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. С-Пб., 1998
5. и др.
2.3 Контрольный эксперимент
Для оценки эффективности и результативности педагогического воздействия на процесс формирования навыков межличностного взаимодействия детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством применения развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности (как разновидности средств социально-нравственного воспитания) использовался тот же диагностический материал по обследованию уровня сформированности навыков межличностного взаимодействия детей, коэффициента сплоченности детского коллектива и удовлетворенности состоянием отношений детей в коллективе сверстников, в исследования принимали участие дети той же возрастной группы, но уже ставшие в 2005-06 учебном году воспитанниками средней группы.
Диаграмма 4.
Анализ сравнительных результатов уровня сформированности навыков межличностного взаимодействия у детей (Диаграмма4 ) позволяет говорить о положительной динамике за период сентябрь, 2004-05 уч.год(2 младшая группа) – май, 2005-06 уч.год(средняя группа) . Так, изменились в качественную сторону:
• Показатель низкого уровня на сентябрь, 2004-05 уч.год наблюдался у подавляющего большинства детей – 70% (14 человек), к маю 2006-06 уч.года стал составлять 10% (2 человека).
• Показатель среднего уровня также претерпел изменения (за период соответственно) 30% (6 человек) - 35% (7 человек). Стоит сказать, что динамика роста этого показателя незначительная, но значимая, т.к. это можно объяснить значительным снижение показателя низкого уровня и повышением показателя высокого уровня сформированности исследуемых навыков.
• Показатель высокого уровня на начало обучения детей во 2 младшей группе отсутствовал, а к концу 2005-06 учебного года составил 55% (11 человек).
Анализ полученных результатов выявил стабильную положительную динамику у детей в формировании навыков межличностного отношения в процессе разнообразной деятельности детей. Но, максимально возможный, желаемый результат еще не достигнут, что позволяет наметить направления в работе с детьми по выделенной проблеме.
Диаграмма 5.
Анализ сравнительные результаты исследования (Диаграмма 5) коэффициента сплоченности детского коллектива и коэффициента удовлетворенности отношениями в коллективе сверстников также позволяет сказать, что имеется положительная динамика в развитии этих коэффициентов, которые являются показателями развития детского коллектива, в целом, и коммуникативной компетентности каждого члена этого детского сообщества. За обозначенный период обучения детей – 2005-6 учебный год- произошли качественные изменения коэффициентов:
• Разница коэффициентов сплоченности детского коллектива с сентября по май (средняя группа) составила 2,3, что составляет 35%.
• Разница коэффициентов удовлетворенности детей их отношениями детского коллективе за обозначенный период составила 0,4, что соответствует 20%.
Анализ показал, что динамика в развитии детского коллектива есть и следует продолжить работу в направлении сплочения детского коллектива.
Анализ результатов проективной социометрической методики (Диаграмма 6) позволяет отметить, что в данной возрастной группе еще пока есть дети, имеющие разный социометрический статус (сравнение с результатами за май, 2004-05 уч.года) (соответственно):
• Лидер – дети, получившие наибольшее количество (больше 4-х) положительных выборов - 3 человека, что составляло 15% , к концу обучения в средней группы стало на 1 человека больше, т.е. 4 человека – 16,7%.
• Предпочитаемые – дети, получившие 1-2 положительных выбора – 8 человек, что составило 40%, в мае 2005-06 уч.года их стало 17 человек – 70,8%. Здесь стоит отметить, изменения количества человек в группе, но %-й показатель несмотря на это вырос.
• Игнорируемые – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они как бы не замечены сверстниками) – 5 человек (25%) – 3 человека (12,5%) - в мае, 2005-06 уч.года.
• Отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы - 4 человека (20%) в мае 2004-05 уч.года, к концу обучения в средней группе данный социометрический статус отсутствует, что является ярким показателем проводимой развивающей работы.
Диаграмма 6.
Проведенный сравнительный анализ социометрического исследования позволяет говорить о положительной тенденции в плане развития дружеских взаимоотношений и формировании навыков межличностного взаимодействия в группе дошкольников, но следует её продолжить.
Следует сказать, что работа по формированию навыков межличностного взаимодействия с детьми выделенной возрастной группы будет продолжена в старшей и подготовительной группе, и будет направлена на решение следующих задач:
1. Развитие и воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении.
2. Развитие у детей навыков общения в разных жизненных ситуациях и с разными участниками общения (сверстники, педагоги, родители) и умения устанавливать контакт к окружающими людьми.
3. Развитие адекватной оценочной деятельности (в том числе, самооценки), направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
4. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему пониманию в процессе общения.
5. Формирование у детей умений и навыков практического владения средствами человеческого общения.
Результат всей проведенной работы (прогнозируемый результат) будет выражаться в наличии у детей навыков и умений конструктивного общения: навык построения эффективного общения и взаимодействия друг с другом в процессе разнообразной деятельности (умение находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, проявление чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого), согласованность своих желаний с мнением других участников взаимодействия, аргументированность при отстаивании своей точки зрения, справедливость и адекватность при самооценке и оценке других партнеров по деятельности, регулировании своего поведения в соответствии с нормами морали)
Так, выдвинутая гипотеза подтвердилась: целенаправленная и систематическая работа с выделенной группой дошкольников по использованию возможностей развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности (рассматриваются как разновидность методов социально-нравственного воспитания) позволила изменить качественные характеристики показателей сформированности навыков межличностного взаимодействия, улучшила психологический климат в детском коллективе и произошли существенные положительные изменения коэффициента сплоченности детского сообщества.
Заключение
«Ядром» социально-нравственного развития дошкольника является: умение хорошо ориентироваться в правилах культуры поведения; в овладении навыками всевозможных способов построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции партнера, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого); умение согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия; умение аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения; умение справедливо и адекватно оценивать себя и других партнеров по деятельности; умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами поведения.
Особенности коммуникативной деятельности детей 3-5 лет требуют от взрослого поиска новых эффективных путей нормализации и развития у детей коммуникативных навыков, которые предполагают адекватные проявления межличностного взаимодействия в процессе разнообразной деятельности как с взрослыми, так и в кругу сверстников. Важно во время начать работу по формированию этих навыков, т.к. находясь постоянно в обществе, ребенок должен строить адекватные отношения с этим обществом и учиться управлять своим поведением в любой ситуации.
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.
Так, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является (от 3-6,7 лет) игра. Её сущность заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности. В ней ребенок познает правила общения с людьми, учиться строить свои отношения с окружающей действительностью, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие.
Содержание развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности таково, что позволяет использовать их как одно из эффективных средств социально-нравственного развития детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Считаю, что результаты и материалы настоящей квалификационной работы можно применять на практике работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста и использовать педагогические возможности развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности как эффективное средство формирования навыков межличностного взаимодействия.
1. Афонькина ЮА., Урунтаева ГА. Практикум по детской психологии. М.,1995
2. Божович ЛИ. Личность и ее формирование в детском возрасте., М., 1998
3. Воронова ВЯ Творческие игры старших дошкольников, М., 1997
4. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста./ Дьяченко ОМ, Лаврентьева ТВ., М., 2000
5. Дошкольная педагогика./ Ядэшко ВИ, Сохина ФА., М., 1996
6. Знакомимся с программой «Развитие». Пособие для воспитателей и родителей. Под ред. Дьяченко ОМ, Денисенко НС., М, 2002