Формирование лексическиз навыков на занятиях по английскому языка в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Ввиду того, что позиции английского языка в мире как лидирующего средства международного общения все более и более усиливаются, и не наблюдается никаких весомых тенденций к остановке или замедлению данного процесса, проблема создания более эффективных методик раннего обучения английскому языку представляется крайне важной.Лексика в системе языковых средств является важным компонентом речевой деятельности. Это определяет ее важное место на каждом уроке и занятии. Лексика передает непосредственный предмет мысли в силу своей номинативной функции, она проникает во все сферы жизни, помогая отразить не только реальную действительность, но и воображаемую. Целью данной работы является технология формирования лексических навыков английского языка у детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы формирования лексических навыков у дошкольников на занятиях по английскому языку
§1. Психологические особенности усвоения английского языка детьми дошкольного возраста……………………………………………………….
§2. Отбор продуктивной и рецептивной лексики английского языка.
§3. Содержание обучения лексической стороне речи детей дошкольного возраста
§4. Технология формирования лексических навыков на занятиях по английскому языку в детском саду.
§5. Система упражнений по обучению дошкольников лексической стороне речи

Глава II. Специфика обучения лексике английского языка детей старшей группы.
§1. Диагностика уровня сформированности лексических навыков детей старшего дошкольного возраста……………………………….
§2 Формирование лексических навыков английского языка у старших дошкольников……………………………………………………………
§3. Контроль уровня сформированности лексических навыков у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………

Заключение………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………..

Приложение…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

ВКР по методике 2.doc

— 292.50 Кб (Скачать файл)

  4. Встречи с носителями английского  языка или инсценировка встреч  с куклами, одетыми в национальные  костюмы.

  5. Утренники и праздники с использованием английских песен и стихов.

  6. Проведение части занятий на английском языке, а части на родном, например, беседы о стране изучаемого языка, знакомство с его историей, географическим положением, культурой, сказками и другими произведениями для детей. (Протасова Е.Ю. Обучение иностранному языку дошкольников.// ИЯШ.- 1990.-№1.-С.38-42).

Изучив различные источники  литературы о требованиях к отбору лексического материала и его  организации, мы сделали вывод о  том, что огромную роль при введении лексических единиц играют ассоциативные  связи, поэтому при предъявлении новой лексики «…нужно давать не изолированные по значению слова, разбросанные в тексте, не слова в стишке, песенке, а знакомить ребенка сразу с группой слов, обозначающих какой-то кусок действительности…», а так же «… пара слов, связанных проверенной ассоциацией (враг – друг, стол – стул и т.п.), запоминается гораздо лучше, чем пара несвязанных слов, и, что очень важно, лучше, чем эти же слова, данные изолированно». (Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. С. 77).

Часто на занятиях для  лучшего запоминания и возникновения устойчивых ассоциаций используется так называемое кодирование и дифференциация лексики по семантическому признаку. Так всё зимнее, холодное можно обозначить снежинкой, а все летнее, жаркое - солнцем (художественные символы).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Преподаватели ясли - сада № 47 г. Санкт - Петербурга организовали подготовительные курсы обучения английскому языку на базе своего дошкольного учреждения. Они разработали технологию обучения лексической стороне речи. Следуя их методике активизировать лексику, усвоенную на прошлом занятии, следует после фонетической зарядки (примерно 10-12 минут). В зависимости от содержания материала активизация лексики может проходить в форме ответов на вопросы преподавателя, игр, составление диалогов, работы с картинками и так далее. Все это способствует приобретению навыков использования лексических единиц английского языка в речевой деятельности.

Введение новой лексики  проводится после закрепления знаний, полученных на прошлых занятиях. При  этом широко используется переводные и безпереводные  (рисунки, игрушки, модули) методы (примерно 5-7 минут).

Для знакомства с глаголами преподаватели  ясли - сада № 47 наиболее эффективной  считают форму подвижной игры.

Следующий подход к технологии формирования лексических навыков заключается в том, что формирование данных навыков на занятиях по английскому языку в детском саду должно проходить при помощи рифмовок и песен. Так для закрепления животных и цветов они предлагают следующую песенку:  The frog is green

       The cook is yellow

       The hair is white

       The mouse is grey…

В такие детские песенки и  рифмовки включен весь лексический  материал данного пособия. Веселый  мотив песенок позволяет неоднократно использовать их на занятии, что гарантирует  быстрое запоминание детьми нужного материала.

Заучивание детьми аналогичных  рифмовок способствует не только легкому  запоминанию материала, но и дает детям возможность расслабиться, сменить вид деятельности (Рыбакова Н.В., Колкова М.К. Английский язык через ситуации).

Никитенко З.Н. предложила свою технологию  обучения лексической  стороне речи английского языка. Она предлагает начинать обучение лексике  с глаголов движения (jump, ran, swim). Это  дает детям возможность взаимодействия и общения друг с другом, начиная с первых уроков, и видеть результат воздействия своей речи.

Если педагогу не думать как о мотивации ознакомления в целом, так и о мотивации  каждого задания и упражнения при организации тренировки и  применении, общении и взаимодействии не состоятся, останутся лишь формально выполняемые операции.

Следуя технологии разработанной  Никитенко З.Н. целесообразно начинать работу с лексическими единицами  с ознакомления. Значение слов раскрывается в основном через показ предметов, картинок или действий (без переводной метод), а если есть необходимость через перевод.

Чтобы у детей возник мотив ознакомления с той или  иной группой слов Никитенко З.Н. предлагает использовать проблемные ситуации. Основная задача, которая решается с помощью данного приема - это  помочь малышам осознать то, что эти слова им нужны. Для того, что бы дети начинали строить фразы с новыми словами, нужно, что бы слово прошло процесс интериоризации. Из этого можно сделать вывод о том, что цель упражнений заключается не в том, что бы дети вставляли слова в готовое высказывание, а в том, что бы ребенок научился пользоваться английскими словами как средством речевой деятельности.

В старшем дошкольном возрасте начинается формирование потенциального словаря, базой которого служит лексика, встречающаяся в рифмовках, песнях, стихах.

Для проверки знаний детей  Никитенко З.Н. предложила несколько  специальных контрольных заданий. В силу возрастных особенностей малыши не принимают прямой контроль, то есть дети не знают, что их деятельность оценивают. Сосредоточенность  на выполнение действий обеспечивается за счет правил игр, которые ребенок соблюдает, выполняя предлагаемую коммуникативную задачу. Характер любых контрольных заданий определяется методикой и содержанием обучения английского языка, конечно же не стоит забывать о психологических и индивидуальных особенностях дошкольников.

Данная технология может  быть использована при работе с дошкольниками  над любыми лексическими средствами общения в рамках тем и ситуаций, отражая игровую, учебную и семейно-бытовую  сферы деятельности.

Помимо перечисленных  выше технологий обучения лексике английского  языка в дошкольном учреждении В.И. Вронская рассматривает формирование лексических навыков на основе предметно  – практических видов деятельности.

Конечно, не следует забывать о том, что игра – основной вид деятельности, но помимо игры на занятиях по английскому языку можно использовать и другие виды деятельности, имеющие важное значение для становления личности ребенка. Среди них творческие изобразительные виды деятельности, конструирование, элементы трудовой, бытовой деятельности, физическая деятельность и так далее. Активная предметно – практическая деятельность детей не только повышает мотивацию овладения английским языком, но и создает «материальную основу» для качественного формирования элементов новой языковой системы в сознании ребенка.

      И.В. Вронская в  своей статье предлагает некоторые  приемы формирования иноязычных  лексических навыков в неречевых  (предметно-практических) видах деятельности. По мнению автора каждый вид деятельности предоставляет большие возможности для усвоения специфических групп слов.

Например: изобразительная деятельность и конструирование предусматривают знание слов, обозначающих различные предметы и их составляющие, их свойства или качества (внешность: hand, head, shoulder; растения: trees, flowers; постройки: house, palace; качества: big, small, green, red), а так же слов, необходимых для выражения своего мнения, отношения, оценки деятельности.

Проведение утренней гимнастики помогает усвоить названия снарядов и спортивных предметов ( ball, stick ) и предоставляет большие возможности для усвоения различных глаголов ( run, jump, go, swim, fly ).

    Использование в обучении  заданий, включающих элементы  трудовой деятельности дошкольников, так же может обогатить их иноязычный словарь названиями предметов различных групп ( toys, furniture, animals ).

    Таким образом, словарный  состав каждой из тематических  групп обусловлен особенностями  вида деятельности и, как следствие,  включает следующую лексику:

  • слова, обозначающие предметы, на которые направлены действия;
  • слова, обозначающие сами действия;
  • слова, которые обозначают «инструменты», необходимые для выполнения действий;
  • слова, позволяющие оценить результат деятельности и высказать о нем свое мнение.

Кроме всего вышеперечисленного важным компонентом технологии формирования лексических навыков являются специальные  лексические игры.

1. Цифры. Цель: повторение количественных числительных.

Ход игры: образуются две  команды. Справа и слева на доске  записывается вразброс одинаковое количество цифр. Преподаватель называет цифры одну за другой. Представители команд должны быстро найти и вычеркнуть названную цифру на своей половине доски. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.

2. Числительные. Цель: закрепление количественных и порядковых числительных.

Ход игры: образуются две команды. Преподаватель называет порядковое или количественное числительное. Первая команда должна назвать предыдущее число, вторая – последующее (соответственно порядковое или количественное числительное). За каждую ошибку команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков.

3. Запретное числительное. Цель: закрепление количественных и порядковых числительных.

Ход игры: преподаватель называет “запретное” числительное. Обучаемые хором считают (сначала называются количественные, затем порядковые числительные). “Запретное” числительное называть нельзя. Тот, кто ошибается и произносит его, приносит своей команде штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков.

4. Пять слов. Цель: закрепление лексики по теме или по одному из пройденных уроков.

Ход игры: пока обучаемый из одной команды считает до пяти, представитель второй команды должен  назвать пять слов по данной теме. Участник, не справившийся с заданием, выбывает из игры.

5.  Цвета. Цель: закрепление лексики по пройденным темам.

Ход игры: ставится задача назвать предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т.д. одного цвета.

6. Больше слов. Цель: активизация лексики по изученным темам.

Ход игры: образуются две команды. Каждая команда должна назвать как можно больше слов на заданную ей букву. Выигрывает команда, назвавшая большее количество слов.

Игру можно проводить и в письменной форме. Представители команд записывают слова на доске. В этом случае при подведении итогов учитывается не только количество слов, но и правильность их написания.

7. Угадай название. Цель: активизация лексики по изученной теме.

Ход игры: каждый обучаемый получает тематический рисунок. Он должен рассмотреть его и рассказать, что на нем изображено. Тот, кто первым угадает название рисунка, получает следующий и выполняет то же задание. Выигрывает тот, кто угадает больше названий.

8. Озвучивание картинки. Цель: активизация лексики по изученной теме, развитие навыков диалогической речи.

Ход игры: играющие образуют пары. Каждой паре даются картинки, к которым прилагаются карточки с соответствующими репликами. С их помощью необходимо озвучить картинки. Выигрывает пара, которая первой подготовит диалог и правильно его воспроизведет.

9.Найди цифру. Цель: развитие лексического навыка.

Ход игры: один из играющих называет любое слово, пришедшее ему в голову, желательно короткое. Второй участник должен назвать слово, рифмующееся с первым, третий – добавить еще слово в рифму и т.д. Тот, кто не может назвать слово в рифму, получает минус. Когда у кого-нибудь из играющих наберется три минуса, он выходит из игры. Выигрывает оставшийся последним.

     Можно выбирать только существительные в именительном падеже единственного числа или любые другие слова.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что для успешного овладения  лексическими навыками английского  языка необходимо:

  а) ознакомление  детей не с изолированными словами, а с группами слов, связанными семантической или фонетической ассоциацией;

   б) формирование  мотива для ознакомления со  словами данной семантической  группы;

  в) интериоризация  лексики через систему игр  и других видов деятельности, а не механическое запоминание слов по списку;

  г) включение новых  слов в систему отношений, уже  сложившуюся между известными  детям словами и их группами;

 д)согласованное знакомство  с лексическим материалом и  теми грамматическими операциями, которые позволяют ввести его в речевую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§5. Система упражнений по обучению дошкольников лексической стороне речи

Формирование лексического навыка предполагает овладение ребенком соотнесения всех лексических навыков, поэтому все компоненты данных навыков должны учитываться как при ведении лексических единиц, так и при формировании соответственно навыка работы со словарем, при активации лексики.

Мы предлагаем вашему вниманию несколько способов введения новых лексических единиц на занятиях по английскому языку в детском саду.

  • Введение существительных путем демонстрации обозначаемых предметов или их изображения на картинке, фотографии и соответствующего многократного называния слова изолированно, в назывном или связном предложении.

Например: при знакомстве дошкольников с лексикой на тему животные, воспитатель использует картинки с изображением различных животных или игрушки. При этом показывая картинку или фигурку воспитатель неоднократно называет это животное на английском языке (a cat, a dog, a frog) и затем активизирует  детей.

Информация о работе Формирование лексическиз навыков на занятиях по английскому языка в детском саду