Формирование лексическиз навыков на занятиях по английскому языка в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Ввиду того, что позиции английского языка в мире как лидирующего средства международного общения все более и более усиливаются, и не наблюдается никаких весомых тенденций к остановке или замедлению данного процесса, проблема создания более эффективных методик раннего обучения английскому языку представляется крайне важной.Лексика в системе языковых средств является важным компонентом речевой деятельности. Это определяет ее важное место на каждом уроке и занятии. Лексика передает непосредственный предмет мысли в силу своей номинативной функции, она проникает во все сферы жизни, помогая отразить не только реальную действительность, но и воображаемую. Целью данной работы является технология формирования лексических навыков английского языка у детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы формирования лексических навыков у дошкольников на занятиях по английскому языку
§1. Психологические особенности усвоения английского языка детьми дошкольного возраста……………………………………………………….
§2. Отбор продуктивной и рецептивной лексики английского языка.
§3. Содержание обучения лексической стороне речи детей дошкольного возраста
§4. Технология формирования лексических навыков на занятиях по английскому языку в детском саду.
§5. Система упражнений по обучению дошкольников лексической стороне речи

Глава II. Специфика обучения лексике английского языка детей старшей группы.
§1. Диагностика уровня сформированности лексических навыков детей старшего дошкольного возраста……………………………….
§2 Формирование лексических навыков английского языка у старших дошкольников……………………………………………………………
§3. Контроль уровня сформированности лексических навыков у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………

Заключение………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………..

Приложение…………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

ВКР по методике 2.doc

— 292.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические  основы формирования лексических навыков  у дошкольников на занятиях по английскому  языку

§1. Психологические особенности усвоения английского языка детьми дошкольного возраста……………………………………………………….

§2. Отбор продуктивной и рецептивной лексики английского языка.

§3. Содержание обучения лексической стороне речи детей дошкольного возраста

§4. Технология формирования лексических навыков на занятиях по английскому языку в детском саду.

§5. Система упражнений по обучению дошкольников лексической стороне речи

 

Глава II. Специфика обучения лексике английского языка детей старшей группы.

§1. Диагностика уровня сформированности лексических навыков детей старшего дошкольного возраста……………………………….

§2 Формирование лексических навыков английского языка у старших дошкольников……………………………………………………………

§3. Контроль уровня сформированности лексических навыков у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………

 

Заключение………………………………………………………….

 

Список литературы…………………………………………………..

 

Приложение…………………………………………………………………

 

 

 

 

Введение

         Ввиду того, что позиции английского  языка в мире как лидирующего  средства международного общения  все более и более усиливаются,  и не наблюдается никаких весомых  тенденций к остановке или  замедлению данного процесса, проблема создания более эффективных методик раннего обучения английскому языку представляется крайне важной.

Иностранный язык рассматривается  методистами и психологами как  неотъемлемая часть широкой программы  культурного и языкового развития личности ребенка дошкольника.

Дошкольный возраст  является сензитивным периодом для  формирования начальных навыков  общения на иностранном языке..

Изучение иностранного языка в последние десятилетия  входит в жизнь ребенка не только как учебный предмет, обязательный для усвоения, но и как одна из составных частей его жизни: ребенок слышит иностранную речь в средствах массовой информации, путешествуя за границу, пользуясь интернетом и просто компьютером. Ориентируясь на эти реалии и потребности ребенка, учебные заведения озабочены введением методик более раннего освоения иностранного языка. При этом многие осознают, что методика изучения языка в раннем возрасте должна принципиально отличаться от методик более старшего возраста. Основной задачей педагога, работающего с детьми на занятиях по английскому языку, является вовлечение детей в занятие через действие, рисунок, музыкальное сопровождение, именно такая методика отражает способ формирования у ребенка языковой действительности. Ведущей целью обучения английскому языку в дошкольном образовательном учреждении является совершенствование интеллектуальных, эмоциональных и мотивационных способностей детей путем формирования и развития у них основ иноязычной компетенции, проявления ее элементов в различных видах речевой деятельности.

Лексика в системе  языковых средств является важным компонентом  речевой деятельности. Это определяет ее важное место на каждом уроке  и занятии. Лексика передает непосредственный предмет мысли в силу своей  номинативной функции, она проникает во все сферы жизни, помогая отразить не только реальную действительность, но и воображаемую.

Жинкин Н.И. говорит: «Слова - это имена вещей, явлений, событий, имена всего того, что есть и  может быть в действительности. Если имя непонятно для слушающего, оно пусто, такого предмета нет. Любая вещь, даже воображаемая, к какой бы области сенсорики она не относилась, может стать заметной, если имеет имя, но если не знаешь имени вещи, то не можешь ничего сказать о ней. Особо наглядно эта зависимость проявляется при овладении английским языком».

Таким образом, тема данного  исследования – «Специфика формирования лексических навыков на занятиях по английскому языку в старшей  группе».

Целью данной работы является технология формирования лексических навыков английского языка у детей дошкольного возраста.

Предметом данного исследования являются эффективные методы и приемы обучения детей лексической стороне речи на занятиях по английскому языку в детском саду.

Объектом данного исследования является процесс формирования лексических навыков на занятиях по английскому языку в старшей группе.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

  • изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме формирования лексических навыков английского языка у детей дошкольного возраста;
  • выявить методы и приемы формирования лексических навыков на занятиях по английскому языку в дошкольном образовательном учреждении;
  • выявить уровень сформированности лексических навыков английского языка у детей старшего дошкольного возраста;
  • разработать и провести фрагменты занятий по формированию лексических навыков у детей старшей группы;
  • проконтролировать уровень сформированности лексических навыков у старших дошкольников;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы формирования лексических навыков у дошкольников на занятиях по английскому языку

§ 1. Психологические особенности  усвоения английского языка детьми дошкольного возраста.

 

Обучение иностранному языку должно вносить конкретный вклад в формирование всесторонне развитой, гармоничной личности. И поэтому первоочередной задачей обучения является введение ребенка в мир английского языка и культуры на доступном ему материале игр, детских стихов и песен, рифмовок и видеофильмов.

Изучение иностранного языка в  дошкольном возрасте помогает ребенку научиться не бояться непонимания и разрешать ситуации непонимания, которые неизменно возникают при общении с носителями языка. Дошкольник часто продолжает жить в своем придуманном мире, поэтому. одной из важных задач педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, является с одной стороны, необходимость все время следить за тем, что бы ребенок понимал о чем идет речь, а с другой выработать у него правильное отношение к реальности, к тому, что происходит вокруг.

Для того, что бы правильно решать поставленные задачи и организовать учебный процесс в дошкольном учреждении, воспитателю необходимо знать психологические особенности детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для начала обучения иностранного языка, так как дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, «секретов языка». Они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. С возрастом, как известно, эти благоприятные факторы теряют силу.

При обучении детей дошкольного  возраста лексической стороне речи необходимо помнить, что каждый возрастной период характеризуется своим типом  ведущей деятельности. У дошкольников ведущей деятельностью является игровая и очень важной деталью является предметная наглядность.

Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на английском языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания. Использование игровых приемов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности. Через игру у детей развивается умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать и оценивать свои действия.

Игра – это не только источник детской радости, но и основной способ решения учебных задач. Необходимость  использования игровых приемов  на занятиях по английскому языку  с детьми дошкольного возраста также  связана со спецификой предмета: в условиях когда все задачи обучения могут быть решены детьми на родном языке, новая игра является «психологическим оправданием» перехода на иностранный язык.

При работе с дошкольниками необходимо помнить, что они очень любознательны. При восприятии они склонны обращать внимание на все яркое и эмоционально-окрашенное, но в то же время внимание дошкольников неустойчиво, то есть они бывают сосредоточены лишь в течение нескольких минут. Дети не воспринимают длительных монологических объяснений учителя, поэтому любое объяснение и знакомство с лексическим материалом необходимо строить в форме беседы.

Нельзя забывать о том, что дошкольники  очень импульсивны, им очень трудно сдерживать себя, они не умеют полностью  управлять своим поведением. Дошкольники  очень быстро утомляются, поэтому необходимо следить за нарастанием их утомления и ни в коем случае не принуждать к дальнейшему продолжению работы. Необходимо проводить дополнительную игру при первых признаках снижения внимания, можно сменить вид деятельности (четкий переход от одного вида деятельности к другому способствует развитию произвольного внимания).

Мнемическая деятельность детей дошкольного  возраста еще несовершенна. Ведущим  в этом возрасте является непроизвольное запоминание: дети лучше и быстрее  запоминают то, что интересно и вызывает эмоциональный отклик. Следует отметить, что применение игровых приемов позволит создать условия для непроизвольного усвоения детьми лексических единиц в процессе увлекательного взаимодействия детей друг с другом.

Наряду с игровыми приемами при обучении детей второму языку необходимо широкое использование игрушек и картинок, так как благодаря этому у них развивается образная и ассоциативная память. А при четкой постановке задач обучения и организации их решения у детей развивается словесно-логическая память.

Воображение старшего дошкольника  достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер, мышление идет от наглядно-действительного  к наглядно-образному. Ребенок может  решать задачи не только путем непосредственных действий с ними, но и путем действия с наглядными представлениями.

Не все дети одинаковы и поэтому  у дошкольников наблюдается весьма значительное индивидуальные различия в психологическом развитии. Это  зависит от опыта их жизни, деятельности в семье, детском саду. У всех детей по-разному протекает процесс привыкания к обстановке, поэтому необходимо учитывать не только психологические, но и индивидуальные особенности детей. Постоянные контакты с ребенком, с родителями помогают найти индивидуальный подход к каждому ребенку.

И, конечно же, необходимо помнить, что дети запоминают лучше эмоционально насыщенные, повторяющиеся, ярко проиллюстрированные  или внешне привлекательные элементы, связанные с предыдущим опытом, соединенные  с музыкой или какой-то необычной ситуацией.

Что такое «способности»  детей к языку?

Мыслительные операции ребенка дошкольника могут вполне обеспечить овладения иностранным  языком путем сознательного оперирования языковыми средствами. Этот путь овладения  соотнесен с познавательной мотивацией.

Леонтьев А.А. в своей  статье писал, что «способностей» к  языку как таковых вообще нет, но следует задаться вопросом, что  на самом деле стоит за данным понятием.

Во-первых, комплекс особенностей типа высшей нервной деятельности и  другие индивидуальные особенности, определяющие протекание психических процессов. Это сказывается в усвоении знаний, умений, навыков и в формировании развития умений общения на иностранном языке.

Во-вторых, «способности»  к языку это различие в особенностях личности связанные с общением. Ребенок может испытывать затруднения не в самом овладении языком и не порождении иноязычной речи, а в социально- психическом взаимодействии воспитателя, ему мешает «психологический барьер». Это очень частый случай в практике, но подобные затруднения преодолимы с помощью взрослого.

Таким образом, способности  к языку складываются из многих компонентов, чаще всего неспецифичных и неспециализированных. Любой нормальный ребенок может  и должен овладеть иностранным языком. Если он этого не достигает, следовательно, у него не сформированы требуемые умения, либо недостаточно учтены его индивидуальные особенности. Отсюда вытекают два дидактических требования, которые необходимо учитывать в процессе обучения дошкольников иностранному языку:

1. Максимум опираться на возможности формирующего обучения.

2. Методика этого обучения должна быть такой, что бы при ней могли максимально реализоваться индивидуальные преимущества каждого ребенка.

Таким образом, психологические  функции обучения иностранному языку неразрывно связаны с системой психологических и социально-психологических функций обучения. Сознательное оперирование языковыми средствами доступно дошкольнику, и соответствующие навыки и умения могут и должны быть сформированы. Именно сознательный путь овладения иностранным языком, который должен быть сформирован к концу дошкольного возраста связан с познавательной мотивацией.

За понятием «способность»  к языку не стоит никакого четкого  психологического содержания. Во всяком случае, их наличие, либо отсутствие зависит от успешности методов используемых педагогом при обучении иностранным языком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Отбор продуктивной и рецептивной  лексики английского языка.

Работа над накоплением  словаря сопутствует всему процессу обучения. Почти на каждом занятии происходят знакомства с новой поэзией слов и работа по ее усвоению.

Обеспечить овладение  словом речи - первостепенный долг каждого  педагога. И у дошкольников следует  пробудить интерес к работе над  словарем, к постоянному его расширению.

Информация о работе Формирование лексическиз навыков на занятиях по английскому языка в детском саду